Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 456
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания старших подростков в школе
Психолого-педагогическая характеристика старших подростков
Методы и формы патриотического воспитания старших
Глава 2.Эмпирическое изучение патриотического воспитания старших подростков в школе
Екатеринбурга по патриотическому воспитанию старших подростков
Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков
Список использованной литературы
Патриотизм как высокое чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству [30].
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и
принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе. К их числу относятся:
-
обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; -
обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; -
диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий; -
интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы; -
опора на новые концепции организации и осуществления учебно- воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий; -
опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия: -
координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину,
преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы [31].
Необходимым компонентом процесса патриотического воспитания является анализ результатов, позволяющий определить его эффективность, внести необходимые коррективы при выявлении отклонений от намеченной цели и спланировать предстоящую деятельность с учетом новых условий и уже достигнутых результатов. Современная школа накопила большой практический опыт патриотического воспитания молодого поколения.
Однако в современных условиях этот опыт может быть использован лишь частично. Прежде всего, это связано с изменением политических ориентиров, с развитием новых экономических отношений, утверждением гуманистических принципов в системе образования. Как показывает анализ литературы, вопросы патриотического воспитания молодежи в духе патриотизма всегда занимали одно из ведущих мест в исследованиях ученых, педагогов, государственных деятелей. В течение разных периодов развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально- экономических условий государства в определенный период его развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях [32].
Итак, под патриотическим воспитанием, мы будем иметь в виду понятие патриотизма, которое дано в государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020
годы». Согласно этой программе, патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [51]. Важным для нашего исследования является учет возрастных особенностей старших подростков при планировании патриотического воспитания, поэтому данному аспекту будет посвящен следующий параграф нашего исследования.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Психолого-педагогическая характеристика старших подростков
Для того, что бы успешно решить задачи нашего исследования, подобрать диагностический инструментарий и суметь правильно интерпретировать результаты эмпирического исследования, необходимо дать характеристику старшего подросткового возраста.
По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику [13].
В психологии возраст подразделяют на физический и психологический.
Физический возраст (хронологический) – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.
Психологический возраст, по Л.С. Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. То есть, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития [13].
Отметим, что психологический возраст характеризуется возрастными новообразованиями □ это продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития. Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные
изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Л. С. Выготский различал центральные и побочные новообразования, изменения в структуре сознания и личности [15]. Таким образом, для полной характеристики старшего подросткового возраста нам надо рассмотреть: социальную ситуацию развития,
определяющую ведущую деятельность, в процессе которой\ развиваются новообразования в сфере сознания и личности подростков.
Рассматривая характеристику и основные признаки старшего подросткового возраста в своем исследовании, мы использовали возрастную периодизацию Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
Д.Б. Эльконин, выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст 12-14 лет и старший подростковый возраст или раннюю юность 15-17 лет [70].
Социальная ситуация развития в старшем подростковом возрасте характеризуется в первую очередь тем, что старший подросток находится на границе детства и взрослой жизни. Перед ним стоит выбор трудового и личностного самоопределения. В связи с этим меняются требования к старшему подростку и условия, в которых происходит формирование его личности. Подросток должен быть подготовлен к труду, семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей. Принципиальное отличие позиции старшего подростка в том, что он обращен в будущее