Файл: Разработка стратегии развития образовательной организации (гбпоу дуванский многопрофильный колледж).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 779

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность понятия и виды стратегий развития современной организации

1.2. Особенности стратегического управления в системе образования

1.3. Методы разработки стратегии развития образовательной организации

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГБПОУ ДУВАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

2.1. Организационно-экономическая характеристика образовательной организации

2.2. Анализ внешней и внутренней среды оброазовательной организации

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГБПОУ ДУВАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

3.1. Мероприятия, направленные на реализацию задач стратегии образовательной организации

3.2. Разработка элементов стратегии развития образовательной с учетом приоритетных направлений основной деятельности

3.3. Оценка эффективности разработанных мероприятий

Выводы по главе 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ



- создание в Дуванском многопрофильном колледже доступной среды для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;

- совершенствование материально-технической базы колледжа в соответствии с требованиями ФГОС СПО и стандартов Ворлдскиллс;

- создание мастерских по четырём компетенциям: Агрономия, Ветеринария, Сельскохозяйственные биотехнологии, Эксплуатация сельскохозяйственных машин корректировка содержания образовательных программ с содержанием профстандарта и требованиями Ворлдскиллс;

- реализация образовательных программ СПО, соответствующих новым ФГОС по перечню ТОП-50 и ТОП-РЕГИОН.

3) Для формирования кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций для проведения обучения и оценки соответствующей квалификации по стандартам Ворлдскиллс предусмотрен перечень следующих мероприятий:

- разработка образовательных программ (модулей) для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров профессионального образования; обеспечение ежегодного повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих образовательные программы СПО, в том числе по профессиям и специальностям из перечня ТОП-50 в соответствии со стандартами Ворлдскиллс;

- обеспечение подготовки экспертов демонстрационного экзамена в составе ГИА по стандартам Ворлдскиллс;

- формирование системы мотивации мастеров производственного обучения через возможность оценки компетенций и построения карьерной лестницы;

- разработка системы оценки мастеров производственного обучения с использованием механизма демонстрационного экзамена по аналогии со стандартами Ворлдскиллс;

- участие в профессиональных конкурсах; привлечение специалистов предприятий северо-востока Республики Башкортостан в образовательную деятельность колледжа.

4) Для создания современных условий для реализации основных профессиональных образовательных программ СПО, а также программ профессиональной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программ предусмотрен перечень следующих мероприятий:

- обновление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций в соответствии с функциональной структурой сети ПОО (СЦК, ЦПДЭ, ЦОПП), осуществляющих подготовку кадров по профессиям и специальностям из перечня ТОП-50 и Топ-Регион;


- реализация сетевых форм обучения, в том числе с использованием ресурсов работодателей; реализация практико-ориентированного (дуального) обучения посредством взаимодействия отраслевых предприятий с профессиональными образовательными организациями; развитие современной цифровой образовательной среды;

- апробирование и внедрение пилотного проекта «Модель профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся в Республике Башкортостан»;

- участие в конкурсах и отборах по государственной поддержке модернизации системы среднего профессионального образования в форме субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации на развитие образовательной инфраструктуры подготовки кадров по профессиям и специальностям из перечня ТОП- 50;

- создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий на базе современных систем управления учебным процессом;

- разработка и реализация на практике модели организации образовательной деятельности на основе дистанционной образовательной технологии и электронного обучения в колледже;

- организация мероприятий по повышению уровня компетентности педагогического состава в применении ДОТ и электронных ресурсов;

- организация технического оснащения инфраструктуры информатизации; 14 создание новых цифровых ресурсов.

5) Для формирования условий для создания опережающей адаптивной подготовки кадров на базе ПОО, минимизирующей кадровые дефициты в соответствии с текущими и перспективными требованиями рынка труда предусмотрен перечень следующих мероприятий:

- актуализация программ развития профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих подготовку кадров по ТОП-50 и ТОП-Регион;

- организация реализации образовательных программ СПО по профессиям/ специальностям из перечняТОП-50 и ТОП-Регион;

- организация совместно с работодателями подготовки кадров (включая ООП СПО, программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы);

- заключение договоров с работодателями по взаимодействию в подготовке квалифицированных кадров.

6) Для развития непрерывного инклюзивного образования предусмотрен перечень следующих мероприятий:

- разработка механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций в сфере инклюзивного обучения инвалидов в Республики Башкортостан;



- реализация программ дополнительного профессионального образования/профессионального обучения для граждан из числа инвалидов и лиц с ОВЗ; организация персонифицированного учета инвалидов молодого возраста, обучающихся в Дуванском многопрофильном колледже; участие в Национальном чемпионате среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями «Абилимпикс»;

- проведение стажировок (повышения квалификации, переподготовки) педагогических и управленческих кадров по тематике инклюзивного образования.

7) Для создания условий для успешной социализации и самореализации обучающихся Дуванского многопрофильного колледжа предусмотрен перечень следующих мероприятий:

- создание условий для проживания обучающихся в общежитиях профессиональных образовательных организаций;

- организация участия обучающихся профессиональных образовательных организаций в конкурсах профессионального мастерства;

- создание интегрированных условий для формирования социально активной, компетентной, творческой личности обучающегося, готовой к образовательному и профессиональному самоопределению;

- развитие социокультурной среды с учетом всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся;

- развитие форм социальной поддержки обучающихся работодателями; организация обеспечения бесплатным питанием обучающиеся профессиональных образовательных организаций, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.


3.2. Разработка элементов стратегии развития образовательной с учетом приоритетных направлений основной деятельности



Разработк.а стратеги.и развити.я образовательного учреждени.я – это сложный и многоступ·енчатый п·роцесс, в которо.м задействованы все участник.и образовательного п·роцесса.

Особенностью ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж являетс.я наличи.е пяти филиалов учреждения. Считае.м целесообразным включить руководств.о и п·ерсонал эти.х филиалов в п·роцесс разработк.и стратеги.и развити.я организаци.и н.а все.х этап·а.х её создани.я и её п·оследующей реализации.

Разработанна.я стратеги.я мал.о что п·рактическ.и значит, есл.и он.а создан.а тольк.о н.а уровне руководств.а учреждение.м и не разработан.а н.а уровня.х все.х руководителей, н.а уровне рядовы.х п·едагогов и членов коллектива, которы.е и п·ретворяю.т е.е в жизнь. Для образовательного учреждени.я вп·олне п·рименим.а п·рактическа.я п·ошагова.я методика, п·редложенна.я А.М.Жемчуговым и М.К.Жемчуговым26, п·озволяюща.я разработать дерев.о стратеги.и организации, е.е организационную структуру, согласовать цел.и п·редп·рияти.я и е.е руководителей и рядовы.х членов.

Существуе.т известный замкнутый круг: стратеги.я должн.а разрабатыватьс.я н.а все.х структурны.х уровня.х п·редп·риятия, а сам.и эт.и структурны.е уровн.и неизвестны, п·ок.а не разработан.а стратегия. Кроме того, структур.а оп·ределяе.т требовани.я к руководителя.м и сотрудникам, которы.е в то ж.е врем.я веду.т и разработку самой стратегии. Получаетс.я замкнутый круг – триада: человек – стратеги.я – структур.а [4], который требуетс.я разрешить: оп·ределить и стратегию н.а все
.х уровня.х иерархи.и п·редп·риятия, и организационную структуру (создать дерев.о стратегии).

Грамотно.е уп·равлени.е состои.т в том, чтобы максимальный объе.м целенап·равленны.х воздействий п·еревест.и в ранг организационного п·орядк.а. Начальна.я систем.а целеп·олагания, разработк.и п·рограмм и п·роектов достижени.я п·оставленной цели, согласовани.е и.х с целям.и руководителей, п·рактическа.я реализаци.я п·риведенной методик.и п·овышае.т эффективность п·редп·риятия, п·р.и это.м внедрени.е п·.о данной методике п·роходи.т п·рактическ.и без соп·ротивлени.я и конфликтов.

Методик.а строитс.я п·.о п·ринцип·у задани.я целей сверху вниз и разработкой п·рограмм и п·роектов достижени.я целей тем.и руководителями, которы.е и буду.т обесп·ечивать достижени.е п·оставленны.х целей. Пр.и это.м каждый руководитель должен п·онимать, что нижестоящий руководитель п·р.и разработке свои.х п·рограмм действуе.т исходя из не тольк.о п·оставленны.х п·еред ни.м целей, н.о и свои.х комп·етенций, свои.х личны.х целей и своей культуры.

В процессе работы был разработан алгоритм по разработке стратегии развития Колледжа. Наглядное его представление изложено в таблице.

Таблица 8.

Основные этапы реализации программы развития ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж

Основополагающие
цели этапа


Ведущие задачи этапа

1 этап (подготовительный)

Анализ исходящего состояния учебного заведения, определение целей, направлений и форм работы по внедрению профессиональных стандартов с целью качественной подготовки специалистов, рабочих кадров и повышения профессионализма преподавателей.

Лицензирование новых специальностей и рабочих профессий в Головном образовательном учреждении и в филиалах.

- Ресурсное обеспечение процесса внедрения в образовательный процесс профессиональных стандартов через программно-методическое, научно-информационное, социально-психологическое и финансово-экономическое развитие колледжа.

- Создание и внедрение программно-целевой системы управления колледжем.

- Создание нормативно-документационного обеспечения процесса управления образовательной средой педагогического колледжа.

- Создание программно-методического обеспечения образовательной среды колледжа.

- Приведение образовательного процесса в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.

- Построение учебного процесса, ориентированного на моделирование профессиональной деятельности, становление самостоятельной научно-исследова-тельской работы преподавателей и студентов.

- Обеспечение гарантии доступности получения качественного общего и профессионального образования всем гражданам России независимо от местожительства, уровня доходов семьи.

- Развитие технической основы современных информационно-образовательных технологий.

- Внедрение информационных технологий и инновационных процессов в сферу обучения, практической подготовки, воспитания и многогранного развития студентов.

- Систематизация и обобщение опыта использования новых подходов к практическому обучению.

- Становление социального партнерства и взаимодействия колледжа с предприятиями северо-востока Республики Башкортостан, России.

- Прогнозирование потребности рынка труда в кадрах.

- Внедрение эффективной стратегии деятельности студенческих общественных объединений колледжа.

- Повышение профессионального уровня преподавателей и развитие профессиональной культуры будущего специалиста, рабочего.

- Внедрение современных средств контроля качества образования и обеспечение мониторинга модернизации, профессионального образования в колледже.

- Обеспечение научного и учебно-методического сопровождения деятельности колледжа.

- Создание условий для всестороннего развития личности студента, становления мировоззрения, системы ценностных ориентаций.

- Создание эстетической среды в колледже.

- Укрепление учебно-материальной базы колледжа.

- Лицензирование специальностей: «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики», «Организация перевозок и управление на транспорте», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»; рабочих профессий: «Мастер сухого строительства», «Мастер растениеводства». «Пчеловод», «Официант, бармен», «Мастер по обработке цифровой информации», «Заготовитель продуктов и сырья».


2 этап - (основной)

Реализация плана и осуществление программных мероприятий, создание условий для инноваций. Мониторинг и анализ работы по качественной подготовке специалиста в образовательной среде колледжа.

- Оптимизация структуры управления, руководства и контроля над образовательным процессом в колледже.

- Разработка и внедрение в образовательную практику информационных и проектных технологий.

- Совершенствование Портфолио преподавателя, студента.

- Совершенствование подходов к теоретической и практической подготовке будущих специалистов, рабочих кадров для сельского хозяйства и других отраслей.

- Внедрение диагностического комплекса оценки качества подготовки специалистов, рабочих кадров и повышения профессионализма преподавателей.

- Разработка программы психологического сопровождения качественной подготовки специалистов и рабочих.

- Повышение профессионального уровня и развитие профессионально культуры будущих специалистов, рабочих.

- Расширение социального партнерства и взаимодействия колледжа с предприятиями региона, республики, России.

- Повышение эффективности деятельности студенческих общественных объединений колледжа.

- Упорядочение учебного процесса, ориентированного на модель выпускника.

- Развитие условий для всестороннего развития личности студента, становления мировоззрения, системы ценностных ориентаций.

- Формирование эстетической среды в колледже.

- Прогнозирование потребности рынка труда в специалистах и рабочих кадрах, подготовленных колледжем; их трудоустройство через сотрудничество колледжа с информационными агентствами, службами занятости, с предприятиями.

- Развитие учебно-материальной базы и финансово-хозяйственной деятельности колледжа.


3 этап - (заключительный)

Внедрение инновационных достижений науки в образовательную среду колледжа.

- Мониторинг, анализ и коррекция работы по качественной подготовке специалистов и рабочих кадров в образовательной среде колледжа.

- Продолжение работы по повышению качества подготовки будущего специалиста, повышению профессионального уровня преподавателей.

- Укрепление материально-технической базы и развитие финансово-хозяйственной деятельности на инновационных подходах.