Файл: 1. 1 Познавательные учебные действия как компонент требований фгос ооо 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рис. 2.2 Уровень сформированности ПУУД школьников в ходе решения алгебраических задач
Курс содержит недостаточное количество упражнений, направленных на формирование ПУУД в ходе решения алгебраических задач, следовательно, нам нужно использовать дополнительные упражнения и приемы.

В рамках данного исследования были разработаны и апробированы приемы, направленные на формирование ПУУД в ходе решения алгебраических задач, и также был разработан краткосрочный курс. Применив разработанные приемы, мы сумели повысить количество учащихся 3-го класса со средним уровнем формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач на 14%, а с высоким на 6%, о чем свидетельствует анализ и сопоставление результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Таким образом, технология формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Итак, в настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции учащихся, а формировать их, опираясь на технологию ПУУД, гораздо проще.

Обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, умения анализировать, делать соответствующие выводы становится важнейшей задачей современного учителя. Его использование поможет решить проблему, когда ученик считает предмет нелюбимым, а учитель испытывает неудовлетворение процессом преподавания.

Главная задача школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.

Любое обучение должно быть воспитывающим и развивающим. Крайне важно для развития интеллектуальных умений учащихся организовать их работу по самостоятельному добыванию новых знаний в процессе творческого поиска, логических размышлений, сопоставления имеющихся знаний. Большие возможности в этом плане заложены в организации ПУУД учащихся.

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.

Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является познавательная работа

, в процессе которой учащиеся встречаются со всем многообразием фактов и явлений. Школьники сами или с помощью учителя отбирают нужные им данные из наблюдений, литературных источников, результатов экспериментов.

ПУУД учащихся ориентированы на приобретение новых знаний путем формирования ПУУД, мыслительных способностей и их творческое применение, предполагает рациональное сочетание теоретических знаний с их практическим применением. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов обучения делает процесс обучения более продуктивным.

ПУУД учащихся - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа ПУУД. Её ценность - в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность ПУУД, а также способность к исследовательскому поведению.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Большую роль в формировании познавательной мотивации школьников играет создание проблемных ситуаций, разнообразие учебного материала и приёмов учебной работы.

Учитывая цели и задачи исследования, была изучена педагогическая, психологическая и методическая литература по данному вопросу, проведен анализ существующих приемов, были разработаны и применены дополнительные приемы и краткосрочный курс «Построй свою историю», направленные на развитие ПУУД в ходе решения алгебраических задач, в результате чего нам удалось повысить уровень развития ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся на 20%.

Исходя из полученных результатов, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза, а именно «у учащихся средней школы ПУУД в ходе решения алгебраических задач будет успешно развиваться, если в обучении будут использоваться такие приемы и упражнения, которые не только повышают уровень формирования ПУУД
, но и заставляют учащихся совершать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, сопоставление в ходе решения алгебраических задач» подтвердилась.

Следует отметить, что разработанные приемы по формированию ПУУД в ходе решения алгебраических задач можно использовать не только в 7 классе, но и вообще в основной и старшей школе, а также во всех типах учебных заведений (школа, гимназия, лицей и т.д.), учитывая возрастные особенности учащихся и их уровень владения языком.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2016) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)

  2. Автайкина Т.О. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у школьников: Учебно-метод. пособие / Т.О. Автайкина, О.С. Власова // Библиотека журнала «Методист». - 2014. - №4. - 54 с.

  3. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2012. – 347 с.

  4. Воробьёв, В. В. Лингвокультурология (теория и методы) / В. В. Воробьев. М.: РУДН, 2011. - 331 с.

  5. Воронцов А.Б. Алгебраические задачи в средней школе: Пособие для учителя / А.Б. Воронцов. - М.: Просвещение, 2011. – 134 с.

  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский М.: Педагогика, 2014. - 533 с.

  7. Гончар И.А. Модель активизации ПУУД в изучении иностранного языка иноязычного текста // МИРС. 2012. - № 1. - С. 86-92.

  8. Елишев, С.О. Изучение понятий «ценность», «ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте / С.О. Елишев // Ценности и смыслы. – № 2 (11). – 2011. – С. 82-96.

  9. Засоркина, М.Ю. Шатилова, Н.Б. Полянина, Е.А. Андреева, С. Г.Щербакова, О.А. Шавейко. Метод проектов в средней школе. - Волгоград: Учитель, 2014. – 223 с.

  10. Зинченко В.П. Психологическая теория деятельности («воспоминание о будущем») / В.П.Зинченко // Мир психологии. – 2001. – № 1. – С. 229-251.

  11. Ильенков Э.В. К вопросу о понятии «деятельность» и его значении для педагогики / Э.В. Ильенков // Школа должна учить мыслить. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОЖЭК, 2002. – С. 78-84.

  12. Как проектировать универсальные учебные действия в средней школе: От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. 2015. – 231 с.

  13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 176 с.

  14. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб: Каро, 2012. – 145 с.

  15. Колчина А.И. Принципы активизации ПУУД в изучении иностранного языка через систему Интернет// Лингвистика и методика обучения иностранным языкам: Сборник научных трудов. - СПб: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 245 с.

  16. Краснопольский В.Э. Активизация ПУУД учеников средствами компьютерной техники. Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Э. Краснопольский. – Луган. Гос. Пед. ун-т имени Т.Г. Шевченко. – Луганск, 2015. – 20 с.

  17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. / И.Ю. Кулагина – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования. 2015. – 120 с.

  18. Леках И. Не бойтесь фантазировать / И. Леках // Учительская газета. - 2017. - 2 февраля (№5). - С. 13.

  19. Маслов С.И. Дидактические основы реализации эмоционально ценностного компонента в начальном образовании: Автореферат дис. … д-ра пед. наук. – М., 2000. – 34 с.

  20. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е.И. Машбиц. – Киев, 1987. – 233 с.

  21. Меняев А.Ф. Преподавание и учение в техническом вузе: Учеб. пособие по курсу «Педагогические и психологические основы организации учебного процесса в высшей школе». - М.: Изд-во МЭИ, 2010. – 112 с.

  22. Павлюк Г.Н. Метод проектов и ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся при изучении уровня информатики / Г.Н. Павлюк // Методист. - 2011. - №2. - С. 56-58.

  23. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и учеников педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2014. – 113 с.

  24. Подласый И.П. Педагогика средней школы. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с.

  25. Разина Н.А. Формирование учебной активизации ПУУД как одна из центральных проблем современной школы // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: материалы III Междунар. научно-практ. конф. - Ч. 4 / отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов: Першина, 2014. – 135 с.

  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 145 с.

  27. Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. - М., 2015. – 134 с.

  28. Столяр А.А. Педагогика алгебры: Учеб. пос. – Минск: Высш. шк., 2014. – 414 с.

  29. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2012. – 21 с.

  30. Тихомиров, O.K. Психология компьютеризации. Методические рекомендации / О.К. Тихомиров. - Киев, 2013. - 15 с.

  31. Хашко Е.В. Организация ПУУД учащихся в средней школе / Е.В. Хашко, А.В. Золотько // Завуч средней школы. - 2015. - №5. – 76 с.

  32. Херманн Д. Язык обобщения знаний. - М.: Эксмо-Пресс, 2012. - 256 с.

  33. Хальбвакс М. Социальные рамки обобщения знаний/ М. Хальбвакс - М.: Новое издательство, 2013. – 348 с.

  34. Хрестоматия по методике алгебры. Пособие для студ., аспир. и преподават. мат. спец. пед.вузов, учит.алгебры общ. шк. /Сост. М.И. Зайкин, С.В. Арюткина. - Арзамас: АГПИ Часть 1. Обучение через задачи, 2013. -300 с.; Часть 2. Методы обучения. 2014.- 286 с.

  35. Шикин Е. В., Шикина Г. Е. О преподавании алгебры гуманитариям // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 104-114.

  36. Школьное геометрическое образование /Сост. Ю.А. Дробышев. Часть 1. Справочник. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2014.- 244 с.

  37. Шустеф Ф.М. Общая методика преподавания алгебры. Тематический библиограф. Указатель. - Мн.: Высшая шк., 2015. - 236 с.

  38. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Обучение алгебре в школе / Укрупнение дидактических единиц: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АО: «Столетие», 2014. - 320 с.

  39. Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс/ В. Т. Чепиков - Минск: Белорусь, 2013. – 173 с.

  40. Чепиков В.Т. Педагогическая практика/ В. Т. Чепиков - Минск: Новое знание, 2013. – 204 с.