Файл: 1. 1 Познавательные учебные действия как компонент требований фгос ооо 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Загадки являются отличным приемом для того, чтобы начать урок и настроить учащихся на работу с языком.

Технологии на смысловой стадии.

1. На основе текста учебника учащимся предлагается тезисно заполнить таблицу.

«V» - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; 

«- « - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+» - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?» - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чего ученики должны были написать сочинение (этап рефлексия).

2. Чтение с остановками. При выборе текста важно учитывать, чтобы текст имел проблемы и не носил описательный характер, иначе невозможно предположить дальнейшие события.

Первоначальные стимулы для прогноза - название и картинка.

3. Прием «Лови ошибку». В конце темы учащимся выдавался текст, содержащий ошибочную информацию, где учащимся нужно было выявить допущенные ошибки с целью актуализации имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме и развития у школьников критического подхода к получаемой информации.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

А - явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. 

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Технологии на этапе рефлексии. На этапе рефлексии учащимся выдавались карточки, которые они должны были проанализировать и определить проблемы, а также предложить возможные пути ее решения в ответном письме.

Цель - овладение коммуникативной компетенцией, то есть умением осуществлять общее, следовательно, при изучении языка необходима речевая практика. Это основное условие развития и совершенствования разговорного навыка. Но реализовать это не всегда возможно [29].


Необходимо мотивировать учащихся, а, во-вторых, использовать на своих уроках такие методы и технологии обучения, которые привели бы к реализации поставленной цели - развитие коммуникативных навыков и применение их на практике.

Для этого на уроках используются активные методики обучения, такие как игра, групповая и парная работа, работа с видео и аудио материалами, особенно прослушивание песен и просмотр фильмов, для развития слухового восприятия речи.

В настоящее время появилась возможность использования конструктора на уроке алгебры - «Построй свою историю». Данная технология не только помогает нам мотивировать учащихся и развивать умение говорения, но и направлена на формирование ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся.

«Построй свою историю» предназначено для развития навыков устной речи, чтения, словарного запаса, письма, развития знаний в областях технологий и цифрового обучения.

«Построй свою историю» - это уникальный творческий обучающий инструмент, который позволяет учащимся освоить навыки повествования и научиться создавать рассказы в естественных условиях.

Работая с данным конструктором, учащиеся не только развивают умения говорения и работы в сотрудничестве, но и развивают творческое и формирование ПУУД в ходе решения алгебраических задач во время практических занятий.

«Построй свою историю» помогает учащимся:

- научиться говорить на разные темы;

-научиться создавать, последовательно выстраивать и пересказывать рассказы;

- развить навыки устной речи и языкового восприятия;

- научиться анализировать рассказы, персонажей и сюжеты;

- научиться определять и понимать концепции жанров;

- развивать решение алгебраических задач за счет анализа ситуации, интерпретации сюжета, развития истории и ее презентации, оценки деятельности;

- делать оценку своей деятельности внутри группы, группы в целом и работы других групп;

- естественным образом объединить классическое и цифровое обучение.

Задания к данному набору делятся на четыре категории:

- первые шаги;

- повседневное повествование;

- построение и рассказывание историй;

- пересказ и анализ рассказов.

Первые шаги - освоение технологии работы с конструктором, знакомство с деталями конструктора, возможностями набора, построение небольших историй с использованием указателей (настроения, категории), первые попытки построения историй (начало - середина - конец, принцип четырех вопросов: «Что? Кто? Когда? Где?» (рис. 1), первые попытки записи историй на видео.



Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией приобретения опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Повседневное повествование - учитель и ученики говорят о значимых событиях в жизни учащихся, а так же обсуждают события в жизни общества, фильмы, книги, телевидение, ученики строят сценическую конструкцию, а затем разворачивается какая-то история на ее основе, обсуждаются разные точки зрения, учащиеся показывают свою трактовку событий, истории на видео становятся более обдуманными, учащиеся руководят процессом съемки и монтажа, вводятся элементы взаимооценивания работ (рис. 2.1).


Рис. 2.1 Модель 4-х вопросов [34]
Построение и презентация историй - работа в группе над одним сюжетом, распределение платформ между участниками, которые создают разные этапы развития сюжета, создание целого рассказа по фрагменту, разные интерпретации одного события, съемка фильмов или мультфильмов.

Распределение заданий - все вышеуказанные задания могут быть использованы в любом порядке в соответствии с задачами учебного плана, предпочтениями отдельного преподавателя и класса. Однако рекомендуется начинать с заданий для начала работы, а затем выполнять задания, связанные с описанием ежедневных событий вместе с заданиями на построение и рассказывание историй. Такой порядок обеспечивает естественное развитие навыков создания рассказа. Задания на пересказ и анализ рассказов можно выполнять на любом этапе.

Каждое занятие имеет выраженную однотипную структуру, что обеспечивает естественный ход процесса обучения.

Этапы занятия:

1. Подготовка к работе: чтение вслух или пересказ сценария, занятия с опорой на картинку (фотографию), определение сюжетной линии рассказа, обсуждение основной идеи, распределение ролей.


2. Построение рассказа: построение персонажей и места события.

3. ПУУД (часто идут параллельно с п. 2) - обсуждение учащимися в группе и между группами о том, как можно изобразить события и как эти события будут развиваться, развитие рассказа, додумывание его элементов в процессе строительства, определение позиции, с которой будет вестись рассказ, подбор лексики и создание комикса.

4. Совместное использование и оформление: представление своего рассказа аудитории, обсуждение рассказов, рекомендации авторам, самооценка.

5. Доработка сценария. Представление доработанных версий. Оценка результатов своей деятельности.

6. Расширение (дополнительные задания): идеи для дальнейшего развития истории, дополнительные задания и идеи для команд, разработка дополнительных документов (в том числе текстов, листовок и т.п. по теме проекта).

2.3. Анализ результатов апробации разработанной методики


Экспериментальное исследование было проведено в 2016/2017 учебном году в ходе опытного обучения с учащимися 7 класса (группа базового уровня). Общее число участников опытного обучения составило 15 человек.

Цель опытного обучения заключалась в формировании ПУУД в ходе решения алгебраических задач.

Задачами опытного обучения были:

-провести первичное измерение уровня сформированности формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач (входной тест), вычислить средний балл группы;

-организовать обучение учащихся с применением разработанных приемов;

-организовать посещение учащимися краткосрочного курса;

-провести вторичное измерение уровня сформированности формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся (итоговый тест), вычислить средний балл группы;

-сравнить средний балл группы за входной и итоговый тест;

-сделать вывод о динамике формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач учащихся и эффективности использования разработанных приемов и краткосрочного курса в образовательном процессе.

В качестве гипотезы опытного обучения было выдвинуто предположение о том, что у учащихся средней школы ПУУД в ходе решения алгебраических задач будет успешно развиваться, если в обучении будут использоваться такие приемы и упражнения, которые не только повышают уровень формирования ПУУД, но и заставляют учащихся совершать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, сопоставление в ходе решения алгебраических задач.

Опытное обучение включало три этапа:

-констатирующий (сентябрь 2016);

-формирующий (октябрь 2016 - апрель 2017);

-контрольный (май 2017) .

Существуют разные методики для определения уровня формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач. Все они служат для оценки качеств ПУУД - способности анализировать и сравнивать, умению делать логические построения, легкости возникновения ассоциативных связей.

В последнее время учителя стали уделять большое внимание ПУУД учеников в школе. Преподаватели - энтузиасты создают разнообразную систему ПУУД школьников и объединяют самые разнообразные формы ее организации, от олимпиад и конкурсов до научных обществ и конференций. Создание условий в школе для развития такой деятельности позволяет максимально учитывать возможности и потребности учащихся и способствовать формированию их исследовательской культуры, что приводит к повышению качества образования.