Файл: Русский язык функциональные стили москва 2019 Ответственный редактор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1126

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упражнение 47. Ознакомьтесь с текстом «Частная дипломатическая корреспонденция». Найдите сведения об особенностях оформления частной переписки в стране изучаемого вами языка, составьте письмо на русском языке и на изучаемом.

Термин «частная переписка» охватывает всю корреспонденцию по неофициальным вопросам. Необходимо следить самым тщательным образом за тем, чтобы имя и фамилия, титул и адрес адресата были написаны правильно. Ошибки в этом отношении говорят о небрежности, которая вполне справедливо может вызвать раздражение или недовольство получателя. Важную роль играет внешний вид писем. Никогда не следует писать письмо карандашом. Однако уже не считается плохим тоном, если частные письма напечатаны на машинке, особенно если известно, что у автора письма неразборчивый почерк. Стиль писем бывает, разумеется, разным в разных странах, и поэтому мы приводим ряд примеров из практики Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Франции. В Соединенных Штатах, как правило, следуют английской практике. Однако есть некоторые отклонения.

Так, в частной переписке употребляется следующая форма обращения: «Дорогой г-н Доу» или «Уважаемый г-н Доу» (Dear Mr Doe). Если письмо официальное, употребляется комплимент «Весьма искренне Ваш» (Very truly yours). В других случаях употребляется комплимент «Искренне Ваш» (Sincerely yours). Обращение: «Г-н Джон Доу». Английская форма «Эсквайр» не употребляется.

Многие люди в Соединенных Штатах очень щепетильны в отношении орфографии и порядка написания их имен, и то и другое всегда должно соответствовать тому, что стоит на их визитных карточках.

Замужние дамы пишут имя и фамилию своего мужа.

Дамы, состоящие в разводе, иногда добавляют к фамилии бывшего мужа свою девичью фамилию. Так, госпожа Джон Доу может стать госпожой Мэри Мартин Доу.

В адресе писем незамужним дамам всегда должно указываться имя. В Соединенном Королевстве форма личной официальной и неофициальной переписки определяется точными и в то же время сложными традиционными правилами.
Упражнение 48. Ознакомьтесь с текстом «Полуофициальная дипломатическая корреспонденция» (см. Тексты для работы). Составьте поздравительное письмо на русском языке и на иностранном языке, который вы изучаете, с учетом специфических комплиментарных формул, характерных для изучаемого иностранного языка.

Упражнение 49. Ознакомьтесь с тексом «Официальная дипломатическая переписка» (см. Тексты для работы). Составьте ноту протеста от лица литературного героя (по вариантам).
Упражнение 50. Прочитайте текст «Научная этика» (см. Тексты для работы). В соответствии с рекомендациями составьте научную рецензию на устное выступление (по вашему выбору).
Упражнение 51. Прочитайте текст «Программирование масс» (см. Тексты для работы), определите его стилистическую принадлежность (обоснуйте свой выбор); 1) выпишите из текста все словосочетания с цифровые обозначениями, записывая цифры именами числительными; 2) выпишите термины, определите их морфологический статус (часть речи).
Упражнение 52. Дайте оценку употреблению форм числа имен сущ. в предложениях публицистического стиля. Исправьте стилистические ошибки, мотивируя выбор грамматической формы слова.

1.Весной, пока стояли хорошие погоды, лесничество произвело посадку леса. 2. Применение хлоридов при снегопадах препятствует образованию снежных накатов, а там, где они уже образовались, способствует их разрушению, ликвидирует ледяные корки при гололеде, уменьшает силы смерзания льда с поверхностью дороги. 3. Вопросы, требующие согласований и разрешений Госавтоинспекции, изучаются заблаговременно. 4. В наше время возросли передвижения транспортных средств. 5. С каждым днем убыстряются ритмы нашей жизни. 6. Восемнадцать лет работает художественным руководителем в Доме культуры Н. А. Горлович. За это время он помог многим воспитать в себе чувства прекрасного. 7. Далеко не все разработки коллективов института отвечают задачам сегодняшних и завтрашних дней.

  

Упражнение 53. Укажите ошибки в выборе вариантных форм числа и падежа имен существительных; отредактируйте текст.

С тех пор как был создан наш завод, в третьем цеху не раз сменялся вид продукции. Но при всем этом сложились устойчивые изделия, которые теперь хорошо знают не только в Калиново. Изделия эти из белой жести. Они нужны на животноводческих фермах и в личном хозяйстве крестьянина. Это - подойник. Заказов на них очень много. Более 40 тысяч штук ежемесячно мы отправляем их потребителю.  А в осеннее время для дома бывают нужны жестяные крышки для консервирования огурцов, помидор, их трудно увидеть на полках магазинов в сезонное время. Нынче огурец уродился, и на товар особый спрос.
Упражнение 54. Дайте оценку употреблению относительных прилагательных. Проследите, как усиливаются их изобразительно-выразительные возможности (путем метафоризации, сообщения им качественных оттенков, образования от них степеней сравнения, кратких форм, форм субъективной оценки, пояснения их сравнениями).



1. С хозяйкой у ней наибеспрерывнейшие раздоры (Достоевский). 2. Утро туманное, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые (Тютчев). 3. Луна где-то сзади над городом, река под тенью его черна и бархатна (М. Горький). 4. Невыразимо прекрасен его [огня] великолепный, едва заметный для глаза трепет, создающий в пустыне неба и океана волшебную картину огненного города (М. Горький).
Упражнение 55.В отрывках из текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям, употребите простые или сложные формы степеней сравнения, выбирая синонимические формы из данных в скобках. Обоснуйте свой выбор, особо отметьте случаи стилистически оправданного использования обоих вариантов и, напротив, такие, где возможно употребление лишь одной из форм.

1. Невозможность в устной речи предварительного обдумывания позволяет использовать в ней (более непринужденный, непринужденнее) формы, чем в письменной. (Уч. пособие). 2. Если утверждается, что А (более сильный, сильнее) Б и (более сильный, сильнее) В, то устанавливается сравнение между ними, но в то же время А является (самый сильный, сильнейший, предельно сильный) относительно этих трех носителей признака (монография). 3. Различия между мерой и степенью проявляются (более контрастно, контрастнее), если рассматривать признак в динамике и в статике (монография). 4. Встает нежный ландшафт Украины: от Полесья до самого Черного моря, от Карпат почти до самого Дона… (Самый благодатный, благодатнейший) край! (Из газ.) 5. Обычно поздно вечером Анюта присаживалась к нему на койку и тоже смотрела на огонь; кто-нибудь в это время рассказывал в темном углу трудный фронтовой случай или что-нибудь (более веселое, веселее, повеселее) из довоенного прошлого (повесть).
Упражнение 56. Укажите и исправьте стилистические недочеты в предложениях.

1. Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным ее представителям. 2. Вера оказалась в преглупейшем положении. 3. Заказываем мы, к примеру, одно количество брюк и курток, а нам отпускают другое, в два раза меньшее необходимого. 4. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми. 5. Нищету этого зрелища подчеркивают все более ординарнейшие «вставки» в представление.
Упражнение 57.Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных; в случае необходимости замените их количественными. Произведите замену количественных числительных на собирательные; отредактируйте предложения.


1. Четверым балеринам предложили участвовать в этом конкурсе. 2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят в декрет, и работать станет труднее. 3. Так мы и живем: семь в одной комнате.  4. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 5. Эти двести метров, отделяющие оба института, учебный и исследовательский, преодолеть не так уж трудно.
Упражнение 58.Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые замещаются и пр.); отредактируйте предложения

1. В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки. 2. Этот полюбившийся зрителям герой не сходил со сцены на экранах телевизоров 14 вечеров, а затем отснятых по ним 18 фильмов сериала. 3. Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно. 4. Вся техника, которая используется в сельском хозяйстве, служит не только для того, чтобы облегчить жизнь земледельцев, но и чтобы помочь растениям улучшить их жизнь. 5. Люди ликовали: везде звучала музыка, раздавалась дробь каблуков. Мы говорили со многими из них прямо на площадях.
Упражнение 59. Исправьте ошибки в образовании и употреблении глаголов, причастий, деепричастий. Особое внимание обратите на использование форм времени вида и наклонения.

1. Столыпин значительно расширил учебную программу в уральском войсковом училище. Обучаемые слушали лекции по истории, осваивали военное дело, а после окончания училища производились в хорунжие. Дети же рядовых казаков, окончив училище, большей частью поступали в атаманскую канцелярию, где производились в урядники. 2. Выйдя из Кронштадта и высадя первый десант у берегов полуострова Морей, первая эскадра адмирала Спиридонова совместно с восстающими греками овладела городами Мизитра и Аркадия. 3. При неосторожном обращении с огнем, находясь в нетрезвом состоянии, произошел пожар. 4. Надо не только извещать об успешной работе бригады, но и вскрыть секреты этих достижений, рассказать, как они организовывают свой труд. 5. Лица, попытающиеся ночью пройти к причалу, встретятся с фактом негорения фонарей на пути всего следования к причалу.

Упражнение 60. Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении их в речи; отредактируйте предложения.

  1. Додонов строил фразу, пиша фельетоны, с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни. 2. Узнав о смерти поэта, Варвара так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте 36 лет. 3. Определив эти величины из астрономических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 4. Они очень зорко читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить бенгальские огни.
Упражнение 61. Укажите стилистические недочеты и ошибки в употреблении наречий (немотивированное использование сниженного (устаревшего) варианта, плеонастические сочетания при употреблении степеней сравнения, просторечные их формы, неправильный выбор наречия и т. п.); исправьте их, если нарушение нормы стилистически не мотивировано.

  1. «Дальше к Карскому морю берег поширше, километра три, а то и поболе», – заметил сержант Антипов, за простоватой внешностью которого скрывался умный, волевой человек. 2. В каждом дереве здесь частица души Мичурина, и всегда чудится, что он только вышел из сада и сейчас вернется к своим зеленым питомцам. 3. Свойства выведенных сортов более интенсивнее проявляются при условиях точного соблюдения всех требований агротехники. 4. Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: самой старшей сестре еще не исполнилось 15 лет, а младшая только почти родилась. 5. Новый метод оказался простее и экономичнее, но освоение его потребовало более лучше организовать нашу работу. 6. Никто в бригаде не может выполнить эту операцию ловчее, чем Нина Петровна.


Упражнение 62. Перестройте предложения таким образом, чтобы выраженное в них утверждение или отрицание приобрело усилительный, экспрессивный характер.

    1. Банкиры и региональные власти заинтересованы в тесном сотрудничестве. 2. Вексельная программа банка успешно работает. 3. Рамки этого сотрудничества будут расширяться. 4. Чемпион не растерялся после первого поражения. 5. Не всякий иностранец решится в наше время «делать бизнес» в России. 6. Контрабанда снижает себестоимость сигарет.
Упражнение 63. К приводимым предложениям дайте все синонимические синтаксические варианты, используя различные типы двусоставных и односоставных предложений. При составлении синонимических вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального предложения; сделайте сравнительный стилистический анализ предложений-синонимов.