Файл: Русский язык функциональные стили москва 2019 Ответственный редактор.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1136
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образец. Я читаю книгу с удовольствием. - Читаю книгу с удовольствием. - Книга! Ее нельзя читать без удовольствия. - Читая книгу, получаешь удовольствие. - Книга читается с удовольствием. - Книгу читают с удовольствием. - Мне сегодня читается: книга интересная. - Я не могу не читать книгу без удовольствия и т. д.
1. Погода, кажется, начинает портиться. 2. Мне хотелось бы провести выходной с друзьями. 3. Эти строки я пишу в самолете, который пролетает над Атлантическим океаном. 4. Заканчивая работу над этой композицией, скульптор вдруг подумал, а стоило ли ему так трудиться. 5. Лирический герой не может быть не похож на поэта.
Упражнение 64. Отметьте недочеты в строе предложений (нарушение связи между словами, смещение конструкции, пропуск членов предложения и т. д.). Отредактируйте тексты.
1. Морфологический строй научно-популярной литературы имеет глагольный характер, динамичен, велико внимание к действию, более активна роль автора, его взаимосвязь с читателем, чем в научном стиле. 2. Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра коллективов художественной самодеятельности. 3. Солома, впитывая в себя ценные питательные соки, выделяемые в силосе при молочнокислом брожении, охотно доедается скотом. 4. Где проходила наша экспедиция, то были глухие места. 5. Необходимо знания и навыки, полученные учащимися в школе, впоследствии могли бы быть применены ими в жизни. 6. На шелкоткацкой фабрике установлено 500 новых станков, а также для выработки объемной полиэфирной нити. 7. Ставшая популярной вексельная программа банков она успешно работает уже на протяжении двух лет. 8. После недавнего теракта против мэрии Бордо премьер-министр перебросил на Корсику дополнительные отряды полиции и поручил главному специалисту по терроризму 53-летнему следователю Жан-Луи Брючьеру. 9. В целях недопущения вывода лома в отвалы и расходование его не по назначению начальникам участков проводить систематическое обследование предприятий. 10. «Оплата жилья и коммунальных услуг военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и проживающими совместно с ними членами их семей, гражданами, уволенными с воинской службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составит 20 лет и более, и проживающими совместно с ними членами их семей, а также членами семей военнослужащих, потерявших кормильца и имевших право на указанные льготы на день гибели (смерти) военнослужащих, производится в размере 50 процентов в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (Постановление правительства РФ № 790). 11. В связи с обретением независимости Киргизию покинуло свыше … тысяч граждан.
Упражнение 65. Укажите недочеты, стилистические ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их. В случае необходимости замените сложное предложение простым.
1. Вопрос к господину Закаеву, который не может не волновать россиян… 2. Если бы эти мероприятия были бы проведены, эпидемия бы не разразилась. 3. Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего поручения. 4. Необходимо, чтобы знания и навыки, которые приобретают учащиеся в средней школе, могли бы быть впоследствии применены ими в жизни. 5. Докладчик просил, чтобы ему была бы предоставлена возможность выступить на собрании слушателей первого и второго курсов. 6. Наша победа в Лилленхаммере – это фундаментальность отечественной системы высшего спортивного совершенствования и организационной деятельности, доведенная до высокой степени профессионализма: школа, детская спортивная школа, училище олимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства, сборная команда, и надо во весь голос сказать – этот задел кончается, потому что редкие талантливые имена – это не система, а «золотая рыбка», выловленная на наших просторах.
Упражнение 66. Прочитайте отрывок из романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Найдите особенности, свойственные литературно-художественному стилю.
ДВЕ НЕДЕЛИ ОТПУСКА
Здесь хорошо, и я люблю так сидеть. А вот с людьми мне тяжело. Единственный человек, который меня ни о чем не спрашивает, это моя мать. Но с отцом дело обстоит уже совсем по-другому. Ему надо, чтобы я рассказывал о фронте, он обращается ко мне с просьбами, которые кажутся мне трогательными и в то же время глупыми. С ним я не могу наладить отношения. Он готов слушать меня хоть целый день. Я понимаю: он не знает, что на свете есть вещи, о которых не расскажешь.
Что сталось бы с нами, если бы мы ясно осознали все, что происходит там, на войне?
Поэтому я ограничиваюсь тем, что рассказываю ему несколько забавных случаев. (Э. М. Ремарк)
Упражнение 67. Прочитайте очерк о «правильной» и «хорошей» речи. Докажите, что представление автора о «хорошей» речи связано с владением стилистическими приемами.
ПРАВИЛЬНО ИЛИ ХОРОШО?
Распространено мнение: говорить хорошо – значит говорить правильно. Это ошибка. Можно говорить абсолютно правильно, но вовсе не хорошо. Можно говорить очень хорошо и далеко не правильно. Два определения могут как бы накладываться друг на друга, но не заменять одно другое.
Чем же одно понятие отличается от другого?
Возьмем искусственный пример: вообразите, что любящая мать шепчет своему малышу: «Дорогой мой сын Игорь! Я не сомневаюсь, что ты не в состоянии оценить всю силу моей любви к тебе, но знай, что она не имеет предела и что, рассуждая по справедливости, ты должен отвечать на нее примерно таким же по силе чувством!»
Вы навряд ли сумеете указать на какую-нибудь грубую ошибку в построении этой речи. Она безукоризненна. Но думаете ли вы, что она уместна в данной ситуации, полагаете ли, что мальчуган прослезится, услышав эти слова?
...Наши писатели неоднократно использовали утрированно- правильную русскую речь для характеристики персонажей- иностранцев. Перечитывая «Обломова», обратите внимание на чрезмерную правильность речи русского немца – Штольца. Штольц говорит как пишет. Построение его фраз много правильнее и четче, чем у всех персонажей романа. Доведись вам встретить такого человека в жизни, вы довольно легко заподозрили бы в нем «нерусского» вопреки его стремлению казаться стопроцентным русаком.
Поразмыслите надо всем этим, и вы убедитесь, что живую речь русского человека от речи иностранца отличает не старательное соблюдение грамматических и синтаксических правил, а нечто совершенно иное.
(Л.В. Успенский)
Упражнение 67. Сопоставьте текст поздравления С. К. Шойгу сотрудников военной разведки (от 05.11.2018) с текстом стихотворением в прозе И. С. Тургенева «Русский язык». Найдите в тексте особенности, свойственные литературно-художественному и публицистическому стилям.
И.С. Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
С.К. Шойгу: «На протяжении всей своей истории военная разведка играет особую роль в укреплении обороноспособности нашего государства. В годы суровых испытаний и в мирное время она своевременно обеспечивает руководство страны полной и достоверной информацией, необходимой для принятия важнейших решений».
ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ
Текст 1. Ф. А. Кузин. Научная этика
В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи и результаты, полученные кем-либо другим, за свои. Ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента.
Во-вторых, этические нормы научной деятельности служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первая среди них – необходимость отстаивания истины. Так, широко, например, известно изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными привходящими обстоятельствами. История науки с благодарностью чтит имена подвижников (таких, например, как Джордано Бруно), которые не отреклись от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти.
К моральным ценностям науки необходимо также отнести оценку истинности научных утверждений независимо от расы, пола, возраста, авторитета. Так, результаты крупного, известного ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты начинающего исследователя.
В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они лишь требуют, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе – логически или экспериментально –обоснованным.
Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-либо другому. Для того, чтобы удовлетворять этим требованиям, он должен хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки. Публикуя результаты своих исследований, он должен четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто им самим. Кроме того, в публикациях ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты. При этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.
В научном сообществе научное знание должно становиться общим достоянием, а сам ученый должен быть беспристрастным и искать истину бескорыстно. Вознаграждение и признание необходимо рассматривать лишь как возможное следствие научных достижений, а не самоцель. Этические нормы охватывают и другие стороны научной деятельности: процессы подготовки и проведения исследований, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения и т. п.
Отдельные нарушения этических норм науки, хотя и могут вызывать серьезные трудности в развитии той или иной области знания, в общем все же чреваты большими неприятностями для самого нарушителя, чем для науки в целом. Однако когда такие нарушения приобретают массовый характер, под угрозой оказывается уже сама наука. Сообщество ученых прямо заинтересовано в сохранении климата доверия, поскольку без этого было бы невозможно дальнейшее развитие научных знаний. Ученый, максимально информированный в области своих изысканий, за их пределами часто является некомпетентным человеком. Раскрытие физиками тайн атомного ядра позволило создать сначала атомную, а затем водородную бомбу – чудовищные средства уничтожения жизни на Земле. Создавать или не создавать атомную бомбу – это уже вопрос не физической теории, а скорее психологии, социологии и других гуманитарных наук. Между тем он решался не учеными, а политиками, которые сумели привлечь к исполнению своих замыслов ряд выдающихся ученых. Рано или поздно необходимо разрешить проблему правильного использования достижений науки. В таком случае сразу возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. К сожалению, достижение истины не всегда ведет к добру. В этой связи очень к месту вспомнить слова французского мыслителя М. Монтеня, который сказал: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред».
Анализ результатов чужого труда, его оценка (даже в негативном плане) должны быть объективными и быть выражены стилистически корректно. Для этого необходимо уметь сопоставить результаты нескольких исследований одного и того же научного вопроса, объективно оценить значимость проведенной работы, видя перспективы данного исследования, уметь выразить отношение к значимости исследования, используя формулировки согласия, несогласия.
Словарь научной этики достаточно обширен.
1. Выражение несогласия (критики): можно отмечать недостатки, вскрывать недостатки