Файл: 1. 1 Познавательные учебные действия как компонент требований фгос ооо 6.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Познавательные учебные действия как компонент требований ФГОС ООО
1.2 Педагогический феномен понятия «познавательные УУД», структура
1.3 Методическая модель формирования ПУУД учащихся 7 классов при обучении алгебре
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ В 7 КЛАССЕ, НАПРАВЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЯ ПУУД
2.1. Цели и содержание обучения алгебре в 7 классе
2.2. Методы, формы и средства обучения алгебре
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест для определения уровня критического мышления
Инструкция: Найди правильный ответ на поставленный в задаче вопрос и обоснуй свой ответ, то есть кратко поясни, почему свой ответы считаешь правильным. Обоснование ответа является обязательным. Выполняя задание, сначала внимательно прочти задачу. Подумай, понятна ли она тебе и все ли в ней есть для решения. Ответ обведи кружочком (там, где есть варианты ответов) или впиши в строку рядом с вопросом. Ниже кратко поясни, почему ты считаешь свой ответ правильным. Если ты затрудняешься с ответом в какой- то из задач, то долго не задерживайся на ней, переходи к другой.
Задание 1. Денис купил три коробки карандашей. Что еще нужно знать, чтобы определить, сколько он купил карандашей?
Задание 2. Даны два утверждения: 1. Все переводчики отлично владеют иностранным языком. 2. Некоторые писатели - переводчики. Какой вывод правильный?
а) Некоторые писатели отлично владеют иностранным языком. Да/ Нет
б) Все писатели отлично владеют иностранным языком Да/ Нет Задание 3. Даны два утверждения и вывод. 1. Некоторые садовые
растения имеют красивые цветы.
2. Некоторые деревья - садовые растения.
Значит (вывод): некоторые деревья имеют красивые цветы.
Правильно ли сделан вывод? Да/ Нет Задание 4. Рассмотрим два утверждения и вывод:
«Некоторые звери - зайцы. Некоторые обитатели леса - звери». Вывод: Некоторые обитатели леса - зайцы.
Скажи, это единственно возможный вывод? Да/ Нет Задание 5. Даны два суждения и вывод.
1. Грязную воду нельзя пить. 2. Эту жидкость нельзя пить.
Значит (Вывод): Эта жидкость - грязная вода
Является ли этот вывод единственно возможным? Да/ Нет
Задание 6. Ответьте на вопрос в задаче.
«Поезд состоял из цистерн, вагонов и платформ. Цистерн на 4 меньше, чем платформ, и на 8 меньше, чем вагонов». Что еще нужно знать, для того, чтобы определить, сколько в поезде цистерн, вагонов и платформ?
Задание 7. Реши задачу. «Три девочки Аня, Катя, Света нарисовали два дома и один цветок». Что нарисовала каждая девочка, если Катя и Света, Аня и Катя нарисовали разные объекты?
Задание 8. Задача «Гнездышко»
«Дедушка и внук шли по лесу. Дул тихий ветерок. Вдруг из куста вспорхнула птичка и закружилась над их головами. Они осторожно раздвинули ветки и траву. В гнездышке лежали четыре яйца». Найди предложение, которое не относится к основной теме этого текста. Обоснуй свой ответ.
Задание 9. Задача «Белый медведь»
Прочти текст и определи, есть ли в нем предложение, не связанное с основной темой, не относящееся к ней. Обоснуйте свой ответ. «Воет вьюга. Холодно. Лед. Во льду промоина. В промоине рыба ходит. Забрался мишка в промоину, шумит, лапищами воду толчет. Это он так рыбу ловит. Оглушит медведь рыбину, зацепит ее когтями и отправит в рот. Вкусно».
Задание 10. Задача «Пеликаны». «Пеликана узнаешь сразу по большому мешку под клювом. Во время ловли рыбы птица набивает ею мешок до отказа, а потом на берегу спокойно съедает добычу. Чайки тоже съедают рыбу на берегу. Пеликаны не могут нырять. Рыбу они ловят только на мелких местах». Прочти текст и найди предложение не соответствующее его основной теме.
Задание 11. Задача «Дятел»
Дятел уселся на дерево. Он деловито передвигается вверх по стволу. Вот он откидывает назад голову и быстро начинает ударять клювом по дереву. А кругом стоит тишина. Подумай, нет ли в этом тексте предложения, противоположного по значению другим предложениям и, если есть, то каким?
Задание 12. Задача о водителе автобуса и пассажирах Предположим, ты являешься водителем автобуса. На первой остановке к вам в автобус вошли 6 мужчин и 2 женщины. На второй остановке 2 мужчин вышли из автобуса и 1 женщина вошла. На третьей остановке вышел 1 мужчина, а вошли 2 женщины. На четвертой — вошли 3 мужчин, а 3 женщины вышли из автобуса. На пятой остановке 2 мужчин вышли, 3 мужчин вошли, 1 женщина вышла и 2 женщины вошли. Как зовут водителя автобуса?
Ключ (решения и обоснования) для оценки заданий
№ задания | Ответы и обоснования | Баллы |
1 | Правильный ответ: нужно знать, сколько карандашей было в каждой коробке | 1 |
2 | Правильный ответ - а) Да. | 1 |
| Обоснование: «Потому что не все писатели переводчики, есть и не переводчики и не владеющие иностранным языком». | 2 |
3 | Правильный ответ: Нет. | 1 |
| Обоснование: В данном примере некоторые деревья могут иметь, а могут не иметь красивые цветы, потому что деревья могут быть и не садовые | 2 |
4 | Правильный ответ - Нет. | 1 |
| Обоснование: В обоих утверждениях говорится про некоторые объекты, значит, вывод неопределенный. Зайцы могут быть в лесу, а могут и не быть. | 2 |
5 | Ответ: Нет. | 1 |
| Обоснование: В данном примере жидкость может быть грязной водой, а может быть и другой жидкостью, которую нельзя пить | 2 |
6 | Правильный ответ: Нужно знать общее число цистерн, вагонов и платформ | 2 |
7 | Правильный ответ: Света и Аня нарисовали дома, Катя - цветок. | 1 |
| Обоснование: По ю два одинаковых объекты -это дома. Если Катя нарисовала объект не такой, какой нарисовала Света, и не такой, какой нарисовала Аня, значит Света и Аня нарисовали одинаковые объекты. | 2 |
8 | Правильный ответ: «Дул тихий ветерок». | 1 |
| Обоснование: Это предложение про ветерок, а название текста «гнездышко». Это основная тема. В предложении ничего не говорится о гнездышке. | 2 |
9 | Правильный ответ: «Воет вьюга» (Холодно). | 1 |
| Обоснование: В тексте говорится о том, как белый медведь ловит рыбу в промоине. А то, что при этом воет вьюга не относится к основной теме. | 2 |
10 | Правильный ответ: Предложение не по основной теме текста: «Чайки тоже съедают рыбу на берегу». | 1 |
| Обоснование ответа: Основная тема текста «Пеликаны». О них говорится во всех предложениях текста, кроме предложения про чайку. | 2 |
11 | Правильный ответ: Есть. Последнее предложение имеет значение, противоположное значению предпоследнего предложения. | 1 |
| Обоснование ответа. В предпоследнем предложении говорится, что дятел ударяет клювом по дереву и это производит громкий стук, а в последнем предложении говорится, что кругом стоит тишина. | 2 |
12 | Водителя, разумеется, зовут так же, как и тебя, поскольку задача начиналась со слов: «Предположим, ты являешься водителем автобуса». Вся другая информация о перемещениях пассажиров была неважной для решения задачи. | 2 |
Максимально возможная сумма набранных баллов по тесту: | 32 |
Обработка и интерпретация
За каждый правильный ответ в задании предлагается начислять 1 балл. За правильное обоснование - 2 балла. Следовательно: за все 12 ответов с обоснованием можно в принципе получить max = 32 балла.
Проверяемые категории умений критического мышления:
-категория 1: задания 1 и 6 - умение находить недостающую информацию;
-категория 2: задания 2-5 - умение делать и оценивать логичные умозаключения;
-категория 3: задания № 7 - умение оценивать последовательности умозаключений;
-категория 4: задания 8-11 - умение рефлексивно оценивать содержание текста;
-категория 5: задание 12. - умение находить главную информацию на фоне избыточной.
Эти категории умений КМ оцениваются как сформированные, частично сформированные и не сформированные. Сформированными считаются: умения, если в заданиях, относящихся к соответствующей категории умений, учащийся дает правильный ответ и правильное (совпадающее к ключом) обоснование. К не сформированным относятся умения, если в задании (или группе заданий, связанных с данной категорией умений) нет ни правильного ответа, ни правильного обоснования (либо обоснование отсутствует).
Все другие варианты рассматриваются как частично сформированные. в том числе те, когда с какой-то категорией умений связаны несколько заданий, и правильное обоснование и ответ даны учащимся не для всех заданий, относящихся к этой группе (категории).
При оценке сформированности отдельных категорий умений нужно учитывать, что задания в тесте представлены неравномерно, т.е. отдельные категории умений представлены одним заданием, тогда как другие - двумя, тремя или четырьмя заданиями. Поэтому эти результаты нужно определенным образом уравнять, иначе их нельзя будет сравнивать. Для этого сумму полученных баллов, где на одну категорию приходится несколько заданий, нужно поделить на число заданий. Полученный результат будет соответствовать среднему показателю (числу баллов), для данной категории умений. Эти усредненные (и не усредненные) результаты затем могут сравниваться, во-первых, с максимально возможным числом баллов для каждой категории умений, а также со средне - статистической величиной для класса и всей выборки.
Другим результатом по данному тесту является показатель уровня сформированности умений КМ.
Предложение по поводу определения уровня сформированности умений
Максимальное число баллов, полученных за 12 заданий = 32 балла. Исходя из этой суммы, можно рассчитать показатель уровня сформированности умений следующим образом:
Высокий уровень: если учащийся набирает 25,6 балла по тесту (80% правильных ответов).
Средний уровень: Если учащийся набирает от 12 до 25,6 баллов; min =12 баллов.
Низкий уровень - если учащийся набирает меньше 12 баллов.