ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мы руки разведем и побежим кругом.
Руки вверх, в кулачок,
Разжать, на бочок.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжать, на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разжать, на бочок.
ТЕМА «СЕМЬЯ. ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ -- 8 МАРТА»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Расширение словарного запаса детей:
названия: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, утро, день, вечер, младенец, племянница, тетя, дядя, подарок, сюрприз, праздник, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан;
признаки: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, большие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная;
действия: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, жалеть, поздравить, дарить, мастерить, шить, вязать, вышивать.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»
Мама — (значит, ты чей? чья?) мамин (а),
папа — папин(а),
бабушка — бабушкин (а),
дедушка — дедушкин (а),
дядя — дядин (а),
тетя — тетин (а).
Образование простых причастий и прилагательных «Назови, какой?»
Жить — живущий,
расти — растущий,
любить — любимый,
уважать — уважаемый,
гладить — глаженый,
стараться — старательный,
заботиться — заботливый,
отдыхать — отдыхающий.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Дети — детки — деточки;
семья — семейка;
мама — маменька, мамулечка, матушка;
папа — папочка, папуленька, папулечка;
сын — сыночек, сынуля, сыночка;
дедушка — дедулечка;
бабушка — бабулечка;
дочь — дочка — доченька, дочуленька;
внук — внучек, внучок;
внучка — внученька;
сестра — сестричка, сестреночка;
брат — братик.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»
Семья — семьи — много семей,
ребенок — дети — детей,
работа — работы — много работы (работ),
мама — мамы — мам,
папа — папы — пап,
дедушка — дедушки — дедушек,
бабушка — бабушки — бабушек,
сын — сыны (сыновья) — сынов (сыновей),
дочь — дочери — дочерей,
сестра — сестры — сестер,
брат — братья — братьев,
внук — внуки — внуков,
младенец — младенцы — младенцев,
цветок — цветы — цветов,
подарок — подарки — подарков,
праздник — праздники — праздников.
Склонение существительного «Закончи предложения»
У каждого малыша есть ... (мама). Каждый человек любит свою ... (маму). На свете очень трудно жить без ... (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы ... (маме). Я люблю гулять со своей ... (мамой). Я очень горжусь своей ... (мамой).
Лексический строй речи
Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой), что делает?»
Мама — веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;
бабушка — ... ;
дедушка — ... ;
папа — ... ;
брат — ... ;
сестра — ....
Построение монолога «Расскажи о семье по плану» (детям от 6 лет):
-
сколько в семье человек; -
с кем живет ребенок (если неполная семья); -
как зовут родителей (имя, отчество); -
кем работают родители; -
сколько лет брату (сестре); -
в каком классе учится брат (сестра); -
какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая..).
Поиск соответствующего понятия «Беседа о семье» (детям от 6 лет)
Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?
Материал для запоминания «Праздник 8 Марта»
В первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Самое прекрасное слово на земле — мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце — в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
МИНУТКА ОТДЫХА
«Кто кому кто?»
-
Бабушка, бабушка, я чья дочка? -
Ты Федина дочь, моего сыночка. -
Мой папа большой, а совсем не сыночек. -
Сыночек. Брат моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи? -
Да разве у дочки мы были? У тети! -
Тетю твою я в люльке качала... -
Бабушка, стой, объясни-ка сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца? -
Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!
А ты доводишься... Хитрое дело...
-
Бабушка, что-то у нас пригорело! -
Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.
Я. Аким
Для мамы
Сказал мне папа: — Мила,
А ты не позабыла?
У мамы праздник! —
Знаю! Платочек вышиваю,
С каемкою, с цветами,
Своей любимой маме.
Г. Бойко
Март
Третий месяц у ворот —
Это к солнцу поворот.
Зимний сторож Снеговик
Ежится, мрачнеет.
Старый, к холоду привык,
Он в тепле худеет.
Верба за моим окном
Почки распустила —
Раньше всех в краю родном
Расцвести решила.
Принесу я ветку в дом
И на стол поставлю.
Завтра утром с женским днем
Маму я поздравлю.
Ю. Коринец
Мамин день
Все хожу, все думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?
Может, куклу? Может быть, конфет?»
— Нет! Вот тебе, родная, в твой денек
Аленький цветочек-огонек!
ТЕМА «ШКОЛА»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети (с 6 лет) должны знать, что:
-
начало занятий во всех школах — 1 сентября, осенью; -
первый звонок — праздник первоклассников; -
в школе проходят уроки, после которых небольшие перемены; -
в школу ходят учиться, получать знания, заниматься спортом;
—• в школе есть различные кружки (танцы, борьба, вышивание...); -
учитель учит детей писать, читать, считать.
Расширение словарного запаса детей:
названия: школа, школьник, первоклассник, парта, портфель, ранец, рюкзак, тетрадь, книги, ручка, карандаш, пенал, учебник, альбом, краска, доска, мел, учитель, директор, класс, дежурный, дневник, отличник, урок, задание, библиотека, зал, столовая, перемена, звонок, ластик, кисточка, линейка, подставка, форма;
признаки: домашнее, интересная, нужная, важная, учебная, школьная, спортивный, многоэтажное, аккуратный, опрятный, нарядный, чистая, спокойная, прилежная, заботливая, важная, любимая, внимательная;
действия: слушать, писать, читать, учить, выполнять, повторять, положить, достать, рисовать.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Парта — парточка,
рюкзак — рюкзачок,
тетрадь — тетрадочка,
книга — книжечка,
ручка — ручечка,
альбом — альбомчик,
карандаш — карандашик,
пенал — пенальчик,
мел — мелок,
класс — классик,
дневник — дневничок,
зал — залик,
перемена — переменка,
звонок — звоночек,
кисть — кисточка,
линейка — линеечка,
подставка — подставочка.
Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)
Школа — школ,
школьник — школьников,
школьница — школьниц,
парта — парт,
портфель — портфелей,
ранец — ранцев,
рюкзак — рюкзаков,
тетрадь — тетрадей,
книга — книг,
ручка — ручек,
карандаш — карандашей,
пенал — пеналов,
учебник — учебников,
альбом — альбомов,
краска — красок,
доска — досок,
мел — мела,
учитель — учителей,
класс — классов,
дежурный — дежурных,
дневник — дневников,
отличник — отличников,
урок — уроков,
задание — заданий,
кисточка — кисточек,
перемена — перемен,
звонок — звонков.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»
Одна школа — две школы — пять школ,
одна новая школа — две новые школы — пять новых школ,
один пенал — два пенала — пять пеналов,
один деревянный пенал — два деревянных пенала — пять деревянных пеналов.
Связь слов по типу слабого управления «Ответь на вопрос» (детям от 6 лет)
Сесть за парту — выйти (откуда?) из-за парты; положить книгу на стол — взять книгу (откуда?) со стола; поставить вазу на подоконник — взять вазу (откуда?) с подоконника;
ручка упала под парту — подняли ручку (откуда?) из-под парты; войти в класс — выйти (откуда?) из класса;
спрятать карандаш в рюкзак — достать карандаш (откуда?) из рюкзака.
Лексический строй речи
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Длинная линейка — короткая линейка, острый карандаш — тупой карандаш,
толстая книга — тонкая книга,
высокий мальчик — невысокий мальчик.
Классификация «Четвертый лишний»
Линейка, карандаш, книга, кукла (кукла); ручка, ластик, прыгалки, подставка (прыгалки); кукла, мяч, пирамидка, кисточка (кисточка).
Поиск соответствующего понятия и развития монологической речи «Беседа по теме»
Что делают ребята в школе? Как должны вести себя в школе ученики? Что надо знать и что необходимо уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Что такое школа?
МИНУТКА ОТДЫХА
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
-
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу: -
Ну почитай еще страницу!
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
В. Берестов
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я школьный... (ранец).
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
Для меня резинка, братцы,
Лютый враг!
Не могу я столковаться
С ней никак.
Сделал я кота и кошку —
Красота!
А она прошлась немножко —
Нет кота!
С ней хорошую картинку
Не создашь! —
Так вовсю ругал резинку.
(карандаш).
В школу
Листья желтые летят,
День стоит веселый.