Файл: Формирование педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
характеристики и уровень сформированности педагогической культуры родителей.
Согласно результатам, каждый из компонентов педагогической культуры и общий её уровень сформированы у родителей по-разному. У родителей отмечается недостаточное формирование:
- навыков рефлексии своих воспитательных действий;
- коммуникативных навыков;
- эмоциональных навыков;
- навыков воспитательных воздействий.
Основной проблемой является, то что родители не испытывают потребность в получении педагогических знаний и не осознают важность сотрудничества с воспитателями по поводу воспитания и развития своего ребёнка.
Форм работы ГБОУ Самарской области средняя школа села Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области с родителями (родительские собрания, праздники, мероприятия, выставки, родительские уголки, беседы с родителями) по формированию их педагогической культуры недостаточно.
В связи с этим ГБОУ Самарской области средняя школа села Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области нуждается в разработке комплекса мероприятий направленного на формирование педагогической культуры родителей.
Комплекс мероприятий по формированию педагогической культуры родителей путем взаимодействия педагогов общеобразовательного учреждения с семьей направлен на продуктивное и конструктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей.
Комплекс мероприятий по формированию педагогической культуры родителей путем взаимодействия педагогов общеобразовательного учреждения с семьей разрабатывался с учетом запросов и возможностей семей воспитанников, с использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов работы.
Методическая работа предполагала достижение следующей цели: повышение уровня сформированности педагогической культуры родителей.
Достижение этой цели предполагается за счёт решения следующих задач:
Поскольку в структуре формирования педагогической культуры родителей выделяются когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный компоненты, то именно на эти компоненты мы решили ориентироваться при формировании педагогической культуры родителей.
Ориентируясь на когнитивный компонент педагогической культуры, ставили цель – обеспечение родителей определённой суммой психолого- педагогических, физиолого-гигиенических, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье.
Формы и содержание работы с родителями на данном этапе: учреждение и проведения «круглого стола» с родителями по обмену опытом. В ходе реализации этих планов используются как традиционные формы работы с родителями такие, как консультации, родительские собрания, изготовление папок - передвижек всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, и обстановки совместного родительского творчества, так и инновационные активные формы взаимодействия с родителями.
В процессе решения задач используются следующие формы взаимодействия:
Следует отметить, что в настоящее время наиболее прогрессивной и результативной в работе с родителями становится такая активная форма работы как тренинг.
Как правило, программа тренинга разрабатывается по итогам диагностики уровня сформированности педагогической культуры родителей. По итогам этой диагностики были выявлены пробелы в знаниях родителей, недостаточно развитые умения проявления эмпатии, оказания эмоциональной поддержки, неконструктивные способы общения, провоцирующие конфликт и агрессию.
С учетом трудностей в коммуникациях родителей с детьми была разработана представленная в данной работе программа занятий-тренингов направленная на формирования педагогической культуры родителей (Приложение 4).
Цель программы: формирование педагогической культуры родителей. Задачи:
Примерное содержание программы.
Формирование группы развития родительских умений происходит на добровольной основе. Комплектование проводится с учётом проблем, выявленных в ходе диагностики.
Занятия посещает кто-то из родителей (можно по очереди), либо лицо, заменяющее родителя, но обязательно тот, кто непосредственно занимается
воспитанием ребенка-школьника. В особых случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем.
Количественный состав группы 20 человек.
Цикл включает 10 занятий, продолжительность каждого 2 часа. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю. Возникающее чувство группы и групповой сплоченности - важные характеристики процесса родительско- детской психокоррекции, поэтому после второго занятия группа
«закрывается» и новые участники к ней не присоединяются, даже если из первоначального состава кто-то выбыл. Для проведения занятий требуется игровой зал большой площади, с ковровым покрытием.
Общая структура занятия включает в себя следующие обязательные элементы: ритуал приветствия, разминка, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания.
Остановимся подробнее на каждом из этих элементов.
Учитывая данные проведенного исследования, в процессе которого была выявлена важнейшая роль семьи в формировании личностных особенностей ребёнка, в формировании адаптивных возможностей и успешности в последующей учебной деятельности нами разработан план занятий с родителями (Таблица 4).
После проведения занятий с родителями проводится оценка проделанной работы. Заполняются рефлексивные отчеты
Таблица 4 Примерное тематическое планирование занятий с родителями по
формированию их педагогической культуры
Согласно результатам, каждый из компонентов педагогической культуры и общий её уровень сформированы у родителей по-разному. У родителей отмечается недостаточное формирование:
-
представления о воспитании, педагогических подходах, методах и приёмах воспитания;
- навыков рефлексии своих воспитательных действий;
- коммуникативных навыков;
- эмоциональных навыков;
- навыков воспитательных воздействий.
Основной проблемой является, то что родители не испытывают потребность в получении педагогических знаний и не осознают важность сотрудничества с воспитателями по поводу воспитания и развития своего ребёнка.
Форм работы ГБОУ Самарской области средняя школа села Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области с родителями (родительские собрания, праздники, мероприятия, выставки, родительские уголки, беседы с родителями) по формированию их педагогической культуры недостаточно.
В связи с этим ГБОУ Самарской области средняя школа села Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области нуждается в разработке комплекса мероприятий направленного на формирование педагогической культуры родителей.
3.2. Комплекс мероприятий направленный на формирование педагогической культуры родителей младших школьников
Комплекс мероприятий по формированию педагогической культуры родителей путем взаимодействия педагогов общеобразовательного учреждения с семьей направлен на продуктивное и конструктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей.
Комплекс мероприятий по формированию педагогической культуры родителей путем взаимодействия педагогов общеобразовательного учреждения с семьей разрабатывался с учетом запросов и возможностей семей воспитанников, с использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов работы.
Методическая работа предполагала достижение следующей цели: повышение уровня сформированности педагогической культуры родителей.
Достижение этой цели предполагается за счёт решения следующих задач:
-
Совершенствование содержания и механизмов взаимодействия общеобразовательного учреждения и родителей школьников младшего возраста на основе партнёрства в условиях развития воспитательного пространства. -
Способствование стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания. -
Становление партнёрских отношений с семьями воспитанников. -
Знакомство родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей. -
Способствование формированию у родителей практических навыков воспитания -
Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. -
Учреждение совместной деятельности по созданию условий для личностного становления ребёнка. -
Поддержание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.
Поскольку в структуре формирования педагогической культуры родителей выделяются когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный компоненты, то именно на эти компоненты мы решили ориентироваться при формировании педагогической культуры родителей.
Ориентируясь на когнитивный компонент педагогической культуры, ставили цель – обеспечение родителей определённой суммой психолого- педагогических, физиолого-гигиенических, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье.
Формы и содержание работы с родителями на данном этапе: учреждение и проведения «круглого стола» с родителями по обмену опытом. В ходе реализации этих планов используются как традиционные формы работы с родителями такие, как консультации, родительские собрания, изготовление папок - передвижек всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, и обстановки совместного родительского творчества, так и инновационные активные формы взаимодействия с родителями.
В процессе решения задач используются следующие формы взаимодействия:
-
Сайт общения с родителями по каналу «обратная связь». -
Проведение мероприятия «День открытых дверей». -
Открытие клуба «Мамина школа», где проходят лекции для родителей, диспуты-размышления, деловые игры, родительские вечера и конференции. -
Проведение совместных конкурсов: «Мир удивительного», «Осенние поделки», «Поймай мгновенье в объектив» и тд. -
Проведение совместных акций. -
Проведение тематических открытых занятий с детьми для родителей. -
Проведение тренинга развития родительских умений. -
Наглядное оформление стендов совместных с родителями мероприятий. -
Издание памятки для родителей, информационных буклетов и брошюрок. -
Проведение традиционных мероприятий с привлечением родителей к их учреждения и проведению («День отцов», «Масленица»).
Следует отметить, что в настоящее время наиболее прогрессивной и результативной в работе с родителями становится такая активная форма работы как тренинг.
Как правило, программа тренинга разрабатывается по итогам диагностики уровня сформированности педагогической культуры родителей. По итогам этой диагностики были выявлены пробелы в знаниях родителей, недостаточно развитые умения проявления эмпатии, оказания эмоциональной поддержки, неконструктивные способы общения, провоцирующие конфликт и агрессию.
С учетом трудностей в коммуникациях родителей с детьми была разработана представленная в данной работе программа занятий-тренингов направленная на формирования педагогической культуры родителей (Приложение 4).
Цель программы: формирование педагогической культуры родителей. Задачи:
-
Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребёнком. -
Улучшение понимания родителями собственного ребёнка, его потребностей, особенностей и закономерностей его развития. -
Развитие способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов ребёнка. -
Выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов. -
Устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
Примерное содержание программы.
Формирование группы развития родительских умений происходит на добровольной основе. Комплектование проводится с учётом проблем, выявленных в ходе диагностики.
Занятия посещает кто-то из родителей (можно по очереди), либо лицо, заменяющее родителя, но обязательно тот, кто непосредственно занимается
воспитанием ребенка-школьника. В особых случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем.
Количественный состав группы 20 человек.
Цикл включает 10 занятий, продолжительность каждого 2 часа. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю. Возникающее чувство группы и групповой сплоченности - важные характеристики процесса родительско- детской психокоррекции, поэтому после второго занятия группа
«закрывается» и новые участники к ней не присоединяются, даже если из первоначального состава кто-то выбыл. Для проведения занятий требуется игровой зал большой площади, с ковровым покрытием.
Общая структура занятия включает в себя следующие обязательные элементы: ритуал приветствия, разминка, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания.
Остановимся подробнее на каждом из этих элементов.
Учитывая данные проведенного исследования, в процессе которого была выявлена важнейшая роль семьи в формировании личностных особенностей ребёнка, в формировании адаптивных возможностей и успешности в последующей учебной деятельности нами разработан план занятий с родителями (Таблица 4).
После проведения занятий с родителями проводится оценка проделанной работы. Заполняются рефлексивные отчеты
Таблица 4 Примерное тематическое планирование занятий с родителями по
формированию их педагогической культуры
№ | Название занятия | Цель |
1 | «Знакомство» | Знакомство учеников друг с другом и с групповой формой работы. |
2 | «Мир детский и мир взрослый» | Осознание разницы между «миром» ребенка-школьника и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребенка-школьника исходя из позиции самого ребенка-школьника. |
3 | «Все мы чем- то похожи» | Развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств. |
4 | «Почувствуй себя любимым» | Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства. |
5 | «Путь доверия» | Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу. |
6 | «Агрессия и гнев» | Работа с агрессией и гневом; осознание этих состояний, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний. |
7 | «Душевная погода» | Раскрепощение, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе, повышение самооценки, принятие себя , установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия. |
8 | «Жизнь Земли» | Формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру; расширение представлений о мире; развитие наблюдательности, навыков невербального общения, эмоциональной экспрессии. |
9 | «Сделай себя счастливее» | Развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, умения отстаивать свои права, высказывать свое мнение, приобретение навыков равноправного общения, сознание чувства полноты жизни, ощущения счастья |
10 | «Все вместе!» | Подведение итогов. |