ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 345
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Э. Успенский «Про дивано-инострано-чемодано-огурец».)
Карточки
* * *
– Мама, я такая распутица!
И показала веревочку, которую удалось ей распутать.
* * *
– Вы и шишку польете?
– Да.
– Чтобы выросли шишенята?
* * *
Сережа двух с половиной лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:
– Огонь и огонята! Огонь и огонята!
* * *
– Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато.
* * *
Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:
– Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!
* * *
– Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.
* * *
Трехлетняя Ната:
– Спой мне, мама, баюльную песню.
Урок 33. СЛОВАРИ (с. 77–78)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по лексике; способствовать развитию навыков работы с учебником, справочной литературой, словарем; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: эпиграф к уроку, толковый и этимологический словари |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | – Ребята, сегодня с помощью школьного библиотекаря я подготовила выставку книг. На перемене вы смогли ознакомиться с ее экспонатами. Скажите, какие книги вы заметили на выставке? – А можете ли вы сказать, зачем нужны эти книги? – Ребята, наш урок мы посвятим знакомству со словарями, узнаем, зачем они нужны и как ими пользоваться, чтобы словарь стал вашим верным помощником | Внимательно слушают. Перечисляют виды словарей, принесенных в класс из школьной библиотеки. Отвечают на вопрос. Обнаруживают, что назначение некоторых словарей им неясно. Делятся на группы. Каждая группа собирается в кружок | Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют навыками групповой работы. Формулируют ответы на вопросы |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с эпиграфом | – Прочитайте эпиграф к уроку: Язык и стар, и вечно нов, И это так прекрасно – В огромном море, море слов, Купаться ежечасно. – Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его | Выполняют задание. Обсуждают эпиграф. Приходят к выводу, что в море слов словарь служит путеводителем, помогает познакомиться с непонятными словами, значениями слов | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Применяют навыки работы со справочной литературой |
2. Работа со словарями в группах | – Давайте обратимся к словарям, нашим верным помощникам. Та группа, которая быстрее расскажет биографию своего слова, пользуясь толковым и этимологическим словарями, зачитывает его значение. Организует работу групп, при необходимости оказывает консультативную помощь. – Но кроме слов, в русском языке есть еще и устойчивые словосочетания – фразеологизмы, значение которых сейчас многим бывает непонятно. Для того, чтобы уточнить значение фразеологизмов, существует специальный фразеологический словарь. Наше следующее задание: используя фразеологический словарь, рассказать о происхождении фразеологизмов. (Фразеологизмы учитель подбирает, исходя из уровня подготовки класса, количества групп и словарей.) | Внимательно слушают. Используя толковые и этимологические словари, готовят биографию слов по группам: портфель, линейка, пенал, ручка, тетрадь, карандаш. Работают со словарной статьей. Выполняют задание, отвечают на вопрос | Владеют навыками работы со справочной литературой, а также навыками групповой работы. Формулируют ответы на вопросы |
3. Систематизация и обобщение знаний | Школьный библиотекарь рассказывает о порядке пользования словарями в библиотеке, отвечает на вопросы учащихся. Учитель организует работу по выполнению упражнения 139 в группах | Внимательно слушают, задают вопросы. Выполняют задания. При написании словарных статей пользуются учебником и словарями. Каждая группа по очереди зачитывает словарные статьи, задача остальных групп – назвать определяемое слово | Владеют способами конструктивного взаимодействия, навыками групповой работы. Формулируют ответы на вопросы |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Итак, ребята, зачем же нам нужны словари? – С какими словарями вы познакомились сегодня? – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: выполнить упражнения 137 | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |
Урок 34. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (с. 81–83)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся о фразеологизмах; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: слова для словарной работы, фразеологические загадки |
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 30
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | Сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу |
II. Словарный диктант | Диктует слова: поражать, бордовый, ответить, откликнуться, отозваться, экономить, солдат, перила, терраса, исчезать, пропадать, теряться, изобретение, атмосфера, ракета, реформа | Выполняют задание | Осуществляют контроль и оценку |
III. Работа по теме урока. 1. Фразеологические загадки | – Отгадайте, о чем идет речь. 1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь. (Нос.) 2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают. (Уши.) 3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека. (Ветер.) 4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело. (Каша.) 5. Ее набирают в рот, когда молчат. (Вода.) 6. Его держат за зубами. (Язык.) | Выполняют задание | Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
2. Беседа | – Скажите, а возможно ли представить, что повешен нос (на крючок), уши завяли (как будто их надо поливать), что воду носят в решете, что можно дергать за язык? Возможно ли это в реальной жизни? Почему? – Что означают выражения: нос повесил, сесть в калошу? – Можно ли при толковании этих выражений отталкиваться от значения каждого слова отдельно? – Такие сочетания слов называются фразеологизмами. – На с. 81 учебника прочитайте определение этого термина | Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. Выполняют задание | Высказывают и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы. Извлекают необходимую информацию из разных источников |
3. Выполнение упражнения 144 | – В чем заключается ошибка девочки? – Выпишите фразеологизм в тетрадь. Как вы напишете не со словом идет? Почему? | Отвечают на вопросы. Выполняют задание упражнения 144 | Осуществляют контроль и оценку |
4. Выполнение упражнения 146 | – Представьте, что в сказке вместо «Змей Горыныч унес царевну за тридевять земель» говорилось бы: «Змей Горыныч унес царевну далеко». В каком варианте чувствуется больше волшебства, загадочности? – Какую роль играют фразеологизмы в речи? Для чего мы их употребляем? – Выполните задание упражнения 146 (комментированное письмо) | Отвечают на вопросы. Выполняют задание | Осуществляют кон- троль и оценку учебных действий |
5. Самостоятельная работа (упражнение 147) | Предлагает выполнить упражнение самостоятельно | Выполняют задание упражнения 147 | Осуществляют контроль и оценку |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Сравните предложения: Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги. Родители поставили на ноги сына, и теперь он живет самостоятельно. – В каком из них выражение поставить на ноги является фразеологизмом, а в каком – свободным сочетанием? – Что происходит со значением слова, ставшего частью фразеологизма? – Какие особенности разбора по частям предложения следует учитывать при работе с предложением с фразеологизмами? – Для чего фразеологизмы используются в речи? Домашнее задание. 1) Выписать фразеологизм и дать ему значение по фразеологическому словарю; придумать предложение с этим фразеологизмом. 2) Составить карточку с зашифрованным фразеологизмом. Например: пояс, за, заткнуть; вода, разлить, не. | Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Записывают задания, задают уточняющие вопросы | Умеют внимательно слушать. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |
Урок 35. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (с. 83–86)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся о фразеологизмах; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: карточки для индивидуальной работы |