Файл: Твой шаг к успеху.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
71
всего класса принимается. Теперь он единый. Далее задача каждого – подгото- вить сообщение по заданному плану.
После того, как все сообщения составлены, можно переходить к сравне- нию (задание 2). При этом мы формируем сразу два действия: логическое УУД сравнения и коммуникативное УУД учебного сотрудничества при обмене ин- формацией.
Разделим учащихся на 2 группы. Во время выступления представителей первой группы представители второй группы фиксируют сходства и различия в процессах размножения и развития тех животных, о которых идет речь. Даем время на обсуждение и просим представителей второй группы провести срав- нение размножения и развития, например, птиц и млекопитающих. Затем груп- пы меняются местами. При этом особенность коммуникативных действий сос- тоит в том, что их можно формировать попутно с личностными, регулятивными и познавательными.

72
Глава 5
ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
В ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Учебный предмет «Литературное чтение» предполагает реализацию сле- дующих образовательных задач:
1) совершенствование навыка чтения;
2) формирование читательских умений, необходимых для полноценного общения с художественным произведением;
3) проведение литературоведческой пропедевтики и формирование первона- чальных литературоведческих знаний и умений ими пользоваться на практике;
4) формирование основ читательской самостоятельности;
5) формирование осознанной мотивации чтения;
6) обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей, форми- рование личности, развитие эстетического вкуса;
7) расширение кругозора (в том числе и читательского кругозора), форми- рование у детей современного мироощущения и мировоззрения, не противоре- чащего научным достижениям в разных областях знания;
8) приобщение к национальной и мировой (в том числе словесной) культуре;
9) развитие речи, образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения детей, формирование основ оценочной деятельности.
Уже из данного перечня становится понятно, что предметная область «Ли- тературное чтение» неотделима от реализации метапредметных образователь- ных задач. В предметной области «Литературное чтение» сложилась такая об- разовательная ситуация, когда предметные и метапредметные результаты реа- лизуются в неразрывном единстве.
Выделим цели изучения предметной области «Литературное чтение», которые ориентированы на достижение метапредметных образовательных результатов.
1.
Формирование и совершенствование навыка чтения
Сам навык чтения уже является метапредметным умением. Чтение – один из основных способов приобретения информации, основное средство обучения.
Сформированность навыка чтения – необходимое условие для реализации по- знавательных универсальных учебных действий и реализации в письменной форме коммуникативных универсальных учебных действий. Без сформирован- ного навыка чтения невозможно работать с письменными источниками инфор- мации, осуществлять письменную коммуникацию.
Чтение относится к письменным видам речевой деятельности, так как свя- зано с буквами и зрительным их восприятием. В процессе чтения сначала надо произвести с подобными общеустановленными знаками определенные опера- ции (увидеть, зрительно опознать букву, установить, какой звук она обозначает, и т. д.), а затем воспроизвести звуковую форму слова и уловить заключенное


73
в ней содержание. Читать можно, только специально этому научившись. Обу- чение чтению происходит в период обучения грамоте, на уроках литературного чтения формируется навык чтения – автоматизированное умение по озвучива- нию печатного текста. При этом важно учитывать, что сознательность чтения – основная характеристика сформированного навыка чтения (наряду с правиль- ностью, беглостью, выразительностью).
2.
Формирование умения анализировать художественный и познава-
тельный текст.
Данное умение формируется в предметной области «Литературное чтение» как предметное умение. Но в то же время это – метапредметное действие, име- ющее признаки как познавательного действия, так и регулятивного. Прежде всего, дети овладевают навыками смыслового чтения: они овладевают спосо- бами и приемами усвоения смысла текста на разных уровнях: уровне фактиче- ского восприятия (когда становится понятным смысл всех слов и предложений в тексте), идейном (когда понятен замысел автора, идейное содержание произ- ведения, в таком случае дети умеют видеть контекст, «читать между строк»), уровне собственного отношения к прочитанному (это самый глубокий уровень проникновения в смысл текста, в таком случае читатель обладает собственной читательской позицией, при которой она может совпадать или не совпадать с позицией автора). В процессе чтения текста и работы с ним учащиеся приоб- ретают навыки анализа текста, учатся сопоставлять явления, выделять причин- но-следственные связи, делать выводы о соотношении фактов и мотивов героев и проч. При работе с познавательным текстом дети приобретают способность работать с различными формами текстовой информации, знакомятся с доступ- ными источниками информации, их многообразием, учатся пользоваться различ- ными ресурсами и источниками, хранящими текстовую информацию.
3.
Формирование основ читательской самостоятельности
Сформированная читательская самостоятельность предполагает наличие мо- тивации обращения к книгам, сформированный читательский кругозор, наличие читательских интересов – индивидуальных предпочтений в выборе книг. Такие действия составляют основу познавательных и регулятивных метапредметных ре- зультатов. В процессе формирования основ читательской самостоятельности у младших школьников формируются метапредметные умения: умение поставить для себя цель обращения к книгам (регулятивное умение); умение выбрать и найти книгу в соответствии с поставленной целью (познавательное умение); умение сопоставлять содержание книги и ее оформление, прогнозировать содер- жание книги по внешним данным книги: оглавлению, иллюстрациям, системе навигации (регулятивное умение); умение анализировать содержание книги (регу- лятивное умение); умение выстраивать связи «автор» – «темы чтения»; «тема чте- ния» – «авторы» (регулятивное умение); умение пользоваться разными способами поиска литературы для чтения (познавательные действия); умение обсуждать про- читанное, делиться читательскими впечатлениями (коммуникативное умение); умение создавать текст – отзыв о прочитанном (коммуникативное умение).
4.
Формирование осознанной мотивации чтения
Осознание цели обращения к книге – основа регулятивных универ- сальных учебных действий. Умение ставить цели обращения к книгам – также


74
важное предметное умение, формируемое в рамках предметной области «Лите- ратурное чтение».
5.
Формирование умения работать в парах (группах) по совместному об- суждению путей решения учебной задачи (коммуникативное умение).
Итак, мы видим, что работа по достижению метапредметных образова- тельных результатов будет проводиться практически на каждом уроке литера- турного чтения. Рассмотрим типы заданий, способствующих достижению названных выше целей. Активная работа по формированию метапредметных образовательных результатов начитается уже с 1 класса.
Рассмотрим систему работы по достижению метапредметных образова- тельных результатов на конкретном примере, данном в самом начале учебника по литературному чтению для 1 класса.
Метапредметный результат

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; уме- ние осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами ком- муникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Когнитивные результаты

понимание ученикомроли чтения в познава- тельной деятельности.
Действия

ученик владеет основными учебными действиями с языковы- ми единицами (просмотр, установление значений слов, нахождение соответ- ствий, узнавание фактов, анализ, воспроизведение).
Результаты в аффективной (эмоционально-ценностной) области

ученик демонстрирует позитивное отношение к чтению, осознает его значи- мость в учебной деятельности и личностном развитии.
Задания взяты из в учебника «Литературное чтение» для 1 класса (авто- ры Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская,
М. В. Бойкина); УМК «Школа России».
Перед текстом в учебнике представлены задания, формирующие цели об- ращения к книгам и способность думать над произведением до чтения, сопо- ставлять внешние приметы книг с их содержанием.
Задание. Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия книг.
В учебнике даны иллюстрации обложек в книг со следующими названиями:
1) В. Берестов. Буквы-акробатки;
2) С. Маршак. Про все на свете;
3) Б. Заходер. Живая Азбука.
Ответьте на вопрос:
«Это книги о просто буквах или о приключени-
ях букв?».
После обсуждения содержания стихов о конкретных буквах выполните следующие задания.
1.
Объясните значение слова «загадочный». Можно ли заменить слово «зага- дочный» на близкое по значению слово «таинственный»? (Цель задания – форми- рование умения фактического полного понимания прочитанного. Все слова в про- читанном тексте должны быть понятны читателю-ребенку с учетом того, в пря- мом или в переносном значении употреблены слова в тексте. Это способствует развитию познавательных и коммуникативных метапредметных умений.)


75
2.
Подумайте, какие буквы спрятались в пустых квадратиках (в учебнике стихотворения о буквах даны в виде загадок, нужно угадать, о каких конкретно буквах идет речь; при этом формируются умения анализа и синтеза (регулятив- ное умение); умения найти при затруднении нужную буквы в алфавите, рабо- тать с источниками информации (это познавательное умение); умения найти решение учебной задачи в процессе группового обсуждения вопросов, возни- кающих при затруднениях (это коммуникативное умение).
3.
Прочитайте с другом стихотворение вслух. Один называет букву, другой читает предложение (формируются коммуникативные умения договариваться о сотрудничестве при выполнении совместных действий). Сначала определите, как будете читать. Например, первую строку читает твой друг, вторую – вы
(формируются регулятивные умения планирования и коммуникативные умения договариваться о сотрудничестве).
4.
Назовите «веселые», «зубастые», «вкусные» буквы. Прочитайте (форми- руются регулятивные умения анализа и синтеза). Дайте названия остальным буквам. Какие из них можно назвать фантастическими, любимыми, домашни- ми? (Для того чтобы дать названия буквам, необходимо определить признаки букв – действия анализа; «придумывание» названия – действие синтеза; в про- цессе совместной работы и совместного обсуждения работы формируются коммуникативные умения.)
5.
Самостоятельно придумайте предложение или стихотворное двустишие
(формируется регулятивное действие синтеза; так как это синтез в речевой дея- тельности, формируются также коммуникативные умения по созданию речи).
Определите интонацию, с которой вы прочитаете составленный вами текст (ре- гулятивные действия анализа и действия навыка чтения). Помощь можно найти в рабочей тетради (формирование умения работать с различными источниками информации, познавательное умение).
6.
Обсудите с другом, каким образом можно обычные буквы превра- щать в волшебные (здесь формируются регулятивные умения по планирова- нию действий и выстраиванию алгоритма действий по решению образователь- ной задачи и коммуникативные умения по выстраиванию речевого взаимо- действия в парах).
Далее осуществляется работа со сказкой И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А».
Вопросы после прочтения текста из учебника
1.
Знаете ли вы, что такое «клякса»? Посмотрите в словаре или спросите у ро- дителей (формируются познавательные действия – знания о способах получе- ния информации и умение пользоваться разными источниками информации).
2.
Вы прочитали начало книги «Аля, Кляксич и буква А». Найдите эту сказку в библиотеке и прочитайте (формируются познавательные действия – знания о способах получения информации и умение пользоваться разными ис- точниками информации, знакомство с библиотекой как источником книг, уме- ние пользоваться услугами библиотеки).
При обучении литературному чтению большое внимание уделяется фор- мированию коммуникативных метапредметных образовательных результатов.


76
При работе с каждым изучаемым текстом есть практические задания, направ- ленные на формирование именно коммуникативных действий.
3.
Какие еще приключения могут произойти с героями? (Здесь формируются коммуникативные действия по созданию высказывания и связного текста.)
Содержание учебника по литературному чтению наглядно демонстрирует, что при работе с конкретным текстом по формированию метапредметных обра- зовательных результатов учителю достаточно просто воспользоваться задания- ми к тексту, которые уже даны в учебнике. Но работа по формированию мета- предметных образовательных результатов будет более целенаправленная, если учитель сознательно ставит на каждом уроке цели именно по формированию метапредметных учебных действий. Посмотрим, каким образом при изучении текста И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А» возможно осуществлять рабо- ту по формированию метапредметных образовательных результатов.
Прежде всего необходимо четко поставить цель, сформулировав ее на язы- ке наблюдаемых действий (чтобы учитель после урока смог четко ответить на вопрос: что сформировано, а над чем еще предстоит работа).
Цели данного урока с точки зрения формирования метапредметных ре- зультатов могут быть следующие:
1)
формирование умения сопоставлять названия книг с их содержанием, прогнозировать содержание книги по названию (формирование регулятив- ных умений);
2)
формирование умения усваивать фактическое содержание текста в про- цессе слушания выразительного чтения художественного произведения (фор- мирование коммуникативных умений);
3)
формирование умения сознательного самостоятельного чтения художе- ственного текста, формирование умения понимать контекст в процессе анализа содержания текста после чтения, реализуемого в форме ответов на вопросы учителя (формирование регулятивных умений);
4)
формирование умения самостоятельного поиска и самостоятельного чтения книги по заданной информации о названии и об авторе (формирование познавательных умений).
Указанные здесь цели могут быть изменены или дополнены в зависимости от того, каким образом конкретный учитель видит потенциал данного урока в формировании метапредметных образовательных результатов.
В ходе урока учитель может провести следующую работу по достижению названных выше целей (покажем ее в форме разработки хода урока).
Учитель:
Дети, любите ли вы сказки?
Дети:
Да.
Учитель:
Кто может являться героем сказок?
Дети:
Волшебные персонажи, люди, сказочные принцы и принцессы.
Учитель:
Да, вы правы. Но возможности сказок этим не ограничиваются. Ге- роем сказки может быть любой предмет и даже то, что мы вообще не представля- ем себе как одушевленный персонаж. Как вы думаете, что это может быть?
Дети:
(могут называть неодушевленные вещи: деревья, дома, предметы быта и проч.).