Файл: Формирование педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
спокойствие в нашей семье.
-
Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы. -
Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе. -
В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным. -
У нас принято отдыхать летом всей семьей. -
Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно – генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п. -
Члены семьи часто вместе поют или играют на музыкальных инструментах. -
В семье преобладает радостная, веселая атмосфера. -
Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная. -
В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах. -
В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства. -
По праздникам у нас обычно веселое застолье. -
В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется. -
Меня часто обижают дома. -
Меня всегда радует порядок в нашей квартире. -
Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать. -
Отношения в семье весьма натянутые. -
Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно. -
К нам часто приходят гости.
Обработка данных: определяется число «правильных» ответов по ключу.
«да»: 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10,
12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 35.
«нет»: 3, 5, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 25, 29, 30, 32, 33, 34.
За каждый «правильный» ответ начисляется один балл. Интерпретация результатов
Устойчивое положительное биополе: 23 – 34 балла.
В семьях с устойчивым положительным биополем преобладают соучастие, сопереживание, взаимопонимание, сочувствие и поддержка, что способствует формированию чувства психологической защищенности у членов семьи. Стабильное положительное биополе способствует хорошему самочувствию членов семьи и их высокому жизненному тонусу. Семья способна нейтрализовать негативные влияния внешнего мира.
Неопределенное биополе: 16 – 22 балла.
В семьях с неопределенным биополем в целом преобладает позитивная энергетика, члены семьи сохраняют некоторую психологическую дистанцию, дипломатично обходят острые проблемы.
Неустойчивое или переменное биополе: 9 – 15 баллов.
В таких семьях отмечается некоторое постоянное напряжение, и периоды энергетического покоя могут сменяться энергетическими бурями. Поводы для нарушения энергетического баланса могут быть любыми. Нередко гость в таких семьях играет роль детонатора – его визит используется для нервной разрядки. Формы энергетической разрядки могут быть разными – это и высказывание претензий, и очередной скандал, и публичное выяснение отношений и т. п.
Устойчивое отрицательное биополе: 0 – 8 баллов. В семьях такого типа преобладает атмосфера подавленности и депрессии, члены семьи признают
совместную жизнь «трудной», «невыносимой», «кошмарной». Отмечается невротизация семейных отношений.
Приложение 3 Анкета воспитательских умений у родителей О.Л. Зверевой
Цель: изучение педагогической культуры родителей.
Уважаемые родители для обеспечения эффективного образовательного процесса мы будем очень признательны если вы ответите на ряд вопросов.
-
На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка-школьника? а) слушаете передачи по радио и телевидению;
б) посещаете лекции для родителей; в) на основе рекомендаций педагогов; г) читаем педагогическую литературу д) используете жизненный опыт.
-
Помогают ли Вам эти знания в воспитании ребенка-школьника? а) да.
б) скорее нет, чем да. в) нет.
-
Советуетесь ли Вы с супругом (супругой) по вопросам воспитания детей?
а) всегда. б) иногда. в) нет.
-
Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными? а) поощрение;
б) наказание; в) требование; г) приучение.
-
Какие виды поощрения Вы используете чаще всего? а) словесная похвала;
б) подарки; в) ласки.
-
Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании?
а) физическое наказание; б) словесная угроза;
в) лишение развлечения; г) проявление вами обиды.
-
Имеете ли вы какие-нибудь представления о Федеральном государственном образовательном стандарте общеобразовательного образования;
а) знакомы б) частично
в) слышали, но не имеем представлений г) не слышали вовсе
-
Есть ли у ребенка-школьника систематические трудовые обязанности в семье. а) да
б) практикуем совместный труд с детьми;
в) нет. Не доверяем, лучше выполнить самим.
-
Слушаете ли Вы, что ребенок говорит? а) почти всегда
б) иногда в) никогда
-
Стараетесь ли Вы создать у ребенка-школьника ощущение значимости того, что он говорит?
а) почти всегда б) иногда
в) никогда
-
Поправляете ли Вы речь ребенка-школьника? а) почти всегда
б) иногда в) никогда
-
Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки? а) почти всегда
б) иногда
-
Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
а) почти всегда б) иногда
в) никогда
-
Играете ли Вы с малышом в какие-либо игры? а) почти всегда
б) иногда в) никогда
-
Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанных книг с ребенком?
а) почти всегда б) иногда
в) никогда
-
Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком? а) почти всегда
б) иногда в) никогда
-
Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору?
а) почти всегда б) иногда
в) никогда
-
Есть ли у ребенка-школьника возможность играть, лепить, рисовать, мастерить, заниматься рукоделием?
а) да
б) иногда
в) никогда, не аккуратен, не хватает времени
г) другое_
-
Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулку; устраиваете ли семейные походы в лес, парк, на реку?
а) почти всегда б) иногда
в) никогда
-
Посещали ли Вы с ребенком картинную галерею, краеведческий музей, парк культуры и отдыха?
а) почти всегда б) иногда
в) никогда
-
С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребенка-школьника?
а) непослушание ребенка-школьника;
б) не поддерживают другие члены семьи;
в) испытываете недостаток педагогических знаний; г) ребенок растет нервным;
д) плохо запоминает стихи; е) иные трудности:
ж) трудностей нет.
-
Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно наблюдать за правильным развитием Вашего ребенка-школьника?
а) Да,
б) нет,
в) частично
-
Знаете ли Вы, как укрепить здоровье Вашего ребенка-школьника дома? а) Да,
б) нет,
в) частично.
-
Нужна ли Вам помощь школы по физическому воспитанию ребенка-школьника?
а) Да,
б) нет,
в) частично.
Если да, то по какой проблеме?
-
Воспитываете ли Вы самостоятельность и ответственность ребенка-школьника как главные качества
а) Да,
б) нет, не знаем, как это делать в) частично.
-
Соблюдаете ли Вы рациональный режим дня ребёнка? а) Да,
б) нет,
в) частично.
-
Как вы считаете главные функции воспитания и образования детей должны исполнять:
а) родители
б) образовательное учреждение в) совместно
-
Какими навыками он уже владеет? (Нужное подчеркнуть)
-
Знает и называет адрес. -
Знает и называет свой номер телефона. -
Знает дату своего дня рождения. -
Может назвать свое имя, отчество, фамилию. -
Считает до … -
Различает понятия «слева», «справа». -
Называет правильно цвета: -
Различает цифры до … -
Любит слушать рассказы. -
Может зашнуровать ботинки. -
Может застегнуть на пуговицы свою одежду. -
Может застегнуть молнию на своей одежде. -
Может назвать время. -
Может рисовать карандашом. -
Может пользоваться ножницами.