Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Патриотизм как высокое чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству [30].

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и

принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе. К их числу относятся:

  • обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;

  • обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

  • диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;

  • интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;

  • опора на новые концепции организации и осуществления учебно- воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;

  • опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:

  • координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину,
преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы [31].

Необходимым компонентом процесса патриотического воспитания является анализ результатов, позволяющий определить его эффективность, внести необходимые коррективы при выявлении отклонений от намеченной цели и спланировать предстоящую деятельность с учетом новых условий и уже достигнутых результатов. Современная школа накопила большой практический опыт патриотического воспитания молодого поколения.

Однако в современных условиях этот опыт может быть использован лишь частично. Прежде всего, это связано с изменением политических ориентиров, с развитием новых экономических отношений, утверждением гуманистических принципов в системе образования. Как показывает анализ литературы, вопросы патриотического воспитания молодежи в духе патриотизма всегда занимали одно из ведущих мест в исследованиях ученых, педагогов, государственных деятелей. В течение разных периодов развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально- экономических условий государства в определенный период его развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях [32].

Итак, под патриотическим воспитанием, мы будем иметь в виду понятие патриотизма, которое дано в государственной программе

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020

годы». Согласно этой программе, патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [51]. Важным для нашего исследования является учет возрастных особенностей старших подростков при планировании патриотического воспитания, поэтому данному аспекту будет посвящен следующий параграф нашего исследования.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Психолого-педагогическая характеристика старших подростков




Для того, что бы успешно решить задачи нашего исследования, подобрать диагностический инструментарий и суметь правильно интерпретировать результаты эмпирического исследования, необходимо дать характеристику старшего подросткового возраста.

По Л.С. Выготскому, возраст это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику [13].

В психологии возраст подразделяют на физический и психологический.

Физический возраст (хронологический) – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Л.С. Выготскому, это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. То есть, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития [13].

Отметим, что психологический возраст характеризуется возрастными новообразованиями это продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития. Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные
изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Л. С. Выготский различал центральные и побочные новообразования, изменения в структуре сознания и личности [15]. Таким образом, для полной характеристики старшего подросткового возраста нам надо рассмотреть: социальную ситуацию развития,

определяющую ведущую деятельность, в процессе которой\ развиваются новообразования в сфере сознания и личности подростков.

Рассматривая характеристику и основные признаки старшего подросткового возраста в своем исследовании, мы использовали возрастную периодизацию Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

Д.Б. Эльконин, выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст 12-14 лет и старший подростковый возраст или раннюю юность 15-17 лет [70].

Социальная ситуация развития в старшем подростковом возрасте характеризуется в первую очередь тем, что старший подросток находится на границе детства и взрослой жизни. Перед ним стоит выбор трудового и личностного самоопределения. В связи с этим меняются требования к старшему подростку и условия, в которых происходит формирование его личности. Подросток должен быть подготовлен к труду, семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей. Принципиальное отличие позиции старшего подростка в том, что он обращен в будущее