Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 577

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3.Законодательная власть: законодательная власть в России принадлежит Федеральному Собранию, которое состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является нижней палатой и избирается населением по пропорциональной системе, а Совет Федерации является верхней палатой и состоит из представителей регионов.

4.Судебная власть: судебная система России состоит из различных уровней судов, включая конституционный суд, арбитражные суды и общие суды. Она осуществляет судебный контроль, разрешает споры, принимает решения и обеспечивает соблюдение закона.

5.Политические партии: Россия имеет множество политических партий, которые участвуют в выборах и формируют политическую систему. Некоторые из них имеют представительство в законодательных органах и участвуют в формировании правительства.

6.Контроль и баланс власти: существуют механизмы контроля и баланса власти, включая систему судебного надзора, контрольные органы и региональное самоуправление. Эти механизмы направлены на обеспечение соблюдения законности и предотвращение злоупотреблений властью.

25. Политическая система общества: понятие, структура, функции. Политическая система российского общества.

Политическая система общества - это комплекс взаимодействующих политических институтов, органов и акторов, которые определяют и регулируют политическую жизнь в обществе. Она включает в себя правительство, политические партии, органы законодательной и исполнительной власти, судебную систему, гражданское общество и другие политические институты. Структура политической системы может различаться в разных странах, но в целом она включает следующие элементы:

1.Правительство: исполнительная власть, которая руководит государством и осуществляет политику в соответствии с законом. В Российской Федерации правительство возглавляет премьер-министр и ответственно за управление страной.

2.Законодательная власть: органы, ответственные за принятие законов и разработку политических решений. В России законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации.

3.Судебная власть: система судов, которая обеспечивает справедливость, разрешает споры и принимает решения в соответствии с законом. В России судебную власть осуществляют конституционный суд, арбитражные суды и общие суды.

4.Политические партии: организации, которые представляют политические интересы граждан и участвуют в формировании политической воли общества. В России существует множество политических партий.

5.Гражданское общество: некоммерческие организации, общественные движения и другие общественные институты, которые участвуют в политической жизни, защищают права и интересы граждан.

Функции политической системы включают:

1.Регулирование и управление обществом: политическая система создает правовую и институциональную основу для управления обществом, разработки и принятия политических решений и осуществления политики.

2.Распределение власти: политическая система определяет принципы и механизмы распределения политической власти между различными институтами и акторами.

3.Представительство: политическая система предоставляет механизмы представительства граждан и их интересов, включая выборы и участие в политических процессах.

4.Защита прав и свобод: политическая система обеспечивает защиту прав и свобод граждан, а также контроль за соблюдением закона и конституционности.



Политическая система Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:

1.Президентская республика: Россия имеет президентскую форму правления, где президент является главой государства и обладает широкими полномочиями. Президент избирается населением и руководит исполнительной властью, назначает правительство и имеет право вето на законопроекты.

2.Федеративное устройство: Российская Федерация состоит из 89 субъектов, включая республики, края, области, города федерального значения и автономные округа. Регионы обладают определенной степенью самоуправления и имеют право на разработку и принятие решений в рамках своей компетенции.

3.Законодательная власть: законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является нижней палатой и избирается населением по пропорциональной системе, а Совет Федерации является верхней палатой и состоит из представителей регионов.

4.Исполнительная власть: исполнительная власть в России возлагается на правительство, которое возглавляет премьер-министр. Правительство осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, управляет экономикой и реализует политические решения.

5.Судебная власть: судебная система России включает в себя конституционный суд, арбитражные суды и общие суды. Суды обеспечивают справедливость, разрешают споры, принимают решения и обеспечивают соблюдение закона.

6.Политические партии: в России существует множество политических партий, которые участвуют в политической конкуренции, формируются на основе различных политических идеологий и представляют различные интересы общества.

7.Контроль и баланс власти: существуют механизмы контроля и баланса власти в России, включая систему судебного надзора, контрольные органы и медиа. Они направлены на обеспечение соблюдения законности и предотвращение злоупотреблений властью.
26. Механизм правового регулирования: понятие, средства и стадии. Практика функционирования механизма правового регулирования в России.

Механизм правового регулирования - это система правовых норм, институтов и процедур, предназначенная для создания, применения и защиты правовых правил в обществе. Он обеспечивает установление правовых норм, их применение в конкретных случаях и обеспечивает соблюдение правил и наказание за их нарушение.


Средства правового регулирования могут включать:

1.Законы: основные правовые акты, принимаемые законодательными органами, которые определяют права и обязанности граждан, устанавливают правила поведения и регулируют отношения в обществе.

2.Подзаконные нормативные акты: акты, принимаемые исполнительными органами государственной власти для более детального регулирования конкретных сфер жизни.

3.Конституция: основной закон государства, определяющий его политическую систему, основные права и свободы граждан, структуру и компетенцию государственных органов.

4.Судебная практика: решения судов, которые устанавливают толкование и применение правовых норм в конкретных случаях.

Стадии механизма правового регулирования могут включать:

1.Принятие нормативных актов: законодательный процесс, включающий разработку, обсуждение и принятие законов.

2.Применение нормативных актов: применение правовых норм в конкретных случаях государственными органами, судами, правоохранительными органами и другими компетентными организациями. 3. Защита прав и обязанностей: механизмы обеспечения соблюдения прав и наказания за их нарушение, включая систему правосудия, контрольные органы и другие механизмы защиты прав.

В России практика функционирования механизма правового регулирования имеет свои особенности. Ниже приведены некоторые аспекты практики правового регулирования в России:

1.Законодательство: В России существует обширное законодательство, включающее федеральные законы, подзаконные акты и нормативные правовые акты регионального уровня. Однако, иногда нормативные акты могут быть сложными и многочисленными, что создает вызовы для их понимания и применения.

2.Конституция: Конституция Российской Федерации является основным законом страны и устанавливает основные принципы государственного устройства и защиты прав и свобод граждан. Конституционный суд России осуществляет контроль за соответствием законов и иных нормативных актов Конституции.

3.Судебная практика: Решения судов в России имеют важное значение в толковании и применении правовых норм. Высшие судебные инстанции, включая Верховный Суд России и Конституционный суд России, разрабатывают прецеденты и устанавливают толкование законов, что способствует единообразному применению права.

4.Правоприменительные органы: Россия имеет систему правоохранительных и контрольно-надзорных органов, таких как полиция, прокуратура и Федеральная служба безопасности, которые обеспечивают соблюдение законов, расследуют преступления и обеспечивают правопорядок.


5.Защита прав и свобод: Существуют механизмы защиты прав и свобод граждан, включая судебную систему, омбудсменов и другие институты, которые занимаются рассмотрением жалоб и нарушений прав.

27. Правовая система: понятие и структура. Российская правовая система.

Правовая система– это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, спомощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Структура правовых систем:

1) правосознание;

2) правовая идеология;

3) правовая культура;

4) право;

5) законодательство (религиозные трактаты!);

6) правоотношения;

7) правопорядок;

8) юридическая практика и т. д.

Признаки, характеризующие элементы

структуры правовой системы:

1) неоднородность;

2) различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;

3) удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;

4) отражение состава юридических явлений;

5) выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;

6) отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;

7) функциональная взаимосвязь;

8) вхождение в единую взаимосогласованную систему и т. д.

Элементы структуры! правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.

Классификация правовых систем:

1) национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения.

Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;