Файл: белорусский государственный технологический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Определяем необходимую расчетную мощность на валу электродвигателя по формуле
; (1.1)
где ηобщ – общий коэффициент полезного действия (КПД) привода;
ηобщ = ηм·η зак·η отк·η ц* = 0,98*0,98*0,94*0,95*0,994 = 0,82,
где ηм = 0,98 – КПД упругой муфты;
ηз.п = 0,98 – КПД зубчатой закрытой передачи;
ηо.п = 0,94 – КПД зубчатой открытой передачи;
ηц.п = 0,95 – КПД цепной передачи;
ηп = 0,99 – КПД пары подшипников качения.
Тогда
Определяем значения мощностей на валах. При наличии между электродвигателем и первой передачей привода муфты расчетное значение мощности первого вала привода
,
Мощность на втором валу привода определяется
,
где η1-2 = – КПД от первого вала ко второму.
Мощность на третьем валу привода определяется
,
Мощность на четвертом валу привода определяется
1.2. Кинематический расчет привода
Определяем ориентировочное значение общего передаточного числа привода по формуле
, (1.2)
где , и т.д. – средние значения передаточных чисел передач привода, принимаемые по табл. 2.2 [1].
Определяем ориентировочное значение угловой скорости вала электродвигателя , с-1,по формуле
.
Ориентировочное значение частоты вращения вала электродвигателя
(мин –1).
В табл. 2.3[1] с учетом ранее найденного значения расчетной мощности и принимаем стандартный электродвигатель 4А132М2 (N = 11 кВт, n = 2900 мин-1).
Угловая скорость вала электродвигателя и первого вала привода равны между собой
,
Определяем фактическое общее передаточное число привода
. (1.3)
Производим разбивку Uобщ по отдельным ступеням с определением фактических передаточных чисел всех передач с учетом следующих рекомендаций:
-
передаточное число передачи принимается близкое к среднему значению, но не должно быть меньше рекомендуемого в табл. 2.2[1]; -
передаточные числа зубчатых передач должны иметь дробные значения (для лучшей приработки зубьев); -
в приводах, имеющих несколько зубчатых передач, тихоходные передачи должны иметь передаточное число на 20–40 % меньше быстроходной (для получения более компактного привода); -
передаточное число конической передачи принимать не более Uкон=3,15.
(1.4)
Полученное по формуле (1.4) значение Uобщ не должно отличаться от полученного значения по формуле (2.3) больше чем на 5%.
Определяем угловые скорости на валах и частоты вращения
= = 644 мин-1;
= = 204 мин-1;
= = 29,2 мин-1.
1.3. Определение крутящих моментов на валах и их проверочный расчет
Крутящий момент на валах определяется по формуле
где Т – крутящий момент на валу, Н·м;
Р – мощность на валу, Вт;
ω – угловая скорость, с-1.
Полученные значения крутящих моментов необходимо проверить по формуле
Отклонение не должно превышать 2–3%.
Результаты расчетов сводим в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Сводная таблица результатов расчетов
Номер вала | Мощность Р, Вт | Угловая скорость ω, с-1 | Частота вращения n, мин-1 | Крутящий момент Т, Н·м |
1 | 10500 | 303,5 | 2900 | 34,6 |
2 | 10187 | 67,4 | 644 | 151,1 |
3 | 9480 | 21,4 | 204 | 443,0 |
4 | 8916 | 3,06 | 29,2 | 2913,7 |
2. Выбор конструкции и проверочный расчет валов
Конструкция валов в основном определяется деталями, которые на них размещаются, расположением и конструкцией подшипниковых узлов, видом уплотнений и технологическими требованиями.
Валы воспринимают напряжения, которые меняются циклично от совместного действия кручения и изгиба. На первоначальном этапе проектирования вала известен только крутящий момент, а изгибающий момент не может быть определен, т.к. неизвестно расстояние между опорами и действующими силами. Поэтому при проектировочном расчете вала определяется его диаметр по напряжению кручения, а влияние изгиба учитывается понижением допускаемого напряжения кручения.
Диаметр вала d, мм, в опасном сечении определяется по формуле
, (2.1)
где Т − крутящий момент на рассматриваемом валу, Н·мм;
[τк] − пониженные допускаемые напряжения кручения, Н/мм².
Для валов, изготавливаемых из сталей 35, 40, 45, 40Х, 40ХН, допускаемые напряжения принимаются:
− ведущего вала [τк] = (15−20) МПа;
− ведомого вала [τк] = (30−40) МПа.
Тогда диаметр ведущего вала закрытой зубчатой передачи (редуктора)
Принимаем d1 = 22 мм.
Диаметр ведомого вала закрытой зубчатой передачи
Принимаем d2 = 30 мм.
Диаметры участков валов под подшипники качения:
Эскизы валов редуктора представлены на рисунке 2.1.
Таблица 2.1
Определение диаметров участков валов
Диаметр вала, мм | Входной вал | Выходной вал |
d1 – выходного конца | 20 | 30 |
d2 – под уплотнение | 22 | 35 |
d3 – под внутреннее кольцо подшипника | 25 | 40 |
d4 – под насаживаемую деталь | | 48 |
d5 – буртика | 30 | 55 |
Предварительно выбираем параметры шпоночных соединений редуктора.
Посадка муфты на быстроходный вал: шпонка 6х6х32.
Посадка колеса на тихоходный вал: шпонка 14х9х50.
Посадка шестерни на тихоходный вал: шпонка 8х7х36.
Рисунок 2.1 – Эскизы валов редуктора: а) быстроходного,
б) тихоходного
3. Проектный и проверочный расчеты закрытой передачи. Расчет размеров геометрических параметров зубчатых колес
По условию задания твердость материала зубчатых колес должна составлять 53HRC. В качестве материала для изготовления зубчатых колес и шестерен используем сталь 40Х (термообработка – улучшение + закалка ТВЧ). Твердость для колеса принимаем 51HRC(490HB), а для шестерни – 53HRC (515HB) с учетом того, что разница между этими значениями должна составлять 2…4 единицы.
Механические свойства: предел прочности σв = 920 МПа, предел текучести σТ = 750 МПа.
Определим допускаемые контактные напряжения, МПа
* (3.1)
где σHlim– предел контактной выносливости поверхности зубьев, соответствующий эквивалентному числу циклов перемены напряжений, МПа;
(3.2)
σHlimb = 2∙НВ + 70 – предел контактной выносливости поверхности зубьев, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений;
KН1 – коэффициент долговечности (KН1 = 1);
SН – коэффициент безопасности (SН = 1,2);
ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхностей;
ZV– коэффициент, учитывающий окружную скорость;
KL– коэффициент, учитывающий влияние смазки;
KXH – коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса.
Для проектировочного расчета по ГОСТ 21354 – 75 значение коэффициентов ZR ∙ ZV ∙ KL ∙KXH принимаем равными 0,9.
Определяем допускаемое напряжение для шестерни и колеса одновременно:
σHlimb1