Файл: 1. 1 Познавательные учебные действия как компонент требований фгос ооо 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дети школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе являются исследователями. Их привлекает жажда новых впечатлений, любопытства, желания экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Опыт исследований, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности. Благодаря деятельности по проекту формируются все общеобразовательные мероприятия, предусмотренные Стандартом, что способствует достижению мета-предметных и личных результатов. И чем выше уровень мета-тематических результатов, тем выше уровень объективных результатов, тем выше качество образования по всем предметам.

Основная ценность проектной и ПУУД в средней школе заключается в том, что она направляет учащихся на создание определенного образовательного продукта, а не просто изучение конкретной темы.

Школьники индивидуально или в группах в течение определенного периода времени выполняют познавательные, исследовательские, проектные или другие работы по данной теме. Их задача - получить новый образовательный продукт, решить научную, техническую, творческую, социальную и другую проблему.

Прототипом проектной деятельности средней школы для школьников могут быть алгебраические задачи. Задача проекта сосредоточена на применении целого ряда методов действий, средств и методов, а не учеников в стандартной форме, но в ситуациях, в форме и содержании, приближенных к реальным [7].

Задача проекта - это система или набор задач, с помощью которых вы можете получить результат в виде готового «продукта». Задача проектирования имеет свои особенности. Он может состоять из нескольких задач, которые связаны общим сюжетом и служат опорными точками для решения задачи в целом. Перед фактической постановкой проблемы необходимо описать конкретную практическую проблему, которая фиксируется в формулировке проблемы и реализуется в системе задач. Количество задач в задаче проекта - это количество действий, которые необходимо предпринять для решения проблемы.

Основная педагогическая задача задач проекта:

- способствовать формированию различных способов сотрудничества в области образования;

- возможность наблюдать за тем, как работать как отдельные ученики, так и группа в целом.

Разница между проектной задачей и проектом заключается в том, что для решения этой проблемы школьникам предоставляется весь необходимый набор инструментов, материалов и задач. В содержании проектной задачи нет конкретных рекомендаций по ранее изученным темам или областям знаний. Информация в повествовании неполна, заставляя детей ссылаться на справочную информацию и, возможно, на собственный жизненный опыт.


Решение проектной задачи требует коллективно-распределительной деятельности учеников - работа в небольших группах.

В то же время проявляются навыки [16]:

- планировать ход решения проблемы;

- распространять работу среди членов группы;

- осуществлять взаимную помощь и взаимный контроль.

Алгебраические задачи могут быть предметными, межпредметными и разновозрастными. Учеными доказано, что все виды универсальных учебных действий лучше и эффективнее формируются в процессе решения алгебраических задач на уроках и во внеурочной деятельности.

Система заданий в проектной задаче может иметь разные пути решения. Пути решения четко определены в соответствии с логикой решения поставленной задачи. Задания могут выполняться в любой последовательности. Последовательность поиска пути решения проектной задачи должна быть выявлена самими учащимися.

Сформированное у обучающихся умение решать алгебраические задачи работает не только на перспективу, но и способствует более высокому уровню освоения программ всех учебных предметов средней школы.

В ходе решения алгебраических задач у учащихся могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели);

  • проявлять инициативу;

  • вступать в коммуникацию.

Рассмотрим подробнее предметную проектную задачу для 4 класса. Этот урок проводился на этапе закрепления.

Тип задачи: С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая.

Педагогические задачи:

-обучать способам группового взаимодействия при решении проектной задачи;

-проверить в практической ситуации усвоение темы по окружающему миру «природные зоны России»;

-подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения тем.

Планируемый педагогический результат: демонстрация учащимися:

  • усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

  • часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;

  • умение, работая в группе, создать конечный «продукт» - плакат.

Способ и формат оценивания результатов работы. При подведении итогов работы оценивается [18]:



  • владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

  • оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем наблюдения и оформляется в виде листа продвижения и листа рефлексии, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи, и делается общий вывод об уровне работы в группе.

Проектная задача.

  1. С какими природными зонами вы познакомились на уроках окружающего мира?

  2. Что интересного вы узнали?

  3. Представьте, что нам нужно оформить страничку в журнале о путешествиях на тему «По природным зонам России».

  4. Какую информацию вы могли бы представить читателям, чтобы они могли познакомиться с вашей природной зоной?

Задание: Подготовьте и оформите плакат, содержащий:

  1. заголовок - название темы;

  2. небольшой текст-сообщение о вашей природной зоне;

  3. иллюстрации (3-4) к тексту и подписи к ним;

  4. особенности животного и растительного мира;

  5. две-три экологические проблемы вашей природной зоны;

  6. интересные факты, которые могут заинтересовать туристов.

Дети делятся на группы по желанию, каждая группа оформляет свой листок журнала по выбранной природной зоне, из предложенных фотографий, картинок выбирают нужные для работы своей группы, отбирают нужный материал из учебника, используют поисковые сайты интернета и т. д. По окончанию работы по 1 представителю от каждой группы защищают свой проект.

По окончании работы каждый учащийся заполняет лист самооценки, в котором предлагается определить качество работы группы в целом, а также оценить свой вклад в работу группы [20].

Появление алгебраических задач в образовательном процессе требует от учителя пересмотра своих подходов к обучению. Процесс решения проектной задачи детьми - процесс творческий не только для детей, но и для учителя. Проектную задачу можно использовать в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся. Применение проектной задачи в учебном процессе, как показывает практика, вызывает огромный интерес у учащихся, т. к. в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости.


Алгебраические задачи в средней школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.

Итак, именно ФГОС второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, служит ориентиром для воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В свою очередь, проектная деятельность школьников выступает формой учебно-ПУУД школьников, которая заключается в мотивационном достижении поставленной цели по созданию творческих проектов и обеспечивает единство и преемственность различных сторон процесса обучения, а также является средством развития личности субъекта учения. Важную роль в развитии интереса к учёбе играет самостоятельная работа. Для неё подбирают материал, который не включает в себя совершенно новых и сложных правил. Чтобы все с ней справлялись, используются подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумываю последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.

Чтобы активизировать познавательную деятельность, используются проблемные ситуации. Они способствуют созданию эмоциональной вовлечённости, появлению желания найти решение, а значит, активизируют мышление и актуализируют опорные знания, побуждают к получению недостающих сведений, необходимых для решения возникшей проблемы. Проблемность при обучении возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. Никогда не строю работу на уроке таким образом, чтобы дети работали только по образцу.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт основан на подходе к системной активности. Приобретенные знания, начальные навыки владения помогут ему в обучении в основной школе
, а также полезны в жизни [1].

На первом этапе школьного образования ученикам предоставляются условия для достижения следующих личных, математических и предметных результатов.

Личными результатами учеников являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в обучении и повседневной жизни для изучения сущности предмета; способность характеризовать собственное знание предмета, формулировать вопросы, определять, какие из предлагаемых задач могут быть успешно решены ими.

Учебные и образовательные задачи обучения решаются сложным образом. Учителю предоставляется право самостоятельно выбирать методические способы и методы их решения. В организации учебного процесса важную роль играет сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Для развития мотивационной и волевой сферы личности учащегося в процессе обучения важно создавать ситуации, в которых он изучает многообразие отношений в реальной жизни, приобретает уверенность в своих способностях в решении поставленных задач, развивает волю и настойчивость, а также способность преодолевать трудности.

Познавательные универсальные учебные действия представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности. Для этой цели используются методы систематизации, обработки, обобщения и анализа получаемых ребенком сведений для формирования у него целостной картины мира.

Объектом воздействия является ребенок определенной возрастной группы, с индивидуальным типом темперамента, характера и ценностных установок. Субъектами взаимодействия выступают преподаватели средней школы, которые посредством комплекса правил и методов совершенствуют навыки ребенка в сфере самообразования.

Таким образом, познавательные учебные действия – это инструмент формирования у ребенка представления об особенностях развития, существования и взаимодействия человека с окружающим миром.

Универсальный характер рассматриваемой методики призван сформировать у ученика достаточное количество умений, которые в будущем позволят ему быстро усваивать новый материал, нестандартно мыслить и предлагать уникальные решения в стандартных ситуациях.

Федеральный государственный стандарт образовательной деятельности (ФГОС) подробно раскрывает специфику данной методики. В частности, выделяются следующие виды познавательных УУД: