Файл: Процессный подход в управлении налоговыми рисками в условиях применения электронного документооборота.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Электронный документооборот охватывает не только организационно–распорядительные документы (приказы, распоряжения, и др.), но и другие системы документации в масштабе всей организации (например, договоры, финансово–экономические, технические, кадровые документы).

4. Понятие электронного документооборота предполагает выход за пределы компании. Он может быть не только внутренним, но и внешним. Внутренний электронный документооборот характеризуется обменом информацией или движением электронных документов в рамках организации. Внешний электронный документооборот связан с обменом корреспонденцией между организациями, что, несомненно, усложняет его структуру и добавляет новые этапы и операции.

5. Электронный документооборот включает более широкий контент, т.е. предполагает управление не только документами, но и информационными ресурсами, т.е. «корпоративным контентом» (т. е. включает в себя информационные материалы, веб–сайты и другие источники в рамках «расширенного предприятия»).

Таким образом, понятие «электронный документооборот» имеет существенные отличия от традиционного представления о документообороте, т.к. предполагает использование технических и программных средств (система электронного документооборота), управление всеми формами документов (бумажные и электронные) и системами документации, автоматизацию всех этапов документооборота организации (в том числе и внешний документооборот), выход за пределы организации, большую широту контента. Главной сложностью электронного документооборота является обеспечение юридической силы электронного документа. Для решения этой проблемы предусмотрен специальный реквизит электронного документа – электронная подпись.

Преимущество использования электронного документа не является полным успехом в фиксации процессов, которые проходят в компании. Есть достаточно много проблем в использовании электронного документа. Изучив практику использования электронного документооборота известных компаний, были сведены наиболее часто возникающие причины возникновения рисков в системе электронного документооборота (Таблица 1.3).

Таблица 1.3 – Причины возникновения рисков в системе электронногодокументооборота

Причины рисков

Характеристика рисков

Недоработка в документах

Риски, связанные с недостаточно глубокой и компетентностной проработкой документов ответственными лицами. Эти ошибки могут носить случайный, технический характер и стать причиной других более серьезных рисков.

Ошибки подписантов документов

Должностное лицо, подписывающее документы, часто не осознавая свою ответственность, создает ситуации, связанные с возникновением административных рисков, уголовных рисков, имиджевых рисков.

Потеря (утрата) документов

Потеря (утрата) документов это наиболее частые риски, которые возникают при использовании электронного документооборота. Потеря документов чревата серьезными последствиями для бизнеса. Могут возникнуть риски получения неполной информации о бизнес – процессе, и как следствие, неверно рассчитанная налогооблагаемая база по налогам, низкое качество финансовой отчетности, нарушение норм законодательства, неэффективность использования финансовых и материальных ресурсов.

Отсутствие единых стандартов

Стандартизация и унификация бизнес–процессов–это, пожалуй, одна из составляющих их оптимизации. Регламенты, стандарты, инструкции, типовые документы, шаблоны учитывают все необходимые требования и критерии, которые очень важны для бизнеса (например, требования compliance, защита информации, регламентация действий специалистов). Если в компании не внедрена система стандартизации, унификации процессов это может стать причиной финансовых рисков.

Ошибки специалистов, работающих в системе электронного документооборота

Низкая квалификация, недостаточный опыт, невнимательность в отражении информации, так называемый «человеческий фактор» несет в себе риски ошибок в содержании документа, его потери, несвоевременном отражении информации в системе ЭДО и др.


Источник: составлено автором
Большинство руководителей крупных компаний сходятся во мнении, что полностью нивелировать влияние налоговых рисков невозможно даже в условиях цифровизации [25, 26, 35].

Поэтому в условиях цифровой трансформации бизнес-процессов становится актуальна проблема идентификации, оценки, мониторинга и прогнозирования налоговых рисков. Стоит обратить внимание на то, что причины и последствия налоговых рисков в этих условиях новы, достаточно многообразны и связаны со спецификой бизнес-процессов компании. В своем исследовании нами были проанализированы основные причины и последствия возникновения налоговых рисков на примере компаний, использующих электронный документооборот (Таблице 1.4).

Таблица 1.4 – Причины и последствия налоговых рисков при электронном документообороте

Риск

Причина возникновения

Последствия риска

Нарушение сроков поступления первичных документов

Контрагенты своевременно не предоставляют первичные документы на отгрузку или поступление ТМЦ, документы поступают с опозданием

Хозяйственная операция не подтверждена документально

Внешний аудитор фиксирует нарушение

ФНС фиксирует нарушение

Хозяйственная операция не может быть отражена в учета без подтверждающего документа (ФЗ 402 «О бухгалтерском учете, НК РФ)

Поступление первичных документов от контрагентов по форме и содержанию с нарушениями, возврат документов

Случайные, технические, вероятностные ошибки при составлении первичных документов контрагентами.

Возможные сбои в ЭДО (конфликт при обработке документа)

Разрыв во времени подтверждения хозяйственной операции и ее отражения в регистрах бух. учета

Без документальное отражение операции,

Внешний аудитор фиксирует нарушение

ФНС фиксирует нарушение


Поступление от контрагентов договора без второй подписи

Контрагент не использует (частично использует) ЭДО, не использует электронную подпись

Поставка (отгрузка продукции/работ, услуг) считается юридически необоснованной

Внешний аудитор фиксирует нарушение

ФНС фиксирует нарушение

Ст. 169, 168, 120 НК РФ

Потеря первичных документов

Контрагенты используют бумажный документооборот, сбои в хранении, передаче документов

Хозяйственная операция юридически необоснованна. Необходимо время на восстановление документа.

Внешний аудитор фиксирует нарушение

ФНС фиксирует нарушение

Нетиповые операции


Ручное вмешательство в сбор и обработку данных, сложность расчетов или принципов учета и др.

Искажение финансовой отчетности

Налоговое нарушение правил учета доходов и расходов п.1, п.2, п.3 ст. 120 НК РФ, штрафы на10 000 или 30 000,если занижена налоговая база, искажение любой статьи отчетности не менее чем на 10% – административное нарушение (ст. 15.11 Кодекса об админ. нарушениях (штраф 2000–3000 руб. на должностное лицо,

Ст. 7 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 07.8.2008, МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» от 24.10.2016


Источник: составлено автором
Исследования налоговых рисков в цифровом контексте демонстрируют необходимость изменения налогового управления, будь то отдельные процедуры, связанные с конкретными налогами, или совершенствование общих механизмов. По нашему мнению, решение проблемы налоговых рисков требует постоянного мониторинга возникающих цифровых налоговых рисков и может быть достигнуто путем цифровой трансформации, предполагающей полную прозрачность бизнес - процессов.

На каждом этапе электронного документооборота могут возникать различные риски, которые в конечном счете могут привести к финансовым потерям.

Последствия, возникающих рисков зачастую связаны с налоговыми санкциями – это штрафы, пени, недоимки, а в иных случаях (если это преднамеренные действия) с уголовной ответственностью (например, в части преднамеренной фальсификации финансовой отчетности).

Возникающие риски в первую очередь оказывают влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль, НДС и налога на имущество и как следствие возникают ошибки при расчете данных налогов. А это обстоятельство существенно влияет на качество и достоверность информации представляемой в финансовой отчетности компании.

Существует мнение, что компании могут планировать налоговые риски, но по мнению ряда авторов и, по нашему мнению, это не верно. Их можно оценить и прогнозировать при этом необходимо ориентироваться на следующие основные виды налоговых рисков:

  • риск налогового контроля;

  • риск доначисления недоимок и пеней;

  • риск санкций и штрафов;

  • риск увеличения налогового бремени и др.

Изучив причины возникновения налоговых рисков в условиях применения электронного документооборота, мы пришли к выводу, что большинство компаний выстраивают свой алгоритм работы по следующим направлениям: анализ вероятности наступления налогового риска и определение характера возможного ущерба (Рисунок 1.4)



Рисунок 1.4 – Анализируемые составляющие налоговых рисков [15]
Вероятность наступления риска может быть определена объективным и субъективным методом.

Объективный метод определения вероятности основан на вычислении частоты, в которой происходит рисковое событие [15].

Субъективный метод определения вероятности основан на использовании различных предположений: суждений оценивающего, его личного опыта, оценки эксперта и др. Когда вероятность определяется субъективно, то различными субъектами анализа может устанавливаться разное ее значение для одного и того же события.


Определение характера ущерба даже в случае субъективной оценки носит основанное на предположениях стоимостное выражение.

В качестве субъективных методов анализа уровня налоговых рисков возможно применение таких качественных методов, как аналогии, «Due Diligence», «Дерева решений», «Монте Карло» и др. В таблице 1.5 представлены характеристики данных методов.

Таблица 1.5 – Качественные методы оценки уровня налоговых рисков

Методы

Характеристика метода

Аналогии

Сравнение вида, размера, причин возникновения и возникновения или изменения конкретного риска с аналогичной ситуацией

Due Diligence

«Должное внимание». Сбор и анализ информации об изменениях во внешней среде

Дерево решений»

Выделение обозримого количества рассматриваемых вариантов ситуации и определение вероятности их реализации, количественных и качественных параметров риска, на основе которых прогнозируются ключевые события, служащие базой для выбора приемлемого варианта развития риска

«Монте Карло»

Формализованное описание неопределенности, применяемого в наиболее сложных для прогнозирования ситуациях и основанных на имитационном моделировании

Источник: Составлено автором по [15].
Перечисленные методы применяются при отсутствии необходимой статистической информации, позволяющей определить вероятность наступления неблагоприятного налогового события (штрафов, пеней).

Методы количественной оценки рисков приводят в работах многих современных ученых, посвященных финансовому анализу, финансовой математике в аспекте управления рисками. Наиболее часто используются методы математического ожидания, расчета среднеквадратичного отклонения, дисперсии, коэффициента вариации.

Данные показатели рекомендованы зарубежными авторами и могут применяться с учетом особенностей налоговых рисков, особенно в тех случаях, когда воздействие затрагивает не один налог, а их совокупность. Причем вероятность возникновения штрафных санкций может возникать в этом случае не по одному, а по нескольким налогам, по которым налоговые базы находятся для исследуемой организации в определенной зависимости.


Несколько реже могут применяться такие методы описания риска, как оценка размера вариации, уровня бета-коэффициента, критерия Чебышева и др. Однако использовать данные методы для оценки налоговых рисков не представляется возможным, так как информации о них недостаточно для расчета таких критериев или возможно отсутствует база для сравнения. В связи с чем каждая компания определяет перечень источников налоговых рисков и идентифицирует их исходя из специфики своей деятельности.

В настоящем исследовании алгоритм оценки налоговых рисков будет базироваться на оценке вероятности наступления налогового риска и величины ущерба от него. Сама же оценка налоговых рисков будет строится на объективных методах: для оценки вероятности наступления налогового риск – это экспертный метод, а частота наступления рискового события на основе объективного метода – по формуле:

F(A)=n (A)/n, (1.1)

где F(A)= частота наступления события;

n (А) – Число случаев наступления это уровня событий (потерь);

n - общее число случаев в статистической выборке.

В связи с тем, что сведения для оценки налоговых рисков содержат недостаточно информации в дальнейшем, нами будет использован метод «Дерево решений».

Для количественной оценки величины ущерба будут использованы методы математического ожидания, определение дисперсии, коэффициента вариации. В своей работе для оценки величины ущерба будем исходить из определения зависимости возникновения штрафных санкций по одному налогу или совокупности налогов.

1.3 Процессный подход, как эффективный инструмент управлении налоговыми рисками

Решение проблем и снижение возможных налоговых рисков возможно путем одновременного принятия мер по совершенствованию применяемых решений, в основе которого должен быть положен процессный подход [19].

Процессный подход – это концепция управления, согласно которой вся работа компании представляет собой набор определенных процессов [3]. Для эффективного ведения бизнеса важно контролировать эти процессы.

Процессный подход рассматривает управление как контроль над процессами. У этого термина есть много разных определений, однако чаще всего используется то, которое указано в стандарте ISO 9001. Процесс – это набор взаимодействующих между собой видов деятельности в компании [4].