Файл: белорусский государственный технологический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
= 2∙515 + 70 = 1100 МПа.

σHlimb2 = 2∙490 + 70 = 1050 МПа.





*0,9 = 825 МПа.

*0,9 = 787,5 МПа.

В качестве допускаемого контактного напряжения принимаем:

МПа –для косозубого зацепления.

Допускаемые напряжения на выносливость зубьев при изгибе определяем по формуле:

(3.3)

где YS– коэффициент, учитывающий градиент напряжения и чувствительности материала и концентрации напряжений ( YS= 1);

YR – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности(YR = 1);

KXF– коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса (KXF = 1);

(3.4)

где σFlimb– предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений:

σFlimb = 1,8НВ = 945 МПа­ – шестерня,

σFlimb= 1,8НВ = 900 МПа – ­колесо;

KFα – коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба (K = 0,9);

KFd– коэффициент, учитывающий деформационное упрочнение или электрохимическую обработку переходной поверхности (K = 1);

KFO– коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки (KFO= 1);

KF1 коэффициент долговечности (KF1=1);

SF– коэффициент безопасности;

(3.5)



Тогда для зубьев шестерни






Для зубьев колеса





Выполним проектировочный расчет, который служит для предварительного определения размеров. При расчетах зубчатой передачи принимаем, что индекс «1» относится к шестерне, а индекс «2» – к колесу. Поэтому значение крутящего момента Т1 соответствует валу, на котором установлена шестерня.

При проектировочном расчете ориентировочно определяем начальный диаметр шестерни (мм) по формуле:

, (3.6)

где – вспомогательный коэффициент, 675 МПа для косозубых колес;

– крутящий момент на ведущем валу, Н·м;

= 1,16 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, зависящий от твердости материала колес НВ, кинематической схемы передачи и величины ψbd; определяется по номограммам (рис. 3.2.) [1];

KA = 1,25 – коэффициент внешней динамической нагрузки (табл.3.3.);

U= 4,5 – передаточное число рассчитываемой зубчатой пары (принимается из кинематического расчета);

ψbd = 0,7 – коэффициент ширины зубчатого венца (задан);

– допускаемые контактные напряжения (определены ранее).

Тогда получим



Начальный диаметр колеса:

.

Ориентировочное значение межосевого расстояния при внешнем зацеплении



Нормальный модуль для косозубых колес принимаем в зависимости от межосевого расстояния:



Полученое значения

округляем до ближайшего стандартных значений по ГОСТ 9563 (табл.3.5) [1].

Принимаем mn = 1,5 мм.

Предварительно принимается угол наклона линии зубьев равный 130.

Определяем число зубьев косозубой шестерни



.

Значения Z1 и Z2 округляют до целых чисел. Принимаем Z1 = 24, Z2 = 107.

Уточняется передаточное число , отклонение от требуемого значения не должно превышать 5 %.

U = Z2/Z1 = 107/24 = 4,46.

Отклонение составляет 0,9% < 5%.




Угол наклона линии зубьев β уточняется по формуле



Уточняем диаметр начальной окружности шестерни и колеса





Уточняем межосевое расстояние

мм.

Определяется рабочая ширина венца шестерни и колеса

мм;

мм.

Принимаем b1 = 30 мм, b2 = 26 мм.

Определим окружную скорость

м/с,

где - угловая скорость на валу шестерни, с-1; определяется из кинематического расчета.

Определяем степень точности передачи в зависимости от окружной скорости, условий ее работы и возможности производства в соответствии с табл. 3.6 [1]. Принимаем 8-ю степень точности.
Выполним проверочный расчет закрытой зубчатой
передачи на контактную выносливость.

Расчетные контактные напряжения
, МПа в полюсе зацепления определяют по формуле:

, (3.7)

где ZH – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев, принимается равным 1,73 при = 13,3о;

Zm – коэффициент, учитывающий механические свойства материала сопряженных зубчатых колес, принимается равным 275;

Zε – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, Zε = 0,8 для косозубых;

– удельная расчетная окружная сила, Н/мм

,

где – ширина колеса, мм;

– делительный диаметр шестерни, мм;

– крутящий момент на валу шестерни, Н·м;

– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями; для косозубых колес при степени точности 8 – ( < 10 м/с);

- определяется по рис. 3.2 [1];

- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении, определяется по табл.3.7 [1].

Тогда





Полученное значение должно удовлетворять условию

,





Условие выполняется.
Выполним проверочный расчет зубьев на выносливость при изгибе.


Расчетные напряжения изгиба зубьев (МПа) определяем по формуле

, (3.8)

где – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. Предполагая, что в зацеплении находится одна пара зубьев принимают = 1;

– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца. Принимается по номограммам в зависимости от твердости материала колес, величина и кинематической схемы передачи (рис. 3.2.) [1], ;

– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении. Определяется по табл. 3.7 [1], KFv = 1,2;

YF – коэффициент, учитывающий форму зуба; определяем по графику (рис. 3.3 [1]) в зависимости от эквивалентного числа зубьев ZV:

ZV = ;



YF = 3,72 ­для колеса,YF = 3,96­ для шестерни;

– коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев ( = 1 );

Yβ– коэффициент, учитывающий наклон зуба



Проверочный расчет зубчатой передачи на выносливость при изгибе производим для менее прочного звена: шестерни или колеса. Для этого необходимо определить отношение для шестерни и колеса и проверку на выносливость производить для того звена, у которого это отношение меньше.

Шестерня колесо.

Проверку на выносливость проводим для шестерни



Условие прочности выполняется.