Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 578

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– дисциплинарная;

– административная;

– гражданско-правовая;

– уголовная.

Обстоятельствами, исключающими противоправность деяния,

являются:
необходимая оборона — соразмерная защита от противоправных посягательств путем причинения вреда посягающему;
крайняя необходимость — действие по устранению опасности путем причинения вреда третьим лицам;
– задержание лица, совершившего правонарушение, путем причинения соразмерного вреда в случае сопротивления.

Виновность — это субъективный признак правонарушения, который выражает внутреннее отношение лица к общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла либо неосторожности.

Согласно этому признаку правонарушением признается противоправное деяние, совершенное виновно, т.е. осознанно (деяния, совершенные недееспособными и невменяемыми лицами, не являются преступлениями, эти лица не способны действовать виновно). Если лицо не предвидело наступления общественно опасных последствий (не должно было или не могло), имеет место казус или случай без вины.

Наказуемость — это признак правонарушения, который выражает его отрицательную государственную оценку как деяния опасного, противоправного, виновного.

Правонарушение — это деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность в виде уголовного наказания, взыскания

дисциплинарного, административного или имущественного характера.
Под юридическим составом правонарушений следует понимать комплекс взаимосвязанных компонентов (объективных и субъективных), необходимых для возложения юридической ответственности.
В юридический состав правонарушений входят:

1) субъект — достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо или, в предусмотренных законом случаях, организация, совершившие данное деяние. Возраст уголовной ответственности, по общему правилу, наступает с 16 лет, а за особо тяжкие преступления — с 14 лет; гражданско-правовая ответственность предусмотрена с 15 лет; административная — с 16 лет;
2) объект — общественные отношения, находящиеся под охраной права, которым причиняется ущерб;
3) субъективная сторона — характеризующая психическое отношение лица (вину) к совершенному правонарушению.


Элементами субъективной стороны правонарушения являются:

а) вина — основной элемент. Рассматривают две формы вины:
умысел (означает, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело и желало наступления его последствий и сознательно допускало их), который, в свою очередь, может быть прямым и косвенным; и неосторожность (субъект правонарушения либо предвидел наступление противоправных последствий своего деяния и вследствие легкомыслия надеялся их предотвратить, либо не предвидел их). В зависимости от такого отношения к последствиям правонарушения неосторожность разделяется на самонадеянность и небрежность;
б) цель — это представление субъекта о результате правонарушения;

в) мотив — внутреннее побуждение, которым руководствовался правонарушитель при совершении правонарушения;
4) объективная сторона — это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение:
а) противоправное деяние (действие или бездействие);

б) вред, причиненный общественным отношениям;

в) причинная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями.

Следует еще упомянуть о таком понятии, как вменяемость, которая представляет собой способность действовать осознанно.

Невменяемость исключает юридическую ответственность.
! Возможный вопрос. Нужно обязательно сказать по признакам о действии и бездействии. Привести пример бездействия(неуплата налогов, не оказание мед помощи)
21. Форма государственного правления: понятие, классификация. Форма правления России.

Форма государственного правления относится к способу организации власти в государстве. Она определяет, каким образом принимаются и осуществляются политические решения, а также как распределяются полномочия и ответственность между различными институтами власти. Существует несколько классификаций форм государственного правления. Одна из наиболее распространенных классификаций основана на количестве участников власти и их взаимоотношениях. Согласно этой классификации, можно выделить следующие формы правления:

1.Монархия: власть наследуется или передается внутри одной семьи (монархическая династия). Монарх может быть либо абсолютным, обладающим неограниченной властью, либо конституционным, где его полномочия ограничены конституцией или законом.



2.Республика: власть принадлежит народу или его представителям. Республики могут быть президентскими, где исполнительная власть принадлежит президенту, парламентарными, где власть осуществляется парламентом, или полупрезидентскими, где власть делится между президентом и парламентом.

3.Диктатура: власть сосредоточена в руках одного правителя или группы правителей, часто приходящих к власти неправомерным или авторитарным путем. Диктатура характеризуется отсутствием широких политических свобод и ограниченным участием народа в политическом процессе.

В России форма правления является полупрезидентской республикой. Согласно Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, президент является главой государства и имеет значительные полномочия. Он назначает правительство, осуществляет контроль над вооруженными силами и имеет важные политические и законодательные функции. Парламент, состоящий из Федерального собрания (Государственной Думы и Совета Федерации), также играет важную роль в принятии законов и контроле за исполнительной властью.

22. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Форма государственного устройства в России.

Форма государственного устройства относится к способу организации территории и внутренней структуры государства. Она определяет, какие субъекты и каким образом участвуют в политической системе и принимают решения. Существует несколько классификаций форм государственного устройства. Одна из наиболее распространенных классификаций основана на способе разделения власти между центром и регионами. Согласно этой классификации, можно выделить следующие формы государственного устройства:

1.Унитарное государство: власть сосредоточена в центре и прямо управляется центральным правительством. Регионы имеют ограниченную автономию и подчиняются центральным законам и политике.

2.Федерация: власть разделена между центральным правительством и регионами. Регионы обладают определенной степенью самоуправления и законодательной компетенцией в определенных областях. Центральное правительство и регионы образуют единое государство и соблюдают принципы конституционной подчиненности.


3.Конфедерация: власть принадлежит регионам или субъектам, которые объединены в союз для общей защиты и сотрудничества. Центральное правительство имеет ограниченные полномочия и подчиняется принятым региональными представителями решениям.

В Российской Федерации форма государственного устройства является федерацией. Россия состоит из 89 субъектов, включая республики, края, области, города федерального значения и автономные округа. Субъекты Российской Федерации обладают определенной степенью самоуправления, включая право на принятие решений в региональных вопросах, подчиняясь при этом федеральному законодательству и конституции России.

23. Государственно-правовой режим: понятие, классификация. Государственно-правовой режим в России.

Государственно-правовой режим относится к способу осуществления власти и функционирования правовой системы в государстве. Он определяет правила и принципы, по которым функционирует политическая система, защищает права и свободы граждан, обеспечивает соблюдение законности и гарантирует равенство перед законом. Существует несколько классификаций государственно-правовых режимов. Одна из наиболее распространенных классификаций основана на характере и степени ограничения власти и защите прав и свобод граждан. Согласно этой классификации, можно выделить следующие государственно-правовые режимы:

1.Демократический режим: власть основана на принципах демократии, включая свободные и справедливые выборы, защиту прав и свобод граждан, правовую государственность и принцип разделения властей. Граждане имеют право участвовать в политическом процессе, выражать свою волю и контролировать действия власти.

2.Авторитарный режим: власть сосредоточена в руках ограниченного круга лиц или партии, которые обладают неограниченными полномочиями и контролируют политическую систему. Ограничения на права и свободы граждан могут быть значительными, а разделение властей может быть ограниченным или отсутствовать.

3.Тоталитарный режим: власть полностью контролирует все сферы жизни общества и стремится унифицировать мысли и поведение граждан. Государственная идеология проникает во все структуры общества, ограничивая свободу слова, собраний и сотрудничества.


В Российской Федерации государственно-правовой режим официально установлен как демократический. Конституция Российской Федерации признает и защищает основные права и свободы граждан, гарантирует разделение властей и устанавливает механизмы контроля и баланса между ними. Однако, воплощение и соблюдение этих принципов могут быть предметом дебатов и оценок в практике.

24. Понятие и структура государственного механизма. Особенности организации и функционирования государственных органов в России.

Государственный механизм представляет собой систему государственных органов, которая осуществляет управление и принятие политических, правовых и административных решений в государстве. Он обеспечивает функционирование государства, осуществление его политики и реализацию задач, поставленных перед ним. Структура государственного механизма может различаться в разных странах, но в целом она включает следующие основные элементы:

1.Исполнительная власть: ответственна за осуществление политики государства и руководство государственной машиной. В России исполнительная власть сосредоточена в президенте и правительстве.

2.Законодательная власть: отвечает за принятие законов и нормативных актов, которые определяют правила и порядок функционирования государства. В России законодательная власть принадлежит Федеральному собранию, состоящему из Государственной Думы и Совета Федерации.

3.Судебная власть: обеспечивает справедливость и защиту прав и свобод граждан, разрешает споры и принимает решения в соответствии с законом. Судебная власть в России осуществляется системой судов, включая конституционный суд, арбитражные суды и общие суды.

Организация и функционирование государственных органов в России имеют свои особенности, которые влияют на политическую систему и управление государством. Вот некоторые из них:

1.Президентская система: Россия имеет президентскую форму правления, где президент является главой государства и обладает широкими полномочиями. Президент назначает и возглавляет правительство, имеет право вето на законопроекты, является командующим вооруженными силами и выполняет ряд других важных функций.

2.Федеративное устройство: Российская Федерация состоит из 89 субъектов, включая республики, края, области, города федерального значения и автономные округа. Регионы обладают определенной степенью самоуправления и имеют право на разработку и принятие решений в рамках своей компетенции.