ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
77
Учитель:
Прочитаем текст в начале учебника и попробуем ответит на воп- рос: кто же еще может быть персонажем сказок? (В учебнике дается познава- тельный текст о том, что писатели могут придумывать произведения о буквах; цель чтения текста – формирование навыка чтения, освоение фактической ин- формации, а также формирование умения сопоставлять содержание текста с це- лью обращения к тексту, формирование умения находить в тексте ответ на пос- тавленный вопрос (регулятивное умение)).
Учитель:
Оказывается, героями сказок и героями книг могут быть буквы.
В учебнике мы видим очень интересную выставку книг. (Дети рассматривают иллюстрацию с обложками трех книг, их названия даны выше.) Прочитаем, ка- кой вопрос задают нам авторы учебника. Это книги о просто буквах или о при- ключениях букв? А разве у букв могут быть приключения? Оказывается, ге- роями сказок могут быть и буквы.
Авторы учебника подготовили нам очень интересные стихи о том, какими могут быть приключения букв.
Но мы с вами начнем знакомиться с этими стихами необычным способом.
Сначала мы прочитаем задания-вопросы, которые даны после этих стихов. Кто уже увидел, на какой странице помещены данные вопросы (формирование по- знавательного умения работать с учебником как с источником информации)?
Прочитаем вопросы. Мы пока не можем на них ответить, так как не читали сти- хотворения. Работать со стихотворениями мы будем в парах. Вам будет дано
10 минут. За это время ваша задача – прочитать стихотворения и подготовить ответы на данные вопросы (формируются регулятивные умения планирования, сопоставления поставленной задачи со временем, отведенным на выполнение учебной задачи, а также те коммуникативные и познавательные умения, кото- рые определяются спецификой заданий (они были названы выше)).
После самостоятельной работы – обсуждение итогов работы.
Работа со сказкой может быть продолжена на следующем уроке. Здесь она будет рассмотрена как продолжение урока.
Учитель:
Сегодня мы познакомимся с одной из таких сказок. Написала эту сказку Ирина Токмакова. Давайте прочитаем, как называется эта сказка. Кто, по вашему мнению, является героями сказки? А как вы думаете, что это за герои?
Какие они? (Формируются регулятивные умения анализа названия произведе- ния и познавательные умения прогнозирования содержания текста, который предстоит прочитать.)
Далее – чтение учителем текста из учебника, фрагмента сказки.
После чтения – обсуждение того, насколько предположения о героях были правильные (формируются коммуникативные умения и регулятивные рефлек- сивные умения).
Далее на уроке реализуется анализ текста. В процессе анализа любого текста на уроках литературного чтения формируются регулятивные действия анализа и синтеза, коммуникативные умения по обсуждению прочитанного, познава- тельные умения сознательного чтения текста, которые проявляются на раз- ных уровнях.
Покажем примеры вопросов по анализу текста.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
78
Вопросы на фактическое понимание
–
Где происходит действие сказки? Что делает Аля? Почему у нее ничего не получается? Кто помог Але понять, что же случилось с буквами? Как ведет себя буква А? Почему?
Вопросы на контекстуальное понимание
–
Кто такая Аля? Как она выглядит? Какой у нее характер? Кто такой
Кляксич? Как он выглядит? Какой у него характер? Какой вы представляете букву А? Как она выглядит? Какой у нее характер?
Вопрос на прогнозирование содержания
Как вы думаете, что будет дальше?
Приемы анализа
•
Ответы на вопросы учителя (коллективная работа).
•
Формулирование вопросов к тексту самими учащимися в ходе обсужде- ния прочитанного (групповая или коллективная работа).
Выполнение творческих заданий по прочитанному
•
Составление словесного портрета одного из героев сказки (групповая работа).
Задания на организацию самостоятельной работы
•
Найдите в библиотеке эту книгу и прочитайте ее.
•
Найдите в библиотеке и прочитайте (по желанию) одну из тех книг, ко- торые были показаны в учебнике на выставке книг.
Здесь мы рассмотрели только один пример того, как на уроках литератур- ного чтения (тип урока – урок работы с текстом художественного произведе- ния) осуществляется работа по достижению метапредметных результатов обу- чения. Таким образом, предметная область «Литературное чтение», как никакая другая, наиболее тесно связана с работой по формированию метапредметных умений и навыков.
79
Глава 6
ВОЗМОЖНОСТИ
ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Возможности предметной области «Русский язык» в достижении мета- предметных результатов проявляются практически при выполнении любого из предметных заданий. Так как язык является средством коммуникативного вза- имодействия, средством сообщения информации, при овладении русским язы- ком как родным формируется самый широкий спектр не только метапредмет- ных умений, но и метапредметных образовательных результатов в когнитивной и психомоторной областях.
Формирование метапредметных образовательных результатов осуществ- ляется на каждом уроке русского языка, при выполнении практически любо- го задания.
Рассмотрим содержание работы по достижению метапредметных образо- вательных результатов при выполнении разных видов учебной работы на уро- ках русского языка.
При овладении предметной областью «Русский язык» (как родной) млад- шие школьники овладевают предметной областью по различным направлениям работы, и первым из них становится
обучение грамоте, изучение конкретных
звуков и букв, формирование первоначальных навыков чтения и письма.
На уроках обучения грамоте формируются метапредметные действия:
•
полный спектр коммуникативных умений, в том числе умения взаимо- действовать в команде и в группе, строить речевые высказывания и понимать чужую речь, прежде всего в устной форме; также начинают осваиваться пись- менные формы речи: чтение и письмо;
•
познавательные умения: дети знакомятся с различными источниками информации, и прежде всего – с учебником, с азбукой и прописями. На страни- цах учебников представлены различные способы работы с информацией: рабо- та с сюжетной и предметной иллюстрацией, работа со схемами, работа со сло- вами и с текстами;
•
регулятивные умения – в первую очередь формируются действия анали- за и синтеза; современный метод обучения грамоте получил название – звуко- вой аналитико-синтетический. Основа метода – изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан
типовой план изучения нового звука
и буквы,
который применяется в букварный период
Анализ
1. Выделение из речи предложений.
2. Деление предложений на слова.
3. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа.
4. Деление слова на слоги, установление их количества.
5. Выделение и изучение нового звука из слога (слова), установление его характеристики: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный.
80
6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов.
7. Обозначение выделенного звука буквой.
Синтез
1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание).
2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слого- вым таблицам.
3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы.
4. Чтение предложений и связных текстов.
Типовой план может изменяться в связи с изучаемым материалом или со- кращаться по мере усвоения детьми знаний и приобретения ими навыков в ана- литико-синтетической работе.
Рассмотрим, как формируются у первоклассников метапредметные обра- зовательные достижения на примере конкретного урока.
Работа с сюжетной иллюстрацией
1.
Вопросы на формирование читательского кругозора и интереса к лите- ратуре: По какой сказке данная иллюстрация? Где можно найти эту книгу?
Предварительно возможна работа с выставкой книг Ш. Перро (формирование познавательных УУД: умение находить информацию, расширение читательско- го кругозора, формирование интереса к чтению и к книгам).
2.
Обсуждение содержания сказки. Составление текста по сюжетной ил- люстрации (формирование коммуникативных УУД). Задания (возможна кол- лективная работа или обсуждение иллюстрации в парах, в группах): Назовите эпизод, изображенный на иллюстрации. Кто изображен на переднем плане?
О чем кот разговаривает с косарями? Что он задумал? Что мы видим на заднем плане? Задайте друг другу вопрос по иллюстрации. Попросите друга переска- зать фрагмент сказки, показанный на иллюстрации.
3.
Переход от работы по сюжетной иллюстрации к работе с предметной иллюстрацией, работа с новыми звуками (формирование регулятивных УУД анализа, сравнения, классификации): Как называется место, на котором рабо- тают косари? Какие растения цветут на лугу? (Здесь возможно также формиро-
81
вание познавательных УУД по расширению кругозора и работе с разными ис- точниками информации.) На предметных иллюстрациях изображены: мак, ма- ки. Задания: Рассмотрим иллюстрации справа на странице. (Формирование ре- гулятивных УУД – обучение ориентировке на странице учебника.) Сравним иллюстрации и слова: Что общего? (На картинке изображено одно и то же рас- тение, соответственно, «мак» и «маки» – одно и то же слово.) В чем отличия?
(Форма слова «мак» называет один цветок, форма слова «маки» – несколько цветов.) Составим предложения с формами данного слова. (На лугу цветет красный мак. На лугу цветут красные маки.) Сравним формы слова: мак, маки.
Для этого выделим звуки в форме «мак»: данная форма слова состоит из одного слога, в слове три звука: [мак]. Обратим внимание на третий звук в слове: [к].
Охарактеризуем его (согласный, твердый, произносится с помощью напряже- ния задней части языка). Выделим звуки в форме «маки»: данная форма слова состоит из двух слогов, первый из них ударный, в слове четыре звука: [ма´кʼи].
Обратим внимание на третий звук в слове: [кʼ]. Охарактеризуем его (согласный, мягкий, произносится с помощью напряжения задней части языка). Сравним новые изученные звуки: [к] и [кʼ]. Чем они похожи? (Оба согласные, похожи по артикуляции, оба глухие.) Чем эти звуки отличаются? (При произнесении звука
[кʼ] напряжение языка продвигается чуть вперед и вверх, звук [кʼ] – согласный мягкий, а звук [к] – согласный твердый.) При выполнении звукового анализа дети работают со звуковыми схемами, при этом формируется также познава- тельное метапредметное действие: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Уже в период обу- чения грамоте дети знакомятся с обобщенным способом записи с помощью схем (используют схемы предложений, слов, разделенных на слоги; звуковые схемы слов).
Закрепление полученных знаний о новых звуках также основано на анали- тико-синтетической работе (формируются умения анализа, синтеза, сравнения) с опорой на сюжетную иллюстрацию (формируются умения анализа (способ- ность выделить звук из целиком звучащего слова) и синтеза (способность подо- брать слова с заданным звуком, также происходит формирование коммуника- тивных УУД за счет обогащения и активизации словаря): Посмотрите на ил- люстрацию и назовите слова со звуком [к] (кот, кони, карета, кнут, погон- щик, коса, косари, замок, тропинка, ромашка, жилетка (у косарей), купол
(у замка), булыжник или камни (на дороге) и т. д.) и слова со звуком [кʼ] (ро- машки, сапожки, ботинки, булыжники, птички, носки или носочки, чулки, ру- башки, шляпки и проч.).
Далее аналитико-синтетическая работа продолжается. Дети отвечают на вопросы: Почему на одном уроке мы изучили два новых звука? (Потому что оба эти звука обозначаются на письме одной буквой.)
На примере организации звуковой работы на конкретном уроке обуче- ния грамоте мы видим, какое место занимает формирование метапредметных умений уже в первом классе, в самом начале обучения, на уроке чтения в пе- риод обучения грамоте. Получается, что к концу данного периода (примерно
82
к февралю–марту) первоклассники будут владеть навыками анализа, сравнения, обобщения, синтетическими речевыми умениями, навыками коммуникативного взаимодействия, работы в парах, в группах. Также дети освоят умения по ори- ентировке на странице учебника, овладеют системой навигации, что позволит им успешно пользоваться книгой как источником информации и как объектом культурного наследия.
При изучении предметной области «Русский язык» уже
после периода
обучения грамоте
формирование навыков анализа, синтеза, сравнения, обоб- щения, классификации осуществляется при изучении языковых разделов и тем.
Это работа по изучению основ фонетики и графики, морфемного состава слов, морфологии и синтаксиса, орфографии и пунктуации.
Особого внимания заслуживает работа по развитию речи. Практически вся она направлена на формирование коммуникативных умений, то есть на дости- жение метапредметных результатов обучения. Задачи по развитию речи млад- ших школьников (то есть по формированию коммуникативных умений) ставят- ся на каждом уроке русского языка в начальной школе.
Рассмотрим более конкретно особенности работы по достижению мета- предметных образовательных результатов при реализации следующих направ- лений работы в рамках образовательной области «Русский язык» (как родной):
•
изучение языковой теории и практики;
•
формирование навыка правописания;
•
совершенствование устной и письменной речи учащихся начальной школы.
При изучении языковой теории и практики у младших школьников прежде всего совершенствуются навыки языкового анализа и синтеза, и на этой основе осуществляется овладение логическими действиями сравнения, анализа, синте- за, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления ана- логий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Также на уроках русского языка формируются и другие познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.
Рассмотрим процесс формирования некоторых конкретных УУД более подробно.
Формируемое УУД: овладение логическими действиями сравнения, анали- за, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установле- ния аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отне- сения к известным понятиям.
Как было сказано выше, данное УУД – одно из основных метапредметных действий, формируемых на уроках русского языка в начальной школе.
В 1-м классе работа по формированию данного УУД проводится в рамках различных направлений изучения языковой теории и практики: изучения основ фонетики и графики, орфографии, грамматики (на пропедевтическом уровне).
Покажем примеры заданий, выбранных из учебника по русскому языку для
1- го класса (авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий); УМК «Школа России».
•
Прочитай; произнеси первый звук в каждом из данных слов: утро, трак- тор, врач, птица (упр. 3, с. 47). (При выполнении данного упражнения важно, чтобы дети правильно смогли назвать первый звук в каждом слове.)