Файл: Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 476

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пособий, методических материалов. Идет накопление опыта «по ходу дела», качество подготовки страдает.
• Для увеличения доходов учебные заведения вынуждены повышать цены за обучение. Особенно это актуально в свете недостатка бюджетного финансирования. Это порождает определенную социальную напряженность среди учащихся и сокращает доступность образования.
В результате создаются более благоприятные условия для негосударственных учебных заведений, на которые указанные ограничения не распространяются. «Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов».
«Дополнительные» образовательные услуги
— довольно специфическое понятие, введенное специально для того, очевидно, чтобы создать основу для легализации взимания платы с обучающихся на
«бесплатных» местах. Наличие такого понятия не так безобидно, как представляется на первый взгляд. По существу, это образовательные услуги, дополняющие программы обучения. Они не могут и не должны быть обязательными, не могут быть навязаны. Их отсутствие в принципе не должно влиять на уровень получаемого учащимися образования. Проще говоря — хорошо, если есть такие услуги, но если нет — тоже неплохо.
Предпринимательской деятельности образовательного учреждения посвящена статья 47 Закона «Об образовании». Можно процитировать ее дословно:
«1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.
2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
• реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
• торговля покупными товарами, оборудованием;
• оказание посреднических услуг;
• долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
• приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
• ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и
(или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и

совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу».
Таким образом, законодательство предоставляет образовательным учреждениям осуществлять практически любую деятельность.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16

2. Внебюджетные доходы: классификация, способы распределения
и эффективность внебюджетной деятельности
Классификация внебюджетных доходов является основой для определения:
• направлений внебюджетной активности учебных заведений. Анализ активности позволяет оценивать «вектор» развития, коммерциализации и т.п. как отдельного образовательного учреждения, так и всей системы образования. Можно отметить, что в настоящее время, и на это начали обращать внимание, внебюджетные поступления в высшие учебные заведения стали вполне сопоставимы с бюджетным финансированием (по некоторым данным — уже превысили или вот-вот превысят объем бюджета) и активно растут. Отрадно, что растут они в первую очередь за счет образовательной деятельности;
• организации учета и отчетности по внебюджетной деятельности;
• налоговых последствий ведения образовательными учреждениями тех или иных видов приносящей доходы деятельности.
Классифицировать внебюджетные поступления (доходы) можно разными способами. Остановимся на некоторых.
Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:
1. Основная деятельность:
• реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);
• проведение научно-исследовательских работ;
• деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.
2. Прочая деятельность, включая иные поступления, т.е. иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.
1. Доходы от основной деятельности
1.1. Образовательные услуги:

обучение российских и иностранных студентов;
• подготовка аспирантов и докторантов;
• обучение по второй (и последующим) специальностям;
• обучение на подготовительных курсах;
• тестирование школьников и абитуриентов;
• консультирование по учебным дисциплинам;
• репетиторство;
• обучение на курсах по отдельным дисциплинам;
• переподготовка и повышение квалификации;
• углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ;
• дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы, и др.;
• обучение по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях;
• прочие образовательные услуги.
1.2. Научная (научно-техническая) деятельность:
создание и передача научной (научно-технической) продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе на экспорт;
• оказание услуг научного характера — консультирование, экспертиза, патентные работы, рецензирование и др.;
• выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.
1.3.
Деятельность учебного заведения по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса:
• учебно-производственная деятельность (т.е. производственная практика), реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями, агростанциями, хозяйствами, магазинами, типографиями, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию бытовых услуг и др.;
• работы по обслуживанию и ремонту, в том числе приборов, оборудования, вычислительной техники, помещений, мебели, коммуникаций и др. в части обеспечения основной деятельности образовательного учреждения;
• деятельность по обеспечению студентов и учащихся (воспитанников) питанием, проживанием, медицинским и культурным обслуживанием;
• деятельность по обеспечению проживания работников образовательного учреждения;
• предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;
• предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;
• другие услуги по обеспечению образовательного и научно- исследовательского процесса.
2. Доходы от прочей деятельности и иные поступления


2.1. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного учреждения
(территории, помещений, оборудования и др.):
создание автомобильных стоянок и гаражей;
• изготовление товаров народного потребления;
• ремонт бытовой и иной техники;
• оказание бытовых услуг;
• оказание посреднических услуг;
• проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и организация выставок.
2.2. Внереализационные доходы:
долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;
• приобретение акций, облигаций, сертификатов и иных ценных бумаг, включая выпуск собственных, и получение доходов по ним (дивидендов, процентов и пр.);
• вложение денежных средств на депозитные счета;
• предоставление ресурсов образовательного учреждения — помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса — в аренду (субаренду);
• получение финансовых санкций — штрафов, пени, неустоек, возмещение ущерба по судебным решениям и др.
2.3. Иные поступления:
взносы юридических и физических лиц (в том числе — иностранных), в том числе пожертвования, подарки, взносы, включая благотворительные и попечительские, целевые спонсорские и др.;
• реализация основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая утилизацию и сдачу драгоценных металлов.
Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности — учебной, научной, обеспечивающей и иной. Развертывая ту или иную деятельность, вернее сказать — задумывая, следует по возможности оценить потенциал учебного заведения для ее осуществления. Особенно важно это сделать, если имеются несколько вариантов использования имеющихся ресурсов. Разумеется, можно указать на ограниченность возможностей, например общеобразовательной школы. Тем не менее, даже ограниченные возможности следует использовать эффективно. Что же говорить о высшем учебном заведении, у которого потенциал гораздо выше.
В качестве достаточно простого метода оценки (самооценки) потенциала учебного заведения для развития внебюджетной деятельности можно предложить следующий.
На первом этапе составляется перечень факторов, определяющих потенциал учебного заведения, его возможности по осуществлению

приносящей доходы деятельности. На втором этапе эти факторы оцениваются для условий конкретного образовательного учреждения. Важно, чтобы перечень был достаточно, но не чрезмерно большим, а оценку факторов проводили люди, действительно глубоко понимающие потенциальные возможности конкретного учебного заведения.
К таким факторам можно отнести следующие:
1. Научный потенциал.
2. Внутренняя нормативная база
3. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности
4. Наличие лицензии и ее параметры, аккредитации, сертификации и т.д.
5. Регион расположения
6. Оборудование
7. Производственные мощности
8. Информационные ресурсы
9. Библиотечный фонд
10. Помещения
11. Кадры
12. Земля
13. Методическая база
14. Имидж и сотрудничество с выпускниками учебного заведения
Степень влияния указанных факторов на выбор направлений (оценку потенциальных возможностей) внебюджетной деятельности может быть оценена экспертно. Несколько экспертов оценивают каждый фактор внебюджетной деятельности по степени его
«разработанности, реализованности» в конкретном учебном заведении. В качестве экспертов можно привлечь, например, своих же преподавателей, родителей, даже учащихся.
Внебюджетная деятельность образовательного учреждения направлена на получение дохода, выручка от реализации образовательным учреждением товаров, работ и услуг должна, как минимум, покрывать издержки по их производству и реализации. Иначе говоря, эта деятельность должна быть выгодна. В противном случае ею заниматься не следует. Для финансового планирования также очень важно определить размеры и сроки поступления средств в учебное заведение, спланировать их расходование таким образом, чтобы увязать это с системой налогообложения.
3. Ценообразование во внебюджетной деятельности
Следовательно, необходимо правильно определить (спланировать) цену.
При определении цен на предоставляемые услуги (работы) необходимо предпринять следующие шаги:
1. Разработать и утвердить советом или ученым советом методики (или методические материалы, положения и т.п. документы) расчета цен на предоставляемые учебным заведением услуги, включающие в себя:

• определение базы для расчета цен (по плановым или фактическим расходам, т.е. от какого уровня цены нужно начинать);
• порядок определения размеров прямых и накладных расходов, исходя из содержания оказываемых услуг;
• механизм учета уровня инфляции в зависимости от срока предоставляемой услуги, особенно если это услуги длительного срока предоставления, что характерно для системы образования;
• особенности формирования цены на различные виды услуг с учетом действующей системы налогообложения;
• механизм учета рыночной конъюнктуры;
• существующие законодательные ограничения (если таковые есть) на установление цен на различные товары и услуги;
• механизм установления льгот, дифференциации и изменения цены.
2. Выяснить конъюнктуру цен на аналогичные или заменяющие услуги в данном регионе.
3. Учесть уровень инфляции при формировании цены, в особенности при оказании долгосрочных услуг.
4. Провести расчет в соответствии с утвержденными документами и утвердить цены советом или ученым советом.
Цена на платные услуги учебного заведения представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее оказания материальных, трудовых и других затрат. Цена на услуги включает:
1. Затраты по оказанию услуги, которые в зависимости от способов включения в цену для целей ценообразования подразделяются на прямые и накладные (косвенные) расходы.
Под прямыми понимаются затраты, связанные непосредственно с оказанием услуг (выполнением работ): затраты на материалы, оборудование; на оплату труда преподавателей и других работников, непосредственно участвующих в процессе оказания услуги; затраты по работам, выполняемым сторонними организациями и предприятиями, и другие виды затрат, целиком и полностью относящихся к данной конкретной услуге. К накладным
(косвенным) относятся затраты, связанные с деятельностью организации, в которой оказывается данная конкретная услуга. К ним относятся расходы, связанные с управлением и организацией оказания услуги (расходы на содержание аппарата управления, общетехнических и общехозяйственных служб и др.), а также другие расходы, которые прямо отнести к конкретной услуге не представляется возможным.
2. Налоги (на конкретный вид деятельности).
3. Плановые накопления (прибыль). Отметим еще раз, что некоммерческая организация «нацеливается» на получение прибыли.
К прямым затратам учебного заведения на оказание конкретной услуги
(работы) должны быть отнесены:
• оплата труда (с включением единого социального налога) непосредственных исполнителей, оказывающих данную услугу;
• материальные затраты, необходимые для оказания данной услуги.