Файл: Применение профессиональных стандартов в системе управления персоналом организаций.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1452
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В профессиональном стандарте зачастую содержатся разнообразные образовательные траектории, в соответствии с которыми может осуществляться профессиональное развитие конкретных сотрудников. Для повышения или изменения профиля квалификации сотрудников любого уровня проводится обучение работников в учреждениях с соответствующими лицензиями на осуществление образовательной деятельности, тем не менее, существует возможность самообразования или получения сотрудником необходимой квалификации благодаря практическому опыту.
Следовательно, при построении индивидуальной образовательной траектории сотрудника следует учитывать также его опыт работы наряду с пройденными образовательными модулями, тренингами и курсами, что позволит наметить его план продвижения в горизонтальной или вертикальной плоскости. Для многих крупных, как иностранных, так и отечественных предприятий характерно наличие собственных моделей корпоративного обучения, содержащих различные программы повышения квалификации в корпоративных учебных центрах, а также подготовку молодых специалистов во внешних образовательных учреждениях, являющихся партнерами компании преимущественно с заключением ученических договоров с сотрудниками организации. При этом структурирование требований к компетенциям в профессиональном стандарте дает возможность формирования содержания образовательных программ согласно потребностям работодателей, продиктованных современными рыночными условиями.
Следовательно для профессиональных стандартов важным является обозначение требований к профессиональным компетенциям в сфере профессиональной деятельности работника наряду с существенными сквозными надпрофессиональными компетенции, связанными с профессионализмом в общении, безопасностью и охраной труда.37
Резюмируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что благодаря повышению профессионального уровня сотрудников компании и развитию надлежащих компетенций кадрового состава у компании появляется возможность снижения издержек на трудовую адаптацию сотрудников и повышения производительности труда, что благоприятно сказывается на эффективности компании с точки зрения экономических результатов ее деятельности.
Соответственно, необходимо внедрить система оценки квалификаций и профессиональных стандартов на всю вертикаль управления, чтобы она затрагивала как сотрудников низшего звена, так и руководителей высшего уровня. Тем не менее, проанализировав практику использования профессиональных стандартов, мы считаем, что требуется проведение последующего закрепления механизмов, способствующих развитию данной системы на нормативно-правовом уровне.38 В
связи с рекомендательным характером профессиональных стандартов они не являются обязательными к использованию, исключением являются требования к квалификации, что, безусловно, способствует обострению дискуссии в рядах профессионалов. Поскольку нормативная и правовая базы профессиональных стандартов не развеивают неопределенности в вопросе выбора надлежащего механизма их применения, работодатели по своему усмотрению интерпретируют их, закрепляя за сотрудниками фактически любые трудовые функции, что может способствовать нарушению прав работников организации.
С нашей точки зрения, необходимо определить уже в самое ближайшее время секторы и отрасли экономики, в которых Национальная система квалификаций может действовать по общим правилам, а также секторы и отрасли, предполагающие особое их регулирование.
Также необходимо внести коррективы и изменения в часть уже утвержденных профессиональных стандартов с целью связывания их требований с государственными образовательными стандартами. По мнению представителей Национального агентства развития квалификаций профессиональные стандарты должны разрабатываться с учетом целей и задач развития цифровой экономики и содержать наряду с квалификациями, обусловленными трудовой деятельностью, также «гибкие навыки» (от англ. soft skills), являющиеся комплексными коммуникативными навыками.
2.3 Отечественный и зарубежный опыт применения профессиональных стандартов в системе управления персоналом
Создание эффективной системы профессиональных стандартов и квалификаций является одним из самых актуальных вопросов современности, и все отрасли отечественной экономики принимают активное участие в создании национальных профессиональных стандартов.
Особое внимание со стороны образовательных учреждений должно быть уделено проведению профессиональной подготовки квалифицированного персонала в соответствии с существующими потребностями рынка труда, что обеспечит эффективные взаимоотношения между учебными заведениями и представителями бизнес-сферы. К числу задач сферы образования относят проведение мероприятий по социализации выпускников и обеспечение участия населения в социальной и культурной жизни общества, что благоприятно отражается на росте эффективности развития национальной экономики.
Принятие решения о разработке и введение в действие профессиональных стандартов должно базироваться в первую очередь на текущих задачах и стратегических целях конкретной страны. Более того, разработка подобных стандартов не входит в зону интересов целого ряда стран, так как они добиваются баланса между возможностями и предложением сферы профессионального образования и потребностями рынка труда с применением иного инструментария. Благодаря проведению стандартизации появляется возможность мониторинга квалификационных изменений на постоянной основе, с тем чтобы своевременно выявлять существование разрыва между потребностями рынка труда и содержанием образовательных программ. В некоторых странах издавна существует эффективное сотрудничество сфер образования и бизнеса, ставшее доброй традицией и предполагающее совместную разработку учебных программ, планов и внесение в них корректировок. В подобном случае дополнительная разработка профессиональных стандартов бессмысленна и нецелесообразна.
В число таких стран входят Германия, Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия и Ирландия. Система профессионального образования в Германии, безусловно, является эффективной моделью, так как включает в себя грамотно урегулированное социальное партнёрство, способное пережить значительные преобразования, отвечающие новым потребностям рынка, не утратив своей жизнеспособности.
39 В немецкой системе проводится разработка краткого описания новой квалификации, используемое в дальнейшем при подготовке учебных программ и планов.
Тогда как в системе Дании осуществляется описание знаний, навыков, умений и компетенций наряду с комплексом выполняемых задач, которые требуются для работы в конкретной сфере деятельности. Далее это описание используется для разработки образовательных стандартов, чьей целью является в первую очередь определение областей ответственности сферы образования, с тем чтобы провести работу в этом направлении. Тем не менее, подобный подход не характерен для большинства европейских стран, где разрабатываются профессиональные стандарты, являющиеся основным инструментом взаимосвязи рынка труда и образовательной сферы.
Необходимо отметить, что за рубежом практически повсеместно оказывается государственная поддержка профессиональных обществ в таких значимых, с точки зрения общества и социума вопросах, как формирование и модернизация квалификационной системы и профессиональная подготовка квалифицированных кадров. С введением стандартизации появляется возможность осуществления мониторинга развития системы квалификаций, для того чтобы провести проверку и дополнительную проработку образовательных программы с целью достижения ее соответствия запросам рынка труда. Именно поэтому правительства значительного числа стран принимают активное участие в разработке и введении в действие профессиональных стандартов. В Российской Федерации вместо общепринятого в мировой практике термина «стандартизация» применяется понятие «сертификация».
В соответствии с данными МОТ более 100 стран мира, среди которых передовым опытом обладают самые развитые страны, проявляют всевозрастающий интерес к созданию актуальных национальных систем квалификаций.
На сегодняшний день порядки внедрения профессиональных стандартов в нашей стране на законодательном уровне не установлены, то есть соответствующих нормативных актов (Постановления или Закона РФ) до сих пор не существует.
Следовательно, для каждого работодателя обязательной является разработка личной системы по введению профессионального стандарта компании в соответствии с требованиями отечественного законодательства, прописанными в положениях стандарта, зарегистрированного в Министерстве юстиции и утвержденного приказом Министерства труда Российской Федерации. Положения единых квалификационных справочников также могут быть использованы работодателями при разработке профессиональных стандартов компании. В тоже время работодателей необходимо предостеречь от использования проектов приказов, находящихся в сети Интернет в свободном доступе, так как те не имеют никакой юридической силы. В отдельную группу по вопросам введения профессиональных стандартов в деятельность организации на законодательном уровне
выделены внебюджетные фонды и иные организации, чей контрольный пакет акций принадлежит государству. В этом случае все полномочия по проведению обязательного внедрения профессиональных стандартов компании переданы Правительству Российской Федерации с обязательным учетом позиции Трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений.40
Совокупность требований работодателя к сотрудникам может существенно отличаться, что обусловлено характером и традициями взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования, как можно видеть из международного опыта. Несмотря на различия всех этих подходов, объединяющим фактором выступают профессиональные стандарты, описывающие качественные и содержательные требования к труду определенной области профессиональной деятельности, трансформирующиеся в дальнейшем в системе профессионального образования в определенные требования к итогам обучения.
Существенные содержательные и структурные различия профессиональных стандартов различных стран можно наблюдать при проведении изучения международного опыта. В части стандартов уделяется внимание трудовым функциями и действиям, реализуемым в рамках определенной профессии или сфере профессиональной деятельности, а в иных случаях перечислены лишь перечни необходимых компетенций, тогда как существуют и профессиональные стандарты, содержащие все эти аспекты.
Именно разность в макетах профессионального стандарта разных стран и различия в понятийном аппарате объясняют такие значительные различия. Одним из понятий, по которым в разных странах нет согласия, является «компетенция». В национальной системе квалификаций и национальных профессиональных стандартах Великобритании под термином компетенция понимается способность индивида к выполнению необходимых трудовых функций в соответствии с требованиями стандарта.41 Существует весьма условное разделение компетенций на единицы, описываемых в терминологии знаний, умений и определенных моделей поведения, поддающихся измерению и именуемых в актуальных профессиональных стандартах результатами обучения. Так как компетенции, как результаты обучения, могут быть выявлены при проведении функционального анализа, а навыки, демонстрирующие освоение компетенций, могут быть продемонстрированы определенным поведением, подобных подход носит наименование «функционально-бихевиористский».