Файл: Формирование педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
способность самостоятельно находить способы решения проблем и задач воспитания ребенка-школьника, с использованием актуальных психолого-педагогических знаний, теоретического и жизненного опыта, а также умение адекватно производить оценку себя и своих воспитательных воздействий.
Невзирая на разнообразие трактовок понятия «психолого- педагогическая компетентность родителей» в ее структуре постоянно содержатся мотивационная часть, индивидуальные характеристики личности, а также когнитивная и деятельностная составляющие. Отталкиваясь от описанного, мы объединяем перечисленные элементы в единую структуру психолого-педагогической компетентности родителей, которая отражена на рисунке 1.
Рисунок 1.1 Структура психолого-педагогической компетентности родителей
Системообразующим компонентом является мотивационно- личностный компонент психолого-педагогической компетентности, так как именно от сформированности этого компонента зависит формирование остальных. Рассмотрим более подробно каждый из выделенных компонентов структуры психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников. Мотивационно-личностный компонент складывается из двух элементов:
Когнитивный компонент включает в себя базовые психолого- педагогические знания, а также осведомленность о методах и приемах воспитания ребенка-школьника.
Коммуникативно-деятельностный компонент состоит из способности организовать пространство вокруг себя и владения теоретическими и практическими коммуникативными навыками.
Полученная структура является условной, однако позволяет на теоретическом уровне понять суть психолого-педагогической компетентности родителей и дает возможность обозначить основу исследования критериально-диагностического аппарата, а также модели формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников.
Преобразования, происходящие в системе образования, его демократизация, вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия школьного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Что же представляет педагогическая культура в современном её значении?
В словаре «Семейное воспитание» педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье [45].
По мнению Е. В. Бондаревской педагогическая культура - это часть общечеловеческой культуры, в которой в большей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а еще методы творческой педагогической деятельности людей, нужные населению земли для
обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, развития) личности [9].
Педагоги О. Л. Зверева и Т. В. Кротова определяют педагогическую культуру родителей как сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам [18].
Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем несравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья – социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Семья – первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.
Семья – единственный воспитательный институт, нравственное
воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребёнка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою функцию с другими институтами. Ведь здоровая семья тысячью невидимых нитей связана
со множеством других коллективов: трудовыми, школой, клубами, внешкольными учреждениями, различными обществами, с другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее её жизнь, тем крепче сама семья и прочнее её положение в общей системе общественных отношений. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что прямая функция семьи как социального института - обучение ребенка-школьника тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.
Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Обучение родителей школьников начальных классов - это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения [11; с. 57]. Целью формирования педагогической культуры родителей является обеспечение отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в
учреждения самообразования, формировании воспитательных навыков и умений.
Невзирая на разнообразие трактовок понятия «психолого- педагогическая компетентность родителей» в ее структуре постоянно содержатся мотивационная часть, индивидуальные характеристики личности, а также когнитивная и деятельностная составляющие. Отталкиваясь от описанного, мы объединяем перечисленные элементы в единую структуру психолого-педагогической компетентности родителей, которая отражена на рисунке 1.
Рисунок 1.1 Структура психолого-педагогической компетентности родителей
Системообразующим компонентом является мотивационно- личностный компонент психолого-педагогической компетентности, так как именно от сформированности этого компонента зависит формирование остальных. Рассмотрим более подробно каждый из выделенных компонентов структуры психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников. Мотивационно-личностный компонент складывается из двух элементов:
-
мотивационный, характеризующийся как индивидуальная ориентация личности [38], доминирующие потребности и мотивы [47], личная инициатива в формировании психолого-педагогической компетентности [48]; -
личностные характеристики: концепция моральных, эмоциональных ориентаций по отношению к себе и ребенку; рефлексивные умения, эмпатия и самоконтроль родителей младших школьников.
Когнитивный компонент включает в себя базовые психолого- педагогические знания, а также осведомленность о методах и приемах воспитания ребенка-школьника.
Коммуникативно-деятельностный компонент состоит из способности организовать пространство вокруг себя и владения теоретическими и практическими коммуникативными навыками.
Полученная структура является условной, однако позволяет на теоретическом уровне понять суть психолого-педагогической компетентности родителей и дает возможность обозначить основу исследования критериально-диагностического аппарата, а также модели формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников.
Преобразования, происходящие в системе образования, его демократизация, вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия школьного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Что же представляет педагогическая культура в современном её значении?
В словаре «Семейное воспитание» педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье [45].
По мнению Е. В. Бондаревской педагогическая культура - это часть общечеловеческой культуры, в которой в большей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а еще методы творческой педагогической деятельности людей, нужные населению земли для
обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, развития) личности [9].
Педагоги О. Л. Зверева и Т. В. Кротова определяют педагогическую культуру родителей как сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам [18].
Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем несравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья – социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Семья – первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.
Семья – единственный воспитательный институт, нравственное
воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребёнка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою функцию с другими институтами. Ведь здоровая семья тысячью невидимых нитей связана
со множеством других коллективов: трудовыми, школой, клубами, внешкольными учреждениями, различными обществами, с другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее её жизнь, тем крепче сама семья и прочнее её положение в общей системе общественных отношений. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что прямая функция семьи как социального института - обучение ребенка-школьника тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.
Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Обучение родителей школьников начальных классов - это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения [11; с. 57]. Целью формирования педагогической культуры родителей является обеспечение отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в
учреждения самообразования, формировании воспитательных навыков и умений.