Файл: Процессный подход в управлении налоговыми рисками в условиях применения электронного документооборота.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 1.1 – Текущий и отложенный налог на прибыль ТГ FESCO за 6 месяцев 2022 г (млн. руб)

Показатели

Период

Изменения

2021 г

2022 г

Начисление текущего налога

1678

655

-1023

Текущий налог на прибыль за отчетный период

1678

655

-1023

Начисление отложенного налога

(178)

(495)

-317

Возникновение и восстановление временных разниц

(178)

(495)

-317

Итого расходы по налогу на прибыль

1500

160

-1340

Источник: Консолидированная промежуточная сокращенная финансовая отчетность за 6 месяцев, закончившаяся 30 июня 2022 г (неаудированная) ТГ FESCO

Ниже приведена сверка суммы, рассчитанной по применяемой налоговой ставки, и суммы фактических расходов по налогу на прибыль (Таблица 1.2)

Таблица 1.2 - Суммы фактических расходов по налогу на прибыль ТГ FESCO за 6 месяцев 2022 г (млн. руб)

Показатели

Период

Изменения

2021 г

2022 г

Прибыль до налогообложения

13064

14625

1561

Налог на прибыль, рассчитанный по ставке 20%

2613

2925

312

Эффект отличных ставок налога на прибыль

(175)

(559)

-384

Необлагаемые доходы/невычитаемые доходы нетто

(785)

(2590)

-1805

Изменения в признанных налоговых активах

231

-

1561




1500

160

-1340

Источник: Консолидированная промежуточная сокращенная финансовая отчетность за 6 месяцев, закончившаяся 30 июня 2022 г (неаудированная) ТГ FESCO


Обязательства ТГ FESCO по отложенному налогу на прибыль возникают у компаний, зарегистрированных в Российской Федерации.

Сведения об уплаченных налоговых взносах транспортной группы представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 - Сведения об уплаченных налоговых взносах компаний ТГ FESCO в 2021 г (юрисдикция РФ)

Показатели

Выручка


Налоги

Взносы ПФР, ФОМС.ФМС

Налоговая нагрузка

ООО «ФИТ»

6400

433

145

9,03

ООО «ТРАНСГАРАНТ»

4700

173,15

147,22

6,82

ПАО «ВМТП»

2800

1448,02

1082,1

90,36

ПАО «ДВМП»

4600

411,85

573

21,41

ООО «Дальрефтранс»

4000

74,834

49,72

3,12

Источник: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.audit-it.ru/contragent/

Самой крупной компанией ТГ FESCO является ПАО ВМТП.

Развернутые сведения уплаченных в 2021 налогов представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 - Сведения об уплаченных организацией суммах налогов и сборов ПАО ВМТП за 2021 год (млн. руб)

Наименование налогов

Сумма

Земельный налог

15,7

Страховые и другие взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации

814

Налог на имущество организаций

64,6

Транспортный налог

2,6

Налог на добавленную стоимость

5,12

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования

211

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

57,1

Налог на прибыль

1 360

Итого

2 532


Источник:[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.audit-it.ru/contragent/1022502259625_pao-vmtp

Общество с ограниченной ответственностью «Сервисный центр ФЕСКО» (далее ООО «СЦФ») – это общий центр обслуживания (ОЦО) с оказанием консалтинговых услуг группы компаний FESCO во главе материнского ПАО ДВМП. На базе ООО «СЦФ» разработана и внедрена модель целевых бизнес–процессов.

ООО «СЦФ» ведет деятельность по предоставлению бухгалтерских, юридических и других финансовых и информационных услуг в отношении внутригрупповых компаний: ФЕСКО Интегрированный Транспорт (ООО «ФИТ»), ОАО ВМТП ПАО ДВМП, FESCO Ocean Management Limited и прочие. Подробный и наглядный состав компаний можно рассмотреть на рисунке 1.1.

Компания оказывает консалтинговый спектр услуг для группы компании FESCO. А также имеется и сопутствующая деятельность:

– деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса;

– деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов; – деятельность в области права;

– деятельность по управлению финансово–промышленными группами;

– деятельность по подбору персонала.

Учет в бухгалтерии ООО «СЦФ» ведется автоматизировано, по системе с использованием программы «1С Предприятие 8.3» в разных дополнениях: «1С: Единая учетная система», а также «1С: Управление производственным предприятием», «1С КОРП» и «1С: Документооборот». Компания ООО СЦ ФЕСКО имеет полностью автоматизированный процесс сбора, обработки и хранения документов. Компания взаимодействует с 43 организациями, которые находятся в различных географических сегментах. Ручной труд обработки документов и отражение информации о процессах Группы компаний за последний год сократилось до минимума. Это позволяет в первую очередь увеличивать объем обработки информации тем же количеством сотрудников и дает возможность сокращать затраты на содержание персонала. Если в других компаниях расширения оборота услуг или выполняемых работ влечет за собой дополнительные затраты труда, то полная автоматизация и роботизация бизнес-процессов наоборот снижает численность сотрудников и способствует полному покрытию процессов автоматическими контрольными процедурами.

Ежедневно в системе электронного документооборота транзакционного центра СЦ ФЕСКО выполняется 650 задач, в год более 50 миллионов. На выполнения одной задачи приходится 2 дня, и это время постоянно сокращается за счет роботизации бизнес-процессов СЦ ФЕСКО.

В структуру транзакционного центра СЦ ФЕСКО в г. Владивосток входят два операционных блока: Управление бухгалтерским учетом и Управление отчетностью. (Рисунок 1.)


Рисунок 1.2-Структура ОЦО ООО «СЦФ» г. Владивосток

В первом блоке сосредоточены три отдела – это Отдел доходов, Отдел расходов, Отдел учета ОС, ТМЦ и финансовых инструментов. Эти отделы занимаются сбором и обработкой информации, которая связана с отражением операций финансово-хозяйственной деятельности компаний Группы FESCO в системе бухгалтерского учета. Во второй блок входят Отдел бухгалтерской и статистической отчетности и Отдел налоговой и договорной работы. Данный блок отвечает за сбор информации, поступившей из системы бухгалтерского учета для формирования бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности. Два блока находятся в тесном взаимодействии подчиняются операционному директору.

Часть бизнес-процессов СЦ ФЕСКО связано с передачей документов из бизнеса. На рисунке 1.3 хорошо видны направления потоков, поступающих документов от контрагентов. На входе документы направляются в цифровую систему УДО (Управление документооборотом), затем документы поступают в систему ЕУС (Единая учетная система) и далее они поступают во Фронт –Офис для дальнейшей обработки, подписания и сдачи в архив.


Рисунок 1.3 – Процесс работы с потоком документов, поступающих от контрагентов СЦ ФЕСКО [26]

На сегодняшний день возможность автоматизации многих процессов в компании еще острее, чем раньше, ставит задачу совершенствования процесса работы. Это и внедрение нового ПО, и внедрение нового оборудования. Все эти технологии упрощают процесс работы и сокращают затраченное время.

Если компания будет достаточно развита информационно, то инструменты, при помощи которых происходит принятие управленческих решений, будут использоваться гораздо эффективнее, что позволит расширить их функциональные возможности. В компании ООО «СЦФ» на данный момент применяется электронный документооборот. Обобщенно процесс можно представить схематично на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 – Обобщенная схема документооборота ООО «СЦФ»


Механизм движения документов в информационной системе СЦ ФЕСКО представлен на рисунке 1.5



Рисунок 1.5- Механизм движения документов в информационной системе СЦ ФЕСКО


Документы проходят несколько стадий проверки на этапах своего движения (исполнитель проверяет внесенную информацию, далее информация контролируется другим специалистом, который выполняет следующую задачу по движению документа, руководитель отдела проверяет на этапе подписания и далее документ проходит контроль на этапе его архивирования).

На рисунке 1.6 представлены процесс организации работы электронного документооборота от контрагентов СЦ ФЕСКО.



Источник: разработано автором

Рисунок 1.6 – Бизнес-процесс обработки документов, поступающих из бизнеса для обработки в ЭДО СЦФ

Входящие документы поступают на корпоративную почту или в программы ЭДО, где происходит их штрихкодирование и сканирование. Как правило, эта операция выполняется в регионе, где формируются входящие документы. Затем документы верифицируются с помощью специального устройства, что дает возможность распознать данный документ и занести его систему ЭДО. Данные документа разносятся в базе учета на основании чего, формируются бухгалтерские записи. Причем перед этой операцией дается акцепт (согласие) на автоматическую разноску документа в системе бухгалтерского учета. Отработанные входящие документы архивируются в специальных хранилищах Дата – центрах, в специализированных ЦОД (Центр обработки и хранения данных).

Наиболее сложными участками работы являются те, которые связаны с поступающей информацией из бизнеса. В большинстве случаев, причинами возникновения проблем являются следующие:

  • задержка первичных документов, которые должны фиксировать факт совершения хозяйственной операции или подтверждать легитимность сделки с взаимосвязанными сторонами; потеря первичных документов;

  • поступление первичных документов, оформленных по форме и содержанию не в соответствии с требованиями законодательства, такие документы не проходят верификацию в информационной системе на входе, и они возвращаются обратно бизнес.

Все это в полной мере влияет на качество корпоративного учета и отчетности, является триггером снижения качества, предоставляемых сервисных услуг компанией СЦ ФЕСКО и несут угрозы снижения информативности о деятельности Группы компаний FESCO.

Если рассмотреть всю цепочку движения документов из бизнеса (компании Группы FESCO) в систему ЕУС, то сигнальными точками являются:

  • «Поступление документов» там, где они проходят кодирование,

  • «Верификации документов», где входящие документы, оформленные не по форме или не на надлежащем бланке, не принимаются для дальнейшей обработки и отсылаются обратно в бизнес.

  • «Отражения документов в ЕУС», если входящий документ неверно внесен в систему (человеческий фактор).

На рисунке 1.5 данные участки отражены красным.

Если рассмотреть законодательный аспект возникающих рисков, то можно отметить в большинстве они связаны с налоговыми последствиями (Таблица 1.5).

Таблица 1.5 – Факторы риска и их последствия в законодательном аспекте

Факторы риска

Причины

Последствия

Нарушение сроков поступления первичных документов

Компания своевременно не предоставляют первичные документы на отгрузку или поступление ТМЦ, документы поступают с опозданием.

Хозяйственная операция не подтверждена документально.

Внешний аудитор фиксирует нарушение.

ФНС фиксирует нарушение.

Хозяйственная операция не может быть отражена в учета без подтверждающего документа (ФЗ 402 «О бухгалтерском учете, НК РФ).

Окончание таблицы 1.5

Поступление первичных документов от контрагентов по форме и содержанию с нарушениями, возврат документов

Случайные, технические, вероятностные ошибки при составлении первичных документов контрагентами.


Разрыв во времени подтверждения хозяйственной операции и ее отражения в регистрах бух. Учета.

Без документальное отражение операции.

Внешний аудитор фиксирует нарушение.

ФНС фиксирует нарушение.


Поступление от контрагентов договора без второй подписи

Компания не использует (частично использует) ЭДО, не использует электронную подпись.

Поставка (отгрузка продукции/работ, услуг) считается юридически необоснованной.

Внешний аудитор фиксирует нарушение.

ФНС фиксирует нарушение.

Ст. 169, 168, 120 НК РФ

Потеря первичных документов

Компания используют бумажный документооборот, сбои в хранении, передаче документов.

Хозяйственная операция юридически необоснованна. Необходимо время на восстановление документа.

Внешний аудитор фиксирует нарушение

ФНС фиксирует нарушение


Нетиповые операции


Ручное вмешательство в сбор и обработку данных, сложность расчетов или принципов учета и др.

Искажение финансовой отчетности

Налоговое нарушение правил учета доходов и расходов п.1, п.2, п.3 ст. 120 НК РФ, штрафы на10 000 или 30 000,если занижена налоговая база, искажение любой статьи отчетности не менее чем на 10% - административное нарушение (ст. 15.11 Кодекса об админ. нарушениях (штраф 2000-3000 руб. на должностное лицо,

Ст. 7 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 07.8.2008, МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» от 24.10.2016

Источник: разработано авторами по результатам гайд-интервью с экспертами СЦ ФЕСКО

Еще одной проблемой при организации документооборота является отсутствие единой системы электронного документооборота для всех компаний, находящихся на обслуживании ООО «СЦФ». Это является основной причиной несвоевременности, низкой степени стандартизации исходной информации, неэффективного взаимодействия удаленных производственных участков компаний. В свою очередь, из-за разбалансированности процесса сбора и обработки документации возникают ошибки в системе учета хозяйственных операций, формирования налогооблагаемой базы по налогам и как следствие снижение качества информации для пользователей отчетности. Последствия отсутствия единой базы электронного документооборота показаны на рисунке 1.7.



Рисунок 1.7 – Последствия отсутствия единой базы электронного документооборота

Как было отмечено в гл.1 п. 2 документооборот не бывает просто сам по себе. Он всегда идет параллельно с каким-то важным бизнес-процессом, а вернее, вместе с ним. Любой документ сам по себе есть часть бизнес-процесса. Ошибка, допущенная в документе, может привести к негативным последствиям для бизнес-процесса в частности и бизнеса в целом в части возникновения различного рода рисков, в том числе и налоговых. Поэтому необходимо выполнить описание и провести анализ бизнес-процессов «Как есть» для выявления возникающих проблем и разработки мероприятий по оптимизации/цифровизации бизнес-процесса и создания модели процесса «Как должно быть».

Важно отметить, что возможность визуального анализа определяется качеством и аналитической полнотой графической схемы. Логически некорректная модель с отсутствием какой-либо аналитики («Голый поток Work Flow») вряд ли подойдет для решения указанной выше задачи.

Можно сформулировать четыре группы критериев, которым должна удовлетворять графическая схема в нотации BPMN, которую предполагается использовать для анализа проблем:

  1. Отсутствие нотационных и логических ошибок.

  2. Наличие на схеме потоков документов (информации), статусов документов, хранилищ данных (ресурсов), используемых информационных систем.

  3. Содержательное соответствие реальному процессу (Модель «Как есть», адекватная семантика).

  4. Визуальная наглядность и красота схемы (стиль).

Кратко пройдемся по этим критериям. Отсутствие нотационных и логических ошибок является базовым требованием. Схема, содержащая ошибки, тем более, логические, – непригодна для анализа. Для формального контроля качества схемы можно использовать чек-лист, который может содержать, например, следующие разделы:

  • корректность формулировок названий объектов на схеме;

  • корректность описания входов/выходов;

  • корректность описания событий (стартовых, промежуточных, завершающих);

  • логические ошибки;

  • адекватное описание множества обрабатываемых в рамках процесса объектов;

  • архитектурные ошибки (дублирование группы задач вместо использования «Типового процесса» и проч.);

  • неоднородность по масштабу выполняемых задач;

  • аккуратность исполнения схемы, наглядность.

Наличие на схеме потоков документов (информации), статусов документов, хранилищ данных (ресурсов), используемых информационных систем является ключевым для возможности выполнять анализ.

Содержательное соответствие реальному процессу (Модель «Как есть», адекватная семантика). Речь идет о том, что модель действительно соответствует процессу «Как есть», то есть содержит все реально выполняемые задачи без пропусков, упрощений и т.п.

На рисунке 1.8 показан фрагмент схемы процесса. Слева – то, что было в созданной модели «Как есть». Справа – реальный процесс, в рамках которого осуществляется ручная передача документа от сотрудника к сотруднику. Такого рода ситуации, когда документ (информация) мгновенно и непонятно каким образом перемещаются от задачи к задаче, скорее могут служить иллюстрацией к фантастическому роману, чем для целей практического анализа бизнес-процесса.

Рисунок 1.8 - Соответствие реальному процессу

Адекватная реальности семантика. Нотация BPMN является весьма сложной. Важно понимать, что она была разработана для проектирования исполняемых в BPM-системе процессов. Движок такой BPM-системы, если объяснять не уходят в технические детали, интерпретирует значки нотации BPMN определенным образом и генерирует исполняемый код без участия человека. При исполнении бизнес-процесса в BPM-системе семантика графической схемы реализуется через соответствующий функционал. Например, могут быть использованы такие решения, как: межпроцессное взаимодействие путем отправки/получения сообщений, граничные события различного типа, завершение процесса типа «Terminate», триггеры, сигналы, компенсации и прочее.

Но в реальном, неавтоматизированном бизнес-процессе (типичный пример: Outlook + функциональная система) ничего этого нет – передача информации, остановки, уведомления осуществляются вручную сотрудниками. Поэтому схема бизнес-процесса «Как есть», созданная бизнес-аналитиком с использованием сложной семантики BPMN, реализуемой только в BPM-системе, в действительности не соответствует реально выполняемому процессу. При чтении такой схемы совершенно непонятно, как выполняется процесс в действительности.

Некоторые бизнес-аналитики, «нахватавшись» красивых значков BPMN, начинают «лепить» их где и как попало, глубоко не анализируя процесс и не прописывая нюансы его практического выполнения.

Поэтому для описания неавтоматизированного бизнес-процесса «Как есть» настоятельно рекомендую использовать только самые простые конструкции нотации BPMN. Кроме того, важно подробно описать допустимые в моделях «Как есть» интерпретации значков BPMN в «Соглашении по моделированию».

Если цель – создание модели бизнес-процесса для исполнения в конкретной BPMS, то создавать эту модель «Как должно быть» нужно понимая, какой конкретно функционал имеет система, то есть какие возможности нотации BPMN она поддерживает.

Визуальная наглядность и красота схемы (стиль). Схемы могут сложными, но понятными, а могут быть содержательно простыми, но до крайности визуально запутанными.

На предприятии жесткое требование размещать модели на листе формата А4. Это приводит к тому, что бизнес-аналитики делали на схеме «Змейку» и она становилась крайне сложной для восприятия. Это можно назвать плохим стилем моделирования.

Визуально наглядная, красивая схема гораздо больше подходит для целей анализа, чем запутанная и неряшливо нарисованная. Путем визуального анализа графической схемы бизнес-процесса можно выявить следующие проблемы:

Технология выполнения процесса: некорректный состав, последовательность выполнения задач процесса, дублирование, отсутствие бизнес-правил.

Дезинтеграция процесса по информационным системам (ручной перенос информации (документов) из системы в систему).

  1. Потеря важной информации (документов) при выполнении процесса.

  2. Отсутствие необходимой интеграции между процессами.

  3. Возвраты, излишние согласования.

  4. Узкие места.

  5. Задачи, не добавляющие ценность, потери.

Проблемой является то, что проверка корректности заполнения заявки на подбор выполняется специалистом после того, когда руководитель подразделения и руководитель бизнес-единицы уже ее согласовали. То есть в случае выявления формальных замечаний, заявку придется возвращать в самое начало бизнес-процесса, что существенно увеличивает его длительность и приводит к дополнительным затратам.

В ООО «СЦФ» присутствуют документы, которые содержат информацию, подлежащую защите. Сотрудники бухгалтерского отдела работают со следующими документами:

- счета;

- банковские выписки;

- личные карточки сотрудников;

- трудовые книжки сотрудников;

- приказы по личному составу;

- бухгалтерская отчётность.

В отделе по работе с клиентами обрабатываются следующие документы, содержащие конфиденциальную информацию:

- договора с клиентами;

- договора с поставщиками;

- счета.

Секретарь начальника ведёт деловую документацию организации, а также подготавливает и принимает документы для подписания их директором, которые включают в себя конфиденциальную информацию. Юрист компании формирует договора и занимается ревизией документов, подготовленными деловыми партнёрами компании. Руководитель компании имеет доступ абсолютно ко всем документам, которые ведёт ООО «СЦФ».

Нужно выделить то, что все работники без исключения ООО «СЦФ» используют для достижения своих целей, поставленных начальством, программу «1С: Предприятие», на персональных компьютерах в бухгалтерии пользуются «1С: Бухгалтерия», а на компьютерах, которых выполняют работу, связанную с торговлей компании «1С: Управление торговлей», на одном из ПК бухгалтерии установлен сервер, на котором расположена база данных программы «1С: Предприятие». С персонального компьютера главного бухгалтера можно войти в АС «Клиент - Сбербанк», которая предназначена для проведения платежей и ведения сведений о банковском счёте компании. Из того что мы уже упомянули следует, что в офисе требуется разработать защиту информации, которая находится на компьютерах компании.

При работе с документами ограниченного доступа очень важно организовать режим хранения этих документов надлежащим образом, доступ к ним и их использования. Допуск к этим документам должен быть строго ограничен. К ним допускаются: руководитель организации, заместитель руководителя организации, начальник службы безопасности и сотрудники, которые имеют прямое соотношение к этим документам.

Для бумажных документов следует добавить следующие изменения грифов в организации:

- «Коммерческая тайна», это для тех документов, которые содержат засекреченную информацию, относящуюся к предприятию;

- «Конфиденциально», это те документы, в которых находится информация о персональных данных.

Уровень секретности информации, которая находится в документах, отмеченных грифом «Коммерческая тайна» и «Конфиденциально» может быть равна, но придерживаясь п.5 ст.10 закона «О коммерческой тайне», на документы, в которых записаны данные относящиеся к коммерческой тайне, следует наносить гриф «Коммерческая тайна», нанесение других всевозможных вариантов грифов будут считаться нарушением.

На сегодняшний день есть несколько способов измерения рисков. Самыми востребованными способами является оценка рисков по двум и по трем факторам. В упрощенном варианте проходит оценка двух факторов: вероятность происшествия и тяжесть возможных последствий. Логичным утверждением является: чем больше вероятность происшествия и тяжесть последствий, тем риск более возможен. Это суждение можно представить в виде формулы.

Риск = Рпроисшествия × Цена потери (1.1)

В тех случаях, когда необходимо измерить риск на более высокие требования, применяется модель оценки риска по трем факторам: угроза, уязвимость, цена потери. В данном способе по измерению оценки риска под понятиями «угроза» и «уязвимость» следует понимать следующее.

Угроза - совокупность условий и факторов, по причине которых может нарушиться доступность, целостность, и конфиденциальность информации.

Уязвимость - недостаток в системе защиты, который предоставляет возможность для осуществления угрозы.

Вероятность происшествия, которая в данном подходе может быть объективной либо субъективной величиной, зависит от уровней угроз и уязвимостей и выражается формулой.

Pпроисшествия = Ругрозы × Руязвимости……………………………….(1.2)

Следовательно, риск можно рассчитать по формуле:

Риск = Ругрозы × Руязвимости × Цена потери………….(1.3)

Данное выражение можно представить в виде математической формулы, если используются количественные шкалы, либо как формулировку общей идеи, если хотя бы одна из шкал - качественная. Оценим риски информации на предприятии, используя методику оценки по трём факторам. Результаты оценки приведены в таблице 1.6.

Таблица 1.6 - Оценка рисков информационной безопасности

Наименование элемента информации

Цена информации

Вероятность угрозы

Вероятность уязвимости

Риск

Личные карточки сотрудников

10000

0,6

0,8

4800

Трудовые книжки сотрудников

10000

0,6

0,8

4800

Приказы по личному составу

10000

0,8

0,4

3200

Счета

50000

0,6

0,8

24000

Банковские выписки

50000

0,2

0,8

8000

Договора с клиентами

300000

0,8

0,6

144000

Договора с поставщиками

300000

0,8

0,6

144000

Бухгалтерская отчётность

50000

0,2

0,8

8000

Деловая переписка

100000

0,8

0,4

32000

Сервер

350000

0,4

0,4

56000

Компьютер с АРМ «Клиент» АС «Сбербанк-Клиент»

200000

0,4

0,4

32000










Итого:

460800

Источник: разработано автором

Как видно из представленной выше таблицы суммарный информационный риск на предприятии составляет 460800 рублей. Бюджет предприятия не позволяет принять такой риск, отсюда следует, что необходимо снизить его до приемлемого уровня.

Рисунок 1.9 - Отсутствие бизнес-правила

На схеме рисунка 1.9 показан фрагмент бизнес-процесса управления дебиторской задолженностью. Видно, что менеджер продаж и отдел управления просроченной дебиторской задолженностью дублируют контроль, пользуясь одними и теми же данными из автоматизированной системы управления компании.

На том же рисунке 1.9 видно, что бизнес-процесс не интегрирован по информационным системам – наблюдается ручная передача информации в Outlook, ручная выгрузка из АСУ в MS Excel, потом в MS Word, сохранение в pdf-формат, звонки и e-mail-ы клиентам.

Ручной перенос данных между системами, как правило, является весьма трудоемким. Эта работа занимает значительную часть рабочего времени квалифицированных специалистов (например, ведущих менеджеров по продажам), лишая их возможности эффективно использовать это время для продаж, обслуживания клиентов, работы с поставщиками, аналитики и развития. Кроме того, очевидно, что такой ручной перенос приводит к заметным задержкам при выполнении бизнес-процесса и сопряжен со значительными рисками некорректного ввода данных.

Рисунок 1.10 - Дублирование задач и отсутствие интеграции между ИС

Отсутствие интеграции между ИС, ручной перенос данных и отсутствие бизнес-правил часто сопряжены с проблемой потери важной информации (документов) при выполнении бизнес-процесса. Исполнитель либо не осознает важности этой информации для компании и не вносит ее в систему, либо бессистемно сохраняет документы на своем рабочем компьютере или, вообще, хранит их только в почте. Исполнитель может просто лениться сохранять информацию (документы) путем внесения, например, в CRM, сохранения в базе данных или на файл-сервере компании.

Отсутствие четких требований по работе с информацией, зафиксированных в регламенте, и контроля приводят к тому, что исполнители теряют важную для компании информацию.

Такая потеря информации (документов) в дальнейшем может привести к необходимости повторного сбора данных, запроса документов, к невозможности провести необходимый анализ для принятия решений и проч.

При выполнении бизнес-процесса часто можно выявить задачи, которые не создают ценность с точки зрения создания его результата и потребностей потребителя (внутреннего и/или внешнего). Выполнение многих задач связано с возникновением потерь различного вида.

Приведу несколько примеров действий, которые не создают ценность, но влияют на увеличение потерь:

• ручной перенос информации из одной информационной системы в другую (например, из pdf-файла в 1С);

• ожидание отклика информационной системы сотрудником при выполнении загрузки данных, сохранении, проведении проводок; зависания и «вылеты» системы; ожидание начала совещания у руководителя;

• неудобный интерфейс программы и, как следствие, много лишних действий исполнителя (движения мышкой от одного места экрана к другому, сложные многоуровневые меню и т.д.);

• ручное перемещение документов от одного рабочего места к другому в рамках, например, процесса согласования;

• выполнение расчетов и подготовка документов (отчетов), которые потом не используются;

• частые перемещения внутри офисного помещения (рабочее место – принтер – рабочее место), перемещения между разными этажами офиса, пешие перемещения сотрудников по территории крупного производственного предприятия и проч.;

• переделка документов из-за выявленных ошибок.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что качество бизнес-процессов компании СЦФ во многом зависит от тех компаний, которые находятся на обслуживании: компании группы FESCO и их контрагенты.

В целом можно выделить следующие факторы возникновения налоговых рисков в ЭДО (Рисунок 1.11)


1 группа

Отсутствия единой базы электронного документооборота





2 группа

Разбалансированность бизнес-процессов в СЦФ по сбору, регистрации и хранению информации,

поступающей из бизнеса

Потеря информации,

Ошибки в учете

Не верно исчисленная налогооблагаемая база по налогу на прибыль, налогу на имущество, Н.Д.С. и др.


3 группа

Низкий контроль за процессом сбора, регистрации и хранением информации


4 группа

Дублирование задач и отсутствие интеграции между ИС

Рисунок 1.11 – Факторы возникновения налоговых рисков

Источников возникновения налоговых рисков в хозяйственной деятельности достаточно много, и каждая компания идентифицирует и оценивает их применительно к специфике своей деятельности. Поэтому в следующем разделе будут рассмотрены подходы к идентификации налоговых рисков в системе ЭДО.

1.2. Разработка метода идентификации и оценки налоговых рисков в системе электронного документооборота

Определившись с тем, что такое налоговый риск, рассмотрим особенности его идентификации. Идентификация риска – это процесс выявления субъектов, объектов и ситуаций, несущих риск, факторов риска и классификации риска по видам. Основной целью идентификации рисков является создание условий для возможности их последующего измерения и снижения.

Для идентификации источников возникновения налоговых рисков, риски, вызванные действиями (бездействием) государственных органов, можно подразделить на:

• риски, вызванные действиями (бездействием) законодательных (представительных) органов;

• риски, вызванные действиями (бездействием) органов исполнительной власти;

• риски, вызванные действиями (бездействием) судебных органов. Кроме того, действия (бездействие) налогоплательщика могут провоцировать возникновение налогового риска.

Таким образом, для идентификации и оценки налоговых рисков необходимо результаты действий (бездействия) налогоплательщика соотнести с результатами действий (бездействия) государственных органов и (или) органов местного самоуправления.

Данные результаты могут носить как реализованный, так и планируемый (предполагаемый) характер. При этом, исходя из указанных источников возникновения, можно предложить условную шкалу оценки экспертами возможных налоговых рисков в результате действий (бездействия) налогоплательщика, квалифицируя их как высокие, средние или низкие, в соответствии со следующими критериями:

• высокий риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, нарушены, а позиция Минфина России и (или) налоговых органов достаточно обоснована и неблагоприятна для налогоплательщика арбитражная практика отсутствует, либо сложилась не в пользу налогоплательщика;

• средний риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, не нарушены, но позиция Минфина России и (или) налоговых органов неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо позиция судов неоднозначна;

• низкий риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, не нарушены позиция Минфина России и (или) налоговых органов неблагоприятна для налогоплательщика, неоднозначна или отсутствует, но арбитражная практика сложилась в пользу налогоплательщика.

Квалификация налоговых рисков средний уровень налогового риска – от более 15% до 30%; низкий уровень налогового риска – в интервале 1-15% (Рисунок 1.12).

1

6

Высокий риск

5

3