Файл: Минпросвещения россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для выявления уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста была использована диагностика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» [66], направленная на изучение информированности детей о труде взрослых, согласно инструкции необходимо перед ребенком разложить 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ. Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.

На рисунке 2 показано соотношение уровней сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста (%).



Рис. 2. Соотношение уровней сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста.
В результате полученных данных было определено, что 5 детей (25%) показали высокий уровень сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста, 8 детей (40%) – средний уровень, у 7 детей – 35% выявлен низкий уровень сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста.

Протоколы диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Протокол исследования уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста (методика «Представления о труде взрослых»)

Испытуемый

Сумма баллов

Уровень

1

2

3

Испытуемый 1

2

средний

Испытуемый 2

2

средний

Испытуемый 3

2

средний

Испытуемый 4

3

высокий

Испытуемый 5

1

низкий

Испытуемый 6

3

высокий

Испытуемый 7

3

высокий

Испытуемый 8

1

низкий

Испытуемый 9

1

низкий

Испытуемый 10

2

средний

Испытуемый 11

1

низкий

Испытуемый 12

2

средний

Испытуемый 13

1

низкий

Испытуемый 14

2

средний

Испытуемый 15

1

низкий

Испытуемый 16

2

средний

Испытуемый 17

3

высокий

Испытуемый 18

1

низкий

Испытуемый 19

2

средний

Испытуемый 20

3

высокий



Анализ полученных данных представлен в гистограмме на рисунке 3.



Рис. 3. Результаты двух диагностических методик.

Таким образом, проанализировав полученные данные, которые набрали испытуемые в двух диагностических методиках, они были распределены по уровням сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста, данные представлены в протоколе исследования в таблице 3. «Результаты диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста».

Таблица 3

Протокол исследования уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста


Испытуемый

Результаты уровня понимания о труде взрослых и отношения к их труду у детей старшего возраста, согласно тесту «Знаешь ли ты профессии?»

Результаты уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста, согласно методике «Представления о труде взрослых»

Общее количество баллов

Уровень

1

2

3

4

5

Испытуемый 1

17

2

19

средний

Испытуемый 2

18

2

20

высокий

Испытуемый 3

12

2

14

низкий

Испытуемый 4

19

3

22

высокий

Испытуемый 5

14

1

15

средний

Испытуемый 6

18

3

21

высокий

Испытуемый 7

18

3

21

высокий

Испытуемый 8

12

1

13

низкий

Испытуемый 9

15

1

16

средний

Испытуемый 10

12

2

14

низкий

Испытуемый 11

14

1

15

средний

Испытуемый 12

15

2

17

средний

Испытуемый 13

13

1

14

низкий

Испытуемый 14

17

2

19

средний

Испытуемый 15

15

1

16

средний

Испытуемый 16

16

2

18

средний

Испытуемый 17

18

3

21

высокий

Испытуемый 18

12

1

13

низкий

Испытуемый 19

19

2

21

высокий



На рисунке 4 показаны результаты полученных данных уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста (%).



Рис. 4. Результаты диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста
Анализируя данные результатов теста «Знаешь ли ты профессии?» и методики Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» [66], можно сделать вывод: высокий уровень сформированности представлений о мире труда и профессий у 6 детей (30%,), средний уровень у 8 испытуемых (40%), низкий уровень сформированности представлений о мире труда и профессий выявлен у 6 испытуемых (30%).

Таким образом, педагогу необходимо осуществить поиск эффективных средств по формированию представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста, следовательно, необходимо подобрать комплекс трудовых поручений, презентаций, мультфильмов, обучающих видеороликов о профессиях, направленных на формирование представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста.


2.2. Реализация работы по ознакомлению старших дошкольников с трудовой деятельностью



Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в теоретически обосновать, разработать и апробировать методическое пособие «О труде для дошкольников».

С целью формирования представлений о труде взрослых детей старшего дошкольного возраста мы разработали проект деятельности педагога, направленный на развитие знаний о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: повысить уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) развитие знаний о трудовой деятельности людей;

2) формирование представлений о труде взрослых детей старшего дошкольного возраста;

При реализации проекта предполагается использование дидактические игры.

Планируемый результат:

1. Развитие знаний о трудовой деятельности людей.

2. Формирование представлений о труде взрослых детей старшего дошкольного возраста.

Данный проект педагог может использовать как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в режимные моменты (утром, днем, вечером, 1 раз в неделю), согласно основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Таблица 4

Тематический план

Сроки

Направления

Название

1

2

3

Сентябрь

Первая неделя

Космонавт

«Поддержание порядка в шкафу с пособиями»

Вторая неделя

Третья неделя

«Уборка в игровом уголке»

Четвертая неделя

Октябрь

Первая неделя

Строитель

«Мытьё строительного материала»

Вторая неделя

Третья неделя

«Влажная уборка модулей для конструирования»

Четвертая неделя

Ноябрь

Первая неделя

Парикмахер

«Мытьё кукол»

Вторая неделя

Третья неделя

«Стирка кукольного белья»

Четвертая неделя

Декабрь

Первая неделя

Продавец

«Посадка лука»

Вторая неделя

Третья неделя

«Высаживание рассады, уход за ней»

Четвертая неделя

Январь

Первая неделя

Учитель

«Дежурство зоне образовательной деятельности»

Вторая неделя

Третья неделя

«Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности»

Четвертая неделя

Февраль

Первая неделя

Полицейский

«Расставим стулья в определенном порядке»

Вторая неделя

Третья неделя

«Работа в книжном уголке»

Четвертая неделя

Март

Первая неделя

Доктор

«Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях»

Вторая неделя

Третья неделя

«Учимся заправлять свои постели»

Четвертая неделя

Апрель

Первая неделя

Повар

«Дежурство по столовой»

Вторая неделя

Третья неделя

«Нарезать салфетки»

Четвертая неделя

Май

Первая неделя

Пожарный

«Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора»

Вторая неделя

Третья неделя

«Рыхление почвы у комнатных растений»

Четвертая неделя

Июнь

Первая неделя

Садовник

«Полив комнатных растений»

Вторая неделя

Третья неделя

«Мытьё комнатных растений»

Четвертая неделя



Таблица 5

Содержание деятельности педагога

Профессия

Цель

Оборудование

План

Космонавт

систематизировать и расширить представления детей о профессии космонавта;

мультимедийное оборудование, дидактические игры,

интерактивные игры

1. Трудовые поручения

2. Мультфильм о профессиях для детей «Космонавт»

3. Дидактическая игра «Космос»

4. Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

5. Стихотворения про профессию «Космонавт»

6. Загадки

Строитель

систематизировать и расширить представления детей о профессии строителя;

сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к строителям;

мультимедийное оборудование, дидактические игры,

интерактивные игры

1. Трудовые поручения

2. Мультфильм о профессиях для детей «Строитель»

3. Дидактическая игра «Строители»

4. Пальчиковая гимнастика «Строитель»

5. Стихотворения про профессию «Строители»

6. Загадки

Парикмахер

систематизировать и расширить представления детей о профессии парикмахера;

сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к парикмахеру.

мультимедийное оборудование, дидактические игры,

интерактивные игры

1. Трудовые поручения

2. Мультфильм о профессиях для детей «Парикмахер»

3. Дидактическая игра «Парикмахер»

4. Пальчиковая гимнастика «Парикмахер»

5. Стихотворения про профессию «Парикмахер»

6. Загадки

Продавец

систематизировать и расширить представления детей о профессии продовца;

сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к продавцу;

мультимедийное оборудование, дидактические игры,

интерактивные игры

1. Трудовые поручения

2. Мультфильм о профессиях для детей «Продавец»

3. Дидактическая игра «Магазин игрушек»

4. Пальчиковая гимнастика «Продавец»

5. Стихотворения про профессию «Продавец»

6. Загадки

Учитель

систематизировать и расширить представления детей о профессии учителя;

сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к учителю;

мультимедийное оборудование, дидактические игры,

интерактивные игры

1. Трудовые поручения

2. Мультфильм о профессиях для детей «Учитель»

3. Дидактическая игра «Кто работает в школе?»

4. Пальчиковая гимнастика «Школа»

5. Стихотворения про профессию «Учительница»

6. Загадки

Полицейский

систематизировать и расширить представления детей о профессии полицейского;

сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться в полицию;

мультимедийное оборудование, дидактические игры,

интерактивные игры

1. Трудовые поручения

2. Мультфильм о профессиях для детей «Полицейский»

3. Дидактическая игра «Помогите! Полиция!»

4. Пальчиковая гимнастика «Полицейский»

5. Стихотворения про профессию «Полицейский»

6. Загадки

Доктор

систематизировать и расширить представления детей о профессии доктора;

сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к доктору;

мультимедийное оборудование, дидактические игры,

интерактивные игры

1. Трудовые поручения

2. Мультфильм о профессиях для детей «Доктор»

3. Дидактическая игра «Скорая помощь»

4. Пальчиковая гимнастика «Доктор»

5. Стихотворения про профессию «Врач»

6. Загадки

Повар

систематизировать и расширить представления детей о профессии повара;

сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к повару;

мультимедийное оборудование, дидактические игры,

интерактивные игры

1. Трудовые поручения

2. Мультфильм о профессиях для детей «Повар»

3. Дидактическая игра «Поварята»

4. Пальчиковая гимнастика «Повар»

5. Стихотворения про профессию «Повар»

6. Загадки

Пожарный

систематизировать и расширить представления детей о профессии пожарного;

сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к пожарным;

мультимедийное оборудование, дидактические игры,

интерактивные игры

1. Трудовые поручения

2. Мультфильм о профессиях для детей «Пожарный»

3. Дидактическая игра «Что нужно пожарным?»

4. Пальчиковая гимнастика «Пожарные»

5. Стихотворения про профессию «Пожарный»

6. Загадки

Садовник

систематизировать и расширить представления детей о профессии садовника;

сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться к садовнику;

мультимедийное оборудование, дидактические игры,

интерактивные игры

1. Трудовые поручения

2. Мультфильм о профессиях для детей «Садовник»

3. Дидактическая игра «Садовник и цветы»

4. Пальчиковая гимнастика «Садовник»

5. Стихотворения про профессию «Садовник»

6. Загадки