Файл: белорусский государственный технологический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Определим силы, действующие в зацеплении цилиндрической передачи.
На рисунке 3.1 представлена схема сил, действующих в косозубом зацеплении.
Рисунок 3.1 - Силы в цилиндрическом косозубом зацеплении
Окружная сила
. (3.9)
Радиальная сила
. (3.10)
Осевая сила
, (3.11)
где Т1 – крутящий момент на ведущем валу, Н·м;
– диаметр начальной начальной окружности, мм;
– угол зацепления (стандартный = 20о);
– угол наклона линии зуба.
Значения Т и брались для вала шестерни.
Расчет размеров колес цилиндрической передачи.
По рекомендациям [1] зубчатое колесо изготовляем кованным.
На рисунке 3.2 представлена конструкция цилиндрического колеса.
Определим основные параметры цилиндрического зубчатого колеса по таблице 8.1 [1]. |
Высота головки зуба: ha = mn = 1,5 мм. (3.12) Высота ножки зуба: hf = 1,25·mn , (3.13) hf = 1,25·1,5 = 1,875 мм. Высота зуба: h = ha + hf , (3.14) h = 1,5 + 1,875 = 3,375 мм. Диаметр окружности вершин зубьев: dа = dw + 2·ha , (3.15) dа1 = 37 + 2·1,5 = 40 мм; |
dа2 = 165 + 2·1,5 = 168 мм;
Диаметр окружности впадин зубьев
(3.16)
Рисунок 3.2 - Элементы цилиндрического зубчатого колеса
Толщина обода:
а = (2,0…4,0)·ha , (3.17)
a =
Принимаем а = 6 мм.
Внутренний диаметр обода:
Dk2 = df2 - 2·a, (3.18)
Dk2 = 161,25 – 2*6 = 149,25 мм.
Толщина диска:
(3.19)
Принимаем с = 7 мм.
Фаска на торце зуба:
f = (0,6…0,7)·ha , (3.20)
Принимаем f = 1,0 мм.
Диаметр вала под ступицей колеса:
dв = d4 = 48 мм.
Диаметр ступицы:
dст = (1,6…1,8)·dв , (3.21)
dст = (1,6…1,8)*48 = 76,8…86,4 мм.
Принимаем dст = 80 мм.
Длина ступицы:
lст = (1,2…1,6)·dв , (3.22)
|
Принимаем lст = 70 мм.
Диаметр отверстий в диске:
Do = , (3.23)
Do = = 27,7…17,3 мм.
Принимаем Do = 20 мм.
Диаметр окружности центров отверстий:
Dотв = , (3.24)
Dотв = = 114,625 мм.
Принимаем Do = 115 мм.
4. Проектный и проверочный расчеты открытых передач
4.1. Проектный расчет конической открытой передачи
По рекомендациям [1] открытые зубчатые передачи рассчитывают только на выносливость зубьев при изгибе, так как абразивное изнашивание поверхностей зубьев открытых передач происходит быстрое, чем усталостное контактное выкрашивание. |
По рекомендациям [1] для изготовления зубчатых колес конической передачи используем следующие материалы: шестерня - сталь 45; термообработка – улучшение; твердость 235 HВ; предел прочности в = 780 МПа; предел текучести = 540 МПа; колесо - сталь 45; термообработка – нормализация; твердость 190 HВ; предел прочности в = 600 МПа; предел текучести = 320 МПа. Допускаемые напряжения на выносливость зубьев при изгибе определяем по формуле: (4.1) где YS– коэффициент, учитывающий градиент напряжения и чувствительности материала и концентрации напряжений ( YS= 1); YR – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности(YR = 1); KXF– коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса (KXF = 1); (4.2) где σFlimb– предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений: σFlimb = 1,8НВ = 1044 МПа – шестерня, σFlimb= 1,8НВ = 882 МПа – колесо; KFα – коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба (KFα = 1,1); KFd– коэффициент, учитывающий деформационное упрочнение или электрохимическую обработку переходной поверхности (KFβ = 1); KFO– коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки (KFO= 1); KF1 – коэффициент долговечности (KF1=1); SF– коэффициент безопасности; (4.3) Тогда для зубьев шестерни Для зубьев колеса Выполним проектный расчет передачи. Принимаем Z3 = 15. Тогда Z4 = Z3*Uо.п = 15*3,15 = 47,25. Принимаем Z4 = 47. Действительное передаточное число Uо.п= Z4/Z3 = 47/15 = 3,13. |
Угол делительного конуса шестерни и колеса (рис. 4.1), град
3 = arctg(Z3/Z4) = arctg(15/47) = 17,7o;
4 = arctg(Z4/Z3) = arctg(47/15) = 72,3o.
Эквивалентное число зубьев
ZV3(4)= Z3(4)/cosδ3(4).
ZV3 =
ZV4 =
Расчетный средний модуль зацепления определяется по усталостному напряжению изгиба зуба по формуле:
(4.4)
где km= 14;
ψbd – коэффициент ширины зубчатого венца шестерни относительно ее диаметра ψbd = 0,3 (задан);
KFβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца ;
KHV – коэффициент внешней динамической нагрузки [1].
YF – коэффициент, учитывающий форму зуба, (рис.3.3 [1]).
Расчет производим для элемента пары «шестерня-колесо», у которого меньшая величина отношения [σF3(4)]/YF3(4).
Для шестерни -
Для колеса -
Следовательно, расчет проводим для колеса.
Ширина венца
b= ψbdm′mz3 = 0,3*4,1*15 = 18,45 мм;
Принимаем b = 20 мм.
Внешнее конусное расстояние
R′e= 0,5(m′mZ3/sinδ′4+b) = 0,5(4,1*15/sin 17,7o + 20) = 111,14 мм; (b/R′e≤0,3), 20/111,14 = 0,180. Условие выполняется
Рис. 4.1. Основные параметры конической передачи
Наружный модуль, мм
m′te = m′m R′e /(R′e - 0,5b) = 4,1*111,14/(111,14 – 0,5*20) = 4,5 мм.
m′teокругляют до ближайшего стандартного значения mte= mn, мм (табл. 3.5[1]).
Принимаем
Действительное внешнее конусное расстояние, мм
Re= 0,5mte = 0,5*5
Средний модуль зацепления, мм
mm = mte(Re - 0,5b)/Re = 5(123,34 – 0,5*20)/123,34 = 4,59 мм.
Средний делительный диаметр
шестерни
dm3 =mmZ3 = 4,59*15 = 68,92 мм;
колеса
dm4 =mmZ4 = 4,59*47 = 215,73 мм.
Выполним проверочный расчет по усталостному напряжению изгиба зуба.
Расчетные напряжения изгиба (МПа) должны удовлетворять зависимости
σF4 = YF4WFt/(0,85mm) ≤ [σF4].
Окружная скорость колес, м/с
V4= π dm4n4/(60·103) = 3,14*215,73*204/(60*103) = 2,3 м/с.
Степень точности - 8 (табл. 3.6) [1].
Удельная окружная динамическая сила, Н/мм
WFV= δFg0V4
где δF = 0,11 – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зуба на динамическую нагрузку (табл. 4.2) [1];
g0 = 5,3 – коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса (табл. 4.3) [1];
=0,5(dm3+dm4) = 0,5(68,92 + 215,73) = 142,33 мм – условное межосевое расстояние, определяющее моменты инерции колес.
Тогда
WFV= 0,16*5,3*2,3
Удельная расчетная окружная сила в зоне ее наибольшей концентрации
, Н/мм
WFtp= Ft4 KFβ/b= 3434*1,01/20 = 173,4 H/мм,
где Ft3(4) – окружная сила в зацеплении:
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении,
KFv= 1 + (WFv/WFtp) = 1 + (13,2/173,2) = 1,08.
Удельная расчетная окружная сила при изгибе, Н/мм
WFt= Ft KFβKFvKА/b= 3434*1,01*1,08*1,0/20 = 187,3 H/мм.
Тогда
;
= 179,1 МПа ;
Условие прочности зубьев на изгиб выполняется.
Определим силы в зацеплении (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Силы в зацеплении конических передач
Усилия в зацеплении прямозубых конических колес (рис. 4.2):
Окружные силы, Н
; .
Радиальные силы, Н
;
Осевые силы, Н:
;
Здесь α = 20˚.
Расчет размеров колес конической передачи
На рисунке 4.3 изображена конструкция конического колеса.
Рис. 4.3. Конструкция и основные геометрические параметры конического колеса
Угол делительного конуса шестерни δ3,
3 = arctg(Z3/Z4) = arctg(15/47) = 17,7o;
Угол делительного конуса колеса δ2