Файл: Процессный подход в управлении налоговыми рисками в условиях применения электронного документооборота.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По нашему мнению, наиболее правильно рассматривать налоговые риски еще и по видам потерь (финансовым и нефинансовым), т.к. они позволяют определить уровень финансового ущерба компании и вероятность их влияние на результаты деятельности.

В рамках проведенного исследования за основу построения классификации налоговых рисков в условиях применения электронного документооборота положены критерии, разработанные В.Г. Пансковым, которая нами дополнена признаком «по потерям» [10]. Классификация налоговых рисков представлена на рисунке 1.2.



Источник: Составлено автором
Рисунок 1.2 – Авторский подход к классификации налоговых рисков
К категории финансовых налоговых рисков относят такие риски: доначисление налогов, начисление штрафов и пеней, отказ в возмещении НДС и др. Нефинансовыми налоговыми рисками являются: блокировка расчётного счёта; арест имущества организации; выездная проверка; уголовная ответственность.

Налоговые риски налогоплательщика по большей части обусловлены их желанием минимизировать свои налоговые обязательства. Последствием реализации подобных рисков является доначисление по налогам, а также начисление штрафов и пеней.

Влияние налоговых рисков на основные виды платежей представлено на рисунке 1.5.

Наименование риска

Налоги

НДС

Налог на прибыль

Налог на имущество

НДФЛ

Транспортный налог

Нарушение сроков поступления первичных документов

+

+

+







Поступление первичных документов от контрагентов по форме и содержанию с нарушениями, возврат документов

+

+

+







Поступление от контрагентов

договора без второй подписи

+

+

+

+

+

Потеря первичных документов

+




+




+

Нетиповые операции




+










Технические сбои в программе




+











Источник: Составлено автором
Рисунок 1.5 – Влияние налоговых рисков на основные виды платежей
Виды налоговых рисков разнообразны и могут повлиять на деятельность любой компании. Наиболее распространенные представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 – Характеристика налоговых рисков

Черты налоговых рисков

Причины возникновения налоговых рисков

Последствия налоговых рисков

  1. Отсутствие возможности благоприятного исхода;

  2. Высокий уровень субъективной оценки и возможность возникновения новых рисков, предусмотреть появление которых в момент принятия решения было сложно или невозможно;

  3. Тесная связь с неопределенностью экономической и правовой информации;

  4. Негативный характер для всех участников налоговых отношения, в отличие от других видов риска;

  5. Разное проявление для каждого участника налоговых отношений.




изменение налогового законодательства;

наличие неточных формулировок отдельных налоговых норм;

низкий контроль системы движения документов;

некомпетентность бухгалтерской службы;

подготовка договоров и актов без учета последствий придуманных формулировок для бухгалтерского и налогового учета;

ошибки в системе бухгалтерского и налогового учета


камеральные, выездные, внеплановые и дополнительные проверок организации;

приостановление деятельности организации;

арест активов организации;

увеличение налоговой нагрузки организации;

снижение ликвидности и финансовой устойчивости организации;

банкротство организации;

штрафы, пени и т.д.


Источник: Составлено автором

Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод, что налоговые риски являются одним из элементов финансовых рисков компании, их минимизация является одной из наиболее важных задач. Возникновение налоговых рисков зачастую связано со спецификой хозяйственной деятельности компании. Поэтому в определении видов возникающих налоговых рисков в компании необходимо руководствоваться прежде всего особенностями организации формы ее деятельности, подходами построения и функционирования ее бизнес-процессов и их цифровизации и др. Своевременное выявление налоговых рисков, принятие и (или) разработка мер и использование различных способов по их минимизации или нейтрализации позволит избежать непредвиденные финансовые и нефинансовые потери.


1.2 Факторы и причины возникновения налоговых рисков в системе электронного документооборота
Информационные технологии плотно внедрились в нашу жизнь, в связи с чем обрели широкое применение электронные документы. Принято считать, что их использование предоставляет ряд преимуществ, среди которых можно отметить:

– повышение оперативности документооборота;

– возможность передачи документа по цифровым каналам связи;

– простота редактирования документа;

– теоретическая возможность вечного хранения;

– отсутствие ограничений в количестве экземпляров, имеющих юридическую силу.

Нормативное определение электронного документа в российском законодательстве впервые появилось в Федеральном законе от 10 января 2002 г. №1–ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Согласно данному закону: «электронный документ – это документ, информация которого представлена в электронно–цифровой форме».

Несколькими годами позднее в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. №149–ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» термин «электронный документ» был раскрыт следующим образом: «электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно–телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах» [14].

Определение, представленное в данном федеральном законе, является наиболее полным и понятным для восприятия. Отличительной чертой и в определенной степени сложностью электронных документов является то, что их информация представлена в электронном виде и доступна для восприятия человеком только посредством использования определенных технических и программных средств.

В остальном же электронный документ обладает той же значимостью и выполняет те же функции, что и документ в традиционной форме (на бумажном носителе) [18].

На физическую и логическую структуру электронного документа непосредственно влияет как способ размещения данных на носителе, так и используемые программные и технические средства.

Логическая структура электронного документа определяет смысловые взаимосвязи между частями документа в виде данных различных типов: текста, таблиц, графиков, анимаций, изображений и т.д.


Запечатление и воспроизведение документа в электронной форме осуществляется при помощи соответствующих информационных технологий от которых и зависят электронные документы. Данные технологии в свою очередь имеют свойство устаревать или изменяться, что связано прежде всего с тем, что научно–технический прогресс в области техники и программного обеспечения не стоит на месте.

При всем разнообразии определений термина «электронный документ», представленных как официальными документами, так и специалистами, можно выделить три основных группы [15]:

1. Электронный документ – это машиночитаемый документ, документ на машинном носителе;

2. Электронный документ – это особый тип документа;

3. Электронный документ – это электронная форма.

Следует согласиться с каждой из групп определений (почти полностью), т.к. в каждой из них отражены существенные признаки и особенности электронного документа:

– электронный документ всегда машиночитаемый, то есть с ним нельзя ознакомиться без специального оборудования и программ, но он не обязательно находится на машинном носителе, он может храниться и на сервере;

– электронный документ действительно является особым по сравнению с традиционной формой документа (на бумажном носителе), так как он: требует наличия технических устройств и программ для считывания, призван сократить расходы документооборота и ускорить его, обеспечить удобство пользования документом (электронная форма документа удобнее традиционной), а также электронный документ легче хранить, нежели документ на бумажном носителе;

– то, что электронный документ является электронной формой документа, т.к. это такой же документ, как и документ на бумажном носителе (выполняет те же функции, имеет ту же юридическую силу), но в другой форме.

Электронный документооборот обеспечивает движение документов внутри организации – от момента создания документа или получения и до момента отправки или направления в дело. Однако, после отправки документа в другую организацию через информационные каналы, его состояние часто можно продолжать контролировать через те же каналы. Процесс сбора и отражения информации в электронном документообороте представлен на рисунке 1.3.



Рисунок 1.3 – Процесс сбора и отражения информации в электронном документообороте


Стоит также отметить, что использование электронного документооборота в компании порождает ряд определенных сложностей. Одной из главных проблем использования электронного документооборота является обеспечение юридической силы электронного документа.

Для решения этой проблемы предусмотрен специальный реквизит электронного документа – электронная подпись [14].

Электронная подпись – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Электронная подпись – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Электронная подпись обеспечивает юридическую равнозначность собственноручной подписи.

Однако использование электронной подписи не гарантирует абсолютную защиту электронного документа от искажения значимой юридической информации. Зачастую электронный документ поступает в компанию без электронной подписи и это несет в себе противозаконность хозяйственной операции, что может стать причиной появления налогового риска (например, по расчету налогооблагаемой базы по НДС, налога на прибыль, налога на имущество и др.).

Таким образом, можно выделить следующие составляющие электронного документа: это информация, определенным способом зафиксированная на носителе с возможностью ее идентификации; электронные документы выполняют те же функции и обладают той же значимостью, что и традиционные документы; электронные документы имеют свою физическую и логическую структуру.

Наряду с традиционным документом, электронный документ имеет ряд свойственных ему особенностей: массовое применение новых информационных технологий; электронная подпись; отсутствие жесткой привязки к носителю.

Так и электронный документооборот имеет специфику по сравнению с традиционным документооборотом:

1. Электронный документооборот предполагает использование специфических программных и аппаратных средств.

2. Чаще всего электронный документооборот не только охватывает все этапы документооборота организации, но включает в себя архивное хранение документов (что выходит за пределы традиционного понятия «документооборот»).