Файл: Методические указания по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине ен. 02 Элементы математической логики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того для предикатов определяют ещё две операции:
-
Квантор общности - читают: «для всех x имеет место » (или «для любого x имеет место », «для каждого x имеет место ») -
Квантор существования - читают: «существует x, для которого имеет место » (или «найдётся x, для которого имеет место »)
Эти операции применяются к одному предикату, они ставят в соответствие одноместному предикату - высказывания и , логические значения которых определяются так:
=
=
Кванторы можно применять к n-местному предикату, в результате получают (n-1)-местный предикат.
Переменную, к которой относится квантор называют связанной, остальные переменные называют свободными.
3. Формулы логики предикатов.
Применяя к предикатам операции отрицания, конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности, квантор общности, квантор существования, получаем формулы логики предикатов.
Примеры: 1.
2.
Формула логики предикатов называется тавтологией, если приподстановке любых конкретных предикатов она всегда обращается в тождественно-истинный предикат.
Сформулируем следующие правила:
-
Формула логики предикатов называется атомарной (элементарной), если в ней нет связанных переменных. -
Если F- формула, то и - тоже формула. Свободные и связанные переменные формулы F так же являются свободными и связанными переменными в формуле . -
ПустьF и G– формулы, и в них нет переменных, которые были бы связаны в одной и свободны в другой формуле. Тогда - формулы, в которых свободные переменные формул FиG остаются свободными, а связанные – связанными. -
Пусть - формула, содержащая свободные переменные x, y, z. Тогда и - формулы, в которых переменная x – связанная, а остальные свободные.
4. Равносильные формулы логики предикатов.
Формулы F и Gравносильны в логике предикатов, если они равносильны на всех множествах. При этом пишут .
Рассмотрим равносильные формулы логики предикатов:
- перенос квантора через отрицание
2.
- вынос квантора за скобки
3.
- перестановка одноимённых
кванторов
Примеры:
-
Переведите следующие высказывания на язык алгебры предикатов:
а) все целые числа неотрицательны
Решение:
б) хотя бы одно натуральное число делится на 6
Решение:
-
Пусть – составное число, - чётное число. Переведите на русский язык следующие символические записи на языке алгебры предикатов:
а)
Решение: Найдётся целое число либо составное, либо чётное.
б)
Решение: Если любое рациональное число составное, то оно нечётное.
3. Пусть , переведите на русский язык следующую символическую запись на языке алгебры предикатов
Решение: Для любого натурального числа x найдётся целое число y такое, что их сумма будет отрицательной.
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Общие положения
Основная форма изучения программного материала для обучающихся заочного отделения – это самостоятельная работа. Одной из форм работы при обучении, а также способом осуществления контроля является выполнение контрольных заданий в межсессионный период.
Обучающимся заочного отделения предлагается контрольная работа по дисциплине «Элементы математической логики».
Выполненная контрольная работа должна быть в установленные колледжем сроки представлена на заочное отделение колледжа для регистрации и проверки преподавателем.
Не зачтенная контрольная работа должна быть выполнена повторно с учетом указанных замечаний и вновь представлена на заочное отделение колледжа для регистрации и проверки.
2. Методические указания по оформлению контрольной работы
Являясь формой итогового контроля, письменная работа позволяет оценить уровень подготовки автора работы, умение самостоятельно анализировать и использовать различные источники, в том числе и интернет-ресурс.
Предлагаемые контрольные задания составлены в соответствии с учебной программой, актуальности проблем, имеющих место в изучаемой дисциплине.
Цель работы – самостоятельное закрепление теоретических знаний и получение практических навыков по учебной дисциплине.
Выполнение контрольной работы позволяет каждому обучающемуся проявить самостоятельность и творческое отношение к учебному процессу.
Для изучения материала и выполнения контрольной работы могут быть использованы: учебники, учебные пособия, научные издания, ресурсы сети «Интернет» и другой материал.
Контрольное задание должно быть выполнено в полном объеме и в полном соответствии с предложенным перечнем варианта. Не разрешается в контрольной работе выполнять задание из разных вариантов.
При выполнении контрольной работы обучающемуся необходимо руководствоваться следующим:
1. Контрольная работа выполняется самостоятельно. Замена контрольной работы другой, взятой из аналогичного пособия или другой вариант - не допускаются.
2. Номер варианта контрольных заданий соответствует номеру студента по учебному журналу.
3. Контрольная работа выполняется в обычной школьной тетради, на лицевой стороне которой (на обложке) приводятся сведения по следующему образцу ( смотри приложение)
4. Условия задач переписываются полностью без сокращений. Для замечаний преподавателя на страницах тетради оставляются поля. Задачи выполняются по порядку их расположения в Вашем варианте.
5. Решения задач должны сопровождаться исчерпывающими, но краткими объяснениями, раскрывающими ход и методы решения задач.
6. В конце контрольной работы необходимо указать, каким учебником или учебным пособием студент пользовался при изучении математической логики (название учебника , автор, год издания).
7. Контрольная работа передаётся ведущему преподавателю во время экзаменационной сессии.
3. Варианты контрольных работ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
Вариант 1
-
Найдите , если , . -
Является ли предложение «Магазин закрыт на обед» высказыванием. Почему? -
Определите значение истинности высказывания «Если Сахара - пустыня, то Африка - остров». -
Составьте таблицу истинности . -
Упростите формулу: . -
Равносильными преобразованиями приведите формулу к СДНФ: . -
Постройте таблицу значений булевой функции: . -
Решите булево уравнение: . -
Найдите область истинности предикатов: , , , . -
Пусть А(х) = (х – составное число), В(х) = (х – четное число). Переведите на русский язык символическую запись на языке алгебры предикатов: .