Файл: Методическое пособие Арефьева Л. Н.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мы руки разведем и побежим кругом.

Руки вверх, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжать, на бочок.

ТЕМА «СЕМЬЯ. ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ -- 8 МАРТА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Расширение словарного запаса детей:

названия: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, утро, день, вечер, младенец, племянница, тетя, дядя, подарок, сюрприз, празд­ник, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан;

признаки: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, боль­шие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная;

действия: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, зани­маться, завтракать, обедать, ужинать, жалеть, поздравить, дарить, ма­стерить, шить, вязать, вышивать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»

Мама — (значит, ты чей? чья?) мамин (а),

папа — папин(а),

бабушка — бабушкин (а),

дедушка — дедушкин (а),

дядя — дядин (а),

тетя — тетин (а).

Образование простых причастий и прилагательных «Назо­ви, какой?»

Жить — живущий,

расти — растущий,

любить — любимый,

уважать — уважаемый,

гладить — глаженый,

стараться — старательный,

заботиться — заботливый,

отдыхать — отдыхающий.

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

Дети — детки — деточки;

семья — семейка;

мама — маменька, мамулечка, матушка;

папа — папочка, папуленька, папулечка;

сын — сыночек, сынуля, сыночка;

дедушка — дедулечка;

бабушка — бабулечка;

дочь — дочка — доченька, дочуленька;

внук — внучек, внучок;

внучка — внученька;

сестра — сестричка, сестреночка;

брат — братик.

Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

Семья — семьи — много семей,

ребенок — дети — детей,

работа — работы — много работы (работ),

мама — мамы — мам,

папа — папы — пап,

дедушка — дедушки — дедушек,

бабушка — бабушки — бабушек,

сын — сыны (сыновья) — сынов (сыновей),

дочь — дочери — дочерей,

сестра — сестры — сестер,

брат — братья — братьев,

внук — внуки — внуков,


младенец — младенцы — младенцев,

цветок — цветы — цветов,

подарок — подарки — подарков,

праздник — праздники — праздников.

Склонение существительного «Закончи предложения»

У каждого малыша есть ... (мама). Каждый человек любит свою ... (маму). На свете очень трудно жить без ... (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы ... (маме). Я люб­лю гулять со своей ... (мамой). Я очень горжусь своей ... (ма­мой).

Лексический строй речи

Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой), что делает?»

Мама — веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;

бабушка — ... ;

дедушка — ... ;

папа — ... ;

брат — ... ;

сестра — ....

Построение монолога «Расскажи о семье по плану» (де­тям от 6 лет):

  1. сколько в семье человек;

  2. с кем живет ребенок (если неполная семья);

  3. как зовут родителей (имя, отчество);

  4. кем работают родители;

  5. сколько лет брату (сестре);

  6. в каком классе учится брат (сестра);

  7. какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая..).

Поиск соответствующего понятия «Беседа о семье» (детям от 6 лет)

Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабуш­ка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?

Материал для запоминания «Праздник 8 Марта»

В первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает жен­ский праздник (праздник мам и бабушек). Самое прекрасное сло­во на земле — мама. Это первое слово, которое произносит чело­век, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце — в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

МИНУТКА ОТДЫХА

«Кто кому кто?»

  • Бабушка, бабушка, я чья дочка?

  • Ты Федина дочь, моего сыночка.

  • Мой папа большой, а совсем не сыночек.

  • Сыночек. Брат моих дочек.
    Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

  • Да разве у дочки мы были? У тети!

  • Тетю твою я в люльке качала...

  • Бабушка, стой, объясни-ка сначала,
    Кто мне Наташа и два ее братца?

  • Ладно, попробуем разобраться:
    Их мама, племянницы мужа сестра,
    Маленькой ох была и шустра!


А ты доводишься... Хитрое дело...

  • Бабушка, что-то у нас пригорело!

  • Тьфу ты, пока я соображала,
    Все молоко из кастрюли сбежало.

Я. Аким

Для мамы

Сказал мне папа: — Мила,

А ты не позабыла?

У мамы праздник! —

Знаю! Платочек вышиваю,

С каемкою, с цветами,

Своей любимой маме.

Г. Бойко

Март

Третий месяц у ворот —

Это к солнцу поворот.

Зимний сторож Снеговик

Ежится, мрачнеет.

Старый, к холоду привык,

Он в тепле худеет.

Верба за моим окном

Почки распустила —

Раньше всех в краю родном

Расцвести решила.

Принесу я ветку в дом

И на стол поставлю.

Завтра утром с женским днем

Маму я поздравлю.

Ю. Коринец

Мамин день

Все хожу, все думаю, смотрю:

«Что ж я завтра маме подарю?

Может, куклу? Может быть, конфет?»

— Нет! Вот тебе, родная, в твой денек

Аленький цветочек-огонек!


ТЕМА «ШКОЛА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети (с 6 лет) должны знать, что:

  • начало занятий во всех школах — 1 сентября, осенью;

  • первый звонок — праздник первоклассников;

  • в школе проходят уроки, после которых небольшие перемены;

  • в школу ходят учиться, получать знания, заниматься спортом;
    —• в школе есть различные кружки (танцы, борьба, вышивание...);

  • учитель учит детей писать, читать, считать.
    Расширение словарного запаса детей:

названия: школа, школьник, первоклассник, парта, портфель, ра­нец, рюкзак, тетрадь, книги, ручка, карандаш, пенал, учебник, альбом, краска, доска, мел, учитель, директор, класс, дежурный, дневник, от­личник, урок, задание, библиотека, зал, столовая, перемена, звонок, ластик, кисточка, линейка, подставка, форма;

признаки: домашнее, интересная, нужная, важная, учебная, школьная, спортивный, многоэтажное, аккуратный, опрятный, нарядный, чистая, спокойная, прилежная, заботливая, важная, любимая, внимательная;

действия: слушать, писать, читать, учить, выполнять, повторять, положить, достать, рисовать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

Парта — парточка,

рюкзак — рюкзачок,

тетрадь — тетрадочка,

книга — книжечка,

ручка — ручечка,

альбом — альбомчик,

карандаш — карандашик,

пенал — пенальчик,

мел — мелок,

класс — классик,

дневник — дневничок,

зал — залик,

перемена — переменка,

звонок — звоночек,

кисть — кисточка,

линейка — линеечка,

подставка — подставочка.

Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)

Школа — школ,

школьник — школьников,

школьница — школьниц,

парта — парт,

портфель — портфелей,

ранец — ранцев,

рюкзак — рюкзаков,

тетрадь — тетрадей,

книга — книг,

ручка — ручек,

карандаш — карандашей,

пенал — пеналов,

учебник — учебников,

альбом — альбомов,

краска — красок,

доска — досок,

мел — мела,

учитель — учителей,

класс — классов,

дежурный — дежурных,

дневник — дневников,

отличник — отличников,

урок — уроков,

задание — заданий,

кисточка — кисточек,

перемена — перемен,


звонок — звонков.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай»

Одна школа — две школы — пять школ,

одна новая школа — две новые школы — пять новых школ,

один пенал — два пенала — пять пеналов,

один деревянный пенал — два деревянных пенала — пять де­ревянных пеналов.

Связь слов по типу слабого управления «Ответь на вопрос» (детям от 6 лет)

Сесть за парту — выйти (откуда?) из-за парты; положить книгу на стол — взять книгу (откуда?) со стола; поставить вазу на подоконник — взять вазу (откуда?) с подо­конника;

ручка упала под парту — подняли ручку (откуда?) из-под парты; войти в класс — выйти (откуда?) из класса;

спрятать карандаш в рюкзак — достать карандаш (откуда?) из рюкзака.

Лексический строй речи

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Длинная линейка — короткая линейка, острый карандаш — тупой карандаш,

толстая книга — тонкая книга,

высокий мальчик — невысокий мальчик.

Классификация «Четвертый лишний»

Линейка, карандаш, книга, кукла (кукла); ручка, ластик, прыгалки, подставка (прыгалки); кукла, мяч, пирамидка, кисточка (кисточка).

Поиск соответствующего понятия и развития монологиче­ской речи «Беседа по теме»

Что делают ребята в школе? Как должны вести себя в школе ученики? Что надо знать и что необходимо уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Что такое школа?

МИНУТКА ОТДЫХА

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

  • Прочти, пожалуйста, прочти!
    Не надо умолять сестрицу:

  • Ну почитай еще страницу!
    Не надо звать, не надо ждать,
    А можно взять и почитать!

В. Берестов

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я школьный... (ранец).

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Для меня резинка, братцы,

Лютый враг!

Не могу я столковаться

С ней никак.

Сделал я кота и кошку —

Красота!

А она прошлась немножко —

Нет кота!

С ней хорошую картинку

Не создашь! —

Так вовсю ругал резинку.

(карандаш).

В школу

Листья желтые летят,

День стоит веселый.