Файл: Диссертация к ф. н, доц. Ю. Б. Пикулева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 441

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и российского образования в целом. В День русской кухни участникам была предоставлена возможность самим приготовить и продегустировать русские национальные блюда. В день видеоблогинга, перед тем как команды приступили к созданию собственных видеороликов, им была дана возможность ознакомиться с работами наиболее ярких представителей российского сегмента YouTube. Вышеперечисленные

примеры неизменно вызывали интерес у монгольской аудитории, что демонстрирует неоспоримое преимущество принципа наглядности.

Принцип сознательности и активности обучаемых один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которому обучение эффективно тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность и являются субъектами деятельности. Активности и сознательности в преподавании РКИ можно добиться, если опираться на интересы обучаемых, использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии, стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие студентов, не имеющих иного языка-посредника кроме русского, через организацию диалогов.

Одной из ключевых идей «Кириллица-Fest» является безграничный доступ к знаниям и активная практика изученного материала. Поощрялась инициатива студентов к дискуссиям как с преподавателем, так и друг с другом (единственным условием было использование исключительно русского языка, несмотря на стремление в порыве эмоций перейти на родной язык). Вопросы участников расценивались как проявление интереса, и
в целях его поддержания организаторы старались давать максимально исчерпывающую информацию.

Соблюдение принципа активности тесно связано с принципом прочности результатов обучения. Прочность усвоения достигается за счет яркого преподнесения материала, интенсивной тренировки материала сразу после ознакомления и позже за счет самостоятельного творческого применения материала.

Учебные дни заочного этапа фестиваля сопровождались применением изученных материалов на практике, что способствовало равномерному развитию речевых навыков. Очный этап был направлен преимущественно на развитие устных речевых навыков (аудирования и говорения). Созданная организаторами языковая среда с безграничным простором для творчества способствовала порождению оригинальных идей. К примеру, один из

участников команды, готовившей ко дню театра постановку сказки

«Колобок», предложил идею интерпретации сюжета в стиле вестерн. Идею поддержали остальные участники команды, вследствие чего совместными усилиями был создан оригинальный сценарий.



Рис. 9. Постановка сказки «Колобок»

Принцип системности рассматривает русский язык как системное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов разных уровней, объединенных в единое целое.

Заочный этап проекта представлял собой экспресс-курс, выстроенный по принципу «от легкого к сложному», учитывающий значимые аспекты языка и виды речевой деятельности (грамматика, лексика, аудирование, говорение, чтение, письмо),

и обобщающий полученные знания в конце каждого занятия, в конце заочного этапа и в течение очного этапа фестиваля.

Принцип концентризма предусматривает такой характер отбора и введения лексико-грамматического материала, при котором обеспечивается многократное обращение к уже изученному материалу с постепенным его углублением и расширением.

Данный принцип соблюдался на заочном этапе, где повторению каждого грамматического блока были посвящены отдельные занятия.

Принцип стилистической дифференциации означает важность учета в процессе обучения языковых и речевых особенностей, характерных для разных стилей речи. Тем более это актуально при подготовке будущих специалистов по русскому языку. Выбор текстов определенной стилевой направленности, объем, глубина его проработки зависят от цели и продолжительности их обучения.

На фестивале были задействованы элементы разных функциональных стилей. Например, для постановки сказок ко дню театра участникам требовалось выучить текст художественного стиля с целью дальнейшей его репродукции, а одна из ключевых целей дня видеоблогинга заключалась в демонстрации современного разговорного варианта русского языка частности, интернет-мемов и современного сленга) путем показа видеороликов наиболее выдающихся представителей русскоязычного сегмента YouTube.

Особенности преподавания русского языка как иностранного отражают

собственно методические принципы.

Принимая во внимание практическую цель обучения русскому языку - учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности
[Пассов, 1991, с. 63]. Это означает, что обучающиеся должны быть всегда вовлечены в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. В соответствии с ведущим принципом обучение должно организовываться в естественных для общения ситуациях или в ситуациях, максимально к ним приближенных. Следование принципу коммуникативности предполагает такую направленность занятий, при которой овладение языком как средством общения и речевая деятельность (то есть цель обучения и средство достижения цели) выступают в тесном взаимодействии. Это предполагает

решение на занятиях конкретных задач общения для включения обучающихся в коммуникацию на русском языке.

Данный принцип широко применялся на заочном этапе фестиваля: изученные темы и конструкции отрабатывались с помощью диалогов и дискуссий (как с преподавателем, так и друг с другом) и проведения интерактивных игр («Я покупаю», «Идем по маршруту»), также на очном этапе для участников путем исключения из процесса общения любых языков, кроме русского, была создана языковая среда, максимально приближенная к естественной.

В современной методике РКИ рекомендуется взаимодействие устной и письменной коммуникаций в процессе занятий, что не исключает наличия устного опережения на стадии введения материала и его первичного закрепления и активизации.

Обучение представляет собой определенную последовательность действий. Эти действия, выполняемые преподавателем и учащимися, в методике обучения неродному языку называют приемами обучения. Действия преподавателя, направленные на
выполнение конкретной методической задачи, называют приемами преподавания. Например, преподаватель должен объяснить учащимся значение неизвестного им русского слова. Для решения этой задачи он может использовать различные приемы: перевести слово на родной язык, показать предмет, обозначаемый этим словом, использовать его синоним или антоним и др. Среди приемов преподавания выделяют группы приемов: введения нового материала; организации овладения материалом; контроля результатов обучения [Костомаров, 1990, с. 171]. Действия учащегося, направленные на выполнение конкретной учебной задачи, называют приемами учения, или приемами изучения.

Среди приемов обучения выделяют приемы [Московкин, 2006, с. 33]:

  • понимания нового материала (распознавания языковой логики);

  • овладения новым материалом участие в тренировке, речевая практика;

  • самоконтроля.

В обучении русскому языку как иностранному особое место занимают приемы, связанные с организацией тренировки учащихся в выполнении речевых операций и с организацией речевой практики, приемы использования упражнений. Упражнение специально организованное выполнение отдельных или последовательных операций, или действий, или какой-либо деятельности в целях овладения ими, а также их совершенствования в учебных условиях [Бим, 1988, с. 109]. Существует несколько классификаций упражнений, однако чаще всего используют деление упражнений на коммуникативные (речевые) и некоммуникативные (языковые). Коммуникативные упражнения направлены на обучение речевой