Файл: История от гениального Акимова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 620

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

причинам  отличалась  и  правящая  корпорация, прежде всего 

княжес­

кая 

дРУЖUllа 

и 

боярская  Зllаmь. 

Отсюда  ведет  свои  истоки  весьма 

своеобразная  система  престолонаследия 

-

<<JIествичная». 

Cyrb 

ее 

заключается  в  том,  что  все  престолы  древнерусских  земель  выстра­

иваются  в  определенном  иерархическом  порядке  (вершина  - Киев, 

затем  Новгород,  затем Древлянская  земля  и т.д.) и  занимаются  пред­

ставителями  рода  Рюриковичей  по  старшинству.  Это  означает,  что 

киевский  стол,  как  и  столы  других уделов,  вплоть  до  конца 

XI 

в.  пе­

редавался не от отца к сыну, а старшему в роде, чаще брату. 

В 

резуль­

тате  один  и тот же  князь мог оказаться правителем последовательно 

нескольких уделов. Такая система престолонаследия является весьма 

сложной,  особенно когда род разрастается и  служит причиной пута­

ницы и межкняжеских конфликтов. Своего апогея они достигают,  по­

жалуй,  в 

ХI 

в., когда для  их разрешения  стали собирать  съезды�(сне­

мы) князей.  Один  из них,  кстати, положил  иачало  политическои раз­

дробленности.  Таким  образом, князь  в  Древней  Руси,  даже  великий 

Киевский,  не  являлся  единодержавным  правителем,  а  представлял 

собой  лишь  главу  управляющей  корпорации.  По  сути,  он  был  пол­

ноправным  хозяином  только  Киевского 

княж

ества  и  примыкаюших 

к  нему  южнорусских  земель,  которые  со  временем  стали  его 

дOJНe­

HOJН 

(наследственным  владением).  Эти  территории  выделялись  как 

таковые  и  современниками,  называв

шим

и  их 

Русской землей 

(в  уз­

ком смысле  этого термина).  Более широкое понятие Русской земли  в 

литературной и летописной традиции появляется позже и охватывает 

все  православные  славянские  земли.  Таким  образом,  даже  в  период 

своего расцвета Киевская  Русь,  как,  впрочем,  и держава Каролингов� 

не  была  строго  централизованным  государством,  а  единство 

в 

неи 

поддерживалось  политическими  и  родственными  связями  правите­

лей  ее  частей,  заинтересованных в  процветании  торговой  магистра­

ли  «из варяг в греки». 

Собственно  феодальные  отношения  стали  развиваться  в  Древней 

Руси  не  ранее  начала 

XI 

в.,  а,  может,  и  позже,  когда  границы  Киевс­

кой  державыI  обозначились  более  четко  и  населеи�е  ее  увеличилось 

вследствие  политической  стабилизации,  успешнои  обороны  от  вра­

гов,  экономического  подъема. Однако  и накануне монголо-татарского 

нашествия  феодальные  владения  не  покрывали  сплошь  территорию 

48 

востоqной  Европы,  а представляли 

собой  «островкю)  в  «море»  сво­

бодных  общинных  земель.  Да  и  сами 

эти  феоды  имели  отличие  от 

классических европейских. 

Дело  в том, что на Руси  был весьма 

распространен  институт  хо­

лопства,  Т.е.  рабства.  Из-за  относительно 

слабой  населенности  вос­

точной ча.сти Европейского континента 

сельскохозяйственные угодья 

землевладельцев  обрабатывали преимущественно 

пашенные (страд­

ные)  холопы,  а не_ феодально  заВИсимые 

крестьяне.  Таким  образом, 

рабовлад(�льческии уклад еще долго  сопугствовал 

на Руси  развитию 

собственно феодализма. 

Кроме того, не 

стоит 

c

pacывarь со счетов и большое распростране­

ние  в  восточнославянскои  среде инстmyroв 

управления,  характерных 

для  первобытного  общества. 

В 

арабских,  визаllТИйских  и  некоторых 

других 

ис:точниках  ДРужинно-княжеская 

раннеклассо:вая  знать  Киев­

ской Руси  иногда  рассматривается 

как 

доминирующая  сила  над  вос­

точнославянскими племенами, платившими 

ей дань, но сохранявшими 

еще долго  свою  традиционную  племенную 

общинную  структуру.  Ее 

разрушение не завершилось и к моменту вторжения 

Батыя на Русь. 

Конечн�,  сразу  следует  оговориться, 

что  в  Киевской  державе 

Феода.,lЬНЫИ,  рабовладельческий  и  первобь

пный  уклады  не  имели 

равного  значения.  Первый  развивался 

наиболее  динамично  и  опре­

делял  весь  вектор развития древнерусских 

земель,  тогда как второй 

существовал в застывших арханчных формах, 

а  третий  постепенно, 

но  неуклонно  сходил  на нет.  Тем  не  менее, 

сосуществование  всех 

трех  укладов  одновременно позволяет 

некоторым  ученым Говорить 

об  общественной  системе Древней 

Руси  как  о 

.tIногоукладноЙ 

при 

доминировании 

раннефеодшrьных 

тенденций  ее развития. 

Так ИJJ[и иначе, подводя итоги обзору политическ

ого и обществен­

но-эконо�mческого  развития  Древнер

усского  государства,  можно 

констатировать, что Киевская Русь являлась 

восточной окраиной  ев-

роп 

� 

еиского  мира и развивалась в одном направл

ении с европейскими 

странами,  проявляя,  впрочем,  и  некоторую 

специфику,  обусловлен­

ную  преи мущественно  природно-геогр

афическими  и  геополитичес­

кими факторами.  Эволюционный 

пугь ее развития был прерван мон­

голо-татарским  погромом русских  земе.'lЬ  и  установивши:мся 

после 

этого  на два с половиной столетия ордынским 

игом. 

49 


background image

5. 

Прииятие христианства  на Руси 

и его политическое значение 

До  принятия  христианства  Русь  бьша  типичной 

языческой  стра­

ной.  Однако  это  вовсе  не  означает,  что  религиозные 

верования  сла­

вян  были  примитивны И фрагментарны. Славянское 

язычество 

пред­

стамяло  собой  разновидность  симбиоза  земледель

ческих  и  иных 

первобытных  культов,  восходящих  порой  еще 

ко  временам  индоев­

ропейского  единства.  Верования  восточных  славян 

складывались  в 

достаточно  стройную  концепцию,  объясняющую 

космическое  миро­

устройство, обладающую развитой демонологией 

и обширным панте­

оном  божеств,  каждое  из  которых  отвечало  за 

различные  жизненно 

важные сферы природы и общества. Кроме того, 

в славянском обще­

стве  выделялась 

жреческая  прослойка, 

которая,  очевидно,  диффе­

ренцировалась  по  «специальностяМ»:  колдуны 

(маги),  чародеи  (от 

слова «чара» - чаша), волхвы  (ср.  «волшебство»), 

ведуны и ведьмы 

(от слова «ведать» - знать), кудесники и прочие. 

Впрочем,  сакраль­

ными  функциями  различного  уровня  обладали 

и  прави�ели-князья, 

и  старейшины  племен  и родов, и главы отдельных 

семеи,  и рядовые 

общинникИ. 

у 

славян  были свои 

святилища, 

включая  крупные  пле­

менные  сакральные  центры,  а также  разработанная 

система 

n

р

аз

д

­

неств годового цикла, 

связанная с хозяйственной деятельностью и ас­

трономическими явлениями. Как и все язычники, 

славяне не отделяли 

мир  потусторонний  (священный)  от  мира  повседневного, 

окружали 

себя и свое  имущество амулетами и оберегами, 

соблюдали массу при­

мет  и  ритуалов.  Таким образом, религиозные 

языческие представле­

ния  имели  очень глубокие корни в восточнос

лавянском социуме. 

Между  тем  процессы  разложения  родового  общества 

и  классо­

образования,  становления  институтов  частной 

собственности 

и  го­

сударственной  власти  приводили  к  новым 

социальным  реалиям,  ко­

торые  требовали  своего  идеологического  обоснования. 

Новшест

� 

нУЖДались  в  осмыслении  и  оправдании  в 

созн

ании 

простых  люд�и. 

Это  означает,  что  система  первобытных 

религиозных  веровании 

в 

процессе  становления  древнерусской  государ

ственности  и  форм�­

рования  новых  классовых  отношений  требовала 

преобразовании. 

Наиболее  радикальные  из  них  предпринял 

Владимир  Святославич  в 

начале своего  княжения  в Киеве около 

980 

г. 

50 

Подходящей  концепцией  религиозно-идеологического  подкрСпле­

ния 

новой  монархической  государственности  и  иерархической  СОЦИ­

альной  структуры  бьmо 

христианство, 

ставшее  уже  к  тому  времени 

религией  не  угнетенных  социальных  низов,  а  хорошо  разработаННОЙ 
доктриной классового общества. Христианами были соседи Руси 

� 

Ви­

заНТИЯ 

(уже  более  шесm  веков)  и  Болгария  (более  столетия). 

между 

тем  приняmе  христианства  таило 

в 

себе 

большую 

опасность  - yfPOзу 

полной  или  часmчной  потери  независимости  молодого  русского fOcy­

дарства,  сначала идеологической, а затем, возможно,  и полиmчесtffiЙ. 

Отец  Владимира,  князь  Святослав,  очевидно,  осознавал  эту  Qпас­

ность  и  категорически  отказ

ывал

ся  принять  христианство,  хот'"  его 

мать - княгиня  Ольга - была хрисmанкоЙ.  Однако  действительнОСть 

требовала достойной альтернативы христианству,  и Владимир р�шил 
реформировать языческую религию предков. 

Jlетопись сообщает,  что,  заняв киевский престол,  ВлаДИМJtР ус­

тановил 

«вне двора  теремного:  Перуна древяна,  а главу  его среб­

ряну.  а ус злаm,  и Хорса,  и Дажьбога,  и  Стрибога,  и  CиMapгfla,  и 

МакошЬ» . 

Выбор  и  расстановка  божеств  говорит  о  том,  что  этот 

пантеон  задумывался  не  как  общенародный,  а  изначально  как 
княжеский.  Дело  в  том,  что  из  текста  договора  с  Византией  нам 
известно,  что  на  Руси  в  то  время  б ыло  два  равных  официальНЫХ 
культа  - Перуна  и  Велеса.  Кроме  того,  Велее,  а  также  Род  особо 
почитались  в  народе,  но  в  пантеон  они  не  попали.  Очевидно,  эти 

божества  « не подходили» для государственной религии.  В  их честь 

проводились  веселые, разгульные празднества,  сопровождавwffеся 
зачастую  весьма  непристойными  ритуалами,  не  отвечавшими  пот­
ребности во внешнем благообразии официального культа.  Поэ1'ому 
новый  князь  поставил Перуна во  главе  других  богов,  а Велес  и  Род 

были  им  проигнорированы. 

Кроме  того,  изменилась  и  суть  культа:  идолы  были  поставЛены 

вне  I,няжеского  двора,  но,  видимо,  где-то  поблизосm,  в  городе.  Так 
ставили  храмы,  а языческие  святилища  славяне  устраивали  на  Bt>ICO­

КИХ 

местах вне  поселений вообще. 

Следует  отметить,  что  пантеон  Владимира  отражал  и  его  не­

посредственные  полиmческие  воззрения.  В  него  не  попал  ни  QДИН 
скандинавский  бог,  зато  тремя  именами  (Дажьбог,  Хоре  и  СимаРГЛ) 

5 1  


background image

представлена иранская  религиозная традиция,  восходящая 

к 

древним 

контактам  праславян  с  ираноязычным  миром.  Известно,  что  В.:Iади­

мир  отказался  от  услуг  варягов  и  укре

плял 

позиции  государства  на 

границе  со  степью,  там,  где  до  тюрок  господство

вали 

ираноязычные 

народы - скифы и  сарматы. 

Характерно  также,  что  пантеон  Владимира  отражал  важнейшие 

элементы языческой картины мира и основные с

тихи

и: Стрибог - небо, 

ветер; Дажьбог -- солнце; Макошь - земля;  Симаргл - посредник меж­

ду 

небом  и  землей,  носитель  дождя.  Кстати,  в  «Слове  о  полку  Иго­

реве» 

( 1 1 85 

г.)  русские  князья названы  «дажьбожьими  внуками»,  что 

может свидетельствовать о пережитках  обожествления правителя или 

древнем  культе военного вождя. 

Кроме  того,  как  полагает Б.А.  Рыбаков,  пантеон 

980 

г.  содержал 

и  прямую  альтернативу  главным  христианским  персонажз.м:  Стри­

бог - Богу··Отцу, Дажьбог - Богу-Сыну,  Макошь - Богородице. 

Таким  обра::юм,  религиозная  реформа  Владимира  расс матрива­

ется  некоторыми  историками  как  попытка  создать  государ<:твенную 

религию раннеклассовой монархии. Однако слишком глубокие корни 

народных верований помешали стать ей общенациональной, проник­

нуть  в  народные  массы.  Реформа фактически  провалилась,  и  чтобы 

войти  в  круг  цивилизованных  стран,  было  решено  примкнуть  к  од­

ной  из широко известных религий. 

В  отношении  принятия  восточного христианства летописная  тра­

диция  повеству<,,'Т  любопытную  историю  о  том,  как  князь  Вл

адим

ир 

устроил  своеобразные  смотрины  греческого  и  латинского 

ХРИСПIaНС­

тва,  ислама и иудаизма. Характерно, что ХРИСПlанские конфессии тог­

да  еще  не  были  формально  разделены,  хотя  уже  противостояли  друг 

другу 

4. 

Некоторые  исследователи  считают этот сюжет  легендщ>ным, 

выдуманным.  Тем не менее,  даже  если такой  факт имел место,  как о 

том свидетельствует летописец, выбор христианской веры византийс­

кого  образца, скорее всего,  был предопределен. 

Дело 

в 

том,  что предложенные религиозные системы,  кроме  вос­

точного  христианства,  не  отвечали  основным  требованиям,  которые 

предъявлял  к  ним  Владимир .  Иудеи  не  имели  национального  госу-

Окончательное разделение христианства  на католицизм  и православи,�  произош­

ло 

в 

1 054 

г. 

52 

дарства,  следовательно, иудаизм не мог в полиой мере отражать идею 

единСТва всех восточнославянских земель. Ислам сначала понравился 
князю,  однако  запреты  пить вино  и  есть  свинину стали причиной от­

каза  И  мусульманам.  Ведь  одним  из 

важн

ейших  элементов  быта  roс­

подствующего  сословия  были  совместные  пиры - один из  способов 
перераспределения  собранной  дани  и  оплаты  услyr  дружинников. 

Изменение или утрата этой традиции грозила самим основам сложив­
шихся отношений между князем и  его воинами. Западное христианс­

тво  же  признавало  своим  главой  римского  папу,  что  противоречило 

идее  независимости  и  суверенности  Древнерусского  государства  и 
власти  его  правителя .  

Еше  более 

важным 

аргументом  в  пользу  восточноro  христианс­

тва  послужило  и  то,  что  на  Руси  уже  существовала устойчивая  гре­

ко-православная  традиция.  Принадлежность к ней ПРИП}fСЫвают еще 

киевскому  �зю  Аскольду,  погибшему  от  руки  Олега.  Кроме  того, 
христианкои  была  бабка  Владимира  - княгиня  Ольга. 

Из 

текстов 

договора  русов  с  Византией  нам  известно  о  существовании  в  Кие­
ве  церкви  пророка  Ильи,  в  Которой,  кстати,  присягу приносит  часть 

дружины.  Таким  образом,  по крайней  мере  в  среде  господствующего 
класса  Киевской  Руси  христиане  были.  Кроме  того,  в своей  внешней 

политике  Русь  традиционно  ориентировалась  на Византию  и,  чтобы 
выстраивать  отношения  с  ней  на  равных,  необходимо 

былo 

принять 

то 

же  в:}Хшсповедание. 

И, 

наконец,  христианство  в  его rpеко-право­

славнои форме было, пожалуй, наиболее доступно населенИЮ Руси из 

всех  перечисле

нных 

религий:  на  славянский  (болгарский)  язык  уже 

были  перt:ведены  некоторые 

книг

и  Священного  Писания,  допуска­

лась ВОЗможность служить литургию на родном языке. 

Крещение Руси обычно датируется 

988 

г. Однако необходимо учи­

тывать,  что  в 

этот 

год  христианами  стали  только  сподвижники  кня­

зя  и  он  сам,  а  также,  вероятно, жители  Киева  и  Русской  земли  (в  уз­

ком  смысле).  Распространение  христианства  по другим территориям 

страны  часто сопровождалось вспышками сопро

тивл

ения со стороны 

местных племен, иногда возглавляемых языческими жрецэми, и наси­

лием со СТороны 

княж

еских поверенных. текстыI поучениil святых 

от­

цов церкви против язычников свидетельствуют о сохранении в народе 

ЯЗЫческих  традиций  вплоть  дО 

XIII 

в.  Таким  образом, 

зэ 

несколько 

53 


background image

столетий проникновения христианства 

в ментальность русского чело­

века православие  настолько  обросло языческимИ 

суевериями, Tpaд

­

циями, ритуалами и образами, что нек

оторые исследователи, по краи­

ней мере для религиозных представлений 

древнерусского населения, 

вводят термин 

двоеверие. 

Сам  по  себе  синтез  языческих верований 

и  мировой  религии  не 

является  чем-то  новым  в истории  общества. 

Это 

явление характерно 

для  периода  распространения  и  буддизма, 

и  хр

стианс

ва,  и  исла�а. 

Однако русское православие представляет 

собои особ

И сплав, об)с: 

ловленный  особенностями  самой  грек

о-православнои  христианскои 

традиции, к которой вернемся чуть ниже. 

Примечательно, что христи­

анство  распространялось  быстрее  и 

легче  в  среде  правящего  класса, 

а  двоеверие  - это  скорее  форма  переосмысления 

в  языческом  духе 

христианского  вероучения  рядовым  жителем 

�Руси,  будь  то  земледе­

лец или  ремесленник, горожанин или 

сельскии житель. 

Принятие  православия  оказало  большое 

влияние  на  историю  и 

культуру русского государства. 

Во-первых, христианизация Киевской 

Руси, разумеется, поднима-

ла ее авториТет в раннесредневековом 

христ

анс

ом мире, позволяла 

ей  выступать  равным  партнером  на 

европеискои  внешнеполитичес-

кой арене. 

Во-вторых,  христианство  как  монотеистическая 

религия  как  не-

льзя лучше обосновывала монархическую 

фор

� 

правления, служила 

идеологическим базисом укрепления 

княжескои власти. 

В-третьих,  христианская  идеология 

закрепляла  установившиеся 

феодальные порядки и  социальное 

неравенство,  прид

:

вала  им леги­

тимность и осмысленность на всех 

уровнях социальнои лестницЫ. 

В-четвертых,  христианство дало  мощный 

толчок развити

� 

гума­

нистической культуры,  искусству,  изменило 

систему  ценностеи,  п

и­

общило  сурового  средневекового 

человека,  привыкшего  к  грубои  и 

жестокой  действительности,  к  высоким 

идеалам добра,  милосердия, 

любви  к ближнему. 

В-пятых,  православная  вера  стала 

мощным  фактором,  интегри-

рующим  пестрый  племенной 

мир 

восточного  славянства.  По  сути, 

в 

эпоху политической раздробленности 

Церковь и религия были единс­

твенным объединяющим русские земли 

началом. 

S4 

Тем не менее, крещение Руси, кроме перечисленных, имело и дру­

гие исторические последствия. В частности, разделение христианства 

XI 

в.  на православие и  католицизм  положило  начало изоляции  рус­

ских княжеств  от  стран  Западной  Европы,  а позже  породило  и жест­
кое  идеологическое противостояние. 

После  падения  Византии  в 

ХУ 

в. Россия  осталась  единственной 

крупной  и  не  порабощенной  православной  державой.  Это  обстоя­

TeльcTBo  породило  идеи  исключительности  и  мессионизма  в  рус­
ской  общественной  мысли,  воплощенные  в  различных  доктринах, 

начиная  с  концепции  «Москва - Третий  Рим)}  и  заканчивая  произ­
веде:ниями сл'авянофилов и русских религиозных философов конца 

XIX 

- начала 

хх 

в. Россия стала не просто отличаться от остального 

неправославноro мира, но предстала оплотом истинной веры,  послед­
ним  бастионом  добра  в  борьбе  со  злом.  Этот  изоляционизм  глубоко 
проннк в основы российской цивилизации. 

И 

последнее,  на что еще хотелось бы обратить  внимание,  заклю­

чается 

в философско-мировоззренческих различиях между правосла­

вием и католицизмом. Едва заметные вначале, по мере развития обеих 
конфессий эти различия все более усугублялись. Дело в том, что пр а­
вославная и католическая  философии, несмотря на 

их 

общую христи­

аJlС:КУЮ 

подоснову,  несут  в  себе  разные  мировоззренческие  посылы. 

Философская система Фомы Аквинскоro (томизм)  и ее модернизация 
(неотомизм),  признанная  Ватиканом  официальной  католической  фи­
лософией,  вышли  из  логики  и  рационализма  Аристотеля  и  Платона. 
Православие же базируется на иррациональных, «апокалиптических» 
началах, созерцании и мистике. 

Рассуждению 

католика-схоласта пра­

вославный  предпочитает 

служение, 

основанное  на  необсуждаемой 

вере  в  истинность  основ  своего  вероучения.  В  этом  православное 
Христианство  ближе  скорее  традиционным  восточным  религиозным 
системам,  чем  римско-католическому  христианству  западнического 

Толка.  Обогащенное  языческой  демонологией  и  магической  практи­

кой русское православие еще более усилило свою «мистичность». 

Вероятно,  далеко  не  случайно  Реформация  - движение  за  пере­

смотр  основ  католицизма  - родилась  именно  в  европейской  римс­

Ко-католической  среде,  допускающей  логические  измышления  на 

сакральные  темы  и  вероятную  постигаемость  мира  Божественного. 

5 5  


background image

В  конечном 

итоге, 

протестантизм как 

итог 

Реформации, по справедли­

вому  утверждению  классика  немецкой  социологии  Макса  Вебера,  по­

родил идеологию капиталистических отношений, 

<<дух 

капит

ализма» и 

индивидуализма. 

для 

npaВOC:JaвHOГO 

мира предnр

иним

агелъс..'ТВо  оста­

лось  синонимом  стяжательства,  а  стремление  к  личному  успеху  - по­

сягательством  на  «соборные» ,  коллективистские  ценности.  Частная 

собственность,  на Западе  охраняющаяся  формальным  и  нравственным 

законом  как  неприкосновенная,  в  менrалитете  россиянина  никогда  не 

рассмагривалась как таковая.  Перманенrные попытки «все поделить»  в 

русской истории, как известно, возникали неоднократно и приобрета­

ли весьма  нетривиальные  формы. 

Таким  образом,  крещение  Руси  явилось  более  актом  политичес­

ким,  нежели религиозным. 

В 

дальнейшем,  распространение  и  укреп­

ление православня  также  оказывало  свое  воздействие  на  политичес­

кую сферу,  равно как и  на духовную,  культурную,  социальную. 

6. 

Политическая раздробленность 

Древнерусского  государства 

Распад древнерусскоro государства был неминуем, ПОСКОЛЬkУ был 

вызван  ра:Jвитием 

феодализма. 

Это  означает, 

что 

феодальные  от­

ношения  и  �опутствующие  им  социальные,  управленческие  и  иные 

структуры  начали  складываться  здесь,  преодолевая  пережитки  более 

раннего родовоro общества. 

Феодализм 

как 

общественно-экон

омич

еская  формация  имеет  рЯд 

ОТJIичительных 

характеристик.  Во-первых,  феодальное  общес� 

-

это 

традиционное  аграрное 

общество.  Следовагельно,  главной  Цt;:ННОСТЬЮ 

при  этом 

строе 

является  основное 

сред

ство 

производства - земля. 

Во-вторых,  крупнейшими обществе

нными 

классами становятся зем­

левладer/ЬЦЫ 

(или 

ф

еодал

ы

) и 

lI

еntJC]НЮcnuи!Н

ные 

npouзводитt'Ли 

(крес­

тьяне, ремесленники  и  т.д.).  Первые 

являютс

я  собстве

нник

ами  всех зе­

мельных yrодий, вторые же вынуждены 

ЖJfIЪ 

и 

pa60тarь 

на 

их 

землях. 

Третья  отличительная  черта  феодализма  проистекает  из  пер­

вых двух:  за пользование землей непосредственные ПРОИЗ140дители 

вынуждены  выплачивать 

феодальиую  реиТ)', 

которая  выступает  в 

двух  видах 

-

оброк 

(плата продуктами  производства или  деньгами)

56 

ли бо 

барщина 

(отработка  на  собственных  сельхозугодьях  феода­

ла).  Таким  образом,  землевладельцы  становятся  господствующим 
классом,  а непосредственные  производители  - зависимым  от  них 

населением. 

И, 

наконец, в-четвертых, отдельное землевладение феодала 

-

феод 

(вотчи на, поместье) 

с  живущим  в  нем зависимым населением стано­

вится замкнутым хозяйствеННО-экономическим организмом, произво­

дящим 

Bct;: 

необходимое  для  внутреннего  потребления  и  не ориенти­

рованным 

�Ha 

рынок.  Такой  тип  производства  называется 

натураль­

ным  ХОЗЯlifСТВОМ 

и  ведет  к  экономической  ИЗОЛJщии  землевладения. 

Политиче(:кая его изоляция обусловливается усш[ением: 

феодального 

иммунитета 

-

легитимного  права  феодала  на выполнение  им в  пре­

делах  его  земель  функций  верховного  правителя,  СУДl:,и  и  f;борщика 
налогов.  Господство  нагурального хозяйства и феодального  иммуни­

тета также является характерной чертой феодального строя и в зените 

его Рa:JВИТИЯ приводят к 

nолuтической (феодальной) раздробленнос­

ти 

-

распаду единого государства на менее крупные и совсем мелкие 

самостоятельные  уделы.  Таким  оБРa:JОМ,  система  власти  в  вотчине 
копирует,  а  со  временем  и  подменяет центральную  государ;;твенную 

административную систему. 

Все  перечисленные  особенности  феодализма  были  характерны 

для  соответствующей  ступени развития и  западноевропеЙСI<ИХ стран, 
и  Древнерусскоro  государства.  Политическая  раздробленность  Руси 
стала  закономерным  историческим  этапом,  хотя  и  запозда.вшим  по 
сравнению  с Западной Европой  примерно на столетие. 

Тем  не  менее,  на распад  Киевской державы  о

казал

и  сущ(�ственное 

ВЛияние  и  некоторые  специфические  факторы.  Дело  в  том,  что  появ­

ление  первых  признаков  феодальных  отношений  в  южных  регионах 

восточнославянских  земель  около  середины 

Х 

и 

особенно  в 

ХI 

сто­

летии  вовсе  не  означало  равномерного  развития  феодализма  по  всей 
теРРИТОР�JI  государства. 

К 

моменту  наступления  раздробленности  фе­

дальны� уклад на Руси явно не достиг еще такой зрелой стадии,  как в 

ападнои  Европе.  Основные  причины распада,  очевидно,  проистека-

� H  

е стоm,ко  из социально-экономической,  СКОЛJ:,ко  из политической 

сферы.  Большая  территория  страны  в  то  время  не могла эффективно 
управляты:я из единого центра в Киеве, поэтому уже на довольно ран-

57