Файл: Подходы к изучению тревожности в психологической науке 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Подходы к изучению тревожности в психологической науке
1.1 Понятие «тревожность» в психологической литературе. Классификация тревожности у детей.
1.3 Использование игр, упражнений и других методов коррекции тревожности
2.2 Апробация программы по снижению тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта
Следующим шагом является изучение причин тревожности у каждого ребенка. Причины могут быть связаны с такими факторами, как дисфункциональные семейные отношения, социальные проблемы, трудности в обучении и проблемы со здоровьем. Понимание причин и механизмов тревожности каждого ребенка может помочь эффективно решить эту проблему. Затем определяются цели и задачи коррекционных занятий с каждым ребенком. Цели могут включать снижение уровня тревожности, улучшение навыков саморегуляции, адаптацию к новым ситуациям и т.д. Одним из наиболее важных аспектов работы с каждым ребенком является учет его особенностей при планировании занятий. Задания и упражнения следует подбирать в соответствии с уровнем развития ребенка, его интересами и личностными особенностями. Также важно выслушать каждого ребенка индивидуально и поддержать его душевное состояние. Для этого необходимо построить доверительные отношения с детьми и наладить контакт с их сверстниками. Родители и учителя также играют важную роль в работе с каждым ребенком. Им необходимо регулярно консультироваться с родителями, обсуждать индивидуальные планы работы и вносить предложения по повышению эффективности дополнительного обучения. Учителям также необходимо сотрудничать и обсуждать индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы выбрать подходящие задания и методы. Занятия по изменению тревожности для детей начальной школы с нарушениями интеллекта основаны на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Такой подход позволяет более эффективно работать с тревожностью каждого ребенка и добиваться положительных результатов [16].
Одной из основных задач коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с тревожностью является выяснение причин этой проблемы для каждого ребенка в отдельности. Исследование причин тревожности является важным этапом коррекционного обучения, так как помогает выявить основные факторы развития тревожности и эффективные способы ее преодоления. Важно понимать, что причины тревожности у каждого ребенка разные. Поэтому коррекционные занятия следует проводить в диалоге с каждым ребенком, выстраивая доверительные отношения и выявляя конкретные факторы, влияющие на его душевное состояние. Одним из способов изучения причин тревожности является диалог с ребенком. Во время диалога необходимо внимательно слушать ребенка, задавать соответствующие вопросы и строить диалог таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и мог открыться. Поскольку детям часто бывает трудно выразить свои чувства и душевное состояние, важно задавать вопросы и уточнять полученную информацию. Педагоги и психологи также могут использовать различные методики для диагностики детской тревожности, такие как тесты, опросники и игры для выяснения проблем в эмоциональной сфере ребенка. Важно также учитывать, что причина тревожности может быть связана не только со школьной, но и с домашней и социальной средой. Поэтому важно уделять внимание взаимодействию с родителями, принимая во внимание, что на эмоциональное состояние ребенка могут влиять и другие факторы, помимо школьной среды. Изучение причин тревожности - важный первый шаг в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. На этом этапе необходимо приложить усилия для индивидуального выявления конкретных факторов, способствующих развитию тревожности у каждого ребенка. Индивидуальный подход и умение выслушать ребенка являются ключевыми элементами в процессе выявления причин тревожности. Учителя и психологи играют здесь особую роль и должны стремиться установить взаимопонимание с каждым ребенком и создать безопасную и комфортную обстановку во время диагностического процесса [20].
1.3 Использование игр, упражнений и других методов коррекции тревожности
Работа с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта и тревожностью требует использования ряда методов модификации, включая игры и упражнения.
Важно, чтобы эти методы были интересны и увлекательны для ребенка, а также полезны и функциональны как часть модификации тревожности. Одним из наиболее эффективных способов модификации тревожности является работа через игру. Игры могут расслабить детей, улучшить их способность взаимодействовать с другими людьми и способствовать более продуктивной групповой работе. Дети с нарушениями интеллекта и тревожностью часто замкнуты и не уверены в себе.
Разнообразные игры могут помочь им продемонстрировать свои таланты и обрести уверенность в себе и своих способностях. Еще один важный аспект использования игр - индивидуальный подход к детям. У каждого ребенка свои особенности, и игры следует подбирать в соответствии с их потребностями и особенностями. Некоторые дети предпочитают творческие задания, некоторые - ролевые игры, некоторые - карточные игры.
При выборе игр и занятий также следует учитывать возраст ребенка. Например, игры, не требующие особой концентрации внимания и имеющие простые правила, могут подойти детям младшего возраста, в то время как более сложные задания могут подойти детям старшего возраста. Упражнения для улучшения внимания, памяти и моторики также могут помочь снизить уровень тревожности у детей с нарушениями интеллекта. Существуют разнообразные упражнения, такие как дыхательные упражнения, релаксация, повышение концентрации внимания и рисование. Важно выбрать упражнения, которые наилучшим образом соответствуют индивидуальным особенностям и потребностям ребенка [4].
Интерес к упражнениям и играм можно повысить с помощью соответствующей мотивации. Мотивация может варьироваться от простого поощрения за хорошие результаты до развития более сложных навыков и способностей. Мотивация не должна быть связана с успехом или неудачей упражнения или игры, но должна поощрять активность, независимость и творческое мышление ребенка. Следует отметить, что работа с тревожностью у детей с нарушениями интеллекта очень сложна и требует освоения различных техник и рабочих навыков, к которым нужно подходить профессионально и ответственно. Однако правильное использование игр, упражнений и других модификаций не только снижает тревожность, но и положительно влияет на уверенность ребенка и его социальную адаптацию [5]. Организация психологического сопровождения в коррекционных классах с детьми младшего возраста с нарушениями интеллекта и тревожностью - один из ключевых этапов работы коррекционных педагогов и психологов. Дети с такими нарушениями нуждаются не только в профессиональной коррекции, но и в психологической поддержке и внимании взрослых. Для организации психологической поддержки необходимо установить тесный контакт с ребенком, чтобы выявить его потребности и проблемы. Также необходимо создать спокойную обстановку, в которой ребенок сможет свободно выражать свои мысли, чувства и переживания. Для этого необходимо учитывать особенности коммуникативного поведения ребенка и использовать специальные техники общения.
Основная цель психологического сопровождения - развитие позитивной Я-концепции ребенка, повышение социальной и коммуникативной компетентности, создание условий для снижения тревожности и напряжения. Помимо индивидуальной работы, для качественного психологического сопровождения ребенка необходимы профилактические занятия с родителями и педагогами. Ведь наша неопытность и непонимание процесса работы с детьми часто является препятствием для их полноценного развития. Игровая деятельность, визуализация, арт-терапия, нарративная терапия, тренинги по снижению стресса и релаксации - все эти методы и техники, которые можно использовать при работе с детьми, также должны быть доступны родителям и педагогам [11].
Психологам необходимо понимать, как они работают над поддержкой детей дома и что они делают при работе с детьми. Поэтому, чтобы работать с ребенком как можно эффективнее, им необходимо учитывать индивидуальность ребенка и его индивидуальные потребности, но также привлекать к работе окружение ребенка, то есть родителей и учителей. Психологическая поддержка также должна учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Например, детям аутистического спектра может быть полезна арт- или музыкальная терапия, а гиперактивным детям - специальные упражнения для снятия эмоционального напряжения. Также важно отслеживать эффективность психологической поддержки и регулярно анализировать результаты. Это позволяет корректировать методики, выбирать наиболее эффективные приемы и сравнивать результаты до и после психологической поддержки. В целом, организация психологического сопровождения в коррекционных классах играет важную роль в улучшении эмоционального и психического состояния детей с интеллектуальными нарушениями и тревожностью, преодолении трудностей и обеспечении их полноценного развития.
Мониторинг эффективности коррекционных занятий является одним из ключевых элементов при работе с детьми младшего школьного возраста с тревожностью и интеллектуальными нарушениями. Чтобы оценить эффективность лечебных мероприятий, необходимо регулярно отслеживать и управлять изменениями в поведении и психологическом состоянии ребенка. Прежде всего, необходимо разработать критерии оценки эффективности лечебных мероприятий. Эти критерии должны быть конкретными и измеримыми, чтобы можно было оценить результаты [14].
Например, критериями могут быть снижение уровня тревожности ребенка, улучшение успеваемости или уменьшение поведенческих проблем. Критерии оценки должны быть определены в соответствии с потребностями и характеристиками каждого ребенка. Затем необходимо собрать данные об изменениях в поведении и психологическом состоянии ребенка во время занятий по коррекции. Это можно сделать различными способами, включая наблюдение, записи, анкеты и тесты. Анкеты помогут выявить изменения в эмоциональном и психическом состоянии ребенка, а записи и наблюдения помогут отследить изменения в поведении ребенка. Результаты мониторинга следует регулярно анализировать, чтобы определить, насколько эффективной была коррекционная работа и к каким изменениям она привела. Если коррекционная работа не приносит желаемых результатов, следует пересмотреть методы и подходы и принять меры по улучшению процесса. Оценка эффективности вмешательств является неотъемлемой частью процесса и помогает учителям и другим специалистам, работающим с детьми с тревожностью и нарушениями интеллекта, добиваться наилучших результатов. Отслеживая эффективность вмешательств, родители и педагоги могут гарантировать, что дети получают необходимую поддержку и развиваются и учатся на том же уровне, что и их сверстники.
Важным этапом в исследованиях вмешательства с детьми школьного возраста с нарушениями интеллекта и тревожностью является анализ результатов исследования. На этом этапе оценивается эффективность исследования и принимаются решения о дальнейших мерах. Для анализа результатов работы необходимо собрать и обработать информацию о каждом ребенке, получающем коррекционную поддержку. При этом важно учитывать все изменения и эффекты, которые происходят во время исследования [18].
Во-первых, необходимо оценить уровень тревожности каждого ребенка до и после исследования.
При этом следует использовать конкретные методики и шкалы для оценки тревожности, которые уже применялись на этапе, предшествующем исследованию. Кроме того, следует проанализировать изменения в поведении и развитии каждого ребенка. Оцениваются изменения в эмоциональном функционировании, взаимоотношениях и академической успеваемости. В случае постановки целей и задач следует оценить их достижение. Результаты работы анализируются как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Группа в целом должна быть проанализирована, чтобы увидеть общие тенденции и изменения. Если группе дается цикл занятий по определенной теме, следует оценить эффективность этого цикла и его влияние на группу в целом. Для анализа полученных результатов можно использовать различные методы обработки данных. Например, можно построить график изменения уровня тревожности отдельных детей. Также можно использовать сравнительные таблицы, показывающие результаты до и после исследования. Если в исследовании использовалась определенная методика или инструмент, можно провести статистический анализ результатов. Основная цель анализа результатов - определить, было ли исследование успешным и эффективным. Если результаты не соответствуют ожиданиям, следует определить причины неудачи и принять дополнительные меры для исправления ситуации. Важно понимать, что