Файл: Минпросвещения россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дидактические игры – «Кто, что делает?», «Профессии», «Угадай профессию», «Кому это надо?» направлены на трудовое воспитание и учат детей классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности. «Грамотное планирование проведения дидактических игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о расширении представлений о людях разных профессий» [22, с. 63].
Основное требование к дидактическим играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры, отвечающие следующим требованиям:
-
способность пробуждать непосредственный интерес у детей; -
обеспечение детям возможности проявить свои способности; -
вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми; -
предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков; -
доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков;
получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков [22, с. 64].
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
Изучены теоретические основы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Нами были раскрыты понятия «дошкольный возраст». В результате изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявили сущность, принципы, характеристику и особенности (социальные, педагогические) развития трудовых представлений, рассмотрены цели, задачи и функции трудового развития: формирование у подрастающего поколения трудовых знаний, умений, навыков.
Так же раскрыли понятие «труд», «трудовое воспитание», рассмотрели виды и этапы работы над ними, определили цели, задачи и рекомендации, воспитательные возможности трудовых поручений
.
Были описаны педагогические условия формирования трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством трудовых поручений.
Методически рассмотрели этапа работы с материалом, требования к отбору поручений и к организации проведения по программе «От рождения до школы».
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Описание методики и результатов диагностики уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о трудовой деятельности
Опытно-экспериментальная работа по организации проектной деятельности осуществлялась на базе старшей группы «Бакалаврики» Центра развития компетенций «Центра развития ребёнка КотоффKids» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Мной проведено обследование детей для выявления уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
Цель опытно-экспериментальной работы – теоретически обосновать, разработать и апробировать методическое пособие «О труде для дошкольников».
Задачи исследования:
1) определить диагностические методики для выявления уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Центр развития компетенций «Центр развития ребёнка КотоффKids» городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Участие в исследовании приняла старшая группа «Бакалаврики». В количестве – 20 человек.
Для достижения поставленной цели были определены следующие диагностические методики: тест «Знаешь ли ты профессии?» (Приложение 1.), которая позволяет выявить уровень сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста и методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» [66] (Приложение 2.), направленная на выявление уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации.
Основные этапы опытно-экспериментальной работы.
I этап начальный этап (констатирующий).
Цель – выявить уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
-
Изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста о труде взрослых. -
Определить отношение детей к труду взрослых. -
Провести диагностику уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста
Методы, используемые на констатирующем этапе: наблюдение, беседа, Тест «Знаешь ли ты профессии?», методика ««Представления о труде взрослых».
Результат: данные о состоянии изучаемой проблемы, определенны экспериментальные группы, данные констатирующего эксперимента.
II этап основной (формирующий).
Цель – повысить уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
-
Реализовать методическое пособие «О труде для дошкольников». -
Осуществить мониторинг процесса апробации методического пособия «О труде для дошкольников».
Методы, используемые на формирующем этапе экспериментальной работы: формирующий эксперимент, тестирование, наблюдение.
Результат: реализация методического пособия «О труде для дошкольников».
III этап итоговый (обобщающий).
Цель – выявить динамику сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
-
Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего и обобщающего этапов опытно-экспериментальной работы, направленных на сформированность представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. -
Произвести интерпретацию полученных экспериментальных данных. -
Оценить риски, осложняющие процесс формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. -
Оформить результаты исследования, сформулировать выводы.
Методы, используемые на обобщающем этапе экспериментальной работы: качественный и количественный анализ результатов исследования, сравнительный анализ экспериментальных данных, табличная и диаграммная интерпретация полученный данных.
Результат: построение диаграмм, обобщение, распространение опыта по результатам проверки гипотезы исследования.
В ходе реализации первой задачи изучали понимание детьми старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых. (Приложение 1). Далее был проведен анализ
сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 2). Результаты исследования уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста отражены в таблице 1. «Протокол исследования уровня понимания о труде взрослых и отношения к их труду у детей старшего возраста».
На рисунке 1 показано соотношение уровней понимания детьми старшего дошкольного возраста о труде взрослых (%).
Рис. 1. Соотношение уровней понимания детьми старшего дошкольного возраста о труде взрослых.
В результате полученных данных было определено, что 9 детей (45%) показали высокий уровень понимания о труде взрослых и отношения к их труду, 7 детей – средний уровень – 35% у 4 детей – 20% выявлен низкий уровень понимания о труде взрослых и отношения к их труду.
Протоколы диагностики уровня понимания о труде взрослых и отношения к их труду у детей старшего возраста, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Протокол исследования уровня понимания о труде взрослых и отношения к их труду у детей старшего возраста (Тест «Знаешь ли ты профессии?»)
Испытуемый | Сумма баллов | Уровень |
1 | 2 | 3 |
Испытуемый 1 | 17 | высокий |
Испытуемый 2 | 18 | высокий |
Испытуемый 3 | 12 | низкий |
Испытуемый 4 | 19 | высокий |
Испытуемый 5 | 14 | средний |
Испытуемый 6 | 18 | высокий |
Испытуемый 7 | 18 | высокий |
Испытуемый 8 | 12 | низкий |
Испытуемый 9 | 15 | средний |
Испытуемый 10 | 12 | низкий |
Испытуемый 11 | 14 | средний |
Испытуемый 12 | 15 | средний |
Испытуемый 13 | 13 | средний |
Испытуемый 14 | 17 | высокий |
Испытуемый 15 | 15 | средний |
Испытуемый 16 | 16 | средний |
Испытуемый 17 | 18 | высокий |
Испытуемый 18 | 12 | низкий |
Испытуемый 19 | 19 | высокий |
Испытуемый 20 | 18 | высокий |