ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | |||||||||
I. Постановка учебной задачи | Сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу | |||||||||
II. Работа по теме урока. 1. Индивидуальная работа по карточкам | Задание: вставить пропущенные буквы, найти «четвертое лишнее». (См. Ресурсный материал.) | Выполняют задания | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий | |||||||||
2. Работа с карточками, подготовленными дома | Предлагает обменяться карточками, составленными дома, со своим соседом по парте и расшифровать фразеологизм | Обмениваются карточками, на которых зашифрованы фразеологизмы, с соседями по парте. Задание: расшифровать фразеологизм, придумать с ним предложение, указать, каким членом предложения является. (Могут пользоваться фразеологическим словарем.) | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий | |||||||||
3. Творческая работа. 1) Восстановление фразеологизмов | – Всем нам известно выражение «Из песни слов не выкинешь». Что оно означает? – Фразеологизмы – устойчивые, веками сложившиеся сочетания слов. Эти словосочетания в обычной речи не допускают никаких вариантов. Но бывали случаи, когда художники слова в интересах большей изобразительности разрушали фразеологизмы самым, казалось бы, непозволительным образом. Например, фразеологизм как мухи мрут Н. В. Гоголь преобразовал в выражение: все как мухи выздоравливают. – Сейчас я буду называть преобразованные фразеологизмы. Ваша задача – угадать исконный вариант и записать его. 1) В этом деле легавую собаку съел. 2) Из мухи делать протодиакона. 3) Спит как из ведра. 4) Зарубить на подбородке. 5) Денег гуси не клюют | Отвечают на вопрос. Внимательно слушают. Объясняют значение записанных фразеологизмов, определяют орфограммы | Умеют внимательно слушать. Принимают и сохраняют учебные задачи | |||||||||
2) Игра «Составим газету» | Предлагает составить заметку в газету. Газета-альманах После того как все заметки будут готовы, учитель склеивает их в одну (шапка – верхний левый угол – заготовлена учителем заранее). Получается газета-альманах «Люди говорят…».
| Класс делится на 8 групп. Каждая группа вытягивает карточку с темой (вода, хлеб, земля, каша, голова, рука, собака, жизнь), по которой должна будет выпустить газету. Затем учащиеся подбирают фразеологизмы на выбранную тему, примеры их употребления и творчески (рисунок, стихотворение, ребусы и т. д.) отображают эту информацию в своей газете | Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения | |||||||||
4. Объяснительный диктант (по упражне- нию 153) | Задание: подчеркнуть фразеологизмы как члены предложения | Учащиеся с помощью учителя объясняют право- писание пропущенных букв в первом предложении, затем записывают его под диктовку. Аналогичная работа проводится с остальными предложениями | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий | |||||||||
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Что нового узнали? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Оцените свою деятельность на уроке | Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на вопросы |
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 30
Ресурсный материал
Карточки
Карточка 1. Карточка 2.
Хоть пру.. пруди. В.. все лопатки.
Кот наплакал. Сл..мя гол..ву.
Тьма-тьмущ..я. Черепашьим шаг..м.
Ябл..ку негде упасть. В мгн..вение ока.
Карточка 3. Карточка 4.
Слово в слово. П..пасть впросак.
Тют..лька в тют..льку. П..пасть на с..дьмое небо.
Вилами на в..де писано. П..пасть в п..ределку.
Комар носа не п..дточит. П..пасть в переплет.
Уроки 36–37. ПОВТОРЕНИЕ (с. 79–80, 86–87)
Тип урока: решение частных задач.
Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения по изученной теме; способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к ее преобразованию, сохранению и передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют способность к использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Сценарий уроков
Класс делится на группы, каждая из которых подбирает материал по определенной теме:
1 – общеупотребительные слова; 6 – устаревшие слова;
2 – профессионализмы; 7 – неологизмы;
3 – диалектизмы; 8 – заимствованные слова;
4 – жаргонизмы; 9 – фразеологизмы.
5 – эмоционально окрашенные слова;
Группы заранее готовят определенный набор слов для описания дома и иллюстрацию этого дома. На уроке командам дается 10–15 минут для написания мини-рассказа о доме с использованием подготовленных слов.
Во время выступления каждой команды остальные записывают в тетрадь слова данного пласта лексики (если потребуется, с пояснениями).
В итоге у учащихся в тетради появляется разнообразная группа слов с общей темой «Дом». Урок заканчивается выводом о многогранности лексической системы русского языка.
Урок 38. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (с. 88–89)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся о морфемике и словообразовании; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: задания для игры «Редактор», сказка |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | Сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с терми- нами | – Прочитайте сведения о морфемике на с. 88. – Закройте учебники и запишите своими словами объяснение лингвистических терминов: морфемика, основа, приставка, окончание, корень, суффикс | Выполняют задания | Извлекают необходимую информацию из разных источников |
2. Выполнение упражнения 156 | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют упражнение 156 | Осуществляют контроль и оценку |
3. Задание «Переводчик» | – Переведите эту сказку на язык науки. (См. Ресурсный материал.) – Почему корень – главная значимая часть слова? | Выполняют задание. Отвечают на вопрос | Высказывают и аргументируют свое мнение |
4. Блицопрос | – Найдя общий корень данных слов, установите между ними смысловую связь. Весло, воз. Облако, наволочка. Варенье, повар. Вожжи, вожак. Веретено, увертливый. Невежда, ведьма. Дюжий, недуг. Зрачок, зрелище. Крыло, покрывало, сокровище. Колыбель, непоколебимый. Копилка, копна, совокупно. Перстень, наперсток. Почка, выпуклый. Пехота, опешить. Среда, сердце. Трус, трястись. Узник, союзник. Чело, челка. Внушать, наушник | Выполняют задание | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Высказывают и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы |
5. Выполнение упражнения 158 | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют упражнение 158 | Осуществляют контроль и оценку |
6. Выполнение упражнения 159 | – Слова с корнем выпишем вместе. – Я принесла на урок краски. (Показывает краски.) Здесь, помимо красного, есть много других цветов. Почему же краски называются красками, а не желтянками или зеленянками? Найдите ответ в словосочетаниях красный молодец, красна девица | Выполняют задание. Внимательно слушают. Высказывают свои предположения | Высказывают и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы |
7. Игра «Редактор» | «Герасимов сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение…» – пишет чеховский герой «ученому соседу». – В приведенных ниже примерах устраните подобные ошибки: 1. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 2. Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагона. 3. С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег. 4. В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны | Выполняют задание | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Для чего нужно уметь находить однокоренные слова? Домашнее задание: выполнить упражнение 157 | Отвечают на вопрос. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу |
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 30
Ресурсный материал
СЛУЧАЙ В ГОРОДЕ СЛОВАНСКЕ
Вот что случилось однажды на городской площади.
Окончания работали связистами на телефонной станции. Звонит, например, слово «мы» на станцию и обращается с просьбой: «Свяжите со мной слово “играть”, пожалуйста». И прелестная телефонистка быстро по этому звонку присоединяет окончание. Получается: мы играем. И решили окончания, что они самые значимые части слов.
Увидели это корни, приставки и суффиксы, надели шапки-невидимки и пропали. И работа окончаний потеряла смысл. Бегают растерянные окончания по городу, а смысла найти не могут. Куда он спрятался?
(Из книги Л. Гдалевича, Э. Фудима
«Уроки русского языка в 5 классе».)
Урок 39. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (с. 90–91)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся о морфемике и словообразовании; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: стихотворение Ф. Кривина, материал для исследовательской работы |