Файл: 1. 1 Познавательные учебные действия как компонент требований фгос ооо 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-оформлять выходные данные статьи;

-составлять и правильно оформлять список литературы по проблеме;

-реферировать учебный материал, писать рефераты;

-обобщать и анализировать результаты;

-владеть такими методами исследования, как наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.;

-различать методы накопления фактов (изучение литературы, документов, беседа, наблюдение и др.);

-уметь выбирать методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез, сравнение, аналогия, моделирование и др.);

-владеть методами проверки и уточнения выдвинутых положений, предварительных выводов (эксперимент, опытная работа);

-уметь сопоставлять эмпирические и теоретические методы;

-уметь представить результаты своей работы.

Главный из ожидаемых результатов - развитие творческих способностей, приобретение учеником новых знаний, умений и навыков.

Особенности реализации программы в 2016-2017 учебном году. Учащиеся мотивированы к занятиям, высокая мотивация объясняется возрастом обучающихся: все ребята старшей школы, которым необходим навык ПУУД. Обучающиеся также обладают достаточно широким спектром знаний, умений, навыков, поэтому одним из основных направлений обучения становится развитие метапредметных знаний, навыки анализа и синтеза информации. Смысл технологии самостоятельного научного исследования заключается в том, чтобы помочь школьнику пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство научными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы. Принципы построения курса и его реализация основаны на принципах дидактики: научности, сознательности и селективности, прочности усвоения знаний, системности, последовательности, индивидуального подхода и т.д.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена новая идеология - воспитание гражданина современного общества, человека, который будет уметь учиться и самообразовываться на протяжении всей жизни.

Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться.


Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологии открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

В связи с переходом на Федеральным государственным образовательным стандарт основного общего образования возникла острая необходимость пересмотреть традиционные взгляды, как на результаты образования, так и на всю систему оценивания, осуществляемого на уровне школы и класса. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знании в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия. Оцениваться должны не только предметные, но и метапредметные, и личностные результаты обучения. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны являться содержательной и критериальной основой для системы оценки учебных результатов.

Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника. Новая система оценивания находится в стадии становления, но контур ее сегодня уже очерчен. Принятый новый государственный образовательным стандарт и сопровождающий его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания.

Проводя проблемно-ориентированный анализ работы школы, мы осознали необходимость разработки системного оценивания образовательных достижений учащихся, критериев оценивания, инструментария - форм и методов оценивания.

Анализ ситуации поставил перед администрацией и коллективом школы ряд вопросов:

  1. Как оценить динамику изменений в индивидуальном росте ребенка?

  2. Как представить образовательные результаты ребенка?

  3. Как зафиксировать образовательные результаты ребенка?

  4. Как управлять процессом оценивания?

  5. Как усовершенствовать систему оценивания образовательных результатов?


Таким образом, мы пришли к выводу о том, что необходима разработка современной системы оценивания образовательных результатов обучающихся.

Педагогам средней школы предстоит детально проработать механизмы внедрения Программы по формированию учебной самостоятельности. Идут активные поиски методов, приемов оценивания. Одним из таких приемов является критериальное оценивание.

Критерии - это признаки, по которым дети должны оценить свои знания и умения, а в дальнейшем определить пути коррекции своей деятельности. Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

Критерии должны быть довольно четкие. Ученики договариваются с учителем, что за каждое правильно выполненное действие можно получить определенное количество баллов.

Критериальный подход дает информацию всем участникам образовательного процесса о том, как идет процесс обучения. Применение критериального подхода формирует у участников осознанное усвоение изучаемого, придает уверенность в себе, своих знаниях и умениях.

В начале учебного года учитель и ученики договариваются [22]:

  • по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году;

  • как будут проводиться итоговые работы по теме;

  • формы итоговых работ (тест, эссе, исследование, проекты и т. д.);

  • критерии оценивания итоговых работ;

  • написание инструкции учащимся.

Особенности критериального подхода:

  • оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, прозрачной, более объективной;

  • появляется возможность рефлексии деятельности ученика;

  • ученик осмысливает результаты своей деятельности;

  • позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно;

  • позволяет повысить уровень обученности;

  • снижает школьную тревожность учащихся.

Каждый из нас знает, как трудно сохранить познавательным интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться. Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе решают проблемы.

Таким образом, критериальное оценивание позволяет:

учителям:

  • разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;

  • иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

  • улучшить качество преподавания и обучения;

  • выстраивать индивидуальную траекторию каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и наклонностей;

  • использовать разнообразные подхода и инструменты оценивания;

  • вносить предложения по усовершенствованию содержания учебной программы;


обучающимся:

  • знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;

  • участвовать в рефлексии, оценивании себя и своих сверстников

  • использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мылить;

родителям:

  • получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;

  • отслеживать прогресс в обучении ребенка;

  • устанавливать обратную связь с учителем;

  • быть уверенными в комфортности ребенка в классе.

Основная идея рейтинговой системы оценивания заключается в создании условии для активизации учебно-ПУУД учащихся, усиления их мотивации к ПУУД и повышения объективности оценивания обученности учащихся.

Преимущества рейтинговой системы оценивания (по сравнению с традиционной технологией контроля):

- стимулирование систематически самостоятельной работы;

  • снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;

  • чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;

  • количественная характеристика качества учебной работы;

  • фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;

  • учет качества и сроков выполнения индивидуальных домашних задании;

  • повышение учебной мотивации.

Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается:

  • в росте социальной активности учащихся;

  • в признании равноценности различных образовательных траекторий;

  • в ориентации на успех;

  • в повышении адекватности самооценки;

  • в укреплении командного духа;

  • в осознанности жизненного выбора.

«Накопительная оценка характеризует динамику индивидуальных образовательных достижений ученика, его продвижение в освоении планируемых результатов». Отличие этой системы в том, что оценка различных видов деятельности учащихся суммируется. А результатом является не рейтинг, а суммарным балл. Эта система проще для понимания и объяснения, приближена к обычной и привычной пяти-балльной систем, а в целом решает аналогичные задачи. Так, максимальный балл за тему равен 120. Для перевода суммарного балла в привычную оценку мы воспользуемся формулой Оц(б) = 120х Х/5, где Х - суммарным балл, набранным учеником при изучении данной темы. Данная система активизирует ребят не только на активную деятельность в предметной области, но и на активную самостоятельную работу. Учащиеся имеют право пересдавать материал и повышать суммарный балл [38].


Данная модель покажет себя как гибкий инструмент оценивания, который может объединить различные параметры и коэффициенты.

Таким образом, система оценивания достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС, ориентированная на эффективное обучение, должна как минимум позволять:

  • осуществлять информативную и регулируемую обратную связь;

  • ориентировать ученика на успех;

  • отражать достижения всех детей, а не только достижения ограниченной группы учеников, содействовать становлению и развитию самооценки.

Таким образом, для развития способностей анализировать, сравнивать, делать логические построения, умозаключения и с легкостью находить ассоциативные связи, т.е. для развития главных качеств формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач, необходимо регулярно применять разработанные приемы. Изучив практические аспекты исследования формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач и психологических условий его развития, мы пришли к выводу, что подход к пониманию и развитию формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач подростков представляется нам весьма перспективным, поскольку описываемый тип обучения имеет ряд существенных преимуществ.

Контрольный этап был нацелен на определение уровня сформированности формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся по итогам применения разработанных приемов и посещения краткосрочного курса. Было проведено повторное тестирование учащихся для определения итогового уровня формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач и для сравнения его с уровнем на констатирующем этапе.

Результаты контрольного этапа показаны в таблице 2.2.
Таблица 2.2

Уровень формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся на контрольном этапе эксперимента

Уровень формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач

Количество

учащихся

%

Высокий

4

26,5

Средний

7

47

Низкий

4

26,5

Анализируя и сопоставляя результаты анкетирования учащихся в сентябре 2016 г. и мае 2017 г., можно сделать вывод, что нам удалось повысить количество учащихся с высоким уровнем ПУУД на 6% и со средним на 14% (рис. 2.2).