Файл: Минпросвещения россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Трудовое воспитание - важная составная часть воспитания подрастающего поколения. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т. д. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.
Труд закаляет детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе (вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и т. п.). Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.
Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, т.е. отступая перед трудностями.
«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно-бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т.п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.
Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем - втроем, то общее задание может выполнять группа из 6– 7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.
1.3. Педагогические условия организации трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Любая образовательная система не может совершенствоваться без применения педагогических условий. Ученые придерживаются нескольких позиций, рассматривая данное понятие:
Первой позиции придерживаются ученые, для которых педагогические условия есть совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды.
Вторую позицию занимают исследователи, связывающие педагогические условия с конструированием педагогической системы, в которой они выступают одним из компонентов.
Для ученых, занимающих третью позицию, педагогические условия – планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования. При этом ученые данной группы указывают на необходимость последовательности педагогических условий, проверяемых в рамках гипотезы одного исследования [45, с. 145].
Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия «педагогические условия» позволяет выделить ряд положений:
– условия выступают как составной элемент педагогической системы (в том числе и целостного педагогического процесса);
– педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование.
Опираясь на анализ многочисленных научно-педагогических исследований, мы выявили, что исследователи выделяют различные виды педагогических
условий, обеспечивающих функционирование и эффективное развитие педагогической системы, среди которых наиболее часто встречаются:
-
Организационно-педагогические условия представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы; -
Психолого-педагогические условия – совокупность целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей образовательной и материально- пространственной среды направлены на развитие личностного аспекта педагогической системы; -
Дидактические условия выступают как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей [45, с. 147].
В ходе исследования нами установлено, что формирование трудовой воспитанности у детей старшего дошкольного возраста реализуется с помощью трех выделенных нами в ходе исследования критериев: положительное отношение к труду; уважительное отношение к людям труда; потребность трудиться и сформированность основ трудолюбия.
Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения следующих педагогических условий:
1. Организация трудовой предметно-развивающей среды.
«Трудовая развивающая среда определена как специально созданная система условий, стимулирующая детей на отражение в труде получаемых знаний и умений, а также активное участие в
организации предметно- пространственной среды» [44, с. 48].
Психолого-педагогические основы организации развивающей среды, применительно к дошкольной ступени, освещены в трудах отечественных ученых ХХ столетия: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. [21, 60, 75 и др.]. Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно- развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так, среда – это условие жизнедеятельности ребёнка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребностей субъекта [44, с. 49].
В п. 3.3. ФГОС ДО закреплены требования к развитию предметно- пространственной среды в ДОО. В подпунктах данного пункта закреплены следующие требования, рассмотрим данные требования с учетом темы нашего исследования:
-
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (с помощью игровых тематических «уголков» по профессиям, таким как, врач, художник, продавец, эколог, строитель и т.д.); -
быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (необходимо наличие дидактических настольных игр, например на материале произведений русских художников, раскрывающих сущность и специфику той или иной профессии, а также особенность труда людей различных профессий); -
соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Предметно-пространственная среда должна познавательно и воспитательно насыщать игровую деятельность, т.е. быть источником знаний и социального опыта трудового воспитания.