Файл: Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 474

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Большую группу расходов составляют затраты, связанные с приобретением предметов снабжения и расходных материалов (статья
110300). В эту статью относятся закупки всех видов материалов, в том числе квалифицируемых как малоценные и быстроизнашивающиеся или имеющие срок службы менее одного года. Затраты планируются по подстатьям:
- Канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей.
- Мягкий инвентарь и обмундирование.
- Продукты питания.
- Прочие расходные материалы и предметы снабжения.
Расходы по содержанию транспорта, включая затраты на его капитальный и текущий ремонт, расходы на наем транспортных средств для доставки грузов и перевозки пассажиров планируются по статье "Оплата транспортных услуг". о статье "Оплата услуг связи" в сметах образовательных учреждений отражаются плановые показатели расходов по абонентной плате за телефон, телефакс, оплате междугородних переговоров, почтовых отправлений (писем, посылок, телеграмм) и других видов услуг связи.
При составлении сметы общеобразовательного учреждения весьма важно правильно определить суммы плановых затрат по статье 100700
"Оплата коммунальных услуг". На эту статью относятся расходы, связанные с оплатой отопления и освещения зданий и помещений учреждений, водоснабжением, канализацией, содержанием помещений в чистоте, оплатой услуг прачечных и другие коммунальные платежи, оплата счетов организаций коммунального хозяйства и других ведомств по освещению, очистке и поливке прилегающих к учреждению улиц, содержанию водостоков, их очистке и текущему ремонту, а также расходы по аренде помещений.
Статья 111000 "Оплата прочих услуг и прочие текущие расходы на закупки товаров и услуг" включает четыре подстатьи:
- Оплата услуг научно-исследовательских организаций.
- Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря.
- Оплата текущего ремонта зданий и сооружений.
- Прочие текущие расходы.
Расходы на текущий ремонт зданий планируются в зависимости от объема учебных зданий и общежитий, находящихся на балансе учреждения или арендуемых им (если договор по аренде предусматривает такой ремонт за счет учреждения), и от норм расхода на 1 м
2
В сметное планирование бюджетных учреждений включается статья
130300 "Трансферты населению", которая включает расходы по оказанию финансовой помощи в виде текущих денежных выплат, служащих дополнением к личному доходу и не обусловленных встречными обязательствами. К этой категории расходов относятся: выплаты различного рода пособий педагогическому коллективу (например, компенсация за методическую литературу); выплаты по социальному обеспечению; выплаты

пособий семьям с детьми; стипендии и компенсации учащимся; расходы по опекунству (согласно нормам, установленным местными органами управления); социальное пособие на погребение; выплату подъемных, стоимости проезда и суточных при направлении на работу в учреждения образования. Кроме того, к трансфертам относятся выплаты денежных компенсаций для приобретения питания, одежды, обуви, инвентаря, ежегодного и единовременных пособий (включая пособие при выписке из учреждений образования) обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей.
Расходы, связанные с приобретением оборудования и предметов длительного пользования планируются по статье 240100. Сюда относятся все затраты по приобретению, доставке и монтажу учебного и технологического оборудования образовательных учреждений, приобретению, доставке и хранению учебного и хозяйственного инвентаря (кроме малоценного и быстроизнашивающегося, т.е. имеющего срок эксплуатации менее одного года).
Расчет необходимых ассигнований по этой статье целесообразно осуществлять следующим образом. Прежде всего надо составить подробный перечень необходимого образовательному учреждению оборудования и инвентаря с указанием намеченных к приобретению предметов, их количества и стоимости единицы каждого из них.
Плановые суммы расходов на капитальный ремонт зданий и сооружений образовательных учреждений (статья 240300 подстатья 240330) определяются методом прямого счета по указанной выше формуле. К смете прилагается перечень видов ремонтных работ согласно с дефектным ведомостям с указанием их стоимости.
Составленная смета подписывается директором и главным бухгалтером
(бухгалтером) образовательного учреждения и утверждается учредителем
(органом управления образования).
Образовательное учреждение после перевода его средств на лицевые счета в органах Федерального казначейства потеряло один из существенных признаков юридического лица - функции распорядителя кредитов. Даже составление смет доходов и расходов по средствам, выделяемым из бюджета, не является необходимым ввиду наличия лимитов бюджетов обязательств, которые, согласно 221 БК РФ, составляет единственное достаточное основание для осуществления финансирования.
Финансово-экономическое положение образовательных учреждений усугубляется тем, что так называемые средства, получаемыми ими от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, отныне, согласно статье 42 БК РФ, являются бюджетными средствами, поступление и расходование которых отражаются по единой смете доходов и расходов учреждения. Соответственно право самостоятельного расходования таких средств ограничивается рамками утвержденной сметы и статьями бюджетной классификации, а также новым порядком казначейского исполнения бюджета.


В целом, новации бюджетного законодательства сохраняют за образовательным учреждением только одно право — составлять бюджетную заявку. Наряду с этим, новый порядок финансирования ГОУ через казначейство ограничил хозяйственную самостоятельность и "сузил границы экономической деятельности" ГОУ, а именно:

внебюджетные средства (коммерческие доходы), зарабатываемые ГОУ, стали жестко контролироваться казначейством и налоговыми органами;

арендная плата от сдачи нежилых помещений включена в доход ГОУ и плановую смету, что и не позволяет направлять ее на нужды текущего ремонта;

централизация финансов превращает юридических лиц (ГОУ) в рыночной экономике в придаток органов управления образованием.
Контрольные вопросы
1. Какие методы ценообразования Вам известны?
2. Какие типовые стратегии ценообразования приемлемы для образовательных учреждений?
3. Назовите методы определения цены на образовательные услуги.
4. В каких случаях следует пересматривать цену на образовательную услугу?
5. Раскройте структуру и источники финансирования системы образования в
РФ.
6. Охарактеризуйте основные количественные и качественные изменения в области финансирования образования за последнее пятилетие.
7. В чем состоит основное отличие программно-целевого бюджетного планирования от сметного планирования?
8. Раскройте принцип выделения средств в зависимости от получаемых результатов применительно к образованию.
9. При каких условиях образовательное учреждение может оказывать платные образовательные услуги?
10. Назовите условия предоставления образовательных кредитов.
11. Перечислите основные налоги, уплачиваемые образовательными учреждениями.
ТЕСТЫ
1.
Кто
устанавливает
заработную
плату
руководителю
образовательного учреждения?
а. профсоюз; б. трудовой коллектив; в. учредитель ОУ; (правильный ответ)
г. сам руководитель.
2.
Какое соотношение базовой и стимулирующей частей в новой
системе оплаты труда считается целевым ориентиром? а. 90-95% базовая - 5-10% стимулирующая; б.
60-70% базовая - 30-40% стимулирующая; (правильный ответ)
в.
30-40% базовая – 60- стимулирующая; г. 5-10% базовая - 90-95% стимулирующая.
3.
Целевой капитал некоммерческой организации может быть
сформирован:
а. за счет бюджетных средств; б. за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями)
(правильный ответ)
4.
Целевой капитал некоммерческой организации может быть
сформирован за счет пожертвований, внесенных жертвователем
(жертвователями): а. в виде денежных средств; (правильный ответ)
б. в виде ценных бумаг; в. в виде недвижимого имущества.
5.
Выберите правильный ответ:
а. некоммерческие организации освобождены от уплаты налога на прибыль только на доходы, получаемые от благотворителей на
формирование (пополнение) целевого капитала;
б. некоммерческие организации освобождены от уплаты налога на прибыль только на доходы от инвестирования целевого капитала;
в. некоммерческие организации освобождены от уплаты налога на прибыль, как на доходы, получаемые от благотворителей на формирование
(пополнение) целевого капитала, так и доходы от инвестирования целевого
капитала (правильный ответ)
Лекция 5. Внебюджетная деятельность образовательных
учреждений. Платные услуги в образовательных учреждениях
Вопросы:
1. Понятие внебюджетной деятельности и ее виды.
2. Внебюджетные доходы: классификация, способы распределения и эффективность внебюджетной деятельности.
3. Ценообразование во внебюджетной деятельности.
4. Бизнес-план образовательного учреждения.
1. Понятие внебюджетной деятельности и ее виды
Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность» к источнику поступления, т.е. к бюджету (неважно, какому именно бюджету).
Внебюджетное финансирование — это расходование в режиме финансирования средств, поступающих из внебюджетных источников, за исключением возмещения расходов, связанных с получением этих средств.
Внебюджетные средства


Источники внебюджетных средств
Источники внебюджетного финансирования
Спонсорские средства, пожертвования
Спонсорские средства, пожертвования
Доходы от самостоятельной деятельности
Часть доходов, остающаяся в распоряжении образовательного учреждения после возмещения издержек, связанных с получением этих доходов, — ПРИБЫЛЬ
Поэтому, когда говорят о внебюджетном финансировании, следует это понимать как расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от
«неучредителей», на возмещение расходов по тем видам деятельности, которые доходов не приносят, но по тем или иным причинам являются необходимыми для деятельности организации.
Теперь следует более пристально рассмотреть источники поступления внебюджетных средств. Их можно назвать три (основных):
• доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления различных видов деятельности);
• доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);
• пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)
Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений. Начнем с того, что право ведения приносящей доходы деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:
• статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 3, абзац
2):
«Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям». Противоречивый характер этой формулировки уже рассматривался в предыдущих лекциях. Важно, что образовательные учреждения, будучи некоммерческими организациями, могут осуществлять деятельность, приносящую доходы;
• статьей 43 (пункт 5) Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением».

Добавим сразу, что действующая практика заключения договоров между собственником (например, государством в лице Минобразования
России) и образовательными учреждениями устанавливает небольшую долю, которую образовательные учреждения обязуются перечислять Министерству от получаемых доходов. Но широкого развития это положение пока не получило (очевидно, в связи с недостаточным финансированием учебных заведений из федерального бюджета). Следует также иметь в виду, что министерство собственником в полном смысле слова не является, а выполняет его полномочия, причем порядок выполнения этих полномочий не урегулирован, следовательно, полномочия и не реализуются. Собственник - это государство, поэтому было бы логичнее часть дохода перечислять в бюджет, что, говоря формально, сейчас и делается, но, как всегда, «сплеча».
В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов. На эти средства в полном объеме распространяются положения
Бюджетного кодекса, регламентирующие учет и движение бюджетных средств.
В качестве продолжения этого положения можно обсудить вопрос о том, может ли государственное образовательное учреждение вести какую- либо деятельность без использования объектов государственной собственности и кто в этом случае будет собственником доходов от этой деятельности.
Законодательство подходит к классификации приносящей доходы деятельности с позиции соответствия этой деятельности тем задачам, которые решаются образовательными учреждениями, и тем целям, ради достижения которых они созданы. Вспомним Гражданский кодекс
Российской Федерации, статью 50. Поэтому на первом месте стоит, разумеется, платная образовательная деятельность.
Статьей 48 (пункт 8) Закона «Об образовании» образовательным учреждениям предоставлено право осуществления платной образовательной деятельности.
«Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц». Более того, там же (в пункте 9) указано, что привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение его финансирования из средств учредителя.


Интересная особенность государственного сектора среднего и высшего профессионального образования, обусловленная конституционными гарантиями доступности образования (на конкурсной основе бесплатно) данного уровня, состоит в разделении платных образовательных услуг на
«основные» (если можно так выразиться) и «дополнительные».
Отвлечемся немного на понятие «услуга». Интуитивно в виде услуги каждый представляет некие действия, направленные к пользе получателя услуги, причем такие действия, результат которых представляется обычно в неосязаемой форме. Простые примеры — консультация, лечение, отдых в санатории, ну и, разумеется, обучение. Все эти и другие виды деятельности объединяет одно — неочевидность, неосязаемость, неизмеримость, т.е. количественная и качественная неопределенность результата.
Итак, образовательные услуги. Основные услуги (такого термина, правда, в законе нет, но иначе их назвать сложно) - обучение по программам общего и профессионального образования на тех местах, на которых учащиеся и студенты обучаются бесплатно за счет финансирования из средств государственного и муниципального бюджета.
Сверх этого учебные заведения могут принимать учащихся на обучение по договорам (на платной основе). Разумеется, это относится к тем уровням образования, обучение на которых осуществляется на основе конкурсного отбора, т.е. на ограниченном числе мест в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Имеются ограничения на обучение по специальностям юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления. Прием на платной основе на эти специальности не должен превышать 25% общего приема на обучение по этим специальностям (бесплатного и по договорам).
Попутно стоит обратить внимание, что ограничение приема имеет место по специальностям, пользующимся повышенным спросом. Вокруг этого ограничения сломано немало копий. Разумеется, в условиях отсутствия ограничений государственные учебные заведения могли бы, в принципе, свернуть бесплатную подготовку по этим специальностям до минимума, если вообще не закрыть, и оставить только платное обучение.
Понятно, что это резко сократило бы доступ молодежи к получению образования и, возможно, понизило бы его уровень. Поставило бы образование на конвейер, а дальше — вал. Однако получилось, как всегда.
Ограничили государственный сектор и породили ряд процессов.
• Учебные заведения стали нарушать данное требование закона.
Наказание за такое нарушение не предусмотрено, но ведь законы издаются не для того, чтобы их нарушали.
• Для увеличения «платного» приема учебные заведения вынуждены расширять бесплатный прием по этим специальностям за счет других, ведь контрольные цифры приема растут медленно. Следовательно, идет реструктурирование подготовки, что, как минимум, неоднозначно.
• Открывается подготовка по «ходовым» специальностям в учебных заведениях, не имеющих для этого необходимых преподавателей, учебников,