Файл: Решение учебных задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(Э. Успенский «Про дивано-инострано-чемодано-огурец».)

Карточки

* * *

– Мама, я такая распутица!

И показала веревочку, которую удалось ей распутать.

* * *

– Вы и шишку польете?

– Да.

– Чтобы выросли шишенята?

* * *

Сережа двух с половиной лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:

– Огонь и огонята! Огонь и огонята!

* * *

– Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато.

* * *

Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:

– Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

* * *

– Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.

* * *

Трехлетняя Ната:

– Спой мне, мама, баюльную песню.

Урок 33. СЛОВАРИ (с. 77–78)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по лексике; способствовать развитию навыков работы с учебником, справочной литературой, словарем; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии

интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: эпиграф к уроку, толковый и этимологический словари


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

– Ребята, сегодня с помощью школьного библиотекаря
я подготовила выставку книг. На перемене вы смогли ознакомиться с ее экспонатами. Скажите, какие книги вы заметили на выставке?

– А можете ли вы сказать, зачем нужны эти книги?

– Ребята, наш урок мы посвятим знакомству со словарями, узнаем, зачем они нужны и как ими пользоваться, чтобы словарь стал вашим верным помощником

Внимательно слушают. Перечисляют виды словарей, принесенных в класс из школьной библиотеки.
Отвечают на вопрос. Обнаруживают, что назначение некоторых словарей им неясно.

Делятся на группы. Каждая группа собирается
в кружок

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Владеют навыками групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы

II. Работа по теме урока.

1. Работа с эпиграфом

– Прочитайте эпиграф к уроку:

Язык и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –
В огромном море, море слов,

Купаться ежечасно.

– Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его

Выполняют задание. Обсуждают эпиграф.

Приходят к выводу, что в море слов словарь служит путеводителем, помогает познакомиться с непонятными словами, значениями слов

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

Применяют навыки работы со справочной литературой

2. Работа со словарями в группах

– Давайте обратимся к словарям, нашим верным помощникам. Та группа, которая быстрее расскажет биографию своего слова, пользуясь толковым и этимологическим словарями, зачитывает его значение.

Организует работу групп, при необходимости оказывает консультативную помощь.

– Но кроме слов, в русском языке есть еще и устойчивые словосочетания – фразеологизмы, значение которых сейчас многим бывает непонятно. Для того, чтобы уточнить значение фразеологизмов, существует специальный фразеологический словарь.

Наше следующее задание: используя фразеологический словарь, рассказать о происхождении фразеологизмов.

(Фразеологизмы учитель подбирает, исходя из уровня подготовки класса, количества групп и словарей.)

Внимательно слушают.

Используя толковые и этимологические словари,
готовят биографию слов по группам: портфель,
линейка, пенал, ручка, тетрадь, карандаш
.

Работают со словарной статьей.

Выполняют задание, отвечают на вопрос

Владеют навыками работы со справочной литературой,

а также навыками групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы

3. Систематизация и обобщение знаний

Школьный библиотекарь рассказывает о порядке пользования словарями в библиотеке, отвечает на вопросы учащихся.

Учитель организует работу по выполнению упражнения 139 в группах

Внимательно слушают, задают вопросы.

Выполняют задания. При написании словарных статей пользуются учебником и словарями.

Каждая группа по очереди зачитывает словарные статьи, задача остальных групп – назвать определяемое слово

Владеют способами конструктивного взаимодействия,
навыками групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Итак, ребята, зачем же нам нужны словари?

– С какими словарями вы познакомились сегодня?

– Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке,
являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: выполнить упражнения 137

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.


Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности



Урок 34. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (с. 81–83)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся о фразеологизмах; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: слова для словарной работы, фразеологические загадки
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   30


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

Сообщает тему и цель урока

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебную задачу

II. Словарный диктант

Диктует слова: поражать, бордовый, ответить, откликнуться, отозваться, экономить, солдат, перила, терраса, исчезать, пропадать, теряться, изобретение, атмосфера, ракета, реформа

Выполняют задание

Осуществляют контроль и оценку

III. Работа по теме урока.

1. Фразеологические загадки

– Отгадайте, о чем идет речь.

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь. (Нос.)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают. (Уши.)

3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека. (Ветер.)

4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело. (Каша.)

5. Ее набирают в рот, когда молчат. (Вода.)

6. Его держат за зубами. (Язык.)

Выполняют задание

Осуществляют
контроль и оценку учебных действий

2. Беседа

– Скажите, а возможно ли представить, что повешен нос (на крючок), уши завяли (как будто их надо поливать), что воду носят в решете, что можно дергать за язык? Возможно ли это в реальной жизни? Почему?

– Что означают выражения: нос повесил, сесть в калошу?

– Можно ли при толковании этих выражений отталкиваться от значения каждого слова отдельно?

– Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

– На с. 81 учебника прочитайте определение этого термина

Отвечают на вопросы.


Внимательно слушают.

Выполняют задание

Высказывают и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы.

Извлекают необходимую информацию из разных источников

3. Выполнение упражнения 144

– В чем заключается ошибка девочки?

– Выпишите фразеологизм в тетрадь. Как вы напишете
не со словом идет? Почему?

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание упражнения 144

Осуществляют контроль и оценку

4. Выполнение упражнения 146

– Представьте, что в сказке вместо «Змей Горыныч унес царевну за тридевять земель» говорилось бы: «Змей Горыныч унес царевну далеко». В каком варианте чувствуется больше волшебства, загадочности?

– Какую роль играют фразеологизмы в речи? Для чего мы их употребляем?

– Выполните задание упражнения 146 (комментированное письмо)

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание

Осуществляют кон-

троль и оценку учебных действий

5. Самостоятельная работа

(упражнение 147)

Предлагает выполнить упражнение самостоятельно

Выполняют задание упражнения 147

Осуществляют контроль и оценку

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Сравните предложения:

Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги.

Родители поставили на ноги сына, и теперь он живет самостоятельно.

– В каком из них выражение поставить на ноги является фразеологизмом, а в каком – свободным сочетанием?

– Что происходит со значением слова, ставшего частью фразеологизма?

– Какие особенности разбора по частям предложения следует учитывать при работе с предложением с фразеологизмами?

– Для чего фразеологизмы используются в речи?

Домашнее задание.

1) Выписать фразеологизм и дать ему значение по фразеологическому словарю; придумать предложение с этим

фразеологизмом.

2) Составить карточку с зашифрованным фразеологизмом.

Например: пояс, за, заткнуть; вода, разлить, не.

Выполняют задание.


Отвечают на вопросы.

Записывают задания, задают уточняющие вопросы

Умеют внимательно слушать.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Осуществляют поиск средств их решения




Урок 35. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (с. 83–86)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся о фразеологизмах; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: карточки для индивидуальной работы