Файл: Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 473

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Агрегатн ый метод ценообра зования
Цена = Сумма цен элементов затрат по статьям калькуляции
Простота расчета для производителя на основе данных предыдущего года
1. Нет учета конъюнктуры рынка
2. Ошибки в определении цены элемента приводят к ошибкам в определении цены
Параметр ический метод
Цена = Цена базовой услуги, умноженная на экспертную оценку. Цена = Экспертная балльная оценка, умноженная на цену балла по базовой услуге
Учет потребительских качеств услуг и конъюнктуры рынка образования
1. Сложность расчета коэффициентов
(инфляция, качество, конъюнктура рынка и др.)
2. Отсутствие оценки издержек и планируемой прибыли 3.
Зависимость от выбора экспертов и базовых услуг
Ценообр азование на основе текущих цен
Цена в диапазоне имеющихся цен на аналогичные услуги.
Нижний предел цены определяется издержками образовательного учреждения, верхний - спросом на услуги
В основе - конъюнктура рынка и использование механизма "гибкой цены"
1. Необоснованность конкретной цены расчетами
2. Возможность попадания в зону убыточной цены ниже себестоимости
Метод на основе спроса
Устанавливается верхний предел цены, которая должна включать издержки производства, расходы на сбыт и прибыль
Устанавливается верхний предел издержек производства, до которого может снижаться рыночная цена
1. Возможность некорректной оценки спроса
2. Сложность продажи стабильной услуги в разных регионах (районах)
Конкуре нтный метод
Цена определяется на уровне цен конкурентов с учетом приверженности потребителей, имиджа услуги и др.
Гибкость метода и стратегия "конкурентной цены"
1. Повышенный риск при внедрении новых образовательных услуг
2. В конечном итоге приводит к минимизации прибыли и демпингу

Метод маржина льных издержек
Цена устанавливается как сумма переменных затрат на единицу продукции, прочих затрат и прибыли
Учитывает постоянные и переменные затраты образовательного учреждения
1. Не учитывает конъюнктуру рынка
2. В конечном итоге ведет к затратной цене услуги
Ключевым фактором установления цены на основе изучения мнения покупателей является восприятие потребителем ценности услуги, а не издержек. Является ли цена правильной, решает потребитель. Установление цены начинается с выявления потребностей и оценок соотношения между ценой и ценностью продукта. Существуют так называемые справочные цены, которые покупатель держит в уме и использует при поиске образовательной услуги. Руководствуясь такими ценами, потребитель путем сравнения потребительских свойств и цен однотипных образовательных услуг, предлагаемых на рынке образовательных услуг, делает свой выбор.
Производители и посредники, предлагающие образовательные услуги, могут активно воздействовать на формирование справочных цен. В основе применения данного метода лежит опыт, интуиция, хорошее знание психологии потребителей, результаты тестирования рынка. Существуют приемы психологического ценообразования:

демонстрация относительно низких цен на некоторые образовательные услуги в соседстве с высокими ценами на другие образовательные услуги;

привязка базовой цены к определенному числу минимальных размеров оплаты труда государственных служащих (МРОТ);

привязка базовой цены к курсу доллара (у.е.). В периферийных образовательных учреждениях отказались от этого приема после финансового кризиса 1998 г.;

обещание неизменности цен в течение всего срока обучения;

всевозможные скидки (оплата за год со скидкой 10%, скидки на повторное обучение - 10-15%, льготы для бывших военнослужащих - до 20%, льготы для инвалидов-10-15%);

применение неокругленных цен (например, 10999 руб.).
Раньше государство в лице органов управления имело исключительную монополию на продажу и покупку образовательных услуг (ОУ), что исключало возможность образовательного учреждения самостоятельно устанавливать цены на свои услуги. Теперь же цены на ОУ формируются под воздействием активности конкурентов, величины и динамики платежеспособного спроса, с учетом соотношения величин прогнозируемого спроса на услуги и дополнительных затрат граждан на ОУ.
Учет дополнительных соображений
После расчета базовой цены образовательной услуги имеется следующий набор цен: расчетная базовая цена, цена спроса, цена

предложения, цены конкурентов, цена предыдущего года. Дополнительно следует учесть:

прогнозируемый уровень инфляции в стране и регионе;

прогнозируемый рост реальных доходов населения в регионе;

процент теневой экономики от объема валового регионального продукта (20-
50%);

планируемый экономический рост в регионе по отраслям материального производства;

уровень занятости населения и уровень безработицы (от 5 до 15%);

прогнозируемый рост обучаемых по уровням (видам) профессионального образования;

уровень смертности и рождаемости населения и их соотношение (+, -);

результаты социологических опросов населения и заключения экспертов.
Рекомендуется иметь эти данные на руках и устраивать "мозговой штурм" членов
Ученого (Педагогического, Методического или Попечительского)
Совета под руководством ректора (директора) образовательного учреждения.
Установление окончательной цены
Если известны три основных фактора ценообразования: потребительский спрос, издержки, цены конкурентов - образовательное учреждение готово к выбору цены. Цена будет располагаться где-то в промежутке между слишком низким уровнем, не позволяющим получать прибыль, и слишком высоким, ограничивающим спрос. На рис. 18.3 обобщенно представлены четыре фактора, оказывающие влияние на уровень цены услуги. Минимально возможная цена определяется себестоимостью.
Цены конкурентов на аналогичные услуги задают примерное значение, на которое следует ориентироваться при установке цены. Мнение граждан об особенностях предлагаемой образовательной услуги, влияющее на спрос, задает потолок цены.
Таблица 6. Факторы, влияющие на установление окончательной цены
Низкая цена
Отсутстви е прибыли
Себестоимост ь услуги
Цены конкуренто в
Дополнительны е соображения по изменению
Мнение покупателе й о верхней цене услуги
Высокая цена
Отсутствие достаточног о спроса
Пример расчѐта базовой цены агрегатным методом
Таблица 7. Структура затрат (расходов) института
№ пп
Наименование статей расходов
Сумма, тыс. руб.
Норматив
1
Всего расходов
4208 1
2
Заработная плата, всего
1796 0.427
профессорско-преподавательского состава
1024 0.243 остальных категорий сотрудников
772 0.184 3
Обязательное начисление на заработную плату
396 0.094 4
Налоги и сборы
235 0.056 5
Амортизация и износ основных фондов
193 0.046 6
Материалы
352 0.084 7
Общеинститутские расходы, всего
1235 0.293
Таблица 8. Расчѐт себестоимости обучения 1 студента очного обучения
№ пп
Наименование статей расходов
Методика расчѐта затрат
Расчѐт затрат Затраты в руб.
1
Заработная плата, всего
631 1.1 профессорско- преподавательского состава
Пропорционально часам нагрузки
1024 х 0.431 441 1.2 остальных категорий сотрудников
Пропорционально количеству стулдентов
772 х0.328х0.75 190 2
Обязательное начисление на заработную плату
Пропорционально фонду оплаты труда
396:1796х631 139 3
Налоги и сборы
Пропорционально доходам
235х0.367 86 4
Амортизация и износ основных фондов
Пропорционально доходам
193х0.367 71 5
Материалы
Пропорционально числу студентов
353х0.328 116 6
Общеинститутские расходы, всего
6.1
Распределяемые по числу обучаемых
407х0.328 134 6.2
Распределяемые по доходам
828х0.367 304 7
Итого за 11 месяцев
1481 8
Годовые затраты
1481:11х12 1616 9
Количество студентов, чел.
205 10
Себестоимости обучения 1 студента, руб.
Соотношение затрат к числу студентов
1616:205 7881 11
Плановая инфляция в процентах
Бюджет РФ
20


12
Стоимость обучения
7.881х1.2 9458 13
Цена обучения, рассчитанная с учѐтом плановой прибыли
13.1 30% в год
9.458х1.3 12.205 13.2 45% в год
9.458х1.45 13.714 13.3 60% в год
9.458х1.6 15.133 14
Предполагаемая расчѐтная цена
14000
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16

4. Смета доходов и расходов ГОУ
Сметаявляется основным финансовым планом государственного образовательного учреждения (ГОУ). Она составляется в виде баланса доходов и расходов. При разработке сметы решаются следующие задачи:
- определяются объемы финансовых ресурсов, выделяемых образовательному учреждению на предстоящий финансовый год (в целом и в поквартальной разбивке);
- определяются источники привлечения необходимых средств;
- выявляются возможности мобилизации внутренних резервов учреждения;
- определяются финансовые взаимоотношения учреждения с государственным бюджетом, вышестоящими органами управления и другими партнерами по экономической деятельности.
Исходными данными для разработки смет являются:
1. Статьи расходов бюджетной классификации, утвержденной приказом
Министерства финансов РФ от 25.05.1999 № 38-н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Экономическая классификация расходов (ЭКР) состоит из пяти уровней: группы, подгруппы, предметной статьи, подстатьи и элемента расхода. В состав экономической классификации государственных образовательных учреждений входят следующие группы расходов:
- текущие расходы
- капитальные расходы
- предоставление бюджетных кредитов.
При сметном планировании в бюджетных образовательных учреждениях, как правило, используются следующие статьи расходов:
- оплата труда государственных служащих
- начисления на оплату труда (страховые взносы на государственное социальное страхование граждан)
- приобретение предметов снабжения и расходных материалов
- командировки и служебные разъезды
- оплата транспортных услуг
- оплата услуг связи
- оплата коммунальных услуг
- прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг 130300 - трансферты населению

- приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования.
2. Исполнительная смета доходов и расходов за отчетный год.
3. Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ.
4. Единая тарифная сетка оплаты государственных служащих, утвержденная постановлением правительства РФ.
5. Нормативы штатной численности по административному, учебно- вспомогательному и обслуживающему персоналу в расчете на одну группу
(класс), рассчитанные на основе типовых штатов по общеобразовательным учреждениям.
6. Нормативы расхода материально-технических ресурсов в расчете на 1 учащегося (студента).
7. Среднесписочная численность преподавателей и сотрудников за отчетный год.
8. Плановая численность учащихся (студентов) по группам (классам), направлениям и специальностям.
9. Плановый объем финансирования из бюджета соответствующего уровня.
10.
Фактическая структура расходов по статьям затрат ЭКР.
Проект сметы представляется в вышестоящую организацию в установленный срок в двух экземплярах, а в необходимых случаях - в трех экземплярах.
После проверки и уточнения расходов намечается поквартальное распределение сумм ассигнований по каждой статье сметы. Это распределение должно учитывать сезонный характер отдельных расходов, в частности по заработной плате, отоплению, текущему и капитальному ремонту, приобретению оборудования и т.д.
Смета утверждается вышестоящей организацией после утверждения бюджета. Утверждение сметы оформляется специальной надписью руководителя вышестоящей организации на лицевой стороне сметы. Подпись руководителя вышестоящей организации, утвердившего смету, скрепляется печатью.
Изменения в смету расходов в процессе исполнения могут вноситься в установленном порядке только вышестоящей организацией по установленной форме.
Методика составления сметы
Количество классов (групп) определяется исходя из планируемого числа учащихся (студентов) и в соответствии с установленной предельной наполняемостью классов. Среднегодовое количество классов (групп) рассчитывается по формуле:
Кср= (К1*М1+ К2*М2)/12, где Кср - среднегодовое количество классов (групп),
К1 - количество классов на начало планируемого года, ед.
К2 - количество классов на начало нового учебного года, ед.


М1 – число месяцев функционирования учреждения с количеством классов на начало планируемого года,
М2 - число месяцев функционирования учреждения с количеством классов на начало нового учебного года.
Численность преподавательского состава:
Чпр= Он/Нпл, где Чпр – расчѐтная численность преподавателей, чел.
Он – общий объѐм учебной, методической, научной нагрузки по учреждению, чел.-час.
Нпл – планируемый норматив общей нагрузки преподавателя. В вузе он равен 1540 час.
Другой способ расчѐта преподавателей – по формуле:
Чпр=Чст/Нпр, где Чпр –среднесписочная численность студентов (учащихся) на плановый год, чел.
Он – общий объѐм учебной, методической, научной нагрузки по учреждению, чел.-час.
Нпл – нормативное число студентов на 1 преподавателя, чел./преп.
?/Первая статья сметы - "Оплата труда государственных служащих".
По элементу "Основной оклад гражданских служащих" планируются выплаты заработной платы по установленным должностным окладам, ставкам или расценкам всем без исключения штатным работникам образовательных учреждений, также расходы на почасовую оплату труда преподавателей. При составлении сметы образовательного учреждения расчет плановых сумм по оплате труда ведется раздельно по группам персонала: административно- управленческий персонал; преподавательский персонал; вспомогательный персонал (служащие).
По элементу "Надбавка к заработной плате, дополнительная оплата труда, прочие денежные выплаты гражданских служащих" в сметах учреждений планируются расходы на выплату всех видов надбавок к заработной плате, за исключением надбавок, выплачиваемых командированным работникам взамен командировочных расходов и относимых соответственно на статью 110400. На подстатью, в частности, относятся надбавки за вредные условия труда, районные коэффициенты и северные надбавки, а также доплаты за ученую степень доктора и кандидата наук. В сметах учреждений они, как правило, принимаются исходя из удельных весов в итоговых фондах заработной платы в году, предшествующем планируемому.
Вторым по величине видом расходов образовательного учреждения являются в настоящее время затраты по статье "Начисления на оплату труда
(страховые взносы, на государственное социальное страхование граждан)". По этой статье планируются расходы, соответствующие единому социальному налогу и прочим аналогичным платежам в бюджет:
- Страховые взносы в Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинское страхования;