Файл: Применение профессиональных стандартов в системе управления персоналом организаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1453

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Провести анализ на соответствие существующих наименований должностей в компании наименованиям должностей из профессиональных стандартов;

  • Провести проверку соответствия содержания должностных обязанностей сотрудников трудовым функциям и действиям, прописанным в профессиональном стандарте;

  • Провести посредством аттестации оценку квалификации сотрудников в соответствии с квалификационными требованиями, содержащимися в профессиональном стандарте;

  • Организовать процесс получения необходимого образования и недостающих знаний и навыков.

В будущем будет создана процедура независимой оценки сотрудников, которая будет проводиться специализированными центрами, уже появляющимися в нашей стране. Для проведения работодателей подобной оценки сотрудника потребуется его письменное согласие. Подобная оценка производится с отрывом от работы и на период ее проведения за сотрудником сохраняется должность и средняя заработная плата. Успешно сдав профессиональный экзамен, сотрудник получит свидетельство о квалификации.26

Появления профессиональных стандартов в рамках Российского законодательства оказывает непосредственное влияние на возможность проверки и оценки квалификации сотрудника, его компетенций и знаний теоретических основ через проведение аттестации в том числе, что поможет выявить соответствие или несоответствие сотрудника занимаемой должности.

Также положения профессиональных стандартов оказывают непосредственное влияние на процесс формирования федеральных образовательных стандартов профессионального образования государства.

Таким образом, можно говорить, что в будущем с помощью такой стандартизации удастся решить проблему расхождения между необходимыми работодателю профессиональными навыками и знаний и навыками, полученными выпускниками различных учебных заведений.

Ключевыми задачами сферы управления, которые будут решены с введением профессионального стандарта, являются:

  • выявление потребности в сотрудниках определенной квалификации;

  • усовершенствование кадровой документации и местных нормативных актов;

  • детализирование требований к функционалу и квалификации соискателя на незамещенную должность;

  • усовершенствование организационной структуры компании;

  • выявление трудовых функций и обязанностей сотрудников в связи со спецификой применяемых технологий и разграничением прав и обязанностей;

  • оптимизация штатного расписания, проверка соответствия ему трудовых договоров, должностных инструкций и личных карточек сотрудников;

  • усовершенствование системы оплаты труда в соответствии с уровнем квалификации и итогами профессиональной деятельности сотрудников;

  • повышение эффективности системы оценки и аттестации сотрудников компании с учетом функциональных задач и квалификационных требований;

  • оптимизация содержательных и структурных аспектов образовательных программ, а также методов проведения процесса образования;

  • организация подготовки и переподготовки сотрудников, а также процесса получения ими необходимого профессионального образования в соответствии с требованиям профессиональных стандартов.27


Соответственно, ключевой задачей внедрения системы профессиональных стандартов является поступательное введение их на всех субъектах хозяйствования.

Следовательно, с применением профессиональных стандартов работников появляется возможность самостоятельного определения личного профессионального уровня, получения логичных представлений об уровне профессионализма, который необходим для дальнейшего карьерного роста, а также надлежащих знаниях, умениях и границах своих трудовых функций.28

Использование профессиональных стандартов способствует также регламентированию процесса назначения на конкретную должность соискателя, в связи с появлением комплекса единых требований к должности по уровню знаний, практическому опыту, навыкам и компетенциям работника, что в конечном итоге обеспечивает скорейшее решение проблемы непрофессионализма сотрудников организаций, функционирующих в различных сферах.29

У работодателей появляется система более подробных, чем квалификационные характеристики, и более адекватных современному уровню развития НТП и народного хозяйства нормативно-правовых документов, которые способствуют созданию более качественных должностных инструкций, совершенствованию оценки результатов труда и трудового поведения работников, организации их обучения, вознаграждения, перемещений.30

Обозначенные факторы приведут к повышению продуктивности рабочей силы, уменьшению числа трудовых конфликтов, повышению согласия и взаимопонимания между сотрудниками и руководством организации, что приведет к росту степени удовлетворенности своим трудом у сотрудников. На основе профессиональных стандартов, содержащих обоснованные требования к профессиональным качествам работников, необходимо проводить разработку образовательных стандартов и программ обучения в образовательных учреждениях. Можно сделать вывод, что требования рынка превалируют над иными интересами образовательной системы.31

Тем не мене, необходимо отметить появление целого ряда проблем, связанных со сложностью осуществления координации процессами разработки и внедрения профессиональных стандартов наряду с отсутствием системности проведения различных мероприятий в этой области, что объясняется, прежде всего, необходимостью ускорения всех этапов введения профессиональных стандартов. Также остались еще вопросы, которые требуют самого пристального внимания и задачи, на решении которых необходимо сконцентрировать свои усилия, обозначившиеся при подготовке и введении в действие профессиональных стандартов вопреки использованию на практике комплексного подхода решения возникающих проблем.




2.2 Роль профессиональных стандартов в системе управления персоналом организации

Научно-технический прогресс оказался тем определяющим фактором, что сформировал целый комплекс требований, как к образовательному уровню, так и к квалификации сотрудников компании в настоящее время. Тенденциями последних лет является также бурное развитие технологий, внесшее значительные коррективы и модернизировавшее производственный процесс, и существенное изменение специфики современного рынка труда, в связи с упрочением тренда на необходимость непрерывного развития своих компетенций и навыков.

Персонал, обладающий необходимым уровнем компетенций и нацеленный на реализацию стратегических целей и амбициозных планов компании по достижению эффективности хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентоспособности, является ключевым фактором для обеспечения успешности этой кампании в условиях современного рынка.

Таким образом, должны произойти существенные изменения, способствующие повышению эффективности кадровой политики организации, вследствие появления потребности во внедрении профессиональных стандартов.

Большинство государственных и муниципальных учреждений, а также представителей бизнеса уже остро ощутили необходимость внедрения и использования при управлении человеческим капиталом профессиональных стандартов.

Можно говорить о существовании в крупных компаниях нашего времени стандартной системы управления человеческими ресурсами, в состав которой входят определенные блоки, подразделяющиеся по функциональному признаку и в соответствии с различиями стоящих перед ними задач и обеспечивающие функционирование данной системы. Ключевыми задачами современных систем управления человеческими ресурсами в компании являются:

  1. управление кадровым составом организации, его качественными и количественными показателями согласно стратегическим целям компании;

  2. обеспечение оптимального использования профессиональных навыков сотрудников организации;

  3. внедрение и эффективное применение современных кадровых технологий;

  4. содействие непрерывному развитию сотрудников посредством создания в компании необходимых условий труда.32


Среди стратегически важных направлений работы кадрового подразделения можно выделить разработку инструментария для определения потребностей в конкретных специалистах для каждого подразделения структуры, набор сотрудников в организацию в соответствии надлежащими компетенциям, а также принятие кадровых решений, направленных на упреждение возможных проблем с созданием и дальнейшим развитием кадрового состава, в чьи задачи входит, прежде всего, выполнение трудовых функций и решение текущих рабочих вопросов. В процессе реализации этих направлений деятельности необходимо своевременно без вреда, с точки зрения обеспечения хода выполнения подразделениями своих рабочих функций, замещать открывшиеся вакансии, проводить анализ актуальности должностей в штатном расписании, с тем, чтобы объективно подходить к планированию трудовых ресурсов компании. Благодаря использованию в организации профессиональных стандартов появляется возможность адекватной и обоснованной оценки ситуации с занятостью персонала на рабочих местах на предприятии, определения потребности в проведении работы по изменению организационной структуры компании с целью оптимизации, а также выявление качественные и количественные показатели, характеризующие перемены в кадровом составе.

Как наиболее важная составляющая современного хода реализации кадровой политики компании, занимающейся любым видом деятельности и имеющей любую форму собственности, профессиональные стандарты выступают в качестве ориентира для определения эффективности всей кадровой политики и ее отдельных элементов, таких как:

  • планирование потребности в персонале: набор и отбор;

  • формирование системы оплаты труда;

  • адаптация и обучение, аттестация и оценка;

  • кадровое делопроизводство;

  • организация корпоративной социальной ответственности.33

В задачи профессиональных стандартов входит системное описание и оценка результатов профессиональной деятельности сотрудника компании с точки зрения как деятельностного, так и компетентностного подходов.34

В целях нашего исследования необходимо отметить особую важность применения профессиональных стандартов в процессе формирования системы сертификации персонала и проведения оценки уровня квалификации сотрудников компании, при подготовке образовательных программ и стандартов, отвечающих требованиям бизнеса, для дальнейшего обучения персонала организации.


Данные обстоятельства не противоречат статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации, разъясняющей «права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников».35

Коллективный договор наряду с трудовым договором, положением по обучению и развитию персонала и разного рода соглашениями является основой для организации процесса подготовки и предоставления работодателем сотрудникам организации дополнительного профессионального образования. В ситуации, когда дополнительное профессиональное образование является необходимым условием для выполнения сотрудниками своих трудовых функций по определенным видам деятельности с точки зрения федерального законодательства и различных нормативно-правовых актов Российской Федерации проведение этого обучения является обязательным для работодателя.36

Основной проблемой современных промышленных предприятий является высокая неудовлетворенная потребность в замещении вакантных позиций руководителей среднего и начального звена, мастеров и рядовых квалифицированных рабочих.

В связи со значительным опережающим развитием современных технологий наблюдается пропасть между уровнем технологического развития и существующей системой производственных требований к составу, уровню образования и компетенциям рабочих профессий, что обусловлено отсутствием должных изменений в системе образования.

Основными проблемами обеспечения квалифицированной рабочей силой процесса производства в первую очередь в инновационных областях экономики, лишь обостряющимися с течением времени, являются:

- пропасть знаниями и компетенциями, полученными работники в системе профессионального образования, и требованиями со стороны работодателя;

- повышение затрат компании на адаптацию и профессиональную переподготовку сотрудников;

- несвоевременность проведения профессиональной переподготовки кадров.

Поэтому рассмотрим еще одно направление деятельности профессиональных стандартов в системе управления персоналом – профессиональное развитие кадрового состава организации.

Ключевыми целями профессионального развития кадрового состава является поддержание и повышение квалификационного уровня работников посредством получения ими актуальных знаний, развитие их способностей, а также формирование у них требующихся навыков и компетенций. В ситуации, когда в соответствии с профессиональным стандартом от сотрудника требуется более высокая квалификация, чем та, которой он обладает, работодатель имеет право отправить работника на курсы повышения квалификации или поставить его перед необходимостью получения профильного образования, как в средних профессиональных, так и в высших учебных заведениях, или даже степени МВА.