Файл: Диссертация к ф. н, доц. Ю. Б. Пикулева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 436

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С целью подготовки к очному этапу фестиваля, для участников был проведен заочный экспресс-курс русского языка, не являющийся event- проектом сам по себе, но ставший значимой частью большого проекта, сочетающего в себе традиционные и нетрадиционные методы обучения.

30.11.2018 Проведение массового организационного собрания для участников проекта с монгольской стороны.

Собрание было проведено с целью знакомства, презентации дистанционного курса проекта (оглашение цели проекта: подготовка участников проекта к тестированию по русскому языку и улучшение уровня знания русского языка) и сообщения регламента по проведению дистанционных занятий (расписание, особенности проведения занятий в мини-группах, электронные адреса преподавателей каждой из групп, а также ссылка на информационную страницу в VK).

01.12.2018 30.04.2019 Начало дистанционных занятий в группах. Группы были поделены следующим образом:

  1. 25 человек в каждой группе участвуют в общем семинаре, заранее подготовленном преподавателями РКИ УрФУ.

Эти занятия подразумевали собой видео по грамматическим и письменным темам: поскольку такие темы не требуют мгновенной обратной связи, просмотр видео был самостоятельным, а обратная связь (проверка выполненных домашних заданий и комментирование ошибок) выполнялась в индивидуальном порядке. Занятия такого формата проходили 1 раз в неделю по расписанию.

  1. Каждая группа была поделена на подгруппы в 12-13 человек. С этими подгруппами преподаватели РКИ УрФУ провели занятия в формате вебинаров с использованием приложения Skype и комнаты для вебинаров УрФУ.


Участники проекта также имели возможность использовать технологии своих университетов (подключаться к вебинарам с учебных компьютеров) или же осуществлять подключение к вебинару из дома.

Заочный курс представлял собой комплексные занятия, нацеленные на развитие речевых и языковых компетенций иностранных студентов. Он включал лексико-грамматические задания, тексты для чтения и анализа, наборы письменных заданий, а также лингвострановедческий материал для изучения культуры России. Уже в период прохождения курса студенты активизировали коммуникацию на русском языке, стали чувствовать себя свободнее при использовании русского языка, развивали языковую логику.
Таблица3

Тематический план заочного этапа «Кириллица-Fest»


Название

разговорной темы

Изученные теоретические

темы и конструкции

Виды упражнений для

отработки

«Знакомство и самопрезентация»

Формулы приветствий и поддержания диалога.

Формулы самопрезентации:

«Менязовут…»,«Моёимя…», «Мне … лет», «Я +какой?», «Мне нравится +что»

Создание текстов репродуктивно- продуктивного характера по изученной теме (рассказ о себе). Отработка диалогов с формулами приветствий и поддержания диалога.

Рассказ о себе с использованием изученных грамматических конструкций и лексики. Аудирование текстов с целью ответа на вопросы о людях, делающих

самопрезентацию.

«Мой город», «В административной

службе», «На

Падежная система русского языка.

Предложный падеж (П6),

Создание текстов продуктивного характера по

изученной теме (рассказ о


улице», «На почте»

Винительный падеж (П4). Настоящее время глагола. Отработка конструкций

«где мы живём» «где мынаходимся»,«где мыучимся»;«кудамыидём»,

«кудамыпойдемучиться»

и пр.

своем городе). Составление диалогов и монологов с использованием изученных грамматических конструкций, введение новой лексики по теме.

Аудирование текстов с целью поиска слов, обозначающих место. Создание текстов репродуктивно- продуктивного характера по изученной теме (что мы

делаем ежедневно).


«Расскажите о своих друзьях»,

«Опишите этот предмет»,

«Опишите этого человека»

Предложный (П6) и Винительный (П4) падежи (функция объекта в предложении).

Конструкции для запроса и сообщения информации.

Введение лексики для

описания чего-либо.


Просмотр фото и видео с целью описания предметов, людей, ситуаций.



«Советы для друзей и пожелания к ним», «Рассказ о прошедшем дне»

Прошедшее время глагола. Условное и повелительное наклонение. Конструкции для выражения намерения, пожелания, просьбы, совета. Этикетные

формулы.


Создание текстов продуктивного характера по изученной теме.

«По телефону», «В

Предложный (П6) и

Создание монологов и

аптеке», «В магазине», «В больнице»

Винительный (П4) падежи (функция объекта в предложении).

Конструкции для запроса и сообщения информации.

Конструкции для

выражения намерения, пожелания, просьбы, совета. Этикетные

формулы.

диалогов, интерактивная игра

«Я покупаю». Аудирование текстов по темам с целью заполнения пропусков в текстах, предъявленных слушателям.

«В моей семье»,

«Который час»,

«Памятные даты»,

«Свободное время»,

«Роль иностранных языков в жизни человека»



Родительный падеж (П2) с предлогами. Изучение конструкций «уменяесть

+ что», «у меня нет чего»;числительное + Р.п., даты. Введение лексики для обозначения временных промежутков. Конструкции со значением адресата («для кого»), причины

(«из-за чего», «вследствие чего», «от чего»), цели («для чего», «ради чего», с целью чего»), условия («в случае чего»). Прямая и косвенная речь.

Составление текстов репродуктивно- продуктивного характера (о себе и своём распорядке дня). Создание монологов и диалогов. Сравнение памятных дат Монголии и России. Аудирование текстов с целью поиска числительных и фактов наличия/отсутствия чего-либо. Составление письменных пересказов с использованием изученных конструкций. Составление монологов и диалогов с использованием изученной лексики и конструкций.

Просмотр видео с целью

дальнейшего пересказа.




«Моя профессия»,

«Мои планы на будущее», «О чем я мечтаю», «Мой образ жизни»

Будущее время глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола. Творительный падеж (П5). Конструкции

«хочубытькем»,«хочу

статькем»,«интересуюсьчем»,«занимаюсьчем».

Составление продуктивного текста планах на будущее). Составление монологов и диалогов по изученным темам. Аудирование текстов с целью поиска и восполнения информации.


«Обогащение речи»

Синтаксическая система русского языка. Изучение различных способов

выражения субъекта и предиката в простых предложениях.

Синонимичные конструкции. Степени сравнения прилагательных и наречий. Синтаксические конструкции, выражающие объектные, атрибутивные, пространственные и временные, целевые и причинно-следственные отношения в устной монологической и

диалогической речи.



Составление репродуктивно- продуктивных текстов по изученной теме. Отработка письменного пересказа.

Интерактивная игра с целью сформулировать значение отношений в предложении. Аудирование текстов по теме.

«Кто мы, откуда, куда мы идем?»

Глаголы движения. Повторение падежей,

используемых для

Составление продуктивных текстов путешествиях, о

ежедневных маршрутах, об




выражения пространственных отношений. Конструкции для составления маршрута, а также для поэтапного

пересказа.

образе жизни).

«География России, ее регионы»


Лексика по теме «Города и регионы России».

Конструкции, обозначающие местонахождение регионов и населенных пунктов.

Аудирование текстов с целью поиска и восполнения информации. Составление продуктивных текстов (о путешествиях, о ежедневных маршрутах, об образе жизни). Интерактивная игра «Идем

по маршруту».

«А что ты думаешь об этом?»,

«Известные люди»,

«Деятели науки и культуры»

Падежная система русского языка. Дательный падеж (П3). Конструкции с предикативными, именными и адъективными значениями. Введение формул для выражения мнения, оценки, предпочтения, сожаления, сочувствия, удивления и

пр.

Просмотр видео об известных людях, составление устного пересказа, а также выражение мнения об этих людях.

Составление диалогов по теме «Человек, который меня вдохновляет». Составление продуктивных текстов (моя любимая картина, человек- вдохновение, мой самый

интересный день).


«Не все так однозначно»

Синтаксис русского языка. Сложносочиненные предложения союзами И,

А, НО, ИЛИ) и

Составление текстов продуктивного характера с использованием изученных

конструкций.





сложноподчиненные предложения, выражающие изъяснительные, определительные, временные, условные, причинно-следственные, целевые, уступительные отношения, а также отношения образа действия

и меры и степени.





«Природа и экология»,

«Социальные проблемы»,

«Интернет»

Самостоятельное изучение и подготовка для дальнейшей работы информационных материалов о социальных проблемах на русском

языке.

Составление монологического текста о важных социальных вопросах. Дискуссия по предложенным темам.

Просмотр видео.


«Как читать текст?»


Ознакомление с видами чтения: поисковое, аналитическое и комментированное.

Составление пересказа текста. Чтение текстов с поиском информации.

Обсуждение текстов с использованием конструкций, выражающих мнение и оценку. Дискуссия по прочитанным текстам.

Составление письма другу о

прочитанном тексте с советом.

«Неформальное

Композиция и этикет

Составление писем.

общение на письме»

неформального письма с описанием чего-либо и выражением мнения.

Конструкции,

используемые в письме.




«Устный и письменный пересказ»

Конструкции, используемые для устного и письменного пересказа.

Отработка пересказов по различным текстам.

Просмотр видео, устный и

письменный пересказ.


«Импровизация»

Импровизация в говорении. Как строить ответы на вопросы, что необходимо отмечать, как инициировать диалог?

Приемы, методы.


Составление текстов репродуктивно- продуктивного характера по предложенным темам.



«Покажем, чему мы научились»


Использование всех изученных моделей для выражения отношения, оценки, эмоций и мнения.

Свободное говорение. Составление монологов и диалогов. Дискуссия на заданные темы. Аудирование текстов с целью поиска и

интерпретации информации.