Файл: Формирование педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Скрипторий», 2021. 72 с.
-
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад. 3-е изд., стер. М.: Большая российская энциклопедия, 2022. 527 с. -
Петровский А. В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 2021. 183 с. -
Петровский В. А. Построение развивающей среды в общеобразовательном учреждении. М.: Наука, 2022. 139 с. -
Пляскина Е. В.. Современные формы работы с родителями в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году. Троицк: РМК, 2022. 60 с. -
Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учеб заведений: в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2021. Кн. 2: Процесс воспитания. 256 с. -
Психология детей школьного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 2022. 269 с. -
Психология школьника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. 2- е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2022. 408 с. -
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2021. 192 с. -
Райгородский, Д Я. Психология семьи: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2022. 752 с. -
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2022. 720 с. -
Рыбавлова И. А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в общеобразовательном учреждении // Управление общеобразовательным образовательным учреждением. 2015. №4. С. 10-13. -
Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 219. 319с. -
Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей. Санкт-Петербург: ООО
«Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 80 с.
-
Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. Волгоград: Учитель, 2014. 203 с. -
Солодянкина О. В. Сотрудничество общеобразовательного учреждения с семьей: пособие для работников ГБОУ. М.: АРКТИ, 2004. 149 с. -
Сорокин В.М. Специальная психология: учеб. пособие под научн. ред. Л.М. Шипицыной. СПБ.: «Речь», 2003. 216 с. -
Такман Б. В. Педагогическая психология: от теории к практике. Пер. с англ. М.: Прогресс, 2002. 572 с. -
Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей. Волгоград, 2009. 104 с. -
Третьякова П .И., Белая К. Ю. Общеобразовательное образовательное учреждение: управление по результатам. 2-е изд., перераб. и допол. М.: ТЦ Сфера, 2007. 240 с. -
Фалькович, Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст] / Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Л. А. Обухова. М.: 5 за знания, 2010. 240 с.
54. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
«Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 303. 31.12.2012 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)
-
Федорова Л. А. Нормативные документы по инспектированию и правовому обеспечению общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2007. 104 с. -
Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат,1980. 444 с. -
Чиркова С. В. Родительские собрания в школе. Школьник: учим, развиваем, воспитываем. М.: ВАКО, 2011. 238 с. -
Швец, И. Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у младших школьников: дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / И. Г. Швец; Ярославль, 2001. 181 c. -
Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. C. 30.
Приложение 1 Методика «Представления об идеальном родителе»
Авторы методики: Овчарова Р.В., Дегтярева Ю.А. Цель: Выявление представлений об идеальном родителе.
Методика состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (3, 2, 1, 0, 1, 2, 3) в зависимости от выраженности качества.
Структура методики.
При отборе качеств использовались данные контент-анализа родительских сочинений, дополненные собственными идеями.
-
Все заложенные в методику качества дифференцированы по трем компонентам – когнитивный, эмоциональный, рефлексивный; на каждый аспект приходится по 16 пар качеств. -
Методика приведена в том порядке, в котором она создавалась; в таблице даны номера вопросов в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями (см. табл.). Мы полагаем, что ее можно использовать в неизменном виде, так как для испытуемых не видна внутренняя логика построения, например, трудно
угадать социально-желаемые ответы.
-
Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются нами более предпочтительными, чем расположенные слева.
Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту (когнитивный – первые 18 пар, эмоциональный – вторые 18 пар (с 19 по 36), рефлексивный – последние 18 пар (с 37 по 54)).
В итоге получаем три показателя:
-
когнитивный показатель - представлений об идеальном родителе. -
эмоциональный показатель - представлений об идеальном родителе. -
поведенческий показатель - представлений об идеальном родителе.
Испытуемый может набрать от -54 до +54 баллов по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества 3 балла). Баллы, относящиеся к качествам справа, положительным, берутся со знаком «плюс», а баллы, относящиеся к качествам слева, отрицательным, берутся со знаком «минус».
При подсчете когнитивного аспекта (обе пары качеств относятся к нему) мы получим: +2 (так как «сильный» находится в правой части) и -1 (так как «неблагоразумный» находится в левой части). Итого: 2-1=1. И так далее. Качественная обработка состоит в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоциональный, рефлексивный).
Таблица 5
Опросный лист
1 | Слабый | 3 2 1 0 1 2 3 | Сильный |
2 | Неблагоразумный | 3 2 1 0 1 2 3 | Благоразумный |
3 | Непрактичный | 3 2 1 0 1 2 3 | Практичный |
4 | Должен быть справедливым | 3 2 1 0 1 2 3 | Может быть несправедливым |
5 | Должен все знать | 3 2 1 0 1 2 3 | Может чего-то не знать |
6 | Долже ставить детей на первое место | 3 2 1 0 1 2 3 | Может не ставить детей на первое место |
7 | Недоверяющий детям | 3 2 1 0 1 2 3 | Доверяющий детям |
8 | Соперничающий с детьми | 3 2 1 0 1 2 3 | Сотрудничающий с детьми |
9 | Злопамятный | 3 2 1 0 1 2 3 | Прощающий |
10 | Расчетливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Бескорыстный |
11 | Эгоист | 3 2 1 0 1 2 3 | Альтруист |
12 | Безответственный | 3 2 1 0 1 2 3 | Ответственный |
13 | Всегда терпелив | 3 2 1 0 1 2 3 | Не всегда терпелив |
14 | Всегда понимает | 3 2 1 0 1 2 3 | Не всегда понимает |
15 | Всегда прав | 3 2 1 0 1 2 3 | Не всегда прав |
16 | Решающий за детей | 3 2 1 0 1 2 3 | Не решающий за детей |
17 | Не уважающий детей | 3 2 1 0 1 2 3 | Уважающий детей |
18 | Требовательный | 3 2 1 0 1 2 3 | Снисходительный |
19 | Несчастный | 3 2 1 0 1 2 3 | Счастливый |
20 | Грустный | 3 2 1 0 1 2 3 | Радостный |
21 | Злой | 3 2 1 0 1 2 3 | Добрый |
22 | Должен интересоваться детьми | 3 2 1 0 1 2 3 | Может не интересоваться детьми |
23 | Должен быть спокойным | 3 2 1 0 1 2 3 | Может быть раздраженным |
24 | Должен гордиться детьми | 3 2 1 0 1 2 3 | Может не гордиться детьми |
25 | Строгий | 3 2 1 0 1 2 3 | Мягкий |
26 | Жесткий | 3 2 1 0 1 2 3 | Ласковый |
27 | Холодный | 3 2 1 0 1 2 3 | Теплый |
28 | Не одобряющий | 3 2 1 0 1 2 3 | Одобряющий ребенка-школьника |
29 | Безжалостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Жалеющий |
30 | Нелюбящий | 3 2 1 0 1 2 3 | Любящий |
31 | Всегда довольный детьми | 3 2 1 0 1 2 3 | Не всегда довольный детьми |
32 | Никогда не кричащий на детей | 3 2 1 0 1 2 3 | Иногда кричащий на ребенка-школьника |
33 | Не обижающийся на детей | 3 2 1 0 1 2 3 | Обижающийся на детей |
34 | Стыдящийся за ребенка-школьника | 3 2 1 0 1 2 3 | Не стыдящийся за ребенка-школьника |
35 | Не готовый к родительскую | 3 2 1 0 1 2 3 | Готовый к родительству |
36 | Боящийся извиниться перед ребенком | 3 2 1 0 1 2 3 | Не боящийся извиниться перед ребенком |
37 | Не воспитывающий | 3 2 1 0 1 2 3 | Воспитывающий |
38 | Усталый | 3 2 1 0 1 2 3 | Отдохнувший |
39 | Не обучающий ребенка-школьника | 3 2 1 0 1 2 3 | Обучающий ребенка-школьника |
40 | Должен быть опытным родителем | 3 2 1 0 1 2 3 | Может быть неопытным |
| | | родителем |
41 | Должен жить для ребенка-школьника | 3 2 1 0 1 2 3 | Может жить для себя |
42 | Должен проводить с ребенком много времени | 3 2 1 0 1 2 3 | Может проводить с ребенком мало времени |
43 | Не хвалящий ребенка-школьника | 3 2 1 0 1 2 3 | Хвалящий ребенка-школьника |
44 | Не балующий ребенка-школьника | 3 2 1 0 1 2 3 | Балующий ребенка-школьника |
45 | Не опекающий | 3 2 1 0 1 2 3 | Опекающий |
46 | Не слушающий ребенка-школьника | 3 2 1 0 1 2 3 | Слушающий ребенка-школьника |
47 | Не помогающий | 3 2 1 0 1 2 3 | Помогающий |
48 | Приказывающий | 3 2 1 0 1 2 3 | Просящий |
49 | Всегда может повлиять на ребенка-школьника | 3 2 1 0 1 2 3 | Не всегда может повлиять на ребенка-школьника |
50 | Никогда не командующий | 3 2 1 0 1 2 3 | Иногда командующий |
51 | Всегда выполняющий капризы ребенка-школьника | 3 2 1 0 1 2 3 | Не всегда выполняющий капризы ребенка-школьника |
52 | Вмешивающийся в жизнь ребенка-школьника | 3 2 1 0 1 2 3 | Не вмешивающийся в жизнь ребенка-школьника |
53 | Ограничивающий свободу ребенка-школьника | 3 2 1 0 1 2 3 | Не ограничивающий свободу |
54 | Критикующий ребенка-школьника | 3 2 1 0 1 2 3 | Не критикующий ребенка-школьника |
Таблица 6
Структура методики «Идеальный родитель»
Антиномии | Когнитивный аспект (номера вопросов) | Эмоциональный аспект (номера вопросов) | Поведенческий аспект (номера вопросов) |
Положительное – отрицательное | 1-3 | 19-21 | 37-39 |
Должное – необязательное | 4-6 | 22-24 | 40-42 |
Теплое – холодное | 7-9 | 25-27 | 43-45 |
Предлагаемое – отвергаемое | 10-12 | 28-30 | 46-48 |
Достижимое – неосуществимое | 13-15 | 31-33 | 49-51 |
Простое – сложное | 16-18 | 34-36 | 52-54 |
Антиномии Когнитивный аспект (номера вопросов)
Эмоциональный аспект (номера вопросов)
Поведенческий аспект (номера вопросов
Положительное – отрицательное 1-3 19-21 37-39
Должное – необязательное 4-6 22-24 40-42
Теплое – холодное 7-9 25-27 43-45
Предлагаемое – отвергаемое 10-12 28-30 46-48
Достижимое – неосуществимое 13-15 31-33 49-51
Простое – сложное 16-18 34-36 52-54
Приложение 2
Опросник «Биополе семьи» В. В. Бойко Цель: выявить биополе семьи.
Ознакомившись с суждением, отметьте в прилагаемом бланке нужный вариант («да» или «нет»).
Текст опросника
-
Наша семья очень дружная. -
По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе. -
Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия. -
В своем доме я чувствую себя очень уютно. -
В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения. -
Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке. -
Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают. -
Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают. -
С полным основанием я могу считать: мой дом – моя крепость. -
Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье. -
В семье есть очень неуравновешенный человек. -
В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит. -
В нашей семье есть член(ы) с очень трудным характером. -
У нас в семье все хорошо понимают друг друга. -
Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье. -
Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по «родным стенам». -
Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и