Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 440
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
информированность ⇒ интенсивная отработка языкового материала ⇒ структурированные данные
⇒ частотность [Foreign Language Teaching Methods, electronic resource]. При этом наблюдается постепенный переход от полностью эксплицитной подачи материала к совершенно имплицитному усвоению языка учащимися. В первом случае это осознанное, открытое, целенаправленное усвоение знаний, во втором — неосознанное, интуитивное овладение материалом с использованием в обоих видах обучения соответствующих стратегий.
Примечательно, что результаты многочисленных экспериментов, проводившихся с целью выяснения приоритетности использования того или иного подхода, весьма отличны, и, соответственно, делаются разные выводы. Так, в пользу дедуктивного подхода высказываются Г. Сэлигер, Р. Эрлам, К. Чэстен, Ф. Вёдерхоф, Дж. Шерер, М. Вертхеймер, о преимуществе индуктивного подхода говорят К. Хэррон, М. Томаселло, М. Такимото, У. Резерфорд, Ш. Смит, в то время как К. Шэффер не обнаружила существенной разницы между двумя подходами, отметив лишь незначительную тенденцию в пользу индукции. Ж. Голлин, к примеру, делает логичный вывод, что «от одного урока к другому и в течение одного и того же занятия учитель может менять подходы» [Gollin, 1998, p. 89], используя как индуктивные, так и дедуктивные техники обучения, т.е. речь идет не о противоречии методик, а об их взаимодополнении.
Психологические подходы к овладению неродным языком включают гештальт-стиль или глобальный подход; гуманистический, когнитивный подходы, бихевиоризм.
Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психологическое течение, которое призывает изучать не сознание, а поведение человека. Человек в концепции бихевиоризма рассматривается
прежде всего как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные
реакции, действия, поведение. К сторонникам данной трактовки термина относятся Дж. Уотсон, Б. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др. [Уотсон, 1998, с. 12].
Основная идея бихевиоризма как психолого-педагогической концепции заключается в мысли, что поведение ребенка – это управляемый процесс. В организации и реализации учебного процесса важная роль отводится идее алгоритмизации обучения.
К примеру, в Великобритании проблема контроля результатов обучения решается постановкой целей воспитательно-образовательной работы на определенный период, путем прогнозирования результатов разного уровня на каждом этапе работы. Каждый структурный элемент содержания программы может быть усвоен на различных уровнях сложности:
– третий уровень: поисковый уровень, включающий анализ и синтез, разработку алгоритма решения проблемных задач [Судзуки, 2005, с. 263].
Соответственно, перед педагогами ставится задача прогнозирования в начале года определенного количества элементов программы, которые допустимо усвоить только на первом и втором уровнях
, и тех, которые могут быть усвоены только на третьем уровне. Последние определяют основную тематику и содержание всех занятий с детьми, так как за учебный год необходимо пройти от первого до третьего уровня усвоения знаний. При этом преподавателям разрешено отступаться от плана, учитывая индивидуальный подход к ученикам, их настроение и актуальные интересы.
Идея алгоритмизации диктует свои требования и к структуре обучающих занятий с детьми. Например, Б. Блум в «Таксономии целей обучения» [Bloom, 1994, p. 210] всю структуру занятий строит вокруг ключевых слов и фраз, которые несут основную смысловую нагрузку на занятии, создают установку на включение в него, переключение на другой вид деятельности и способствуют активизации мыслительных процессов ребенка или группы детей. Б. Блум выделяет несколько таких групп:
«соотнесите», «перечислите», «расскажите», «сформулируйте»,
«установите», «опишите»и т.д.;
«разложите на составляющие», «объясните причины», «сравните»,
«разложите по порядку», «классифицируйте»; «объясните, как и почему» и т.д.;
«разработайтеновыйвидпродукта»,«создайте»,«придумайте»,«чтопроизойдет,если...»,«придумайтедругойвариант»,«естьлидругаяпричина»и т.д.;
«расскажитесвоимисловами»,«опишите,чтовычувствуетеотносительно...»,«суммируйте»,«покажитевзаимосвязь»,«объяснитесмысл»и т.д.;
«продемонстрируйте»,«покажите,как...»,«объяснитецельприменения»,
«воспользуйтесьэтим, чтобырешить»и т.д.;
«установитенормы»,«отберитеивыберите»,«взвесьтевозможности»,
«подскажитекритическиезамечания»;«выберитето,чтовамбольшенравится»;«чтовы думаетео...»и т.д.
Основоположником радикального бихевиоризма считается Б.Ф. Скиннер, описавший его как «фундамент экспериментального анализа поведения» [Moxley, 2004, p. 108].
Бихевиоризм подразумевает под собой обеспечение учащихся, педагогов подробно разработанной программой изучения и преподавания предмета, в которой материал преподается небольшими порциями, постепенно возрастая по уровню сложности. Процесс обучения построен с учетом индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивая обратную связь – например, через выполнение заданий для выявления уровня усвоения предусмотренных обучающей программой знаний. При всех своих достоинствах он не учитывает принцип сознательности в обучении: в методике превалировала имитация и механическое выполнение действий. В целом рассмотренный выше подход значительно повлиял на преподавание
языков и способствовал появлению аудиолингвального метода в США, аудиовизуального – во Франции, ситуативного метода обучения – в Великобритании.
Гештальт-стиль представляет подход к обучению, основанный на положении гештальт–психологии, согласно которой поведение человека состоит из неких целостных единиц – «гештальтов». В соответствии с этим было предложено исследовать каждую поведенческую ситуацию целиком, не разбивая на составляющие, не вычленять языковые единицы, отдельные виды речевой деятельности; идти от общего восприятия материала к последующему выделению и осознанию его частей. Изучение языка должно базироваться на материале нерасчлененных блоков: например, учащиеся сначала читают текст полностью, затем переходят к анализу его составляющих. Предпочтение при этом отдается парной, групповой работе, общению. Основными достоинствами данного подхода является гармоничное сочетание в нём черт многих психологических направлений. Из феноменологии основателями гештальт-подхода были заимствованы постулаты:
Из экзистенциализма взяты следующие идеи:
Из психоанализа были заимствованы идея преобладания гуманистического подхода, значение теплого климата безопасности, особая роль игры, креативности [Гингер, 1999, с. 35]. Выбор гештальт-подхода в
⇒ частотность [Foreign Language Teaching Methods, electronic resource]. При этом наблюдается постепенный переход от полностью эксплицитной подачи материала к совершенно имплицитному усвоению языка учащимися. В первом случае это осознанное, открытое, целенаправленное усвоение знаний, во втором — неосознанное, интуитивное овладение материалом с использованием в обоих видах обучения соответствующих стратегий.
Примечательно, что результаты многочисленных экспериментов, проводившихся с целью выяснения приоритетности использования того или иного подхода, весьма отличны, и, соответственно, делаются разные выводы. Так, в пользу дедуктивного подхода высказываются Г. Сэлигер, Р. Эрлам, К. Чэстен, Ф. Вёдерхоф, Дж. Шерер, М. Вертхеймер, о преимуществе индуктивного подхода говорят К. Хэррон, М. Томаселло, М. Такимото, У. Резерфорд, Ш. Смит, в то время как К. Шэффер не обнаружила существенной разницы между двумя подходами, отметив лишь незначительную тенденцию в пользу индукции. Ж. Голлин, к примеру, делает логичный вывод, что «от одного урока к другому и в течение одного и того же занятия учитель может менять подходы» [Gollin, 1998, p. 89], используя как индуктивные, так и дедуктивные техники обучения, т.е. речь идет не о противоречии методик, а об их взаимодополнении.
Психологические подходы к овладению неродным языком включают гештальт-стиль или глобальный подход; гуманистический, когнитивный подходы, бихевиоризм.
Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психологическое течение, которое призывает изучать не сознание, а поведение человека. Человек в концепции бихевиоризма рассматривается
прежде всего как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные
реакции, действия, поведение. К сторонникам данной трактовки термина относятся Дж. Уотсон, Б. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др. [Уотсон, 1998, с. 12].
Основная идея бихевиоризма как психолого-педагогической концепции заключается в мысли, что поведение ребенка – это управляемый процесс. В организации и реализации учебного процесса важная роль отводится идее алгоритмизации обучения.
К примеру, в Великобритании проблема контроля результатов обучения решается постановкой целей воспитательно-образовательной работы на определенный период, путем прогнозирования результатов разного уровня на каждом этапе работы. Каждый структурный элемент содержания программы может быть усвоен на различных уровнях сложности:
-
первый уровень: репродуктивный уровень обученности и воспитанности, воспроизведение информации по памяти; -
второй уровень: уровень интерпретирующей активности, включающий обнаружение недостающих элементов, выделение характерных элементов, обнаружение связей между элементами, между элементами и целым;
– третий уровень: поисковый уровень, включающий анализ и синтез, разработку алгоритма решения проблемных задач [Судзуки, 2005, с. 263].
Соответственно, перед педагогами ставится задача прогнозирования в начале года определенного количества элементов программы, которые допустимо усвоить только на первом и втором уровнях
, и тех, которые могут быть усвоены только на третьем уровне. Последние определяют основную тематику и содержание всех занятий с детьми, так как за учебный год необходимо пройти от первого до третьего уровня усвоения знаний. При этом преподавателям разрешено отступаться от плана, учитывая индивидуальный подход к ученикам, их настроение и актуальные интересы.
Идея алгоритмизации диктует свои требования и к структуре обучающих занятий с детьми. Например, Б. Блум в «Таксономии целей обучения» [Bloom, 1994, p. 210] всю структуру занятий строит вокруг ключевых слов и фраз, которые несут основную смысловую нагрузку на занятии, создают установку на включение в него, переключение на другой вид деятельности и способствуют активизации мыслительных процессов ребенка или группы детей. Б. Блум выделяет несколько таких групп:
-
формулировки заданий, направленные на активизацию познания:
«соотнесите», «перечислите», «расскажите», «сформулируйте»,
«установите», «опишите»и т.д.;
-
формулировки заданий, направленные на активизацию анализа:
«разложите на составляющие», «объясните причины», «сравните»,
«разложите по порядку», «классифицируйте»; «объясните, как и почему» и т.д.;
-
формулировки заданий, направленные на активизацию синтеза:
«разработайтеновыйвидпродукта»,«создайте»,«придумайте»,«чтопроизойдет,если...»,«придумайтедругойвариант»,«естьлидругаяпричина»и т.д.;
-
формулировки заданий, направленные на активизацию понимания:
«расскажитесвоимисловами»,«опишите,чтовычувствуетеотносительно...»,«суммируйте»,«покажитевзаимосвязь»,«объяснитесмысл»и т.д.;
-
формулировки заданий, направленные на активизацию применения:
«продемонстрируйте»,«покажите,как...»,«объяснитецельприменения»,
«воспользуйтесьэтим, чтобырешить»и т.д.;
-
формулировки заданий, направленные на активизацию оценки:
«установитенормы»,«отберитеивыберите»,«взвесьтевозможности»,
«подскажитекритическиезамечания»;«выберитето,чтовамбольшенравится»;«чтовы думаетео...»и т.д.
Основоположником радикального бихевиоризма считается Б.Ф. Скиннер, описавший его как «фундамент экспериментального анализа поведения» [Moxley, 2004, p. 108].
Бихевиоризм подразумевает под собой обеспечение учащихся, педагогов подробно разработанной программой изучения и преподавания предмета, в которой материал преподается небольшими порциями, постепенно возрастая по уровню сложности. Процесс обучения построен с учетом индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивая обратную связь – например, через выполнение заданий для выявления уровня усвоения предусмотренных обучающей программой знаний. При всех своих достоинствах он не учитывает принцип сознательности в обучении: в методике превалировала имитация и механическое выполнение действий. В целом рассмотренный выше подход значительно повлиял на преподавание
языков и способствовал появлению аудиолингвального метода в США, аудиовизуального – во Франции, ситуативного метода обучения – в Великобритании.
Гештальт-стиль представляет подход к обучению, основанный на положении гештальт–психологии, согласно которой поведение человека состоит из неких целостных единиц – «гештальтов». В соответствии с этим было предложено исследовать каждую поведенческую ситуацию целиком, не разбивая на составляющие, не вычленять языковые единицы, отдельные виды речевой деятельности; идти от общего восприятия материала к последующему выделению и осознанию его частей. Изучение языка должно базироваться на материале нерасчлененных блоков: например, учащиеся сначала читают текст полностью, затем переходят к анализу его составляющих. Предпочтение при этом отдается парной, групповой работе, общению. Основными достоинствами данного подхода является гармоничное сочетание в нём черт многих психологических направлений. Из феноменологии основателями гештальт-подхода были заимствованы постулаты:
-
тезис «как» важнее, чем «почему»; -
принцип современности «здесь и теперь»; -
принцип субъективности восприятия; -
принцип уникальности субъекта.
Из экзистенциализма взяты следующие идеи:
-
мы размышляем, но только для того, чтобы действовать; -
человеческий опыт (объективный и субъективный) - индивидуален.
Из психоанализа были заимствованы идея преобладания гуманистического подхода, значение теплого климата безопасности, особая роль игры, креативности [Гингер, 1999, с. 35]. Выбор гештальт-подхода в