Файл: Формирование педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Скрипторий», 2021. 72 с.

  1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад. 3-е изд., стер. М.: Большая российская энциклопедия, 2022. 527 с.

  2. Петровский А. В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 2021. 183 с.

  3. Петровский В. А. Построение развивающей среды в общеобразовательном учреждении. М.: Наука, 2022. 139 с.

  4. Пляскина Е. В.. Современные формы работы с родителями в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году. Троицк: РМК, 2022. 60 с.

  5. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учеб заведений: в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2021. Кн. 2: Процесс воспитания. 256 с.

  6. Психология детей школьного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 2022. 269 с.

  7. Психология школьника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. 2- е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2022. 408 с.

  8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2021. 192 с.

  9. Райгородский, Д Я. Психология семьи: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2022. 752 с.

  10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2022. 720 с.

  11. Рыбавлова И. А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в общеобразовательном учреждении // Управление общеобразовательным образовательным учреждением. 2015. №4. С. 10-13.

  12. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 219. 319с.

  13. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей. Санкт-Петербург: ООО


«Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 80 с.

  1. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. Волгоград: Учитель, 2014. 203 с.

  2. Солодянкина О. В. Сотрудничество общеобразовательного учреждения с семьей: пособие для работников ГБОУ. М.: АРКТИ, 2004. 149 с.

  3. Сорокин В.М. Специальная психология: учеб. пособие под научн. ред. Л.М. Шипицыной. СПБ.: «Речь», 2003. 216 с.

  4. Такман Б. В. Педагогическая психология: от теории к практике. Пер. с англ. М.: Прогресс, 2002. 572 с.

  5. Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей. Волгоград, 2009. 104 с.

  6. Третьякова П .И., Белая К. Ю. Общеобразовательное образовательное учреждение: управление по результатам. 2-е изд., перераб. и допол. М.: ТЦ Сфера, 2007. 240 с.

  7. Фалькович, Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст] / Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Л. А. Обухова. М.: 5 за знания, 2010. 240 с.

54. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)

«Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 303. 31.12.2012 г. изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)

  1. Федорова Л. А. Нормативные документы по инспектированию и правовому обеспечению общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2007. 104 с.

  2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат,1980. 444 с.

  3. Чиркова С. В. Родительские собрания в школе. Школьник: учим, развиваем, воспитываем. М.: ВАКО, 2011. 238 с.

  4. Швец, И. Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у младших школьников: дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / И. Г. Швец; Ярославль, 2001. 181 c.

  5. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. 4. C. 30.


Приложение 1 Методика «Представления об идеальном родителе»

Авторы методики: Овчарова Р.В., Дегтярева Ю.А. Цель: Выявление представлений об идеальном родителе.
Методика состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (3, 2, 1, 0, 1, 2, 3) в зависимости от выраженности качества.

Структура методики.

При отборе качеств использовались данные контент-анализа родительских сочинений, дополненные собственными идеями.

  1. Все заложенные в методику качества дифференцированы по трем компонентам когнитивный, эмоциональный, рефлексивный; на каждый аспект приходится по 16 пар качеств.

  2. Методика приведена в том порядке, в котором она создавалась; в таблице даны номера вопросов в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями (см. табл.). Мы полагаем, что ее можно использовать в неизменном виде, так как для испытуемых не видна внутренняя логика построения, например, трудно

угадать социально-желаемые ответы.

  1. Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются нами более предпочтительными, чем расположенные слева.

Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту (когнитивный – первые 18 пар, эмоциональный – вторые 18 пар (с 19 по 36), рефлексивный – последние 18 пар (с 37 по 54)).

В итоге получаем три показателя:

  1. когнитивный показатель - представлений об идеальном родителе.

  2. эмоциональный показатель - представлений об идеальном родителе.

  3. поведенческий показатель - представлений об идеальном родителе.


Испытуемый может набрать от -54 до +54 баллов по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества 3 балла). Баллы, относящиеся к качествам справа, положительным, берутся со знаком «плюс», а баллы, относящиеся к качествам слева, отрицательным, берутся со знаком «минус».

При подсчете когнитивного аспекта (обе пары качеств относятся к нему) мы получим: +2 (так как «сильный» находится в правой части) и -1 (так как «неблагоразумный» находится в левой части). Итого: 2-1=1. И так далее. Качественная обработка состоит в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоциональный, рефлексивный).

Таблица 5

Опросный лист

1

Слабый

3 2 1 0 1 2 3

Сильный

2

Неблагоразумный

3 2 1 0 1 2 3

Благоразумный

3

Непрактичный

3 2 1 0 1 2 3

Практичный

4

Должен быть

справедливым

3 2 1 0 1 2 3

Может быть

несправедливым

5

Должен все знать

3 2 1 0 1 2 3

Может чего-то не

знать

6

Долже ставить детей на первое место

3 2 1 0 1 2 3

Может не ставить

детей на первое место

7

Недоверяющий

детям

3 2 1 0 1 2 3

Доверяющий детям

8

Соперничающий с

детьми

3 2 1 0 1 2 3

Сотрудничающий

с детьми

9

Злопамятный

3 2 1 0 1 2 3

Прощающий

10

Расчетливый

3 2 1 0 1 2 3

Бескорыстный

11

Эгоист

3 2 1 0 1 2 3

Альтруист

12

Безответственный

3 2 1 0 1 2 3

Ответственный

13

Всегда терпелив

3 2 1 0 1 2 3

Не всегда терпелив

14

Всегда понимает

3 2 1 0 1 2 3

Не всегда

понимает

15

Всегда прав

3 2 1 0 1 2 3

Не всегда прав

16

Решающий за детей

3 2 1 0 1 2 3

Не решающий за

детей

17

Не уважающий

детей

3 2 1 0 1 2 3

Уважающий детей

18

Требовательный

3 2 1 0 1 2 3

Снисходительный

19

Несчастный

3 2 1 0 1 2 3

Счастливый

20

Грустный

3 2 1 0 1 2 3

Радостный

21

Злой

3 2 1 0 1 2 3

Добрый

22

Должен

интересоваться детьми

3 2 1 0 1 2 3

Может не

интересоваться детьми

23

Должен быть

спокойным

3 2 1 0 1 2 3

Может быть

раздраженным

24

Должен гордиться

детьми

3 2 1 0 1 2 3

Может не

гордиться детьми

25

Строгий

3 2 1 0 1 2 3

Мягкий

26

Жесткий

3 2 1 0 1 2 3

Ласковый

27

Холодный

3 2 1 0 1 2 3

Теплый

28

Не одобряющий

3 2 1 0 1 2 3

Одобряющий

ребенка-школьника

29

Безжалостный

3 2 1 0 1 2 3

Жалеющий

30

Нелюбящий

3 2 1 0 1 2 3

Любящий

31

Всегда довольный

детьми

3 2 1 0 1 2 3

Не всегда

довольный детьми

32

Никогда не

кричащий на детей

3 2 1 0 1 2 3

Иногда кричащий

на ребенка-школьника

33

Не обижающийся на

детей

3 2 1 0 1 2 3

Обижающийся на

детей

34

Стыдящийся за

ребенка-школьника

3 2 1 0 1 2 3

Не стыдящийся за

ребенка-школьника

35

Не готовый к

родительскую

3 2 1 0 1 2 3

Готовый к

родительству

36

Боящийся

извиниться перед ребенком

3 2 1 0 1 2 3

Не боящийся

извиниться перед ребенком

37

Не воспитывающий

3 2 1 0 1 2 3

Воспитывающий

38

Усталый

3 2 1 0 1 2 3

Отдохнувший

39

Не обучающий

ребенка-школьника

3 2 1 0 1 2 3

Обучающий

ребенка-школьника

40

Должен быть

опытным родителем

3 2 1 0 1 2 3

Может быть

неопытным










родителем

41

Должен жить для

ребенка-школьника

3 2 1 0 1 2 3

Может жить для

себя

42

Должен проводить с ребенком много

времени

3 2 1 0 1 2 3

Может проводить с ребенком мало

времени

43

Не хвалящий

ребенка-школьника

3 2 1 0 1 2 3

Хвалящий ребенка-школьника

44

Не балующий

ребенка-школьника

3 2 1 0 1 2 3

Балующий ребенка-школьника

45

Не опекающий

3 2 1 0 1 2 3

Опекающий

46

Не слушающий

ребенка-школьника

3 2 1 0 1 2 3

Слушающий

ребенка-школьника

47

Не помогающий

3 2 1 0 1 2 3

Помогающий

48

Приказывающий

3 2 1 0 1 2 3

Просящий

49

Всегда может повлиять на ребенка-школьника

3 2 1 0 1 2 3

Не всегда может

повлиять на ребенка-школьника

50

Никогда не

командующий

3 2 1 0 1 2 3

Иногда

командующий

51

Всегда

выполняющий капризы ребенка-школьника

3 2 1 0 1 2 3

Не всегда

выполняющий капризы ребенка-школьника

52

Вмешивающийся в жизнь ребенка-школьника

3 2 1 0 1 2 3

Не вмешивающийся в

жизнь ребенка-школьника

53

Ограничивающий свободу ребенка-школьника

3 2 1 0 1 2 3

Не

ограничивающий свободу

54

Критикующий

ребенка-школьника

3 2 1 0 1 2 3

Не критикующий

ребенка-школьника



Таблица 6

Структура методики «Идеальный родитель»


Антиномии

Когнитивный аспект (номера

вопросов)

Эмоциональный аспект (номера

вопросов)

Поведенческий аспект (номера

вопросов)

Положительное

отрицательное

1-3

19-21

37-39

Должное

необязательное

4-6

22-24

40-42

Теплое

холодное

7-9

25-27

43-45

Предлагаемое

отвергаемое

10-12

28-30

46-48

Достижимое

неосуществимое

13-15

31-33

49-51

Простое –

сложное

16-18

34-36

52-54


Антиномии Когнитивный аспект (номера вопросов)

Эмоциональный аспект (номера вопросов)

Поведенческий аспект (номера вопросов

Положительное – отрицательное 1-3 19-21 37-39

Должное необязательное 4-6 22-24 40-42

Теплое холодное 7-9 25-27 43-45

Предлагаемое отвергаемое 10-12 28-30 46-48

Достижимое неосуществимое 13-15 31-33 49-51

Простое сложное 16-18 34-36 52-54

Приложение 2

Опросник «Биополе семьи» В. В. Бойко Цель: выявить биополе семьи.

Ознакомившись с суждением, отметьте в прилагаемом бланке нужный вариант («да» или «нет»).

Текст опросника

    1. Наша семья очень дружная.

    2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.

    3. Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.

    4. В своем доме я чувствую себя очень уютно.

    5. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения.

    6. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.

    7. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают.

    8. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают.

    9. С полным основанием я могу считать: мой дом моя крепость.

    10. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье.

    11. В семье есть очень неуравновешенный человек.

    12. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.

    13. В нашей семье есть член(ы) с очень трудным характером.

    14. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.

    15. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье.

    16. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по «родным стенам».

    17. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и