Файл: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 961

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

52 его является расхождение между другими компонентами (между знаниями детей об отношении к труду и поведением в труде).
В хозяйственно-бытовом труде в помощь взрослым по их просьбе, дети участвуют более охотно, но большинство детей не замечают повседневных дел взрослых, не проявляют своей инициативы, готовности помочь им; у большинства детей 6-ого года жизни есть навыки самообслу- живания, но многие из них выполняют эту работу чаще всего лишь с постоянным напоминанием со стороны взрослого, а некоторые – неохотно, вяло, медленно, ждут помощи взрослого там, где легко могут справиться сами и охотно принимают ее. Это говорит о том, что у детей нет направленности на самостоятельные действия. Самостоятельность в постановке цели, мотивировке ее, достижении цели во всех видах труда низкая. Особенно это относится к мотивировке цели. Качество работы таких детей не интересует. Причиной разного отношения одних и тех же детей к различным видам труда является недостатки в руководстве со стороны педагога трудовой деятельностью детей:

не учитывается специфика различных видов труда при определении условий и методов воспитания положительного отношения к труду;

воспитатели не создают условий для проявления трудового усилия, для систематического применения получаемых умений в повседнев- ной жизни;

не уделяют должного внимания формированию внутренних побуждений к трудовой деятельности. Все это приводит к несоответ- ствию между желаниями и возможностями детей.
1   2   3   4   5   6   7   8

В старших группах особое значение придается коллективному характеру
труда дошкольников.
Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой

53
(продуктивной) деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т.д.
В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа:
1.
подготовка к труду: разъяснение содержания общего задания для детей группы, его значимости; распределение между звеньями отдель- ных заданий, входящих в общее; формирование представлений о проявлении справедливости, об отношении к сверстнику, как к партне- ру; помощь детям в распределении работы между собой внутри каждого звена
2.
Руководство процессом труда: регуляция продуктивных действий детей; формирование способов проявления ответственности, заботы о результате общего дела, об отношении к партнерам, о правилах регулирующих поведение в сообществе сверстников
3.
Обсуждение результата: оценка его значимости, положительная оценка слаженных действий детей в звеньях; постановка задач на будущее
Каждый из этих этапов требует своеобразных методов руководства.
Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как важная, нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения, ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда.
В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель ставит своей основной задачей формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в другом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети.
Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и работа у них спорится,

54 быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые». Воспитатель, оценивая качество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения, благодаря которой и качество становится высоким.
Он вводит понятие: товарищей нельзя подводить; на конкретном примере из деятельности самих детей подводит их к пониманию этой нормы:
«Не торопись ставить растения на подоконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми, и тогда ты подведешь своих товарищем, все подумают, что они неаккуратно работали».
Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает нравственные проявления, отношение к товарищам, к порученному делу. В процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности и т. д.
Немаловажной задачей является также умение воспитателя координи- ровать работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили работу.
Наблюдая за деятельностью детей, он может заметить, что какое-либо звено задерживается или может выполнить порученное дело раньше. Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда товарищам трудно». Воспитателю важно не только пригласить детей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети не справились с работой:
«Как много оказалось у них дела! Гораздо больше, чем у всех осталь- ных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».


55
Однако не всегда воспитатель присоединяет детей, закончивших работу, к тем, кто еще не справился с заданием. В том случае, если он видит необходимость дать последним возможность самим довести ее до конца, он дополняет объем работы первых. Например, если дети подклеивают коробки, напоминает, что есть еще несколько, требующих ремонта, если убирают стеллаж, предлагает вытереть и вешалки для полотенец и т. д.
В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу».
По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда.
Обращаясь к детям, он задает им вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол и др.).
Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо.
При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Например: «Шура выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила помочь Любе. Она увидела, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, и помогла ей». Или: «Женя хорошо поступил: он отдал свой фартук Оле, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он правильно решил, что рас- ставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей.

56
Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привле- кать внимание детей к недостаткам: «Светлана тщательно промыла растения, поливая их из лейки, быстро работала, не отвлекаясь. Вместе с тем, торопливость не всегда была ее помощником: то себе на ноги налила воду, то пролила ее на пол, пришлось пол вытирать. Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение работы детей занимает не более 8—10 минут, но оно имеет большое воспитательное значение. Зная, что работа каждого будет анализироваться, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои действия. Они стараются напом- нить товарищам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.
Внимание со стороны воспитателя требует организация совместного
труда детей.
При его организации важно предусмотреть:

отбор содержания, целесообразного для деления на ряд последова- тельных операций, каждая из которых заканчивается получением
«промежуточного» результата, к которому могут предъявлены требо- вания к качеству и темпу выполнения;

учет особенностей организации: включение в труд участников происходит не одновременно (пока первый моет игрушки, второй ждет и т.д.), окончание работы тоже неодновременное, поэтому следует продумать дополнительные задания, связанные с основным заданием, а также включения детей, закончивших свою работу в деятельность других участников.
В процессе руководства совместным трудом детям сообщаются знания о способах проявлении доброжелательности к партнерам, акцентируя внимание на ситуации распределения задания, передачи «промежуточного» продукта от одного участника следующему (становясь контролером деятельности предыдущего участника, ребенок может предъявлять претензии


57 к качеству работы первого). Учить детей в таких ситуациях выражать претензии в доброжелательном тоне, используя советы к улучшению работы, предлагать помощь, доказывать справедливость своих предложений.
Способствовать формированию у детей осознания себя как участника общего дела, ответственного за общий результат.
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Особо стоит остановиться на организации труда в природе. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжитель- ность труда зависит от его характера и возраста детей - в старшем дошкольном возрасте – 15-25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.
Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды, лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.
Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поруче- ний, коллективного труда и дежурства.
Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудо- вые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

58
По своей структуре труд в природе может быть организован как труд
«общий» (в труде участвуют несколько детей или вся группа. Каждый ребенок при этом получает отдельное задание. Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат. Например, каждый ребенок в уголке природы протирает листья у растений. В результате все вместе сделали растения чистыми) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей.
Если процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляют один из участников или группа детей, то такая форма объединения называется «совместный» труд. Каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше. Например, одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третьи делают грядки).
У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.
Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.
Овладение трудовой деятельностью в старших группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.


59
В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Органи- зуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств – до двух дней, возможно и до недели.
Длительные дежурства формируют чувство ответственности, деловитости, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последователь- ность назначения детей на дежурство фиксируются на доске дежурных.
Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование у них необходимых навыков и умений по уходу за животными и растениями, организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договаривать- ся о том, кто что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т. д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.
Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка де- журств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и поведении животных. При оценке дежурств следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).
По сравнению с предыдущим возрастом значительно усложняется

60 организация коллективного труда. Здесь имеет место общий труд и труд совместный. При организации общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий. Например, коллективная уборка в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т. д.
Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда – труд
«совместный». По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.
В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда.
Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя.
Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.
Особенностью руководства трудом в старших группах является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последователь- ность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.
В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается устойчивый интерес к ручному труду.