ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 620
Скачиваний: 7
причинам отличалась и правящая корпорация, прежде всего
княжес
кая
дРУЖUllа
и
боярская Зllаmь.
Отсюда ведет свои истоки весьма
своеобразная система престолонаследия
-
<<JIествичная».
Cyrb
ее
заключается в том, что все престолы древнерусских земель выстра
иваются в определенном иерархическом порядке (вершина - Киев,
затем Новгород, затем Древлянская земля и т.д.) и занимаются пред
ставителями рода Рюриковичей по старшинству. Это означает, что
киевский стол, как и столы других уделов, вплоть до конца
XI
в. пе
редавался не от отца к сыну, а старшему в роде, чаще брату.
В
резуль
тате один и тот же князь мог оказаться правителем последовательно
нескольких уделов. Такая система престолонаследия является весьма
сложной, особенно когда род разрастается и служит причиной пута
ницы и межкняжеских конфликтов. Своего апогея они достигают, по
жалуй, в
ХI
в., когда для их разрешения стали собирать съезды�(сне
мы) князей. Один из них, кстати, положил иачало политическои раз
дробленности. Таким образом, князь в Древней Руси, даже великий
Киевский, не являлся единодержавным правителем, а представлял
собой лишь главу управляющей корпорации. По сути, он был пол
ноправным хозяином только Киевского
княж
ества и примыкаюших
к нему южнорусских земель, которые со временем стали его
дOJНe
HOJН
(наследственным владением). Эти территории выделялись как
таковые и современниками, называв
шим
и их
Русской землей
(в уз
ком смысле этого термина). Более широкое понятие Русской земли в
литературной и летописной традиции появляется позже и охватывает
все православные славянские земли. Таким образом, даже в период
своего расцвета Киевская Русь, как, впрочем, и держава Каролингов�
не была строго централизованным государством, а единство
в
неи
поддерживалось политическими и родственными связями правите
лей ее частей, заинтересованных в процветании торговой магистра
ли «из варяг в греки».
Собственно феодальные отношения стали развиваться в Древней
Руси не ранее начала
XI
в., а, может, и позже, когда границы Киевс
кой державыI обозначились более четко и населеи�е ее увеличилось
вследствие политической стабилизации, успешнои обороны от вра
гов, экономического подъема. Однако и накануне монголо-татарского
нашествия феодальные владения не покрывали сплошь территорию
48
востоqной Европы, а представляли
собой «островкю) в «море» сво
бодных общинных земель. Да и сами
эти феоды имели отличие от
классических европейских.
Дело в том, что на Руси был весьма
распространен институт хо
лопства, Т.е. рабства. Из-за относительно
слабой населенности вос
точной ча.сти Европейского континента
сельскохозяйственные угодья
землевладельцев обрабатывали преимущественно
пашенные (страд
ные) холопы, а не_ феодально заВИсимые
крестьяне. Таким образом,
рабовлад(�льческии уклад еще долго сопугствовал
на Руси развитию
собственно феодализма.
<
Кроме того, не
стоит
c
�
pacывarь со счетов и большое распростране
ние в восточнославянскои среде инстmyroв
управления, характерных
для первобытного общества.
В
арабских, визаllТИйских и некоторых
других
ис:точниках ДРужинно-княжеская
раннеклассо:вая знать Киев
ской Руси иногда рассматривается
как
доминирующая сила над вос
точнославянскими племенами, платившими
ей дань, но сохранявшими
еще долго свою традиционную племенную
общинную структуру. Ее
разрушение не завершилось и к моменту вторжения
Батыя на Русь.
Конечн�, сразу следует оговориться,
что в Киевской державе
Феода.,lЬНЫИ, рабовладельческий и первобь
пный уклады не имели
равного значения. Первый развивался
наиболее динамично и опре
делял весь вектор развития древнерусских
земель, тогда как второй
существовал в застывших арханчных формах,
а третий постепенно,
но неуклонно сходил на нет. Тем не менее,
сосуществование всех
трех укладов одновременно позволяет
некоторым ученым Говорить
об общественной системе Древней
Руси как о
.tIногоукладноЙ
при
доминировании
раннефеодшrьных
тенденций ее развития.
Так ИJJ[и иначе, подводя итоги обзору политическ
ого и обществен
но-эконо�mческого развития Древнер
усского государства, можно
констатировать, что Киевская Русь являлась
восточной окраиной ев-
роп
�
еиского мира и развивалась в одном направл
ении с европейскими
странами, проявляя, впрочем, и некоторую
специфику, обусловлен
ную преи мущественно природно-геогр
афическими и геополитичес
кими факторами. Эволюционный
пугь ее развития был прерван мон
голо-татарским погромом русских земе.'lЬ и установивши:мся
после
этого на два с половиной столетия ордынским
игом.
49
5.
Прииятие христианства на Руси
и его политическое значение
До принятия христианства Русь бьша типичной
языческой стра
ной. Однако это вовсе не означает, что религиозные
верования сла
вян были примитивны И фрагментарны. Славянское
язычество
пред
стамяло собой разновидность симбиоза земледель
ческих и иных
первобытных культов, восходящих порой еще
ко временам индоев
ропейского единства. Верования восточных славян
складывались в
достаточно стройную концепцию, объясняющую
космическое миро
устройство, обладающую развитой демонологией
и обширным панте
оном божеств, каждое из которых отвечало за
различные жизненно
важные сферы природы и общества. Кроме того,
в славянском обще
стве выделялась
жреческая прослойка,
которая, очевидно, диффе
ренцировалась по «специальностяМ»: колдуны
(маги), чародеи (от
слова «чара» - чаша), волхвы (ср. «волшебство»),
ведуны и ведьмы
(от слова «ведать» - знать), кудесники и прочие.
Впрочем, сакраль
ными функциями различного уровня обладали
и прави�ели-князья,
и старейшины племен и родов, и главы отдельных
семеи, и рядовые
общинникИ.
у
славян были свои
святилища,
включая крупные пле
менные сакральные центры, а также разработанная
система
n
р
аз
д
неств годового цикла,
связанная с хозяйственной деятельностью и ас
трономическими явлениями. Как и все язычники,
славяне не отделяли
мир потусторонний (священный) от мира повседневного,
окружали
себя и свое имущество амулетами и оберегами,
соблюдали массу при
мет и ритуалов. Таким образом, религиозные
языческие представле
ния имели очень глубокие корни в восточнос
лавянском социуме.
Между тем процессы разложения родового общества
и классо
образования, становления институтов частной
собственности
и го
сударственной власти приводили к новым
социальным реалиям, ко
торые требовали своего идеологического обоснования.
Новшест
�
нУЖДались в осмыслении и оправдании в
созн
ании
простых люд�и.
Это означает, что система первобытных
религиозных веровании
в
процессе становления древнерусской государ
ственности и форм�
рования новых классовых отношений требовала
преобразовании.
.
Наиболее радикальные из них предпринял
Владимир Святославич в
начале своего княжения в Киеве около
980
г.
50
Подходящей концепцией религиозно-идеологического подкрСпле
ния
новой монархической государственности и иерархической СОЦИ
альной структуры бьmо
христианство,
ставшее уже к тому времени
религией не угнетенных социальных низов, а хорошо разработаННОЙ
доктриной классового общества. Христианами были соседи Руси
�
Ви
заНТИЯ
(уже более шесm веков) и Болгария (более столетия).
между
тем приняmе христианства таило
в
себе
большую
опасность - yfPOзу
полной или часmчной потери независимости молодого русского fOcy
дарства, сначала идеологической, а затем, возможно, и полиmчесtffiЙ.
Отец Владимира, князь Святослав, очевидно, осознавал эту Qпас
ность и категорически отказ
ывал
ся принять христианство, хот'" его
мать - княгиня Ольга - была хрисmанкоЙ. Однако действительнОСть
требовала достойной альтернативы христианству, и Владимир р�шил
реформировать языческую религию предков.
Jlетопись сообщает, что, заняв киевский престол, ВлаДИМJtР ус
тановил
«вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его среб
ряну. а ус злаm, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и CиMapгfla, и
МакошЬ» .
Выбор и расстановка божеств говорит о том, что этот
пантеон задумывался не как общенародный, а изначально как
княжеский. Дело в том, что из текста договора с Византией нам
известно, что на Руси в то время б ыло два равных официальНЫХ
культа - Перуна и Велеса. Кроме того, Велее, а также Род особо
почитались в народе, но в пантеон они не попали. Очевидно, эти
божества « не подходили» для государственной религии. В их честь
проводились веселые, разгульные празднества, сопровождавwffеся
зачастую весьма непристойными ритуалами, не отвечавшими пот
ребности во внешнем благообразии официального культа. Поэ1'ому
новый князь поставил Перуна во главе других богов, а Велес и Род
были им проигнорированы.
Кроме того, изменилась и суть культа: идолы были поставЛены
вне I,няжеского двора, но, видимо, где-то поблизосm, в городе. Так
ставили храмы, а языческие святилища славяне устраивали на Bt>ICO
КИХ
местах вне поселений вообще.
Следует отметить, что пантеон Владимира отражал и его не
посредственные полиmческие воззрения. В него не попал ни QДИН
скандинавский бог, зато тремя именами (Дажьбог, Хоре и СимаРГЛ)
5 1
представлена иранская религиозная традиция, восходящая
к
древним
контактам праславян с ираноязычным миром. Известно, что В.:Iади
мир отказался от услуг варягов и укре
плял
позиции государства на
границе со степью, там, где до тюрок господство
вали
ираноязычные
народы - скифы и сарматы.
Характерно также, что пантеон Владимира отражал важнейшие
элементы языческой картины мира и основные с
тихи
и: Стрибог - небо,
ветер; Дажьбог -- солнце; Макошь - земля; Симаргл - посредник меж
ду
небом и землей, носитель дождя. Кстати, в «Слове о полку Иго
реве»
( 1 1 85
г.) русские князья названы «дажьбожьими внуками», что
может свидетельствовать о пережитках обожествления правителя или
древнем культе военного вождя.
Кроме того, как полагает Б.А. Рыбаков, пантеон
980
г. содержал
и прямую альтернативу главным христианским персонажз.м: Стри
бог - Богу··Отцу, Дажьбог - Богу-Сыну, Макошь - Богородице.
Таким обра::юм, религиозная реформа Владимира расс матрива
ется некоторыми историками как попытка создать государ<:твенную
религию раннеклассовой монархии. Однако слишком глубокие корни
народных верований помешали стать ей общенациональной, проник
нуть в народные массы. Реформа фактически провалилась, и чтобы
войти в круг цивилизованных стран, было решено примкнуть к од
ной из широко известных религий.
В отношении принятия восточного христианства летописная тра
диция повеству<,,'Т любопытную историю о том, как князь Вл
адим
ир
устроил своеобразные смотрины греческого и латинского
ХРИСПIaНС
тва, ислама и иудаизма. Характерно, что ХРИСПlанские конфессии тог
да еще не были формально разделены, хотя уже противостояли друг
другу
4.
Некоторые исследователи считают этот сюжет легендщ>ным,
выдуманным. Тем не менее, даже если такой факт имел место, как о
том свидетельствует летописец, выбор христианской веры византийс
кого образца, скорее всего, был предопределен.
Дело
в
том, что предложенные религиозные системы, кроме вос
точного христианства, не отвечали основным требованиям, которые
предъявлял к ним Владимир . Иудеи не имели национального госу-
4
Окончательное разделение христианства на католицизм и православи,� произош
ло
в
1 054
г.
52
дарства, следовательно, иудаизм не мог в полиой мере отражать идею
единСТва всех восточнославянских земель. Ислам сначала понравился
князю, однако запреты пить вино и есть свинину стали причиной от
каза И мусульманам. Ведь одним из
важн
ейших элементов быта roс
подствующего сословия были совместные пиры - один из способов
перераспределения собранной дани и оплаты услyr дружинников.
Изменение или утрата этой традиции грозила самим основам сложив
шихся отношений между князем и его воинами. Западное христианс
тво же признавало своим главой римского папу, что противоречило
идее независимости и суверенности Древнерусского государства и
власти его правителя .
Еше более
важным
аргументом в пользу восточноro христианс
тва послужило и то, что на Руси уже существовала устойчивая гре
ко-православная традиция. Принадлежность к ней ПРИП}fСЫвают еще
киевскому �зю Аскольду, погибшему от руки Олега. Кроме того,
христианкои была бабка Владимира - княгиня Ольга.
Из
текстов
договора русов с Византией нам известно о существовании в Кие
ве церкви пророка Ильи, в Которой, кстати, присягу приносит часть
дружины. Таким образом, по крайней мере в среде господствующего
класса Киевской Руси христиане были. Кроме того, в своей внешней
политике Русь традиционно ориентировалась на Византию и, чтобы
выстраивать отношения с ней на равных, необходимо
былo
принять
то
же в:}Хшсповедание.
И,
наконец, христианство в его rpеко-право
славнои форме было, пожалуй, наиболее доступно населенИЮ Руси из
всех перечисле
нных
религий: на славянский (болгарский) язык уже
были перt:ведены некоторые
книг
и Священного Писания, допуска
лась ВОЗможность служить литургию на родном языке.
Крещение Руси обычно датируется
988
г. Однако необходимо учи
тывать, что в
этот
год христианами стали только сподвижники кня
зя и он сам, а также, вероятно, жители Киева и Русской земли (в уз
ком смысле). Распространение христианства по другим территориям
страны часто сопровождалось вспышками сопро
тивл
ения со стороны
местных племен, иногда возглавляемых языческими жрецэми, и наси
лием со СТороны
княж
еских поверенных. текстыI поучениil святых
от
цов церкви против язычников свидетельствуют о сохранении в народе
ЯЗЫческих традиций вплоть дО
XIII
в. Таким образом,
зэ
несколько
53
столетий проникновения христианства
в ментальность русского чело
века православие настолько обросло языческимИ
суевериями, Tpaд
�
циями, ритуалами и образами, что нек
оторые исследователи, по краи
ней мере для религиозных представлений
древнерусского населения,
вводят термин
двоеверие.
Сам по себе синтез языческих верований
и мировой религии не
является чем-то новым в истории общества.
Это
явление характерно
для периода распространения и буддизма,
и хр
�
стианс
�
ва, и исла�а.
Однако русское православие представляет
собои особ
�
И сплав, об)с:
ловленный особенностями самой грек
о-православнои христианскои
традиции, к которой вернемся чуть ниже.
Примечательно, что христи
анство распространялось быстрее и
легче в среде правящего класса,
а двоеверие - это скорее форма переосмысления
в языческом духе
христианского вероучения рядовым жителем
�Руси, будь то земледе
лец или ремесленник, горожанин или
сельскии житель.
Принятие православия оказало большое
влияние на историю и
культуру русского государства.
Во-первых, христианизация Киевской
Руси, разумеется, поднима-
ла ее авториТет в раннесредневековом
христ
�
анс
�
ом мире, позволяла
ей выступать равным партнером на
европеискои внешнеполитичес-
кой арене.
Во-вторых, христианство как монотеистическая
религия как не-
льзя лучше обосновывала монархическую
фор
�
правления, служила
идеологическим базисом укрепления
княжескои власти.
В-третьих, христианская идеология
закрепляла установившиеся
феодальные порядки и социальное
неравенство, прид
:
вала им леги
тимность и осмысленность на всех
уровнях социальнои лестницЫ.
В-четвертых, христианство дало мощный
толчок развити
�
гума
нистической культуры, искусству, изменило
систему ценностеи, п
�
и
общило сурового средневекового
человека, привыкшего к грубои и
жестокой действительности, к высоким
идеалам добра, милосердия,
любви к ближнему.
В-пятых, православная вера стала
мощным фактором, интегри-
рующим пестрый племенной
мир
восточного славянства. По сути,
в
эпоху политической раздробленности
Церковь и религия были единс
твенным объединяющим русские земли
началом.
S4
Тем не менее, крещение Руси, кроме перечисленных, имело и дру
гие исторические последствия. В частности, разделение христианства
8
XI
в. на православие и католицизм положило начало изоляции рус
ских княжеств от стран Западной Европы, а позже породило и жест
кое идеологическое противостояние.
После падения Византии в
ХУ
в. Россия осталась единственной
крупной и не порабощенной православной державой. Это обстоя
TeльcTBo породило идеи исключительности и мессионизма в рус
ской общественной мысли, воплощенные в различных доктринах,
начиная с концепции «Москва - Третий Рим)} и заканчивая произ
веде:ниями сл'авянофилов и русских религиозных философов конца
XIX
- начала
хх
в. Россия стала не просто отличаться от остального
неправославноro мира, но предстала оплотом истинной веры, послед
ним бастионом добра в борьбе со злом. Этот изоляционизм глубоко
проннк в основы российской цивилизации.
И
последнее, на что еще хотелось бы обратить внимание, заклю
чается
в философско-мировоззренческих различиях между правосла
вием и католицизмом. Едва заметные вначале, по мере развития обеих
конфессий эти различия все более усугублялись. Дело в том, что пр а
вославная и католическая философии, несмотря на
их
общую христи
аJlС:КУЮ
подоснову, несут в себе разные мировоззренческие посылы.
Философская система Фомы Аквинскоro (томизм) и ее модернизация
(неотомизм), признанная Ватиканом официальной католической фи
лософией, вышли из логики и рационализма Аристотеля и Платона.
Православие же базируется на иррациональных, «апокалиптических»
началах, созерцании и мистике.
Рассуждению
католика-схоласта пра
вославный предпочитает
служение,
основанное на необсуждаемой
вере в истинность основ своего вероучения. В этом православное
Христианство ближе скорее традиционным восточным религиозным
системам, чем римско-католическому христианству западнического
Толка. Обогащенное языческой демонологией и магической практи
кой русское православие еще более усилило свою «мистичность».
Вероятно, далеко не случайно Реформация - движение за пере
смотр основ католицизма - родилась именно в европейской римс
Ко-католической среде, допускающей логические измышления на
сакральные темы и вероятную постигаемость мира Божественного.
5 5
В конечном
итоге,
протестантизм как
итог
Реформации, по справедли
вому утверждению классика немецкой социологии Макса Вебера, по
родил идеологию капиталистических отношений,
<<дух
капит
ализма» и
индивидуализма.
для
npaВOC:JaвHOГO
мира предnр
иним
агелъс..'ТВо оста
лось синонимом стяжательства, а стремление к личному успеху - по
сягательством на «соборные» , коллективистские ценности. Частная
собственность, на Западе охраняющаяся формальным и нравственным
законом как неприкосновенная, в менrалитете россиянина никогда не
рассмагривалась как таковая. Перманенrные попытки «все поделить» в
русской истории, как известно, возникали неоднократно и приобрета
ли весьма нетривиальные формы.
Таким образом, крещение Руси явилось более актом политичес
ким, нежели религиозным.
В
дальнейшем, распространение и укреп
ление православня также оказывало свое воздействие на политичес
кую сферу, равно как и на духовную, культурную, социальную.
6.
Политическая раздробленность
Древнерусского государства
Распад древнерусскоro государства был неминуем, ПОСКОЛЬkУ был
вызван ра:Jвитием
феодализма.
Это означает,
что
феодальные от
ношения и �опутствующие им социальные, управленческие и иные
структуры начали складываться здесь, преодолевая пережитки более
раннего родовоro общества.
Феодализм
как
общественно-экон
омич
еская формация имеет рЯд
ОТJIичительных
характеристик. Во-первых, феодальное общес�
-
это
.
традиционное аграрное
общество. Следовагельно, главной Цt;:ННОСТЬЮ
при этом
строе
является основное
сред
ство
производства - земля.
Во-вторых, крупнейшими обществе
нными
классами становятся зем
левладer/ЬЦЫ
(или
ф
еодал
ы
) и
lI
еntJC]НЮcnuи!Н
ные
npouзводитt'Ли
(крес
тьяне, ремесленники и т.д.). Первые
являютс
я собстве
нник
ами всех зе
мельных yrодий, вторые же вынуждены
ЖJfIЪ
и
pa60тarь
на
их
землях.
Третья отличительная черта феодализма проистекает из пер
вых двух: за пользование землей непосредственные ПРОИЗ140дители
вынуждены выплачивать
феодальиую реиТ)',
которая выступает в
двух видах
-
оброк
(плата продуктами производства или деньгами)
.
56
ли бо
барщина
(отработка на собственных сельхозугодьях феода
ла). Таким образом, землевладельцы становятся господствующим
классом, а непосредственные производители - зависимым от них
населением.
И,
наконец, в-четвертых, отдельное землевладение феодала
-
феод
(вотчи на, поместье)
с живущим в нем зависимым населением стано
вится замкнутым хозяйствеННО-экономическим организмом, произво
дящим
Bct;:
необходимое для внутреннего потребления и не ориенти
рованным
�Ha
рынок. Такой тип производства называется
натураль
ным ХОЗЯlifСТВОМ
и ведет к экономической ИЗОЛJщии землевладения.
Политиче(:кая его изоляция обусловливается усш[ением:
феодального
иммунитета
-
легитимного права феодала на выполнение им в пре
делах его земель функций верховного правителя, СУДl:,и и f;борщика
налогов. Господство нагурального хозяйства и феодального иммуни
тета также является характерной чертой феодального строя и в зените
его Рa:JВИТИЯ приводят к
nолuтической (феодальной) раздробленнос
ти
-
распаду единого государства на менее крупные и совсем мелкие
самостоятельные уделы. Таким оБРa:JОМ, система власти в вотчине
копирует, а со временем и подменяет центральную государ;;твенную
административную систему.
Все перечисленные особенности феодализма были характерны
для соответствующей ступени развития и западноевропеЙСI<ИХ стран,
и Древнерусскоro государства. Политическая раздробленность Руси
стала закономерным историческим этапом, хотя и запозда.вшим по
сравнению с Западной Европой примерно на столетие.
Тем не менее, на распад Киевской державы о
казал
и сущ(�ственное
ВЛияние и некоторые специфические факторы. Дело в том, что появ
ление первых признаков феодальных отношений в южных регионах
восточнославянских земель около середины
Х
и
особенно в
ХI
сто
летии вовсе не означало равномерного развития феодализма по всей
теРРИТОР�JI государства.
К
моменту наступления раздробленности фе
�
дальны� уклад на Руси явно не достиг еще такой зрелой стадии, как в
ападнои Европе. Основные причины распада, очевидно, проистека-
� H
.
.
е стоm,ко из социально-экономической, СКОЛJ:,ко из политической
сферы. Большая территория страны в то время не могла эффективно
управляты:я из единого центра в Киеве, поэтому уже на довольно ран-
57