Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 435
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
образовательная система, которая обладает содержательной ценностью, проблемностью, целесообразностью, культурной обусловленностью, личной значимостью для его участников. Событие позволяет реализовать воспитательную функцию обучения, способствует большей реактивности и инициативности, воздействует как на рациональную, так и на чувственную, поведенческую сферы.
Заключение
Проведенное исследование было посвящено изучению event- технологий в методике преподавания русского языка как иностранного на примере фестиваля русского языка «Кириллица-Fest». Анализ методической литературы показал, что event-технологии в образовании ещё не получили достаточного описания в научной литературе, хотя практика проведения подобных мероприятий со временем становится все более востребованной. Нами было сформулировано определение event-технологий, учитывающее целевую установку и систему задействованных приемов. Event-технологии – это набор событийных инструментов, призванных сделать обучение увлекательным процессом, отвечающим потребностям учеников и сохраняющим за собой конечные педагогические цели, и являющийся наиболее близким к коммуникативно-деятельностному подходу, в котором обучение производится при помощи игровых методик.
В качестве примера практического применения event-технологий в преподавании в работе подробно рассмотрен фестиваль русского языка
«Кириллица-Fest», очный этап которого прошел в Улан-Баторе (Монголия) летом 2019 года. Бойцы лингвистического отряда «Кириллица», представляющие интересы Уральского федерального университета, на протяжении двух недель проводили мероприятия, направленные на мотивацию к изучению русского языка и поступление в УрФУ, создав для
участников фестиваля полноценную языковую среду. В качестве принимающей стороны выступили монгольские университеты МУИС (Монгольский Государственный Университет), МУБИС (Монгольский Государственный Педагогический Университет) и ШУТИС (Университет Науки и Технологии). После спада мировой пандемии COVID-19 и открытия границ планируется расширять географию фестиваля на страны, заинтересованные в содружестве с Россией.
В ходе проведения «Кириллица-Fest» было выявлено, что русский язык в Монголии по сей день является одним из востребованных иностранных
языков, благодаря чему наблюдался высокий интерес и к самому фестивалю, и к рекламному предложению Уральского федерального университета приехать в Екатеринбург и продолжить обучение на площадке УрФУ.
Планирование фестиваля показало, что проведение успешного event- мероприятия лингвистической направленности требует предварительной языковой подготовки. На фестивале «Кириллица-Fest» с целью языковой подготовки был проведен предварительный заочный этап. Занятия экспресс- курса включали в себя теоретическую информацию (с последующим повторением и закреплением на практике при помощи упражнений) и были направлены на развитие всех речевых навыков. Уровень сложности заданий постепенно повышался, что способствовало эффективному запоминанию информации, а практическая отработка погружению в современный русский язык в его устной разновидности.
Первоначальной целью фестиваля являлось привлечение монгольских абитуриентов в УрФУ, но проведенный годом ранее языковой лагерь «Тест- драйв» выявил, что для достижения данной цели недостаточно провести языковые курсы необходимо, в первую очередь,
работать на повышение интереса и мотивации студентов к изучению русского языка. Благодаря задействованным event-технологиям проект «Кириллица-Fest» стал не просто мероприятием, а целым событием в жизни монгольских студентов, ознаменовавшим большой шаг к укреплению культурных и партнерских отношений между образовательными учреждениями из разных стран. Студенты получили активную практику аудирования и говорения. Деятельностный event-подход к обучению показал свою эффективность в выездном фестивале, но, представляется, что он может быть успешно реализован и на российских площадках. Перспективой исследования можно назвать изучение образовательных event-технологий на материале мероприятий, проводимых с иностранными студентами в России.
Список литературы
«Событийность» – проблемы инновационного развития // ТРУДЫ СПБГИК. 2012.
№5/57. Улан-Батор, 2003.
«Экологические основы природопользования» // Современная педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5304
организации досуга семьи / А.В. Сковородкин // Новое в психолого- педагогических исследованиях. – 2009. – № 4. – С. 122-125.
512 с.
коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е. изд.,стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 432 с.
Заключение
Проведенное исследование было посвящено изучению event- технологий в методике преподавания русского языка как иностранного на примере фестиваля русского языка «Кириллица-Fest». Анализ методической литературы показал, что event-технологии в образовании ещё не получили достаточного описания в научной литературе, хотя практика проведения подобных мероприятий со временем становится все более востребованной. Нами было сформулировано определение event-технологий, учитывающее целевую установку и систему задействованных приемов. Event-технологии – это набор событийных инструментов, призванных сделать обучение увлекательным процессом, отвечающим потребностям учеников и сохраняющим за собой конечные педагогические цели, и являющийся наиболее близким к коммуникативно-деятельностному подходу, в котором обучение производится при помощи игровых методик.
В качестве примера практического применения event-технологий в преподавании в работе подробно рассмотрен фестиваль русского языка
«Кириллица-Fest», очный этап которого прошел в Улан-Баторе (Монголия) летом 2019 года. Бойцы лингвистического отряда «Кириллица», представляющие интересы Уральского федерального университета, на протяжении двух недель проводили мероприятия, направленные на мотивацию к изучению русского языка и поступление в УрФУ, создав для
участников фестиваля полноценную языковую среду. В качестве принимающей стороны выступили монгольские университеты МУИС (Монгольский Государственный Университет), МУБИС (Монгольский Государственный Педагогический Университет) и ШУТИС (Университет Науки и Технологии). После спада мировой пандемии COVID-19 и открытия границ планируется расширять географию фестиваля на страны, заинтересованные в содружестве с Россией.
В ходе проведения «Кириллица-Fest» было выявлено, что русский язык в Монголии по сей день является одним из востребованных иностранных
языков, благодаря чему наблюдался высокий интерес и к самому фестивалю, и к рекламному предложению Уральского федерального университета приехать в Екатеринбург и продолжить обучение на площадке УрФУ.
Планирование фестиваля показало, что проведение успешного event- мероприятия лингвистической направленности требует предварительной языковой подготовки. На фестивале «Кириллица-Fest» с целью языковой подготовки был проведен предварительный заочный этап. Занятия экспресс- курса включали в себя теоретическую информацию (с последующим повторением и закреплением на практике при помощи упражнений) и были направлены на развитие всех речевых навыков. Уровень сложности заданий постепенно повышался, что способствовало эффективному запоминанию информации, а практическая отработка погружению в современный русский язык в его устной разновидности.
Первоначальной целью фестиваля являлось привлечение монгольских абитуриентов в УрФУ, но проведенный годом ранее языковой лагерь «Тест- драйв» выявил, что для достижения данной цели недостаточно провести языковые курсы необходимо, в первую очередь,
работать на повышение интереса и мотивации студентов к изучению русского языка. Благодаря задействованным event-технологиям проект «Кириллица-Fest» стал не просто мероприятием, а целым событием в жизни монгольских студентов, ознаменовавшим большой шаг к укреплению культурных и партнерских отношений между образовательными учреждениями из разных стран. Студенты получили активную практику аудирования и говорения. Деятельностный event-подход к обучению показал свою эффективность в выездном фестивале, но, представляется, что он может быть успешно реализован и на российских площадках. Перспективой исследования можно назвать изучение образовательных event-технологий на материале мероприятий, проводимых с иностранными студентами в России.
Список литературы
-
Азарова Юлия Александровна «Event-технологии» и
«Событийность» – проблемы инновационного развития // ТРУДЫ СПБГИК. 2012.
-
Ананьев Б.Г. Структура жизненного пути: избр. психол. труды / Б.Г. Ананьев // Психология и проблемы человекознания; под ред. А.А. Бодалева; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – 3-е изд., стер. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 431 с. -
Андрианова Н. А. Феномен «Ивент» в социальном и научном контексте // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2010. №3. -
Арефьев А.Л. Русский язык на рубеже XX-XXI веков — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. — 482 стр. -
Артёмов В.А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе. – 1969. – С.28. -
Афанасиади О. В. Event-маркетинг. М.: Moscow Business School, 2014. 121 с. -
Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. -
Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика. — 1989. — 192 с. -
Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 255 с. -
Боголепов М. И., Соболев М. Н. Очерки русско-монгольской торговли. Томск, 1911. -
Бурнацева Э.Р. Актуальные тенденции развития инновационных технологий в Event-маркетинге / Э.Р. Бурнацева // Event-маркетинг. – 2012. -
Вострилова Р. Ф. Лексический подход при обучении иностранному языку // Электронный журнал Экстернат.рф. URL: http://экстернат.рф -
Вятютнев, М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы) [Текст] / М. Н. Вятютнев. - М.: Русский язык, 1984. -186 с. -
Галсан С. Языки в век глобализации // Ученые записки МГУНТ,
№5/57. Улан-Батор, 2003.
-
Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта: Пер. с фр. Е В. Просветиной. СПб.: Социальная литература, 1999. 287 с. -
Дж. Брунер Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с. -
Зимняя И.Л. Личностно-деятельностный подход к обучению русскому языку как иностранному//Русский язык за рубежом, 1985, № 5. -
Каверина Е.А. Событийные коммуникации в культуре: философская пропедевтика и маркетинговая практика / Е.А. Каверина. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2011. – 87 с. -
Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия 3-е издание. 2006, 944 с., Изд.: Питер. -
Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1986. 103 с. (Б-ка преподавателя) -
Кларин М. В. Педагогическая технология / М. В. Кларин. — М., 1989. — 75 с. -
Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. – М.: Русский язык, 1984. – 159 с. -
Кузьмин С. Л. О дипломатических отношениях России и Монголии в начале ХХ века // Россия — Монголия: история, вызовы XXI в., перспективы. Улан-Батор. 2017. С. 104—109 -
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.— Нальчик, 1996. -
Лихачев Б. Г. Педагогика / Б. Г. Лихачев. — М. — 1992. — 464 с. -
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. — М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 873 с. -
Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. — Волгоград: Перемена. — 1995.- 152с. -
Московкин Л. В. Содержание методологического раздела современной методики преподавания иностранных языков // Русский язык за рубежом. 2006. № 5. С. 33–37 -
Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? [Текст] / Т. С. Назарова // Педагогика. -1997. -№ 3. — С. 20–27 -
Назимко А.Е. Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей / А.Е. Назимко. – М., СПб.: Вершина, 2007. -
Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57 тыс. слов. / под ред. Н. Ю. Шведовой. — 2-е изд. стереотип. — М.: Рус. яз., 1988. — 750 с. -
Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. Э. Торндайк. Принципы обучения, основанные на психологии. Джон Б. Уотсон. Психология как наука о поведении. - М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1998. - 704 с. - (Классики зарубежной психологии). -
Парсонс Т. 18 О социальных системах/ Под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. — М.: Академический проект,. 2002. -
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991. – 223с. -
Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве.//Иностранные языки в школе, 2000, № 1. -
Полякова Г.Г. EVENT-технологии в преподавании дисциплины
«Экологические основы природопользования» // Современная педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5304
-
Роджерс Карл. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта. – М.: «Прогресс», 1994. -
Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ- Пресс. Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов. 2007. -
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.— М., 1999. -
Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования. М.: Еврошкола, 1998. С. 63. -
Свердлова Наталия Александровна, Ундармаа Энхбаатар Русский язык: история и перспективы изучения в Монголии // Magister Dixit. 2015. №2 -
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. // Г. К. Селевко — М.: Народное образование. — 1998. — 256 с. -
Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 1994. – 152с. -
Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. – М.: Издательская корпорация «Логос»,1999. – 272с. -
Сковородкин А.В. Использование event-технологии в
организации досуга семьи / А.В. Сковородкин // Новое в психолого- педагогических исследованиях. – 2009. – № 4. – С. 122-125.
-
Сластенин В. А. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс. — 1997. —
512 с.
-
Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1980. — 624 с. -
Современные образовательные технологии: учебное пособие /
коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е. изд.,стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 432 с.