Файл: Формирование педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Самарской области

государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

"Жигулевский государственный колледж"

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По МДК 05.01 Проектная деятельность специалиста по социальной работе

Тема: Формирование педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников




Выполнил студент группы Д4НК

Специальность _____

___________________

Лашина Арина Сергеевна
Руководитель: преподаватель

Алексеева О.В.


2022 г.

Содержание:

Введение...............................................................................................................

3

Глава1.Теоретические аспекты формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников........................................ 1.1.Сущность и структура психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников.......................................................................

6

6

1.2.Основы педагогической культуры родителей............................................

12

1.3.Формы, методы, направления формирования педагогической культуры родителей ...............................................................................................................

16


Глава 2. Теоретическое обоснование взаимодействия семьи и школы
в воспитании младших школьников..................................................................

2.1.Формы учреждения взаимодействия семьи и школы...............................

21

21


2.2Взаимодействие школы и семьи в формировании педагогической культуры родителей младших школьников......................................................

24


2.3 Родительские собрания, лекции, семинары как методы формирования педагогической культуры родителей младших школьников..........................

28


Глава 3. Исследования процесса формирования педагогической культуры родителей на основе анализа культуры досуга у младших школьников на примере Самарской области средняя школа села Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области...................................................................................................................

3.1.Определения уровня сформированности педагогической культуры родителей на основе анализа культуры досуга у младших школьников.......

33


33
3.2.Комплекс мероприятий направленный на формирование педагогической культуры родителей младших школьников..........................

48

Заключение...........................................................................................................

54


Список используемой литературы.....................................................................

57




Введение




Начальная школа является основой для формирования и построения дальнейшей деятельности человека, это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства. [4; с. 17]

В настоящее время наибольшую актуальность приобретает формирование психолого-педагогической компетентности у родителей в вопросах воспитания младших школьников, возраст которых признается психологами и педагогами как один из наиболее сенситивных в формировании личности ребенка-школьника. Несмотря на социальную значимость данной проблемы, в настоящее время в педагогической науке отсутствует единство содержания и структуры психолого-педагогической компетентности родителей, не раскрыты ее критерии, их показатели и уровни. Научные исследования по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности у родителей малочисленны, фрагментарны и не отображают системного видения проблемы в современных условиях. Это, в свою очередь выражается в формализации и обеднении контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, вырастающем недостатке теплоты, внимательного отношения друг к другу. Подобное может влиять на формирование у младшего школьника неадекватной самооценки, проявление нерешительности в собственных силах, развитие отрицательных форм самоутверждения в обществе, а также в крайних случаях выражается в задержках психического и речевого развития, проявлении девиантного поведения.

В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы

родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей.

Повышение уровня педагогической культуры родителей в первую очередь важно для самой семьи. Высокий уровень педагогической культуры позволит родителям успешно управлять процессом воспитания и обучения, а детям гармонично развиваться. Так же не менее важно это для общеобразовательного учреждения, так как благодаря успешному процессу обучения ребенок пойдет в школу подготовленным. Это важно и для социокультурных учреждений, которые работают с школьниками, так как будет использован весь потенциал учреждений для раскрытия творческих способностей детей. Это важно для всех, поэтому стоит направить интерес на проблему низкого уровня педагогической культуры родителей.

Объект исследования: многообразия форм воспитания младших школьников в процессе формирования педагогической культуры родителей.

Предмет исследования: содержание процесса формирования педагогической культуры родителей младших школьников в бюджетном общеобразовательном учреждении.

Цель исследования: на основе теоретических и полученных аналитических знаний разработать комплекс мероприятий по формированию педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников на примере Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя школа села Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области.

Задачи исследования:


1. Изучить понятие, компоненты и сущность педагогической культуры родителей.

2. Исследовать формы, методы, направления формирования педагогической культуры родителей.

3. Рассмотреть Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя школа села Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области как социальный институт, его понятие, задачи, направления деятельности, нормативно-правовую базу.

4. Провести анализ деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя школа села Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области по формированию педагогической культуры родителей.

Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение), эмпирические (анкетирование, опрос, беседа).

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава 1 Теоретические аспекты формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников

1.1. Сущность и структура психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников
Современная система образования России ориентируется на потребности государства, общества и семьи, которые отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в последней редакции Приказа Минпросвещения РФ от 11.12.2020 N 712). Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Таким образом, требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении начального общего образования, самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования.


В связи с современной социально-экономической ситуацией, государственная политика направлена на поддержание семьи, семейных ценностей, а в педагогической и психологической науках приобретает популярность компетентностный подход, а также увеличивается необходимость в изучении психолого-педагогической компетентности родителей.

Со стороны семьи выделяются такие потребности как личная, социальная и профессиональная успешность ребенка-школьника. В последнее время, как в науке, так и в общественной практике уделяется особое внимание вопросам родительства, внутрисемейных отношений, сотрудничества семьи и образовательных учреждений (Д.З. Гильфанова, А.В. Минина, В.В. Селина и др.).

Особую роль имеют исследования проблемы формирования, повышения, развития психолого-педагогической компетентности у родителей институтами социализации: системой образовательных учреждений (К.А. Беляева, А.В. Минина, В.В. Селина и др.).

Полную характеристику компетентности родителей дает В.В. Селина, отмечая ее как объединение личностных характеристик (знания, мотивы, ценности, эмоции, воля, деятельность), обнаруживающихся в стремлении и умении признавать ребенка-школьника как значимую ценность, осваивать ключевые психологические и педагогические знания, а также употреблять разнообразные приемы взаимодействия с детьми [50].

Отталкиваясь от рассмотренных подходов к обозначению термина «психолого-педагогическая компетентность родителей», мы трактуем ее как совокупность личностных характеристик, определяющая стремление к достижению результатов в воспитательной деятельности,