Файл: Образовательная программа Управление финансовыми и нефинансовыми организациями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Современное состояние потребительского кредитования в России
2.1. Анализ рынка потребительского кредитования в Центральном Федеральном округе РФ
Сегодня почти все банки, выдающие займы физическим лицам, предлагают потенциальным клиентам обширный выбор программ кредитования. Сюда можно включить кредиты на приобретение жилья, на покупку автомобиля или мотоцикла, на ремонт квартиры или коттеджа, на образование, на оплату туристических и медицинских услуг, на покупку мебели, бытовой техники и электроники, компьютеров, стройматериалов и оборудования, садового и спортивного инвентаря, офисного оборудования, шуб и дубленок и даже на свадьбу или похороны. В настоящее время есть возможность выбрать не только конкретную торговую компанию и марку товара, но также процедуру, сумму и срок кредитования. Российский потребитель выбирает банк, который оперативно оценивает косвенные доходы заемщика, предъявляет минимальные требования при максимально коротких сроках оценки кредитоспособности, имеет широкую филиальную сеть для погашения кредита в удобное для клиента время.
На потребительском кредитовании специализируются многие банки России, тем более, что это относительно новая ниша рынка кредитования, рынок потребительского кредитования страны далек от насыщения и в перспективе доля товаров, приобретаемых в кредит, будет значительно выше, чем на сегодняшний день. Тем не менее, уже сейчас определились некоторые лидеры в этом виде услуг. [21]
Рост доходов населения стимулирует потребительскую активность. Данная тенденция на фоне современной экономической ситуации в стране предоставляет большую возможность населению планировать будущие поступления и расходы. В связи с чем, на сегодняшний день можно увидеть повышение спроса на более капиталоемкие товары и услуги, например, приобретение недвижимости в кредит. Несомненно, рост доходов населения свидетельствует о повышении уровня жизни, следовательно, происходит увеличение уровня потребностей населения и, соответственно, увеличивается потребительский спрос на рынке кредитования. Рост благосостояния населения страны можно считать главным фактором развития рынка потребительского кредитования. Удовлетворение потребительских нужд населения является довольно сложным процессом, который включает в себя взаимодействие доходов и расходов граждан. Возникновение неудовлетворенных потребностей у населения происходит в случае частичного процесса удовлетворения расходов доходами. Проблему частично удовлетворенных потребностей можно решить с помощью механизма сбережений, но в данном случае образуется временной разрыв между моментом возникновения и удовлетворения потребности, ведь для накопления сбережений также необходимо определенное количество времени. А проблема уменьшения временного разрыва решается посредством кредитования населения.
На сегодняшний день успешное и эффективное функционирование рынка потребительского кредитования возможно при устранении проблем, характерных для системы кредитования в банковском секторе.
К числу таких несовершенств относятся:
— предоставление физическим лицам узкого спектра видов потребительских ссуд;
— преобладание сложного процесса оформления выдачи потребительских ссуд;
— отсутствие экономически обоснованно процентной политики; — отсутствие системы мониторинга кредитного риска;
— преобладание проблем с возвратом кредитов и регулированием проблемными активами кредитного портфеля. [20]
Таким образом, можно выявить преобладание перспектив для развития рынка потребительского кредитования в России, но только в случае тотальной ликвидации всех проблем и совершенствования кредитной системы в общем. Так, к настоящему времени в экономике России сформировалась ситуация, которая вполне располагает к росту потребительского кредитования при наличии трех главных факторов: рост доходов населения, стремительное развитие розничной торговли, уменьшение стоимости кредита, что, соответственно, является результатом макроэкономической стабилизации ситуации в стране.
Несколько неожиданно розничное кредитование выступило флагманом банковского сектора. Данный сегмент рынка уже в 2016 году показывал признаки стабилизации, однако в 2017 году были превышены все самые смелые прогнозы. Объем розничного кредитного портфеля вырос, по оценке РИА Рейтинг, почти на 1,5 триллиона рублей за 2017 год или на 14% до 12,3 триллиона рублей на 1 января 2018 года, что станет лучшим результатом с 2013 года. Среди кредитов населению наилучшую динамику продемонстрировало ипотечное кредитование, которое обеспечило более половины всего прироста. Центробанк РФ уже даже стал говорить о перегреве, и еще в середине года повысил коэффициенты риска по кредитам с малой долей первоначального взноса. При этом АИЖК и представители правительства, напротив, надеются на кратный рост ипотечного рынка в среднесрочной перспективе. Вероятно, победит ставка на высокие темпы роста ипотечного кредитования, даже несмотря на опасения по формированию пузыря. При этом обсуждение механизмов предотвращения закредитованности населения может резко активизироваться в 2018 году, в частности, может появиться жесткое регулирование соотношения официальных доходов к объему выплат по кредитам, о чем разговоры идут уже давно. По оценкам аналитиков РИА Рейтинг, в 2018 году ипотечных кредитов будет выдано на 2,2-2,4 триллиона рублей, а суммарный розничный портфель, вероятно, вырастает на 15-17%. [44]
Анализ структуры банковских кредитов с точки зрения экономической деятельности (табл. 1) показывает, что в 2015–2017 годах более половины всех кредитов было использовано для торговли, ремонта автомобилей, предметов домашнего обихода, личного потребления и перерабатывающей промышленности. В сельском хозяйстве, строительстве, недвижимости и энергетическом секторе кредиты составляли не более 26 %. С момента введения в 2013 году новой Классификации экономической деятельности никаких существенных структурных изменений в распределении кредитов не наблюдалось. Для более детального анализа структура кредитов оценивалась по наиболее популярным кредитам по видам экономической деятельности в 2015–2017 годах. В таблице 1 показано преобладание кредитов на срок до одного года в большинстве отраслей РФ, что подтверждает потребительское кредитование, а не кредитование инноваций или инвестиций. Строительный сектор и недвижимость, промышленности были единственными исключениями с долей кредитов со сроком погашения более 5 лет, составляющим около 30 %, что обусловлено специфическими особенностями этих видов экономической деятельности. Почти 40 % портфеля предназначено для кредитования оптовой и розничной торговли, из которых более половины (60 %) приходится на краткосрочные кредиты (до одного года). В промышленности преобладают малые и средние предприятия, более 50 % из которых работают в неформальном сегменте рынка в 2017 году. Преобладание краткосрочных кредитов не дает никаких доказательств эффективности банковского кредитования. [49]
Таблица 1.
Объемы потребительских кредитов по экономической деятельности
В течение последних десяти лет предпочтительной областью кредитования в РФ было потребление, а не производство, которое особенно нуждается в банковской поддержке, учитывая общий дефицит плавающего капитала, не говоря уже об инвестициях. Во что бы то ни стало, кредитование коммерческого сектора и потребителей обусловлено существующим спросом и, как представляется, увеличивает валовой внутренний продукт. Но основным вопросом в этом процессе является стимулирование потребления собственных или импортных товаров.
Как показывают исследования, в настоящее время в кредит приобретается от 3 до 30% товаров (рис. 1). При этом в покупке бытовой техники в кредит в большей степени заинтересованы неработающие домохозяйки. Аудио – видеоаппаратура, средства связи и компьютеры «здесь и сейчас» нужны молодежи. А автомобили, мебель, стройматериалы и крупные бытовые приборы приобретаются на долгий срок кредитоспособными гражданами, имеющими стабильный доход. Это отчасти обусловлено требованиями банков к оформлению кредитов. Однако процент отказов банковскими работниками в выдаче кредита невелик и общей тенденции не меняет. [48]
Автокредитование остается одним из наиболее популярных способов приобретения автомобилей. Для большинства Россиян это единственный доступный способ. Общее количество выданных кредитов в 2016 году выросло по сравнению с 2015 на 13,7% и составило 552,4 тысячи. За 8 месяцев 2017 года объем вырос на 87% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 261,8 тысяч, а общая сумма составила 196,5 млрд. рублей.
Вторая категория потребительского кредитования – это беззалоговые кредиты. К ним относятся кредиты наличными, кредитные карты и кредиты в торговых точках или POS-кредитование.
Рисунок 1. Виды товаров, покупаемых в кредит.
Траты населения в конце 2017 года стали ниже, в том числе и по кредитным картам, сильно сократились долги по ним. И хотя такая ситуация в конце года является нормальной, так как в декабре долги гасятся за счет новогодних премий и «тринадцатой зарплаты», декабрь 2016-го обеспечил более 70% годового сокращения объема задолженности по картам. Для примера, в 2015 году такое снижение составило 25%. В 2017 году наблюдается положительная динамика. Количество новых кредитов в сегменте кредитных карт выросло на 22%, а объем одобренных лимитов на 31%. Всего было выдано 385,66 тысяч карт с общим лимитом в 15,87 миллиардов рублей. [49]
Одним из активно развивающихся видов кредитования в России является POS-кредитование. При POS-кредитовании кредиты на желаемые товары выдаются покупателю непосредственно в местах их продажи. Реализация данного процесса осуществляется путем взаимовыгодного сотрудничества торговой компании с розничным Банком. POS-кредитование является достаточно популярным на рынке среди населения. Это достаточно доходный продукт для банка, но одновременно он несет в себе и большие риски. Во-первых, кредит выдается по минимальному комплекту документов (до 2017 года было достаточно только паспорта, но с 1 января стал обязательным еще и СНИЛС). Во-вторых, решение о выдаче кредита принимается в очень короткое время, как правило до часа, а за такое время нельзя адекватно оценить платежеспособность клиента. Поэтому и ставки по данному виду кредита достаточно высоки (более 30%).
В 2017 году наблюдается рост POS-кредитования по сравнению с 2016 годом, так как рост цен составил 15-20%, а зарплата граждан росла гораздо меньшими темпами. Большинство участников рынка удовлетворены результатами своих продаж в «пиковом» сезоне, который пришелся на декабрь 2016 и начало января 2017 года. Так, «Альфа-Банк» выдал POS-кредитов на 15-20% больше, чем год назад. Продажи «Почта Банка» выросли почти на 50%, а вернувшийся в сегмент целевых займов банк «Русский стандарт» добился роста POS-кредитов на 160% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. [50]
С 2008 г. по настоящее время происходит развитие рынка кредитных услуг населению, который подвергся влиянию мирового финансового кризиса, экономических санкций против России с 2014г. и достаточно значительному ухудшению нефтяной конъюнктуры на мировом уровне.
На снижение темпов роста потребительских кредитов в РФ оказало, в первую очередь, влияние финансового мирового кризиса в 2008 году. К 2009 году темп прироста банковского сектора достиг -11 %, происходит значительное сокращение объемов потребительского кредитования; при этом влияния ресурсной базы банков не отмечается. Далее можно проследить последовательное улучшение ситуации на рынке потребительского кредитования, о чем свидетельствует показатель темпа прироста банковского сектора в данном сегменте, который в 2010 г. уже составил 14 %. Банки осуществляли наращивание кредитных портфелей с помощью процесса рефинансирования кредитов, которые были выданы ранее, что обусловило оживление процесса кредитования в посткризисный период. Около 80 % договоров, которые были заключены в этот период
2.1. Анализ рынка потребительского кредитования в Центральном Федеральном округе РФ
Сегодня почти все банки, выдающие займы физическим лицам, предлагают потенциальным клиентам обширный выбор программ кредитования. Сюда можно включить кредиты на приобретение жилья, на покупку автомобиля или мотоцикла, на ремонт квартиры или коттеджа, на образование, на оплату туристических и медицинских услуг, на покупку мебели, бытовой техники и электроники, компьютеров, стройматериалов и оборудования, садового и спортивного инвентаря, офисного оборудования, шуб и дубленок и даже на свадьбу или похороны. В настоящее время есть возможность выбрать не только конкретную торговую компанию и марку товара, но также процедуру, сумму и срок кредитования. Российский потребитель выбирает банк, который оперативно оценивает косвенные доходы заемщика, предъявляет минимальные требования при максимально коротких сроках оценки кредитоспособности, имеет широкую филиальную сеть для погашения кредита в удобное для клиента время.
На потребительском кредитовании специализируются многие банки России, тем более, что это относительно новая ниша рынка кредитования, рынок потребительского кредитования страны далек от насыщения и в перспективе доля товаров, приобретаемых в кредит, будет значительно выше, чем на сегодняшний день. Тем не менее, уже сейчас определились некоторые лидеры в этом виде услуг. [21]
Рост доходов населения стимулирует потребительскую активность. Данная тенденция на фоне современной экономической ситуации в стране предоставляет большую возможность населению планировать будущие поступления и расходы. В связи с чем, на сегодняшний день можно увидеть повышение спроса на более капиталоемкие товары и услуги, например, приобретение недвижимости в кредит. Несомненно, рост доходов населения свидетельствует о повышении уровня жизни, следовательно, происходит увеличение уровня потребностей населения и, соответственно, увеличивается потребительский спрос на рынке кредитования. Рост благосостояния населения страны можно считать главным фактором развития рынка потребительского кредитования. Удовлетворение потребительских нужд населения является довольно сложным процессом, который включает в себя взаимодействие доходов и расходов граждан. Возникновение неудовлетворенных потребностей у населения происходит в случае частичного процесса удовлетворения расходов доходами. Проблему частично удовлетворенных потребностей можно решить с помощью механизма сбережений, но в данном случае образуется временной разрыв между моментом возникновения и удовлетворения потребности, ведь для накопления сбережений также необходимо определенное количество времени. А проблема уменьшения временного разрыва решается посредством кредитования населения.
На сегодняшний день успешное и эффективное функционирование рынка потребительского кредитования возможно при устранении проблем, характерных для системы кредитования в банковском секторе.
К числу таких несовершенств относятся:
— предоставление физическим лицам узкого спектра видов потребительских ссуд;
— преобладание сложного процесса оформления выдачи потребительских ссуд;
— отсутствие экономически обоснованно процентной политики; — отсутствие системы мониторинга кредитного риска;
— преобладание проблем с возвратом кредитов и регулированием проблемными активами кредитного портфеля. [20]
Таким образом, можно выявить преобладание перспектив для развития рынка потребительского кредитования в России, но только в случае тотальной ликвидации всех проблем и совершенствования кредитной системы в общем. Так, к настоящему времени в экономике России сформировалась ситуация, которая вполне располагает к росту потребительского кредитования при наличии трех главных факторов: рост доходов населения, стремительное развитие розничной торговли, уменьшение стоимости кредита, что, соответственно, является результатом макроэкономической стабилизации ситуации в стране.
Несколько неожиданно розничное кредитование выступило флагманом банковского сектора. Данный сегмент рынка уже в 2016 году показывал признаки стабилизации, однако в 2017 году были превышены все самые смелые прогнозы. Объем розничного кредитного портфеля вырос, по оценке РИА Рейтинг, почти на 1,5 триллиона рублей за 2017 год или на 14% до 12,3 триллиона рублей на 1 января 2018 года, что станет лучшим результатом с 2013 года. Среди кредитов населению наилучшую динамику продемонстрировало ипотечное кредитование, которое обеспечило более половины всего прироста. Центробанк РФ уже даже стал говорить о перегреве, и еще в середине года повысил коэффициенты риска по кредитам с малой долей первоначального взноса. При этом АИЖК и представители правительства, напротив, надеются на кратный рост ипотечного рынка в среднесрочной перспективе. Вероятно, победит ставка на высокие темпы роста ипотечного кредитования, даже несмотря на опасения по формированию пузыря. При этом обсуждение механизмов предотвращения закредитованности населения может резко активизироваться в 2018 году, в частности, может появиться жесткое регулирование соотношения официальных доходов к объему выплат по кредитам, о чем разговоры идут уже давно. По оценкам аналитиков РИА Рейтинг, в 2018 году ипотечных кредитов будет выдано на 2,2-2,4 триллиона рублей, а суммарный розничный портфель, вероятно, вырастает на 15-17%. [44]
Анализ структуры банковских кредитов с точки зрения экономической деятельности (табл. 1) показывает, что в 2015–2017 годах более половины всех кредитов было использовано для торговли, ремонта автомобилей, предметов домашнего обихода, личного потребления и перерабатывающей промышленности. В сельском хозяйстве, строительстве, недвижимости и энергетическом секторе кредиты составляли не более 26 %. С момента введения в 2013 году новой Классификации экономической деятельности никаких существенных структурных изменений в распределении кредитов не наблюдалось. Для более детального анализа структура кредитов оценивалась по наиболее популярным кредитам по видам экономической деятельности в 2015–2017 годах. В таблице 1 показано преобладание кредитов на срок до одного года в большинстве отраслей РФ, что подтверждает потребительское кредитование, а не кредитование инноваций или инвестиций. Строительный сектор и недвижимость, промышленности были единственными исключениями с долей кредитов со сроком погашения более 5 лет, составляющим около 30 %, что обусловлено специфическими особенностями этих видов экономической деятельности. Почти 40 % портфеля предназначено для кредитования оптовой и розничной торговли, из которых более половины (60 %) приходится на краткосрочные кредиты (до одного года). В промышленности преобладают малые и средние предприятия, более 50 % из которых работают в неформальном сегменте рынка в 2017 году. Преобладание краткосрочных кредитов не дает никаких доказательств эффективности банковского кредитования. [49]
Таблица 1.
Объемы потребительских кредитов по экономической деятельности
Экономическая деятельность | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | ||||||
До 1 года | 1-5 лет | Свыше 5 лет | До 1 года | 1-5 лет | Свыше 5 лет | До 1 года | 1-5 лет | Свыше 5 лет | |
Сельское, лесное хозяйство и рыболовство | 54,7 | 33,6 | 9,6 | 46,7 | 43,8 | 9,4 | 64,9 | 30,7 | 4,4 |
Производство | 45,3 | 40,4 | 14,3 | 38,4 | 49,3 | 12,3 | 39,6 | 39,1 | 21,3 |
Строительная индустрия | 39,2 | 35,0 | 25,8 | 35,2 | 35,1 | 29,6 | 52,7 | 32,4 | 14,8 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов | 66,3 | 26,7 | 7,0 | 56,4 | 35,0 | 8,6 | 62,2 | 34,7 | 3,1 |
Недвижимость | 32,5 | 35,9 | 31,6 | 30,0 | 38,1 | 31,9 | 27,1 | 40,2 | 32,8 |
Профессиональная, научно-техническая деятельность | 39,4 | 53,1 | 7,5 | 37,6 | 56,0 | 6,4 | 17,9 | 74,8 | 7,3 |
В течение последних десяти лет предпочтительной областью кредитования в РФ было потребление, а не производство, которое особенно нуждается в банковской поддержке, учитывая общий дефицит плавающего капитала, не говоря уже об инвестициях. Во что бы то ни стало, кредитование коммерческого сектора и потребителей обусловлено существующим спросом и, как представляется, увеличивает валовой внутренний продукт. Но основным вопросом в этом процессе является стимулирование потребления собственных или импортных товаров.
Как показывают исследования, в настоящее время в кредит приобретается от 3 до 30% товаров (рис. 1). При этом в покупке бытовой техники в кредит в большей степени заинтересованы неработающие домохозяйки. Аудио – видеоаппаратура, средства связи и компьютеры «здесь и сейчас» нужны молодежи. А автомобили, мебель, стройматериалы и крупные бытовые приборы приобретаются на долгий срок кредитоспособными гражданами, имеющими стабильный доход. Это отчасти обусловлено требованиями банков к оформлению кредитов. Однако процент отказов банковскими работниками в выдаче кредита невелик и общей тенденции не меняет. [48]
Автокредитование остается одним из наиболее популярных способов приобретения автомобилей. Для большинства Россиян это единственный доступный способ. Общее количество выданных кредитов в 2016 году выросло по сравнению с 2015 на 13,7% и составило 552,4 тысячи. За 8 месяцев 2017 года объем вырос на 87% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 261,8 тысяч, а общая сумма составила 196,5 млрд. рублей.
Вторая категория потребительского кредитования – это беззалоговые кредиты. К ним относятся кредиты наличными, кредитные карты и кредиты в торговых точках или POS-кредитование.
Рисунок 1. Виды товаров, покупаемых в кредит.
Траты населения в конце 2017 года стали ниже, в том числе и по кредитным картам, сильно сократились долги по ним. И хотя такая ситуация в конце года является нормальной, так как в декабре долги гасятся за счет новогодних премий и «тринадцатой зарплаты», декабрь 2016-го обеспечил более 70% годового сокращения объема задолженности по картам. Для примера, в 2015 году такое снижение составило 25%. В 2017 году наблюдается положительная динамика. Количество новых кредитов в сегменте кредитных карт выросло на 22%, а объем одобренных лимитов на 31%. Всего было выдано 385,66 тысяч карт с общим лимитом в 15,87 миллиардов рублей. [49]
Одним из активно развивающихся видов кредитования в России является POS-кредитование. При POS-кредитовании кредиты на желаемые товары выдаются покупателю непосредственно в местах их продажи. Реализация данного процесса осуществляется путем взаимовыгодного сотрудничества торговой компании с розничным Банком. POS-кредитование является достаточно популярным на рынке среди населения. Это достаточно доходный продукт для банка, но одновременно он несет в себе и большие риски. Во-первых, кредит выдается по минимальному комплекту документов (до 2017 года было достаточно только паспорта, но с 1 января стал обязательным еще и СНИЛС). Во-вторых, решение о выдаче кредита принимается в очень короткое время, как правило до часа, а за такое время нельзя адекватно оценить платежеспособность клиента. Поэтому и ставки по данному виду кредита достаточно высоки (более 30%).
В 2017 году наблюдается рост POS-кредитования по сравнению с 2016 годом, так как рост цен составил 15-20%, а зарплата граждан росла гораздо меньшими темпами. Большинство участников рынка удовлетворены результатами своих продаж в «пиковом» сезоне, который пришелся на декабрь 2016 и начало января 2017 года. Так, «Альфа-Банк» выдал POS-кредитов на 15-20% больше, чем год назад. Продажи «Почта Банка» выросли почти на 50%, а вернувшийся в сегмент целевых займов банк «Русский стандарт» добился роста POS-кредитов на 160% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. [50]
С 2008 г. по настоящее время происходит развитие рынка кредитных услуг населению, который подвергся влиянию мирового финансового кризиса, экономических санкций против России с 2014г. и достаточно значительному ухудшению нефтяной конъюнктуры на мировом уровне.
На снижение темпов роста потребительских кредитов в РФ оказало, в первую очередь, влияние финансового мирового кризиса в 2008 году. К 2009 году темп прироста банковского сектора достиг -11 %, происходит значительное сокращение объемов потребительского кредитования; при этом влияния ресурсной базы банков не отмечается. Далее можно проследить последовательное улучшение ситуации на рынке потребительского кредитования, о чем свидетельствует показатель темпа прироста банковского сектора в данном сегменте, который в 2010 г. уже составил 14 %. Банки осуществляли наращивание кредитных портфелей с помощью процесса рефинансирования кредитов, которые были выданы ранее, что обусловило оживление процесса кредитования в посткризисный период. Около 80 % договоров, которые были заключены в этот период