Файл: Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ ФГОС дошкольного образования
ВОПРОС | ОТВЕТ |
Дата введения в действие ФГОС ДО. | 1 января 2014 год |
На основе каких документов разработан ФГОС ДО? | Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и Законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка |
На основе каких принципов был разработан ФГОС ДО? | 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. |
Какие требования включает ФГОС ДО? | Стандарт включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы. |
Как должен осуществляться учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей? | Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка): - в младенческом возрасте (от 2 месяцев до 1 года) — непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры; - в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; |
Какие принципы дошкольного образования лежат в основе организации образовательной работы в ДОО? | 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьёй; 6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 7) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 8) учёт этнокультурной ситуации развития детей. |
На достижение каких целей направлен ФГОС ДО? | 1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. |
На решение каких задач направлен ФГОС ДО? | 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законные представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. |
Что представляют из себя требования к структуре ООП (основной образовательной программы)? | Структура ООП должна включать три основных раздела (целевой, содержательный, организационный). Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные направления работы. Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. |
Какова структура ООП? | Программа состоит из обязательной части (не менее 60% от общего объема) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40% от общего объема). Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы. Программа включает три основных раздела: -целевой -содержательный -организационный 1. Целевой раздел: пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка раскрывает цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики. Планируемые результаты освоения Программы: конкретизация требований Стандарта к целевым ориентирам. 2. Содержательный раздел: общее содержание Программы. Должен включать: А) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; Б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; В) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. В содержательном разделе Программы должны быть представлены: А) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; Б) способы и направления поддержки детской инициативы; В) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; Г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. 3. Организационный раздел: описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 4. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. |
На что направлено содержание ООП? | Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; |
Каковы требования к условиям реализации ООП? | Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно- пространственной среде. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. |
Каковы требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП? | Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность |
Каковы требования к развивающей предметно-пространственной среде? | 1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей. 3. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной |
Каковы требования к кадровым условиям реализации ООП? | Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями внесёнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240). Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей |
Каковы требования к финансовым условиям реализации ООП? | 1)обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; 2)обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; 3)отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования. |
Каковы требования к материально-техническим условиям реализации ООП? | 1)требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2)требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; 3)требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; |
Что представляют из себя требования к результатам освоения ООП? | Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. |
Раскройте основное содержание целевых ориентиров дошкольного образования | Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. · Целевые ориентиры выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального школьного образования. · Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. |
Анализ обучения физических упражнениям дошкольников по инновационной программе «от рождения до школы» (авт. Николай Евгеньевич Веракса Тамара Семёновна Комарова Эльфия Минимуловна Дорофеева)
№ п/п | Виды физических упражнений | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Ходьба | |||||
1 | Ходьба обычная | + | + | + | + |
2 | На носках | + | + | + | + |
3 | С высоким подниманием колена | + | + | + | + |
4 | В колонне по одному | + | + | + | + |
5 | По два (парами) | + | + | + | + |
6 | В разных направлениях | + | + | - | + |
7 | По прямой | + | + | - | + |
8 | По кругу | + | + | - | + |
9 | Змейкой | + | + | - | + |
10 | Врассыпную | + | + | - | + |
11 | Ходьба с остановкой | + | | - | + |
12 | Ходьба с приседанием | + | + | - | + |
13 | Ходьба с поворотом | + | - | - | + |
14 | На наружных сторонах стоп | - | + | + | + |
15 | Ходьба мелким и широким шагом | - | + | | + |
16 | Ходьба с приставным шагом в сторону (направо и налево) | - | + | + | - |
17 | Ходьба змейкой (между предметами) | - | + | - | - |
18 | Ходьба в колонне по одному | - | + | - | + |
19 | Ходьба между предметов | - | + | - | - |
20 | Ходьба с изменением положений рук | - | + | - | + |
21 | Ходьба в чередовании с бегом | - | + | - | - |
22 | Ходьба в чередовании с прыжками | - | + | - | - |
23 | Ходьба в чередовании изменением направления | - | + | - | - |
24 | Ходьба в чередовании со сменой направляющего | - | + | - | - |
25 | На носках (руки за голову) | - | - | + | - |
26 | На пятках | - | | + | + |
27 | С высоким подниманием бедра | - | - | + | + |
28 | По трое | - | - | + | + |
29 | Ходьба вдоль стен зала с поворотом | - | - | + | - |
30 | Ходьба с выполнением различных заданий воспитателя | - | - | + | - |
31 | Ходьба с пятки на носок | - | - | + | |
32 | По четыре | - | - | - | + |
33 | В шеренге | - | - | - | + |
34 | В полуприседе | - | - | - | + |
35 | Приставной шаг вперёд и назад | - | - | - | + |
36 | Гимнастический шаг | - | - | - | + |
37 | Перекат с пятки на носок | - | - | - | + |
38 | По прямой с поворотами | - | - | - | + |
39 | В сочетании с другими видами движений | - | - | - | + |
Упражнения в равновесии | |||||
1 | Ходьба по прямой дорожке (ширина 15-20 см, длина 2-2,5 м) | + | + | + | + |
2 | Ходьба по доске | + | + | + | + |
3 | Ходьба по наклонной доске прямо и боком | - | - | + | + |
4 | Ходьба по наклонной доске прямо и боком (приставным шагом) | - | - | + | + |
5 | Ходьба по наклонной доске на носках | - | - | + | + |
6 | Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках | - | - | + | + |
7 | Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки | - | - | + | + |
8 | Ходьба приседая на одной ноге и пронося другую махом вперёд сбоку скамейки | - | - | - | + |
9 | Ходьба, поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок | - | - | - | + |
10 | Ходьба с остановкой посередине и перешагиванием (палки, верёвки) | - | - | - | + |
11 | Ходьба с приседанием и поворотом кругом | - | + | + | + |
12 | Ходьба между линиями (расстояние 10-15 см) | - | + | + | + |
13 | Ходьба по верёвке (диаметр 1,5-3 см) | - | + | + | + |
14 | Ходьба по верёвке (диаметр 1,5-3 см) прямо и боком | - | - | - | + |
54 | Ходьба по гимнастической скамейке | + | + | + | + |
15 | Ходьба с приседанием на середине | - | - | + | + |
16 | Ходьба с раскладыванием и собиранием предметов | - | - | + | + |
17 | Ходьба с прокатыванием перед собой мяча двумя руками | - | - | + | + |
18 | Ходьба боком (с приставным шагом) | - | - | + | + |
19 | Ходьба по бревну (с перешагиванием через предметы) | - | + | + | + |
20 | Ходьба по бревну (с поворотом) | - | + | + | + |
21 | Ходьба по бревну (с мешочком на голове) | - | + | + | + |
22 | Ходьба с мешочком песка на голове | - | - | + | + |
23 | Ходьба с набивным мешочком на спине | - | - | - | + |
24 | Ходьба по бревну (ставя ногу с носка) | - | + | + | + |
25 | Ходьба по бревну (руки в стороны) | - | + | + | + |
26 | Ходьба по бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой | + | + | + | + |
-