Файл: 1. 1 Познавательные учебные действия как компонент требований фгос ооо 6.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Познавательные учебные действия как компонент требований ФГОС ООО
1.2 Педагогический феномен понятия «познавательные УУД», структура
1.3 Методическая модель формирования ПУУД учащихся 7 классов при обучении алгебре
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ В 7 КЛАССЕ, НАПРАВЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЯ ПУУД
2.1. Цели и содержание обучения алгебре в 7 классе
2.2. Методы, формы и средства обучения алгебре
Рис. 2.2 Уровень сформированности ПУУД школьников в ходе решения алгебраических задач
Курс содержит недостаточное количество упражнений, направленных на формирование ПУУД в ходе решения алгебраических задач, следовательно, нам нужно использовать дополнительные упражнения и приемы.
В рамках данного исследования были разработаны и апробированы приемы, направленные на формирование ПУУД в ходе решения алгебраических задач, и также был разработан краткосрочный курс. Применив разработанные приемы, мы сумели повысить количество учащихся 3-го класса со средним уровнем формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач на 14%, а с высоким на 6%, о чем свидетельствует анализ и сопоставление результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Таким образом, технология формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции учащихся, а формировать их, опираясь на технологию ПУУД, гораздо проще.
Обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, умения анализировать, делать соответствующие выводы становится важнейшей задачей современного учителя. Его использование поможет решить проблему, когда ученик считает предмет нелюбимым, а учитель испытывает неудовлетворение процессом преподавания.
Главная задача школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.
Любое обучение должно быть воспитывающим и развивающим. Крайне важно для развития интеллектуальных умений учащихся организовать их работу по самостоятельному добыванию новых знаний в процессе творческого поиска, логических размышлений, сопоставления имеющихся знаний. Большие возможности в этом плане заложены в организации ПУУД учащихся.
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является познавательная работа
, в процессе которой учащиеся встречаются со всем многообразием фактов и явлений. Школьники сами или с помощью учителя отбирают нужные им данные из наблюдений, литературных источников, результатов экспериментов.
ПУУД учащихся ориентированы на приобретение новых знаний путем формирования ПУУД, мыслительных способностей и их творческое применение, предполагает рациональное сочетание теоретических знаний с их практическим применением. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов обучения делает процесс обучения более продуктивным.
ПУУД учащихся - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа ПУУД. Её ценность - в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность ПУУД, а также способность к исследовательскому поведению.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Большую роль в формировании познавательной мотивации школьников играет создание проблемных ситуаций, разнообразие учебного материала и приёмов учебной работы.
Учитывая цели и задачи исследования, была изучена педагогическая, психологическая и методическая литература по данному вопросу, проведен анализ существующих приемов, были разработаны и применены дополнительные приемы и краткосрочный курс «Построй свою историю», направленные на развитие ПУУД в ходе решения алгебраических задач, в результате чего нам удалось повысить уровень развития ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся на 20%.
Исходя из полученных результатов, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза, а именно «у учащихся средней школы ПУУД в ходе решения алгебраических задач будет успешно развиваться, если в обучении будут использоваться такие приемы и упражнения, которые не только повышают уровень формирования ПУУД
, но и заставляют учащихся совершать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, сопоставление в ходе решения алгебраических задач» подтвердилась.
Следует отметить, что разработанные приемы по формированию ПУУД в ходе решения алгебраических задач можно использовать не только в 7 классе, но и вообще в основной и старшей школе, а также во всех типах учебных заведений (школа, гимназия, лицей и т.д.), учитывая возрастные особенности учащихся и их уровень владения языком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2016) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) -
Автайкина Т.О. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у школьников: Учебно-метод. пособие / Т.О. Автайкина, О.С. Власова // Библиотека журнала «Методист». - 2014. - №4. - 54 с. -
Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2012. – 347 с. -
Воробьёв, В. В. Лингвокультурология (теория и методы) / В. В. Воробьев. М.: РУДН, 2011. - 331 с. -
Воронцов А.Б. Алгебраические задачи в средней школе: Пособие для учителя / А.Б. Воронцов. - М.: Просвещение, 2011. – 134 с. -
Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский М.: Педагогика, 2014. - 533 с. -
Гончар И.А. Модель активизации ПУУД в изучении иностранного языка иноязычного текста // МИРС. 2012. - № 1. - С. 86-92. -
Елишев, С.О. Изучение понятий «ценность», «ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте / С.О. Елишев // Ценности и смыслы. – № 2 (11). – 2011. – С. 82-96. -
Засоркина, М.Ю. Шатилова, Н.Б. Полянина, Е.А. Андреева, С. Г.Щербакова, О.А. Шавейко. Метод проектов в средней школе. - Волгоград: Учитель, 2014. – 223 с. -
Зинченко В.П. Психологическая теория деятельности («воспоминание о будущем») / В.П.Зинченко // Мир психологии. – 2001. – № 1. – С. 229-251. -
Ильенков Э.В. К вопросу о понятии «деятельность» и его значении для педагогики / Э.В. Ильенков // Школа должна учить мыслить. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОЖЭК, 2002. – С. 78-84. -
Как проектировать универсальные учебные действия в средней школе: От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. 2015. – 231 с. -
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 176 с. -
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб: Каро, 2012. – 145 с. -
Колчина А.И. Принципы активизации ПУУД в изучении иностранного языка через систему Интернет// Лингвистика и методика обучения иностранным языкам: Сборник научных трудов. - СПб: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 245 с. -
Краснопольский В.Э. Активизация ПУУД учеников средствами компьютерной техники. Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Э. Краснопольский. – Луган. Гос. Пед. ун-т имени Т.Г. Шевченко. – Луганск, 2015. – 20 с. -
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. / И.Ю. Кулагина – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования. 2015. – 120 с. -
Леках И. Не бойтесь фантазировать / И. Леках // Учительская газета. - 2017. - 2 февраля (№5). - С. 13. -
Маслов С.И. Дидактические основы реализации эмоционально ценностного компонента в начальном образовании: Автореферат дис. … д-ра пед. наук. – М., 2000. – 34 с. -
Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е.И. Машбиц. – Киев, 1987. – 233 с. -
Меняев А.Ф. Преподавание и учение в техническом вузе: Учеб. пособие по курсу «Педагогические и психологические основы организации учебного процесса в высшей школе». - М.: Изд-во МЭИ, 2010. – 112 с. -
Павлюк Г.Н. Метод проектов и ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся при изучении уровня информатики / Г.Н. Павлюк // Методист. - 2011. - №2. - С. 56-58. -
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и учеников педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2014. – 113 с. -
Подласый И.П. Педагогика средней школы. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с. -
Разина Н.А. Формирование учебной активизации ПУУД как одна из центральных проблем современной школы // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: материалы III Междунар. научно-практ. конф. - Ч. 4 / отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов: Першина, 2014. – 135 с. -
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 145 с. -
Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. - М., 2015. – 134 с. -
Столяр А.А. Педагогика алгебры: Учеб. пос. – Минск: Высш. шк., 2014. – 414 с. -
Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2012. – 21 с. -
Тихомиров, O.K. Психология компьютеризации. Методические рекомендации / О.К. Тихомиров. - Киев, 2013. - 15 с. -
Хашко Е.В. Организация ПУУД учащихся в средней школе / Е.В. Хашко, А.В. Золотько // Завуч средней школы. - 2015. - №5. – 76 с. -
Херманн Д. Язык обобщения знаний. - М.: Эксмо-Пресс, 2012. - 256 с. -
Хальбвакс М. Социальные рамки обобщения знаний/ М. Хальбвакс - М.: Новое издательство, 2013. – 348 с. -
Хрестоматия по методике алгебры. Пособие для студ., аспир. и преподават. мат. спец. пед.вузов, учит.алгебры общ. шк. /Сост. М.И. Зайкин, С.В. Арюткина. - Арзамас: АГПИ Часть 1. Обучение через задачи, 2013. -300 с.; Часть 2. Методы обучения. 2014.- 286 с. -
Шикин Е. В., Шикина Г. Е. О преподавании алгебры гуманитариям // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 104-114. -
Школьное геометрическое образование /Сост. Ю.А. Дробышев. Часть 1. Справочник. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2014.- 244 с. -
Шустеф Ф.М. Общая методика преподавания алгебры. Тематический библиограф. Указатель. - Мн.: Высшая шк., 2015. - 236 с. -
Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Обучение алгебре в школе / Укрупнение дидактических единиц: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АО: «Столетие», 2014. - 320 с. -
Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс/ В. Т. Чепиков - Минск: Белорусь, 2013. – 173 с. -
Чепиков В.Т. Педагогическая практика/ В. Т. Чепиков - Минск: Новое знание, 2013. – 204 с.