Файл: Тема Общие вопросы реализации программы по математике в начальных классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Делится-не делится». Учитель называет число, а ученики поднимают руку, если оно делится на 3/4/5 без остатка

«Отбей мяч». (устный счет с мячом, чем быстрей ответил ученик, тем лучше)

«У кого больше выражений» Учитель записывает несколько результатов из таблиц умножения и деления, а учащиеся записывают к ним выражения из этих же таблиц

«Математический циферблат» Учитель называет результат табличного умножения/деления, а учащиеся должны стрелками показать множители/делимое и делитель.


  1. Приемы умножения и деления на 10, 100, 1000: случаи умножения и деления с числом 10 (4 случая); случаи умножения и деления на 100, 1000.

Случаи умножения и деления с 10:

1. а * 10. 2*10=20

2. 10*а. 10*2=20 (рассматривается с помощью переместительного свойства)

3. Выражения вида 20:2=10

4. Выражения вида 20:10.

Объяснение приемов решения таких случаев основывается на наблюдении детей. Они замечают, что, когда умножаешь 10 или на 10, достаточно приписать к числу 0 справа. При делении на 10 достаточно убрать 0, а когда число десятков делят на такое же число единиц, получается 10 (потому что 2:2 =1)

При углублении материала и рассмотрении других концентров (100 и 1000) проделываются такие же операции, только с большим количеством 0.

12. Методика изучения правила умножения числа на произведение: a*(b*c)=(a*b)*c=(a*c)*b, место темы в системе изучения математики; правила умножения числа на произведение (3 способа)

Умножить число на произведение можно двумя способами:

1) Чтобы умножить число на произведение, можно сначала выполнить умножение в скобках, а затем умножить число на полученный результат.

2) Для умножения числа на произведение можно умножить данное число на один из множителей произведения, а затем полученный результат умножить на оставшийся множитель.

Данная формула - a*(b*c)=(a*b)*c=(a*c)*b - выражает сочетательный закон

Пример обучения:

Детям предлагается с помощью иллюстрации объяснить разные способы вычисления.

Например: нужно объяснить с помощью рисунка и математических записей, как подсчитали разными способами, сколько всего кружков.

5 · (4 · 2) = 40

(5 · 4) · 2 = 40

(5 · 2) · 4 = 40

Рассмотрев рисунки, ученики называют, сколько кружков на каждой карточке, сколько карточек в ряду, считая слева направо, и сколько таких рядов; сколько карточек в ряду, считая сверху вниз, и сколько таких рядов.

Детям предлагается прочитать первое выражение справа от рисунка и объяснить, как этим способом нашли, сколько всего кружков. (Здесь число 5 умножили на произведение чисел 4 и 2. Когда 4 умножили на 2, то узнали, что в двух рядах 8 карточек, на каждой карточке 5 кружков; умножив 5 на 8, узнали, что всего 40 кружков).


Аналогично проводится работа и с другими записанными равенствами.

- Почему получились одинаковые результаты? (Каждый раз сосчитывали все кружки)

- Сравните выражения и скажите, как получили второе выражение из первого (Умножили число 5 на 4, на первый множитель и результат 20 умножили на 2, на второй множитель)

- Как получили третье выражение из первого? (Умножили число 5 на 2, на второй множитель и результат 10 умножили на 4, на первый множитель)

- Можно по-разному умножить число 5 на произведение чисел 4 и 2, получая одинаковые результаты.

Далее по записям в учебники дети объясняют, как можно умножить число на произведение тремя способами.

1-й способ: a*(b*c)=a*bc - 6 · (3 · 4) = 6 · 12 = 72

Вычислить произведение и умножить на него число.

2-й способ: a*(b*c)=(a*b)*c - 6 · (3 · 4) = (6 · 3) · 4 = 18 · 4 = 72

Умножить число на первый множитель и результат умножить на второй множитель.

3-й способ: a*(b*c)=(a*c)*b - 6 · (3 · 4) = (6 · 4) · 3 = 24 · 3= 72

Умножить число на второй множитель и результат умножить на первый множитель.

В дальнейшем желательно дать и другую формулировку свойства (по аналогии с сочетательным свойством сложения): два соседних множителя можно заменять их произведением.

Для закрепления предлагаются задания вида:

- вычисли разными способами 7 · (2 · 5)

- вычисли удобным способом 9 · (4 · 25), 15 · (4 · 9).
13. Обучение устным приемам внетабличного умножения и деления чисел в пределах 100: понятие внетабличного умножения и деления; случаи внетабличного умножения и деления; этапы изучения внетабличного умножения (свойство умножения суммы на число, случаи внетабличного умножения – теоретическая основа, подготовительная работа, введение приема для каждого случая; этапы изучения внетабличного деления (свойство деления суммы на число, случаи внетабличного деления – теоретическая основа, подготовительная работа, введение приема для каждого случая).

Внетабличное умножение однозначных чисел и соответствующие случаи деления рассматриваются в теме «Числа от 1 до 100», которая изучается на третьем году обучения. Всего на тему «Внетабличное умножение и деление» отводится 28 часов.

К внетабличным случаям умножения и деления относятся случаи:

- умножение двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное

- деление двузначного числа на однозначное

- деление двузначного числа на двузначное



При раскрытии вычислительных приемов используются различные теоретические знания, которые являются теоретической основой вычислительных приемов:

а) знания по нумерации:

б) знание свойств арифметических действий: (переместительное свойство умножения, свойство умножения/деления суммы на число);

в) знание связи между компонентами и результатом деления.

При изучении внетабличных случаев умножения и деления предстоит рассмотреть соответствующие вычислительные приемы.

Первыми рассматриваются случаи умножения и деления круглых десятков на однозначное число, где вычисления основаны на знании нумерации и таблицы умножения и деления.

Затем рассматриваются случаи умножения двузначных чисел на однозначное. Вычислительный прием здесь основан на применении правила умножения суммы на число. Дети знакомятся с двумя способами умножения суммы на число.

1-й способ: (4 + 3) · 2 = 7 · 2 = 14

2-й способ: (4 + 3) · 2 = 4 · 2 + 3 · 2 = 8 + 6 = 14

Подготовкой к введению данного приема служат следующие виды заданий:

- решение примеров вида (5 + 4) · 3, (30 + 2) · 2 разными способами или удобным способом

- примеры на табличное умножение и внетабличное умножение вида 20 · 4;

- замена числа суммой разрядных слагаемых вида 24 =  + .

Открыть прием дети могут самостоятельно. Он включает следующие операции: 23 · 4 = (20 + 3) · 4 = 20 · 4 + 3 · 4 = 80 + 12 = 92

При рассмотрении умножения двузначного числа на однозначное подводим детей к выполнению следующих шагов: первый множитель надо представить в виде суммы разрядных слагаемых и применить правило умножения суммы на число.

Вычислительный прием для внетабличных случаев деления двузначного числа на однозначное основан на применении правила деления суммы на число, ознакомление с ним проводится по аналогии с умножением.

Предложенные далее случаи деления обычно приводят к созданию проблемной ситуации и открытию нового обобщенного способа действия, который оформляется в виде памятки-алгоритма

Сами случаи деления двузначного числа на однозначное рассматриваются не все вместе, а постепенно. Вначале берутся наиболее легкие для детей, когда делимое представляется в виде суммы разрядных слагаемых, т.е. такие, где количество десятков и количество единиц делится на делитель, затем рассматриваются случаи, когда делимое представляется в виде суммы удобных слагаемых. Например:56 : 4. Для этого надо учить детей представлять число в виде суммы двух других чисел, делящихся на данное. Эту работу следует проводить заблаговременно.


Последним из случаев внетабличного деления рассматривается деление двузначного числа на двузначное. Этот вычислительный прием основан на применении зависимости между компонентами и результатом действия деления, на умении проводить проверку действия деления умножением.

  1. Обучение делению с остатком: вопросы, необходимые для усвоения темы; этапы изучения (I – VI этапы – цель и методика).

В методике изучения деления с остатком следует предусмотреть такой порядок введения вопросов: сначала раскрыть конкретный смысл, затем установить отношения между остатком и делителем, далее ознакомить с приемами деления с остатком.

Дети в своем опыте неоднократно встречались со случаями деления с остатком, выполняя деление предметов (конфет, яблок и т.д.). Поэтому при изучении деления с остатком важно опираться на этот опыт детей и вместе с тем обогатить его.

1 этапя осмысление деления с остатком

С первого урока важно обратить внимание учеников на то, что при делении с остатком получается не одно, а два числа - частное и остаток, и при этом остаток меньше делителя. Смысл деления с остатком можно раскрыть при решении задач жизненного содержания. Для этого выполняется практическая работа с предметами (Деление нечетного числа предметов пополам)

Вводится новая для детей форма записи: 9 : 2 = 4 (ост. 1). Формулируется ответ: каждый ученик получил по 4 тетради, и 1 тетрадь осталась.

Этот этап работы может предполагать и использование дифференциации по характеру учебных действий: одна группа учеников работает с предметами, другая – выполняет схематические рисунки, а третья - использует готовые рисунки.

2 этап. Соотношение между остатком и делителем

Рекомендуется организовать работу так, чтобы дети сами пришли к выводу, что при делении остаток всегда должен быть меньше делителя. Для этого рассматривается деление нескольких последовательных чисел на 2, на 3, на 4. Можно дать каждому ряду свое задание, вызвав к доске 3-х человек. Они выполняют деление в опоре на рисунки или предметные действия.

Предлагаются также упражнения: в ряду чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 подчеркнуть те, которые делятся на 3 (или другое число) без остатка. Под числами, которые не делятся на 3 (или другое число) записать остаток. Цель таких упражнений заключается в том, чтобы учащиеся видели остаток, сравнивали его с делителем и убеждались в том, что остаток меньше делителя.


3 этап. Приём подбор делимого и алгоритм.

1-й прием: подбор делимого (самого большого числа, близкого к данному делимому, которое делится на делитель без остатка). Первый прием требует хорошего знания табличных результатов. Подготовительные упражнения:

- Какие числа от 6 до 60 делятся без остатка на 6, 7, 9?

- Какое число, ближайшее к 47 (52, 61), но меньше его, делится без остатка на 8, 9, 6?

Предлагается объяснение способа действия в виде разбора конкретного случая:

32 не делится на 5 без остатка. Самое большое число до 32 делится на 5 без остатка - это 30. Найдем частное: 30 : 5 = 6. Найдем остаток: 32 – 30 = 2. 32 : 5 = 6 (ост.2)

На выходе предлагаем сделать памятку алгоритма:

  • установлю, что число без остатка не делится;

  • подберу число, которое делится (оно должно быть ближайшим к делимому, но меньше его);

  • разделю подобранное число на делитель и получу частное.

  • найду остаток; для этого из числа, которое нужно было разделить, вычту число, которое делил.

4 этап. Приём подбор частного и алгоритм.

2-й прием: подбор частного (такого числа, при умножении на которое делителя получается число, близкое к делимому). В учебнике предлагается такое объяснение: 34 : 9 =

Если трудно вспомнить самое большое число до 34, которое делится на 9 без остатка, то частное можно найти способом подбора.

Надо 34 разделить на 9. Пробуем в частном 2. Проверим: 9 · 2 = 18. Найдем остаток и сравним его с делителем: 34 – 18 = 16, 16 > 9, значит, 2 мало. Пробуем в частном 3.

На основе данного объяснения достаточно легко составить обобщенную памятку-алгоритм.

Второй прием является более трудоемким, т.к. требует неоднократного умножения частного на делитель, но тем самым он способствует запоминанию табличных результатов.

5 этап: случай деления меньшего числа на большее

Этот этап является подготовкой к знакомству со случаями письменного деления многозначных чисел, когда в записи частного встречаются нули. Предлагается решить практические задачи:

1) Для изготовления рамки требуется 4 одинаковые деревянные планки. Сколько таких рамок можно сделать из 16 таких планок? Из 10 планок? Сколько таких рамок можно сделать, если есть только 3 планки?

Решение подобных задач помогает понять, почему в частном получается 0, а остаток равен делимому. Можно выполнить рассуждение в соответствии с алгоритмом. Например, нужно 5: 7. Число 5 на 7 не делится. Подберем число, которое делится на 7, оно должно быть меньше 5-ти. Это число 0. Разделим 0 на 7, получим 0. Найдем остаток: 5 – 0 = 5. Пример решен так: 5 : 7 = 0 (ост. 5).