Файл: Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Анализ ФГОС дошкольного образования

ВОПРОС

ОТВЕТ

Дата введения в действие ФГОС ДО.

1 января 2014 год

На основе каких документов разработан ФГОС ДО?

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и Законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка

На основе каких принципов был разработан ФГОС ДО?

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Какие требования включает ФГОС ДО?

Стандарт включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы.

Как должен осуществляться учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей?

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка):
- в младенческом возрасте (от 2 месяцев до 1 года) — непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
- в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;


Какие принципы дошкольного образования лежат в основе организации образовательной работы в ДОО?

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьёй;
6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
8) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

На достижение каких целей направлен ФГОС ДО?

1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

На решение каких задач направлен ФГОС ДО?

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законные представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Что представляют из себя требования к структуре ООП (основной образовательной программы)?

Структура ООП должна включать три основных раздела (целевой, содержательный, организационный). Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные направления работы.

Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Какова структура ООП?

Программа состоит из обязательной части (не менее 60% от общего объема) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40% от общего объема).

Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.

Программа включает три основных раздела:

-целевой

-содержательный

-организационный

1. Целевой раздел: пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка раскрывает цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики. Планируемые результаты освоения Программы: конкретизация требований Стандарта к целевым ориентирам.
2. Содержательный раздел: общее содержание Программы. Должен включать:

А) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
Б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
В) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

А) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

Б) способы и направления поддержки детской инициативы;

В) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

Г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
3. Организационный раздел: описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
4. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

На что направлено содержание ООП?

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

Каковы требования к условиям реализации ООП?

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно- пространственной среде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Каковы требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП?

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

Каковы требования к развивающей предметно-пространственной среде?

1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной

Каковы требования к кадровым условиям реализации ООП?

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями внесёнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240).

Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей

Каковы требования к финансовым условиям реализации ООП?

1)обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
2)обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей;

3)отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования.

Каковы требования к материально-техническим условиям реализации ООП?

1)требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2)требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3)требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

Что представляют из себя требования к результатам освоения ООП?

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Раскройте основное содержание целевых ориентиров дошкольного образования

Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

· Целевые ориентиры выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального школьного образования.

· Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.





Анализ обучения физических упражнениям дошкольников по инновационной программе «от рождения до школы» (авт. Николай Евгеньевич Веракса Тамара Семёновна Комарова Эльфия Минимуловна Дорофеева)

№ п/п

Виды физических упражнений

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Ходьба

1

Ходьба обычная

+

+

+

+

2

На носках

+

+

+

+

3

С высоким подниманием колена

+

+

+

+

4

В колонне по одному

+

+

+

+

5

По два (парами)

+

+

+

+

6

В разных направлениях

+

+

-

+

7

По прямой

+

+

-

+

8

По кругу

+

+

-

+

9

Змейкой

+

+

-

+

10

Врассыпную

+

+

-

+

11

Ходьба с остановкой

+




-

+

12

Ходьба с приседанием

+

+

-

+

13

Ходьба с поворотом

+

-

-

+

14

На наружных сторонах стоп

-

+

+

+

15

Ходьба мелким и широким шагом

-

+




+

16

Ходьба с приставным шагом в сторону (направо и налево)

-

+

+

-

17

Ходьба змейкой (между предметами)

-

+

-

-

18

Ходьба в колонне по одному

-

+

-

+

19

Ходьба между предметов

-

+

-

-

20

Ходьба с изменением положений рук

-

+

-

+

21

Ходьба в чередовании с бегом

-

+

-

-

22

Ходьба в чередовании с прыжками

-

+

-

-

23

Ходьба в чередовании изменением направления

-

+

-

-

24

Ходьба в чередовании со сменой направляющего

-

+

-

-

25

На носках (руки за голову)

-

-

+

-

26

На пятках

-




+

+

27

С высоким подниманием бедра

-

-

+

+

28

По трое

-

-

+

+

29

Ходьба вдоль стен зала с поворотом

-

-

+

-

30

Ходьба с выполнением различных заданий воспитателя

-

-

+

-

31

Ходьба с пятки на носок

-

-

+




32

По четыре

-

-

-

+

33

В шеренге

-

-

-

+

34

В полуприседе

-

-

-

+

35

Приставной шаг вперёд и назад

-

-

-

+

36

Гимнастический шаг

-

-

-

+

37

Перекат с пятки на носок

-

-

-

+

38

По прямой с поворотами

-

-

-

+

39

В сочетании с другими видами движений

-

-

-

+

Упражнения в равновесии

1

Ходьба по прямой дорожке (ширина 15-20 см, длина 2-2,5 м)

+

+

+

+

2

Ходьба по доске

+

+

+

+

3

Ходьба по наклонной доске прямо и боком

-

-

+

+

4

Ходьба по наклонной доске прямо и боком (приставным шагом)

-

-

+

+

5

Ходьба по наклонной доске на носках

-

-

+

+

6

Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках

-

-

+

+

7

Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки

-

-

+

+

8

Ходьба приседая на одной ноге и пронося другую махом вперёд сбоку скамейки

-

-

-

+

9

Ходьба, поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок

-

-

-

+

10

Ходьба с остановкой посередине и перешагиванием (палки, верёвки)

-

-

-

+

11

Ходьба с приседанием и поворотом кругом

-

+

+

+

12

Ходьба между линиями (расстояние 10-15 см)

-

+

+

+

13

Ходьба по верёвке (диаметр 1,5-3 см)

-

+

+

+

14

Ходьба по верёвке (диаметр 1,5-3 см) прямо и боком

-

-

-

+

54

Ходьба по гимнастической скамейке

+

+

+

+

15

Ходьба с приседанием на середине

-

-

+

+

16

Ходьба с раскладыванием и собиранием предметов

-

-

+

+

17

Ходьба с прокатыванием перед собой мяча двумя руками

-

-

+

+

18

Ходьба боком (с приставным шагом)

-

-

+

+

19

Ходьба по бревну (с перешагиванием через предметы)

-

+

+

+

20

Ходьба по бревну (с поворотом)

-

+

+

+

21

Ходьба по бревну (с мешочком на голове)

-

+

+

+

22

Ходьба с мешочком песка на голове

-

-

+

+

23

Ходьба с набивным мешочком на спине

-

-

-

+

24

Ходьба по бревну (ставя ногу с носка)

-

+

+

+

25

Ходьба по бревну (руки в стороны)

-

+

+

+

26

Ходьба по бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой

+

+

+

+



-