Файл: О. А. Кирьяш (подпись).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обучение детей умению вести разговор шло параллельно с воспитанием навыков культуры поведения: детей учили внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе воспитывали сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Во время прогулки, а также в другое свободное время с дошкольниками проводилась индивидуальная работа, когда воспитатель с детьми с опорой на иллюстрации из книг расспрашивал дошкольника о содержании беседы, а затем предлагал разыграть диалог по ролям.

Заучивая литературные диалоги, передавая их в инсценировании рассказов, дети заимствовали различные формы диалогических реплики:

- Напрасно ты сделал это, напрасно.

- Кто же тебе позволил?

- Ну как тебе не стыдно! И др.

Воспроизведение готовых диалогов (из рассказов «Автомобиль», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Клякса», «Под грибом») не только помогает детям осваи –вать формы связной речи через диалогические реплики, вопросительную, повество-вательную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очеред-ность, поддержание и развитие темы разговора. В ходе бесед подробно разбирались словесные обороты, эпитеты, рассматривались метафоры. К словам старались подобрать как можно больше синонимов, определить антонимы.

Перед инсценировкой с дошкольниками закрепляли правила поведения:

Правила:

Выслушать вопрос до конца.

Не выкрикивать.

За правильные ответы дети получали лепесток от цветка – оценки.

Для инсценировки выбирали простые диалоги, состоящие из небольшого количества коротких фраз.

Например: игра-драматизация по рассказу «Фантазеры».

Действующие лица: девочка Варвара, мальчики Матвей и Кирилл.

На лестнице мальчики встретили Варвару. Глаза у нее были заплаканные.

- Ты чего ревела? – спрашивает Матвей.

- Меня мама гулять не пускала.

- За что?

- За варенье. А я его не ела, Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою половину мороженого дам, — сказал Матвей.

-  И я тебе свои полпорции отдам, вот только разочек попробую и отдам, - пообещал Кирилл.

Особое внимание обращалось на невербальные средства общения: мимика, жесты, положение тела в пространстве при высказывании той или иной фразы.


В процессе работы я придерживались двух взаимосвязанных и взаимо­обусловленных принципов:

- постепенное уменьшение помощи и возрастание самостоятельности детей;

- последовательное усложнение вербального материала.

Следует отметить, что в большинстве случаев дошкольники не могли дословно передать диалог. Как следствие, они ставили свои фразы, что также способствовало развитию связной речи.

С родителями была проведена консультация о том, каким образом лучше развивать связную речь детей. В частности, как побуждать детей задавать вопросы и поддерживать диалог, отвечая на них развернутыми фразами, а не односложными словами. Им было рекомендовано, как можно чаще использовать в речи метафоры, синонимичные выражения, играть в игру «Назови наоборот» и др.

Таким образом, на протяжении пяти недель с воспитанниками организовывали игры-драматизации по сказкам и рассказам. В работе использовали следующие приемы: проигрывание ситуаций с участием героев рассказов и сказок; инсцениров-ки небольших диалогов; составление диалогов с опорой на иллюстрации. Затем следовала игра-драматизация.

Характерное для игры-драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы позволяет знакомить детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию связной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, развивается связная речь. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Основными специфическими методами работы по организации игр-драматиза-

ций с целью развития связной речи детей являются:

- метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов);

- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);



- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциа-ций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства игрой-драматизацией являются прямые (воспитатель показы-

вает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоя -тельному действию) приемы.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча.

Ведь ребёнок становится и актёром, и режиссёром, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет. Проговаривает его, озвучивая героев, проговаривает их переживания.

Таким образом, игра-драматизация оказывает большое воздействие на разви -

тие связной речи ребёнка. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно, отчётливо, качественно обогащая свой словарный запас.

Например: Никита К. и Мария М. играют за столом с резиновыми игрушками из сказки «Бременские музыканты»:

Мария: - Мою девочку зовут София и у неё сегодня день рождения. Видишь, она корону надела, а ещё красивое платье.

Никита: - А где же её гости?

Мария: - Её подружки ещё не приехали, они, наверное, в пробке.

Никита: - А давай, как будто, к ней пришёл друг и привёл с собой собаку, осла, кота и петуха. А у них с собой были музыкальные инструменты (перечисляет их).

Мария: - Пусть они играют, а София со своим другом будут танцевать.

Видно, что Никита планирует свою игру («Давай, как будто…») На этом примере видно, как дети самостоятельно придумали и разыграли небольшую пьеску, где стали актёрами и режиссёрами своего маленького спектакля. Участвуя в игре-драматизации, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски. Звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию речевого творчества и связной речи.

Игра-драматизация создаёт условия для развития творческих способностей. В играх-драматизациях ребёнок, используя роль в качестве «артиста» самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и не вербальной вырази -тельности. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на того же героя, сыгранного другим ребёнком [60].


Например: В группе, мы ставили сказку Чуковского К. И. «Муха-Цокотуха». Предложили детям самостоятельно выбрать себе роль. Конечно, первоначально многим хотелось играть главные роли. В частности, на роль Мухи-Цокотухи претендовали Софья С. и Полина Ч. На репетиции было видно, что Софья была более эмоциональна, раскована. Во время диалога с Комаром импровизировала:

Комар: - Я злодея загубил?

Муха: -Да, да, загубил, загубил!

Комар: - И теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться.

Муха: - Я согласна.

Не смотря на то, что по тексту слов Мухи в этом диалоге не было, но ребёнок проявил творчество. Так же она проявляла творчество и в своих монологах. Полина действовала точно по тексту. Молча кивая головой. Было видно, что ей нравилась работа Софьи, и однажды на репетиции она сказала: «Пусть Софья будет Мухой, а я – Бабочкой-красавицей». Мы часто играем в:

а) игры-превращения: «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Море волнуется», «Домашние животные»;

б) игры для развития интонационной выразительности: «Повтори предложен-ную фразу (двустишье) весело, удивлённо, грустно», «Попроси игрушку вежливо, с обидой, требовательно».

Проводим упражнения для развития связной речи и творческого воображения:

а) «На что похожи наши ладошки» (обвести ладошку и придумать на что похоже);

б) «Волшебные кляксы» (капнуть краску, сложить лист пополам; необходимо увидеть, на что похожа клякса);

в) «Волшебная ниточка» (обмакнуть ниточку в краску, положить в произволь-ном порядке ниточку, накрыть её листом, прижать);

г) «Волшебники» (без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображённые на листе, в злого и доброго волшебника);

д) «Неоконченный рисунок» (детям дают листы с изображением недорисован-ных предметов; предлагаем дорисовать и рассказать о получившемся предмете).

Проводим игры для активизации словаря:

а) «Времена года» (учим детей активно использовать в своей речи прилагательные; помогаем ребёнку увидеть похожесть друг на друга разнообразных предметов, явлений; способствуем развитию наблюдательности: Зима какая? Снежная, холод -ная, белая, хрустальная, злая, пушистая.).

б) «Что делают предметы?» (знакомим детей со словами, обозначающими действия предметов; согласование существительных с глаголом: Что делает мяч? Прыгает, катится, отскакивает, передаётся и т. д.). Для обогащения активного словаря детей, повышения уровня эмоционального развития мы используем сказки. В этом нам помогает кукольный театр. Мы обыгрываем сказки, которые знают дети с самого раннего возраста: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т. д. На примере сказки активизируем речевое общение детей, ищем индивидуальный подход к каждому ребёнку. В сказке каждому находится роль: активного собеседника или роль-действие.


Например: Сказка «Колобок» (эпизод)

- Почему Дед попросил испечь колобок?

- Потому что есть захотел. Дед сначала работал в саду, потом дрова рубил, устал.

- Как Бабка пекла колобок?

- Поискала муки, нашла в амбаре. Взяла молока, посолила и тесто замесила. Ещё яйца надо взять, - бабушка всегда так делает. – сказала Анна Я.

- Почему Колобок укатился от Бабушки и Дедушки?

- Он захотел найти приключения. – сказала Виктория Р.

- Ему стало скучно, он захотел посмотреть, что там в лесу делается, может, друзей найти? – сказал Савелий Р.

- Катился Колобок по дорожке…

Что он мог увидеть в пути?

- Солнышко, цветочки, большие деревья, грустную Белочку…(предположения детей).

- Почему Белочка грустная? - Может, Бельчонка потеряла, а, может, поссори-

лась с друзьями, плохое настроение было. И так далее.

Последующие занятия позволили выдвинуть на первый план детей с менее активной позицией, а детей-лидеров приучить к выдержке, сдержанности. Такие драматизации знакомых сказок помогли развитию общения со взрослыми и сверстниками, проявить умение слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Для того чтобы ребёнок стал придумывать сказки и рассказы, мы ввели такой приём: воспитатель рисует, а дети по рисункам, сначала с воспитателем. А затем и самостоятельно придумывают историю.

Например: Девочки попросили нарисовать принцессу. Обсудили, какое платье рисуем, какие волосы.

Предложили придумать сказку о Принцессе. Дети высказывались, как только появлялся новый герой, рисовали его. В результате на листе появились принц, карета, замок и собака. Рисунки были примитивные, но детей они очень заинтересовали и сюжет сказки получился интересный. Результатом стало создание в группе маленькой библиотечки «Сказки нашей группы». Надо отметить, что важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть, важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Чтобы дети во время придумывания по рисунку не теряли интерес к сочинительству, мы стараемся эмоционально реагировать на каждое предложение и действие.

Если дети затруднялись, помогали додумывать окончание истории.

Некоторым детям легче сначала придумать сказку или рассказ, а затем нарисовать иллюстрации. Помогают нам в этом родители. Дети придумывали и рисовали сказки и рассказы дома, а родители их записывали и помогали оформить.