Файл: Минпросвещения россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для выявления уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста была использована диагностика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» [66], направленная на изучение информированности детей о труде взрослых, согласно инструкции необходимо перед ребенком разложить 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ. Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.
На рисунке 2 показано соотношение уровней сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста (%).
Рис. 2. Соотношение уровней сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста.
В результате полученных данных было определено, что 5 детей (25%) показали высокий уровень сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста, 8 детей (40%) – средний уровень, у 7 детей – 35% выявлен низкий уровень сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста.
Протоколы диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Протокол исследования уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста (методика «Представления о труде взрослых»)
Испытуемый | Сумма баллов | Уровень |
1 | 2 | 3 |
Испытуемый 1 | 2 | средний |
Испытуемый 2 | 2 | средний |
Испытуемый 3 | 2 | средний |
Испытуемый 4 | 3 | высокий |
Испытуемый 5 | 1 | низкий |
Испытуемый 6 | 3 | высокий |
Испытуемый 7 | 3 | высокий |
Испытуемый 8 | 1 | низкий |
Испытуемый 9 | 1 | низкий |
Испытуемый 10 | 2 | средний |
Испытуемый 11 | 1 | низкий |
Испытуемый 12 | 2 | средний |
Испытуемый 13 | 1 | низкий |
Испытуемый 14 | 2 | средний |
Испытуемый 15 | 1 | низкий |
Испытуемый 16 | 2 | средний |
Испытуемый 17 | 3 | высокий |
Испытуемый 18 | 1 | низкий |
Испытуемый 19 | 2 | средний |
Испытуемый 20 | 3 | высокий |
Анализ полученных данных представлен в гистограмме на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты двух диагностических методик.
Таким образом, проанализировав полученные данные, которые набрали испытуемые в двух диагностических методиках, они были распределены по уровням сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста, данные представлены в протоколе исследования в таблице 3. «Результаты диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста».
Таблица 3
Протокол исследования уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста
Испытуемый | Результаты уровня понимания о труде взрослых и отношения к их труду у детей старшего возраста, согласно тесту «Знаешь ли ты профессии?» | Результаты уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста, согласно методике «Представления о труде взрослых» | Общее количество баллов | Уровень |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Испытуемый 1 | 17 | 2 | 19 | средний |
Испытуемый 2 | 18 | 2 | 20 | высокий |
Испытуемый 3 | 12 | 2 | 14 | низкий |
Испытуемый 4 | 19 | 3 | 22 | высокий |
Испытуемый 5 | 14 | 1 | 15 | средний |
Испытуемый 6 | 18 | 3 | 21 | высокий |
Испытуемый 7 | 18 | 3 | 21 | высокий |
Испытуемый 8 | 12 | 1 | 13 | низкий |
Испытуемый 9 | 15 | 1 | 16 | средний |
Испытуемый 10 | 12 | 2 | 14 | низкий |
Испытуемый 11 | 14 | 1 | 15 | средний |
Испытуемый 12 | 15 | 2 | 17 | средний |
Испытуемый 13 | 13 | 1 | 14 | низкий |
Испытуемый 14 | 17 | 2 | 19 | средний |
Испытуемый 15 | 15 | 1 | 16 | средний |
Испытуемый 16 | 16 | 2 | 18 | средний |
Испытуемый 17 | 18 | 3 | 21 | высокий |
Испытуемый 18 | 12 | 1 | 13 | низкий |
Испытуемый 19 | 19 | 2 | 21 | высокий |
На рисунке 4 показаны результаты полученных данных уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста (%).
Рис. 4. Результаты диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста
Анализируя данные результатов теста «Знаешь ли ты профессии?» и методики Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» [66], можно сделать вывод: высокий уровень сформированности представлений о мире труда и профессий у 6 детей (30%,), средний уровень у 8 испытуемых (40%), низкий уровень сформированности представлений о мире труда и профессий выявлен у 6 испытуемых (30%).
Таким образом, педагогу необходимо осуществить поиск эффективных средств по формированию представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста, следовательно, необходимо подобрать комплекс трудовых поручений, презентаций, мультфильмов, обучающих видеороликов о профессиях, направленных на формирование представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Реализация работы по ознакомлению старших дошкольников с трудовой деятельностью
Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в теоретически обосновать, разработать и апробировать методическое пособие «О труде для дошкольников».
С целью формирования представлений о труде взрослых детей старшего дошкольного возраста мы разработали проект деятельности педагога, направленный на развитие знаний о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: повысить уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) развитие знаний о трудовой деятельности людей;
2) формирование представлений о труде взрослых детей старшего дошкольного возраста;
При реализации проекта предполагается использование дидактические игры.
Планируемый результат:
1. Развитие знаний о трудовой деятельности людей.
2. Формирование представлений о труде взрослых детей старшего дошкольного возраста.
Данный проект педагог может использовать как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в режимные моменты (утром, днем, вечером, 1 раз в неделю), согласно основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
Таблица 4
Тематический план
Сроки | Направления | Название |
1 | 2 | 3 |
Сентябрь | ||
Первая неделя | Космонавт | «Поддержание порядка в шкафу с пособиями» |
Вторая неделя | ||
Третья неделя | «Уборка в игровом уголке» | |
Четвертая неделя | ||
Октябрь | ||
Первая неделя | Строитель | «Мытьё строительного материала» |
Вторая неделя | ||
Третья неделя | «Влажная уборка модулей для конструирования» | |
Четвертая неделя | ||
Ноябрь | ||
Первая неделя | Парикмахер | «Мытьё кукол» |
Вторая неделя | ||
Третья неделя | «Стирка кукольного белья» | |
Четвертая неделя | ||
Декабрь | ||
Первая неделя | Продавец | «Посадка лука» |
Вторая неделя | ||
Третья неделя | «Высаживание рассады, уход за ней» | |
Четвертая неделя | ||
Январь | ||
Первая неделя | Учитель | «Дежурство зоне образовательной деятельности» |
Вторая неделя | ||
Третья неделя | «Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности» | |
Четвертая неделя | ||
Февраль | ||
Первая неделя | Полицейский | «Расставим стулья в определенном порядке» |
Вторая неделя | ||
Третья неделя | «Работа в книжном уголке» | |
Четвертая неделя | ||
Март | ||
Первая неделя | Доктор | «Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях» |
Вторая неделя | ||
Третья неделя | «Учимся заправлять свои постели» | |
Четвертая неделя | ||
Апрель | ||
Первая неделя | Повар | «Дежурство по столовой» |
Вторая неделя | ||
Третья неделя | «Нарезать салфетки» | |
Четвертая неделя | ||
Май | ||
Первая неделя | Пожарный | «Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора» |
Вторая неделя | ||
Третья неделя | «Рыхление почвы у комнатных растений» | |
Четвертая неделя | ||
Июнь | ||
Первая неделя | Садовник | «Полив комнатных растений» |
Вторая неделя | ||
Третья неделя | «Мытьё комнатных растений» | |
Четвертая неделя |
Таблица 5
Содержание деятельности педагога
Профессия | Цель | Оборудование | План |
Космонавт | систематизировать и расширить представления детей о профессии космонавта; | мультимедийное оборудование, дидактические игры, интерактивные игры | 1. Трудовые поручения 2. Мультфильм о профессиях для детей «Космонавт» 3. Дидактическая игра «Космос» 4. Пальчиковая гимнастика «Космонавт» 5. Стихотворения про профессию «Космонавт» 6. Загадки |
Строитель | систематизировать и расширить представления детей о профессии строителя; сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к строителям; | мультимедийное оборудование, дидактические игры, интерактивные игры | 1. Трудовые поручения 2. Мультфильм о профессиях для детей «Строитель» 3. Дидактическая игра «Строители» 4. Пальчиковая гимнастика «Строитель» 5. Стихотворения про профессию «Строители» 6. Загадки |
Парикмахер | систематизировать и расширить представления детей о профессии парикмахера; сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к парикмахеру. | мультимедийное оборудование, дидактические игры, интерактивные игры | 1. Трудовые поручения 2. Мультфильм о профессиях для детей «Парикмахер» 3. Дидактическая игра «Парикмахер» 4. Пальчиковая гимнастика «Парикмахер» 5. Стихотворения про профессию «Парикмахер» 6. Загадки |
Продавец | систематизировать и расширить представления детей о профессии продовца; сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к продавцу; | мультимедийное оборудование, дидактические игры, интерактивные игры | 1. Трудовые поручения 2. Мультфильм о профессиях для детей «Продавец» 3. Дидактическая игра «Магазин игрушек» 4. Пальчиковая гимнастика «Продавец» 5. Стихотворения про профессию «Продавец» 6. Загадки |
Учитель | систематизировать и расширить представления детей о профессии учителя; сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к учителю; | мультимедийное оборудование, дидактические игры, интерактивные игры | 1. Трудовые поручения 2. Мультфильм о профессиях для детей «Учитель» 3. Дидактическая игра «Кто работает в школе?» 4. Пальчиковая гимнастика «Школа» 5. Стихотворения про профессию «Учительница» 6. Загадки |
Полицейский | систематизировать и расширить представления детей о профессии полицейского; сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться в полицию; | мультимедийное оборудование, дидактические игры, интерактивные игры | 1. Трудовые поручения 2. Мультфильм о профессиях для детей «Полицейский» 3. Дидактическая игра «Помогите! Полиция!» 4. Пальчиковая гимнастика «Полицейский» 5. Стихотворения про профессию «Полицейский» 6. Загадки |
Доктор | систематизировать и расширить представления детей о профессии доктора; сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к доктору; | мультимедийное оборудование, дидактические игры, интерактивные игры | 1. Трудовые поручения 2. Мультфильм о профессиях для детей «Доктор» 3. Дидактическая игра «Скорая помощь» 4. Пальчиковая гимнастика «Доктор» 5. Стихотворения про профессию «Врач» 6. Загадки |
Повар | систематизировать и расширить представления детей о профессии повара; сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к повару; | мультимедийное оборудование, дидактические игры, интерактивные игры | 1. Трудовые поручения 2. Мультфильм о профессиях для детей «Повар» 3. Дидактическая игра «Поварята» 4. Пальчиковая гимнастика «Повар» 5. Стихотворения про профессию «Повар» 6. Загадки |
Пожарный | систематизировать и расширить представления детей о профессии пожарного; сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к пожарным; | мультимедийное оборудование, дидактические игры, интерактивные игры | 1. Трудовые поручения 2. Мультфильм о профессиях для детей «Пожарный» 3. Дидактическая игра «Что нужно пожарным?» 4. Пальчиковая гимнастика «Пожарные» 5. Стихотворения про профессию «Пожарный» 6. Загадки |
Садовник | систематизировать и расширить представления детей о профессии садовника; сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к садовнику; | мультимедийное оборудование, дидактические игры, интерактивные игры | 1. Трудовые поручения 2. Мультфильм о профессиях для детей «Садовник» 3. Дидактическая игра «Садовник и цветы» 4. Пальчиковая гимнастика «Садовник» 5. Стихотворения про профессию «Садовник» 6. Загадки |