Файл: белорусский государственный технологический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Определяем необходимую расчетную мощность на валу электродвигателя по формуле

; (1.1)

где ηобщ – общий коэффициент полезного действия (КПД) привода;

ηобщ = ηм·η зак·η отк·η ц* = 0,98*0,98*0,94*0,95*0,994 = 0,82,

где ηм = 0,98 – КПД упругой муфты;

ηз.п = 0,98 КПД зубчатой закрытой передачи;

ηо.п = 0,94 КПД зубчатой открытой передачи;

ηц.п = 0,95 КПД цепной передачи;

ηп = 0,99 – КПД пары подшипников качения.

Тогда



Определяем значения мощностей на валах. При наличии между электродвигателем и первой передачей привода муфты расчетное значение мощности первого вала привода

,

Мощность на втором валу привода определяется

,

где η1-2 = – КПД от первого вала ко второму.

Мощность на третьем валу привода определяется

,

Мощность на четвертом валу привода определяется



1.2. Кинематический расчет привода

Определяем ориентировочное значение общего передаточного числа привода по формуле

, (1.2)

где , и т.д. – средние значения передаточных чисел передач привода, принимаемые по табл. 2.2 [1].



Определяем ориентировочное значение угловой скорости вала электродвигателя , с-1,по формуле


.

Ориентировочное значение частоты вращения вала электродвигателя

(мин –1).

В табл. 2.3[1] с учетом ранее найденного значения расчетной мощности и принимаем стандартный электродвигатель 4А132М2 (N = 11 кВт, n = 2900 мин-1).

Угловая скорость вала электродвигателя и первого вала привода равны между собой

,

Определяем фактическое общее передаточное число привода

. (1.3)

Производим разбивку Uобщ по отдельным ступеням с определением фактических передаточных чисел всех передач с учетом следующих рекомендаций:

  • передаточное число передачи принимается близкое к среднему значению, но не должно быть меньше рекомендуемого в табл. 2.2[1];

  • передаточные числа зубчатых передач должны иметь дробные значения (для лучшей приработки зубьев);

  • в приводах, имеющих несколько зубчатых передач, тихоходные передачи должны иметь передаточное число на 20–40 % меньше быстроходной (для получения более компактного привода);

  • передаточное число конической передачи принимать не более Uкон=3,15.

(1.4)

Полученное по формуле (1.4) значение Uобщ не должно отличаться от полученного значения по формуле (2.3) больше чем на 5%.

Определяем угловые скорости на валах и частоты вращения

= = 644 мин-1;

= = 204 мин-1;


= = 29,2 мин-1.



1.3. Определение крутящих моментов на валах и их проверочный расчет

Крутящий момент на валах определяется по формуле









где Т – крутящий момент на валу, Н·м;

Р – мощность на валу, Вт;

ω – угловая скорость, с-1.

Полученные значения крутящих моментов необходимо проверить по формуле





Отклонение не должно превышать 2–3%.

Результаты расчетов сводим в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Сводная таблица результатов расчетов

Номер вала

Мощность Р, Вт

Угловая скорость ω, с-1

Частота вращения n, мин-1

Крутящий момент Т, Н·м

1

10500

303,5

2900

34,6

2

10187

67,4

644

151,1

3

9480

21,4

204

443,0

4

8916

3,06

29,2

2913,7




2. Выбор конструкции и проверочный расчет валов

Конструкция валов в основном определяется деталями, которые на них размещаются, расположением и конструкцией подшипниковых узлов, видом уплотнений и технологическими требованиями.

Валы воспринимают напряжения, которые меняются циклично от совместного действия кручения и изгиба. На первоначальном этапе проектирования вала известен только крутящий момент, а изгибающий момент не может быть определен, т.к. неизвестно расстояние между опорами и действующими силами. Поэтому при проектировочном расчете вала определяется его диаметр по напряжению кручения, а влияние изгиба учитывается понижением допускаемого напряжения кручения.

Диаметр вала d, мм, в опасном сечении определяется по формуле

, (2.1)

где Т − крутящий момент на рассматриваемом валу, Н·мм;

к] − пониженные допускаемые напряжения кручения, Н/мм².

Для валов, изготавливаемых из сталей 35, 40, 45, 40Х, 40ХН, допускаемые напряжения принимаются:

− ведущего вала [τк] = (15−20) МПа;

− ведомого вала [τк] = (30−40) МПа.

Тогда диаметр ведущего вала закрытой зубчатой передачи (редуктора)



Принимаем d1 = 22 мм.

Диаметр ведомого вала закрытой зубчатой передачи



Принимаем d2 = 30 мм.

Диаметры участков валов под подшипники качения:



Эскизы валов редуктора представлены на рисунке 2.1.






Таблица 2.1

Определение диаметров участков валов

Диаметр вала, мм

Входной вал

Выходной вал

d1 – выходного конца

20

30

d2 – под уплотнение

22

35

d3 – под внутреннее кольцо подшипника

25

40

d4 – под насаживаемую деталь



48

d5 – буртика

30

55


Предварительно выбираем параметры шпоночных соединений редуктора.

Посадка муфты на быстроходный вал: шпонка 6х6х32.

Посадка колеса на тихоходный вал: шпонка 14х9х50.

Посадка шестерни на тихоходный вал: шпонка 8х7х36.

Рисунок 2.1 – Эскизы валов редуктора: а) быстроходного,

б) тихоходного

3. Проектный и проверочный расчеты закрытой передачи. Расчет размеров геометрических параметров зубчатых колес

По условию задания твердость материала зубчатых колес должна составлять 53HRC. В качестве материала для изготовления зубчатых колес и шестерен используем сталь 40Х (термообработка – улучшение + закалка ТВЧ). Твердость для колеса принимаем 51HRC(490HB), а для шестерни – 53HRC (515HB) с учетом того, что разница между этими значениями должна составлять 2…4 единицы.

Механические свойства: предел прочности σв = 920 МПа, предел текучести σТ = 750 МПа.

Определим допускаемые контактные напряжения, МПа

* (3.1)

где σHlim– предел контактной выносливости поверхности зубьев, соответствующий эквивалентному числу циклов перемены напряжений, МПа;

(3.2)

σHlimb = 2∙НВ + 70 – предел контактной выносливости поверхности зубьев, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений;

KН1 – коэффициент долговечности (KН1 = 1);

SН – коэффициент безопасности (SН = 1,2);

ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхностей;

ZV– коэффициент, учитывающий окружную скорость;

KL– коэффициент, учитывающий влияние смазки;

KXH – коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса.

Для проектировочного расчета по ГОСТ 21354 – 75 значение коэффициентов ZR ∙ ZV ∙ KL ∙KXH принимаем равными 0,9.

Определяем допускаемое напряжение для шестерни и колеса одновременно:

σHlimb1