Файл: Применение профессиональных стандартов в системе управления персоналом организаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1457

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
42

Во французской законодательной базе под компетенциями понимают ресурсы, применяемые индивидом в процессе определенной деятельности в определенной ситуации, будь то решение проблем или иная ситуация.43 При этом основные составляющие компетенции, такие как когнитивная, опытная и поведенческая части, повергаются усовершенствованию в процессе деятельности определенного организационного контекста. При таком подходе происходит объединение организационного, контекстуального и индивидуального человеческого аспекта компетенции. В соответствии с французской методологией разработки профессиональных стандартов их формулировка осуществляется на основе организационных контекстов с учетом условий труда, в которых реализуется трудовая функция.

В Бельгии применяются подходы, похожие на французские. Для немецкого законодательства принято определять значение термина компетенция действия в качестве альтернативы профессии, предметно-ориентированной способности к социально ответственному и адекватному поведению при определенных обстоятельствах.44

Профессиональный стандарт является многофункциональным документом, применяемым в следующих контекстах:

- для формирования кадровой политики и управления персоналом в сфере труда;

- при разработке и усовершенствовании федеральных образовательных стандартов государства, профессиональных программ и проведении профессиональной аккредитации общественных образовательных программ в системе профессионального образования;

- при проведении независимой оценки квалификации.45

При принятии руководством компании решения о применении системы профессиональных стандартов приказом создается рабочая комиссия или назначается ответственный сотрудник. В настоящее время образцы подобных приказов можно найти в справочных системах.

Рабочей комиссией проводится анализ профессий, специальностей и должностей, подлежащих обязательной профессиональной стандартизации. На основе этого исследования рабочей группой составляется план, в котором отражен график применения новой системы к различным группам сотрудников.

Первый этап включает в себя проверку соответствия квалификации сотрудников организации требованиям стандартов, что позволяет в будущем провести планирование обучения, и соотнесение соответствия названия должностей в компании списку должностей в реестре профессиональных стандартов с последующим их переименованием.


Далее проводится выявление необходимости внесения изменений в должностные инструкции сотрудников и составления дополнительных соглашений к трудовым договорам. В рамках планирования деятельности по введению в организации профессиональных стандартов проводится определение сроков для всех периодов его реализации, что отражается в графике внедрения стандартов.

Тем не менее, в настоящее время у сотрудников нет возможности пройти необходимое обучение для подтверждения квалификации в соответствии с профессиональным стандартом. На современном этапе центры оценки квалификации (ЦОКи) находятся на этапе юридической регистрации, разработки программ обучения и их пробного использования, в будущем же в них будет осуществляться предварительное обучение с последующей сдачей экзаменов и получением свидетельства о профессиональной квалификации.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что деятельность, чьей целью является разработка, усовершенствование и повсеместное введение на практике профессиональных стандартов ведется сразу по ряду направлений вот уже на протяжении двадцати лет.

Первым направлением деятельности является формирование общенациональных систем стандартов на основе локальных отраслевых систем, что получило широкое распространение в целом ряде развитых стран, среди которых в том числе Великобритания, США, Австралия, Канада, Япония, Германия, Нидерланды, Румыния Чили, Малайзия, Филиппины и Турция.46

Вторым направлением является разработка новейших подходов и методологий создания и применения профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты применяют для обеспечения управляемого карьерного роста и профессионального развития в трудовой сфере и для формирования базы по разработке программ профессиональной подготовки и эффективных методик проведения аттестации и оценки результатов профессионального обучения в образовательной сфере.

Третьим направлением является расширение применения профессиональных стандартов среди сотрудников кадровых подразделений и отделов по корпоративному обучению и развитию персонала, работодателей и сотрудников, получающих различное профессиональное образование разного уровня, руководители учебных заведений и преподавательского состава.



Четвертым направлением деятельности является проведение обмена опытом по проблемам, возникающим при разработке и применении профессиональных стандартов. Процесс формирования системы профессиональных стандартов полным ходом идет в таких мировых регионах как страны Азии, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, в бывших советских республиках, а также практически во всех экономически развитых странах мира, потому налаживание процесса обмена опытом помогло бы избежать многих ошибок.47

Появление профессиональных стандартов является общемировой практикой, и несмотря на то, что в Российской Федерации стандартизация находится в зачаточном состоянии, для ведущих зарубежных стран она не является новинкой. Великобритания обладает передовым опытом по профессиональной стандартизации.

На текущий момент можно говорить об отсутствии какой-либо системной практической проработки и методической поддержки начального этапа внедрения профессиональных стандартов в организации, даже при наличии большого числа публикаций касательно этой области знаний. Основными причинами этому являются различные факторы, как организационного, так и методического характера. При этом предлагаются к рассмотрению определенные сроки и различные схемы проведения подготовительных работ на начальном этапе, в то время как алгоритм процесса внедрения профессиональных стандартов полностью отсутствует в подобных нормативно-правовых документах.

Так же следует отметить общий расплывчатый характер формулировок и определений основных категорий и понятийного аппарата, что, безусловно, лишь затрудняет возможность реализации предложенных в регламентирующей документации программ.

Автором было проведено исследование причин отсутствия реализации профессиональных стандартов в практике отечественных компаний. Среди компаний для анализа были выбраны организации разных отраслей: индустрия красоты (Салон «Леди»), сфера гостеприимства (сеть хостелов «Countries»), ресторанный бизнес (сеть ресторанов «DelMar»), логистическая компания («TimePoint», предприятие розничной торговли («Mixit», строительная фирма («БригадуНадо»), холдинг «КубГрупп» и другие. Общее число респондентов 23. Анкета представлена в приложении 1. Анкетирование происходило путем прямого обзвона по предварительной договоренности. Важно подчеркнуть, что все из опрошенных компаний имеют специальные отделы кадров, занимающиеся различными вопросами в сфере управления персоналом.


По результатам аналитического исследования были получены следующие результаты:



Рисунок 4. Результаты анкетирования

Разработано автором

При этом, только 22 % опрошенных ответили, что им знаком Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ о разработке профессиональных стандартов, практически 40% опрошенных воздержались от ответа, 38% респондентов не знакомы с данным законом, что входит в противоречие с первым вопросом.

Для проверки компетентности респондентов в теме исследования автором был разработан контрольный вопрос – что представляют собой профессиональные стандарты. Интересен факт, что подавляющее большинство опрошенных (в том числе те, кто ответил, что знаком с профессиональными стандартами и законом о их разработке) выбрали первый вариант ответа – то же самое, что и должностные инструкции. Хотя отметим, что по результатам реферирования научной литературы профессиональные стандарты охватывают: список требований к уровню основного и дополнительного образования, опыту практической деятельности, и представляющий собой структурированное описание сущности профессиональной деятельности в виде функциональной карты и обобщенных характеристик трудовых функций, как совокупности определенных специфических трудовых функций, действий, знаний и навыков. Таким образом, наиболее близкий краткий вариант ответа в анкете – d.



Рисунок 5. Результаты анкетирования

Разработано автором

Кроме того, среди опрошенных респондентов только в одной компании – холдинг «КубГрупп» в текущий момент ведется разработка профессиональных стандартов. Специалист отдела кадров объяснил необходимость их разработки тем, что группа компаний имеет различную отраслевую направленность и для упрощения процедуры ведения личных дел всех сотрудников руководством принято решений перейти к единой форме.



Рисунок 6. Результаты анкетирования

Разработано автором

Также среди опрошенных 3-е респондентов ответили согласием на вопрос о желании или потребности разработки профессиональных стандартов в ближайшей перспективе. Что касается оставшихся респондентов, для них был разработан дополнительный вопрос, отражающий причины незаинтересованности в разработке профессиональных стандартов.


Подводя итог, на сегодняшний день профессиональные стандарты не получили широкого распространения в отечественной практике. Мы можем отмечать их внедрение только в органах государственной власти, а также широкое распространение в образовательных учреждениях. По результатам опроса коммерческих организаций, направленного на выяснение причин отсутствия профессиональных стандартов в практике деятельности, наиболее популярной причиной среди опрошенных респондентов стала причина – отсутствия видимых выгод для компании.