Файл: Минпросвещения россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Также хотим отметить потенциал развивающей предметно- пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды, крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогам может помочь письмо Минобразования России от 17.05.1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» [68].
Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками [62].
Также, следует отметить и ценность тематических игрушек, используя их в соответствии с игровым замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствует трудовому воспитанию, развитию творчества, воображению, знаковой символической функцией мышления. Необходимо, чтобы игрушки, которые используются в трудовом воспитании, обладали дидактическими свойствами.
Таким образом, данное педагогическое условие включает развивающую среду и представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга компонентов, соответствующих тематических игровым ситуациям и тематическим ролевым играм. Правильно выстроенная предметно-развивающая среда группы позволяет организовать образовательный
процесс по трудовому воспитанию с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми.
2. Разработка комплекса занятий по трудовому воспитанию дошкольников.
При подготовке к занятию необходимо учитывать максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста составляет: в старшей группе – 15. Продолжительность занятий для детей: 6-й год жизни – не более 25 мин. В середине занятия необходимо проводить физкультминутку. Перерывы между занятиями не менее 10 минут. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности.
Общественно-полезный труд детей старшей группы проводится в форме самообслуживания (дежурство по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.д.). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день.
Во время занятий воспитатель может читать дошкольникам художественную литературу, что позволяет познакомить дошкольников с особенностями различных профессий, воспитать уважительное отношение к труду людей различных профессий. Во многих народных сказках положительный герой (например, «Айболит», «Дядя Степа» и др.), как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов, вознаграждается любовью, богатством,
признанием. Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий [24, с. 97].
Средством трудового воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. Труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого, «Ужин трактористов» А. Пластова, «Кружевница» В. Тропинина и др.
Дети старшего дошкольного возраста постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время должен напоминать детям и при организации занятия, и в начале его. В конце занятия с детьми старшего дошкольного возраста формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.
В ходе исследования установлены следующие требования к занятиям со детей старшего дошкольного возраста:
-
использование новейших достижений науки и практики; -
реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; -
обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности; -
соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей; установление интегративных связей; -
связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень представлений о труде взрослых; -
активизация познавательной деятельности детей; -
логика построения занятия, единая линия содержания; эмоциональный компонент занятия; -
связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка; -
развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем; -
тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.
3. Организация игровой деятельности.
В ФГОС ДО игра рассматривается, «…как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации». «При этом одним из целевых ориентиров выступает «на этапе завершения дошкольного образования» ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам» [68].
Игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых, формированием умений устанавливать зависимость между результатами труда и проявлением трудолюбия. Сюжетно – ролевые игры могут носить импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Игра является целью развития творческих и коммуникативных способностей ребенка.
Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры занимались такие психологи как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др. [21, 75 и др.]. По мнению Д.Б. Эльконин, «…игра обеспечивает выделение и осмысление ребенком социально принятых нравственных норм поведения, формирование основного движущего мотива личностного развития ребенка – быть как взрослый. Так, в игре развивается новая форма мотивов: от сознательных, от аффективно окрашенных непосредственных желаний до обобщенных намерений» [75, с. 233].
Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их роли в сюжетно-ролевых играх. Понимание элементарных представлений о профессии возможно в процессе
сюжетно-ролевой игры, в которой имитируется сюжет ситуации, модели поведения, возникает интерес и устремление ребенка к определенной сфере профессиональной деятельности ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной цели. Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры. Форма их организации разнообразная: индивидуальная, групповая, подгрупповая.
Основные требования к эффективной организации и проведению игры. Две модели поведения взрослого: взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств; взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т.д. [19, с. 197].
В ходе исследования хотим отметить направленные на трудовое воспитание задачи игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста:
-
стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни людей различных профессий, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения; -
помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу ролевой игры; -
обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек в процессе игры; -
побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни; придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами, например предметы для лечения – профессия врач, предметы для продажи в магазине – профессий продавец и т.д.; -
формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения; -
пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами; -
развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры; -
прививать игровую культуру, т.е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков; -
стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников; -
учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими; поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок; -
обучать умению договариваться во время игровой деятельности.