Файл: 1. 1 Познавательные учебные действия как компонент требований фгос ооо 6.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Познавательные учебные действия как компонент требований ФГОС ООО
1.2 Педагогический феномен понятия «познавательные УУД», структура
1.3 Методическая модель формирования ПУУД учащихся 7 классов при обучении алгебре
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ В 7 КЛАССЕ, НАПРАВЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЯ ПУУД
2.1. Цели и содержание обучения алгебре в 7 классе
2.2. Методы, формы и средства обучения алгебре
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГЕБРЕ 6
1.1 Познавательные учебные действия как компонент требований ФГОС ООО 6
1.2 Педагогический феномен понятия «познавательные УУД», структура 19
1.3 Методическая модель формирования ПУУД учащихся 7 классов при обучении алгебре 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ В 7 КЛАССЕ, НАПРАВЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЯ ПУУД 38
2.1. Цели и содержание обучения алгебре в 7 классе 38
2.2. Методы, формы и средства обучения алгебре 52
2.3. Анализ результатов апробации разработанной методики 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире каждый образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация познавательных универсальных учебных действий (далее ПУУД) школьников, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно находить нужную информацию, ориентироваться в информационном пространстве и применять свои знания, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Включение ПУУД в образовательный процесс позволяет не только значительно расширить у школьников диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути решения ситуации, но и ведет к возрастанию познавательного интереса, умению работать с источниками информации. Одновременно с этим изменяются и личностные характеристики ученика: происходит формирование адекватной самооценки, воспитывается умение доказательно отстаивать собственную позицию. Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Актуальность исследования также заключается в том, что на современном этапе развития общества одной из основных задач обучения является ПУУД школьников в ходе решения алгебраических задач. В современном обществе существенно возрастает роль ПУУД человека как адаптационного фактора. Активно реализуемые технологии манипулирования сознанием и личностью, появление сложного оборудования и техники и другие факторы предопределяют значимость развития высокого уровня ПУУД у современного человека.
Приоритет должен быть отдан реализации развивающей функции образного образования. При этом доминирующей целью обучения будет формирование ПУУД и знаний учащегося. Современные программы в виртуальной среде обеспечивают широкую возможность анимации, осуществления действий в информационном пространстве, поэтому, на наш взгляд, их внедрение в образовательный процесс обеспечит интенсивное формирование ПУУД учеников. Социальная значимость исследований виртуальной реальности, предопределяется и тем, что согласно Указу Президента Российской Федерации «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня технологий Российской Федерации» № 899 от 07 июля 2011 года, они относятся к технологиям для страны.
Противоречие и проблема исследования: решение алгебраических задач предполагает умение находить активные пути и способы развития, видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки.
В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.
Цель исследования – изучить и проанализировать формирование познавательных учебных умений учащихся 7 класса при обучении алгебры.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть психолого-педагогические и нормативные основания формирования познавательных учебных умений учащихся 7 класса при обучении алгебре;
- представить методику обучения алгебры в 7 классе, направленную на формирование ПУУД.
Объектом исследования являются средние школьники.
Предметом исследования является процесс формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач.
Гипотеза исследования: у учащихся средней школы ПУУД в ходе решения алгебраических задач будет успешно развиваться, если в обучении будут использоваться такие приемы и упражнения, которые не только повышают уровень формирования ПУУД, но и заставляют
учащихся совершать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, сопоставление в ходе решения алгебраических задач.
Методы исследования: аналитический обзор общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы; педагогический эксперимент, статистические методы обработки эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке приемов и технологий для формирования ПУУД в ходе решения алгебраических задач.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГЕБРЕ
1.1 Познавательные учебные действия как компонент требований ФГОС ООО
На наш взгляд, духовно-нравственное воспитание является главным составляющим развития школьников. Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в средней школе является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [2].
Поскольку школа занимает ведущее место в жизни школьника, то именно здесь должна быть организована не только интеллектуальная, но и культурная жизнь учащихся. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, культурному развитию, гражданскому воспитанию, поэтому важно не упустить момент, когда ребенок усваивает духовно-нравственные ценности.
Во ФГОС ООО [1] важнейшим приоритетом определено формирование у школьников метапредметных результатов, которые представлены регулятивными, познавательными, коммуникативными УУД. В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе актуальным является использование методов и приёмов, направленных на формирование умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов, подразумевает учение через открытие, решение проблемных ситуаций.
Метод проектов - уникальный метод, выводящий педагогический процесс из стен школы в окружающий мир, он способствует актуализации знаний, умений и навыков обучающегося, их практическому применению, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.
Проектную деятельность можно использовать, начиная с средней школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а дополняя её. Для выполнения каждого нового проекта нужно решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От обучающегося требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их
помощью проделывать конкретную работу, идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Темы проектов обучающихся школьного возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают обучающихся к выбору темы на основе содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов обучающегося и находиться в зоне его ближайшего развития [23].
По продолжительности проекты могут быть ограничены 1-2 уроками, краткосрочные проекты требуют от 4 до 6 уроков, недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели, годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Считается, что наиболее эффективно организовать работу обучающихся над проектом можно во внеурочной деятельности.
Особенности проектов в средней школе [5]:
1. Проекты разрабатываются по инициативе обучающихся.
2. Работа по выполнению проекта является исследовательской.
3. Проекты педагогически значимы, так как обучающиеся приобретают новые знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами ПУУД, алгоритмами действий.
4. Проекты должны быть заранее спланированы, сконструированы, но в ходе выполнения допускается гибкость и изменения в ходе выполнения.
5. Проекты ориентированы на решение конкретной проблемы, цели проекта сужены до решаемой задачи, понятной и доступной обучающимся.
6. Проект должен быть понятен и реалистичен, а также ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
Проект в средней школе - это шесть «П»:
- проблема;
- планирование;
- поиск;
- продукт;
- презентация.
Одним из приоритетов современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учеников в учебном процессе. Среди новых направлений педагогических технологий, проектная и исследовательская деятельность помогает решить эти проблемы. Образование в средней школе является основой, основой всех последующих образований. И именно в средней школе заложены основы ПУУД.